Вторник двенадцатый. Мы говорим о прощении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторник двенадцатый. Мы говорим о прощении



 

«Прежде чем умереть, прости себя. Потом прости других».

Прошло несколько дней после интервью для «Найтлайн». Небо было мрачное, дождливое. Морри сидел, накрывшись одеялом, а я — по­одаль от него, держа в руках его босые ноги. Ноги были сморщенные и мозолистые, а ногти совсем желтые. И еще в руках у меня была баночка с кремом: я выдавливал из нее понемногу на ла­донь и массировал Морри лодыжки,

Еще одна процедура, которую профессору де­лали уже в течение нескольких месяцев, и я, ста­раясь удержать хоть толику того, что было воз­можно, напросился делать ее сам. Из-за болезни Морри не мог теперь даже пошевелить пальцами ног, хотя по-прежнему чувствовал боль, и мас­саж помогал облегчить ее. К тому же Морри нра­вилось, когда до него дотрагивались. И я теперь готов был сделать что угодно, только бы доста­вить ему радость.

— Митч, — сказал Морри, возвращаясь к теме прощения, — мстительность и упрямство лише­ны всякого смысла. И если бы ты знал, как я о них сожалею. — Морри вздохнул. — Гордыня. Тщеславие. И что нас толкает на поступки, о которых мы потом жалеем?

Важность прощения — еще один из моих во­просов. Я помнил фильмы, где патриарх семьи на смертном ложе просит позвать отверженного сына, чтобы перед смертью помириться с ним. И мне хотелось знать, была ли и у Морри нужда сказать кому-то «прости» перед смертью.

— Видишь ту скульптуру? — Морри кивнул на бюст, что стоял на полке возле дальней стены кабинета.

Я никогда прежде не обращал на него внима­ния. Бронзовая голова мужчины лет сорока в гал­стуке, с прядью волос, ниспадающей на лоб.

— Это я, — сказал Морри. — Мой друг Нор­ман изваял этот бюст около тридцати лет назад. Мы с Норманом в свое время были неразлучны. Вместе плавали. Вместе ездили в Нью-Йорк. Я приехал к нему домой, в Кембридж, и он ваял этот бюст у себя в подвале. Несколько недель под­ряд работал над ним — хотел, чтобы получилось как можно лучше.

Я внимательно всмотрелся в скульптуру. Так странно было видеть трехмерного Морри, моло­дого и здорового, взирающего на нас с высоты. Даже в бронзе вид у него был причудливый, и я подумал, что другу Морри удалось передать не только внешнее сходство, но и дух профессора.

— А теперь грустная часть истории. Норман с женой переехали в Чикаго. А вскоре Шарлотт предстояла серьезная операция. Норман и его жена совсем пропали. Я знал, что им было извест­но об операции, но они ни разу не позвонили спросить, как у Шарлотт дела. Мы очень обиде­лись и прервали с ними отношения. Я потом не раз сталкивался с Норманом, и он пытался со мной помириться. Но я отказывался — меня не устраивали его объяснения. Я из гордости от­талкивал его.

Морри закашлялся.

— Митч... несколько лет назад... он умер от рака. Мне очень тяжело. Я ведь его так и не ви­дел. И так и не простил. А теперь мне больно...

Морри заплакал — тихо, беззвучно. Я про­должал втирать крем в его онемевшие пальцы. А он, окунувшись в воспоминания, продолжал пла­кать еще пару минут.

— И не только других мы должны простить, Митч, — почти шепотом продолжал Морри. — Мы должны простить и себя тоже.

— Себя?

— Да, себя. За все, что нам не удалось сде­лать. За все то, что мы должны были бы сделать. Нельзя увязать в сожалениях о том, чего не слу­чилось. Это очень мешает, когда оказываешься в том положении, в котором сейчас я. Мне всегда хотелось достичь большего в своей работе; напи­сать больше книг, чем я написал. Я, бывало, ко­рил себя за это. Теперь я вижу: это ни к чему. Примирись. Примирись с собой и со всеми, кто вокруг тебя.

Я наклонился к Морри и бумажным платком промокнул ему слезы. Морри заморгал. Его шум­ное дыхание напоминало легкий храп.

— Прости себя. Прости других, Митч. Не жди. Не всем дается на это время, как сейчас дается оно мне. Не всем так везет.

Я бросил бумажный платок в корзину для му­сора и снова принялся за его ноги. Везет? Я на­давил пальцем затвердевшую плоть, а он этого даже не почувствовал.

— Натяжение противоположностей, Митч. По­мнишь? Силы, что тянут тебя в разные стороны.

— Помню.

— Я скорблю об ускользающем времени, но и радуюсь, что у меня есть шанс поправить что можно.

Мы сидели в молчании. В окно хлестал дождь. За спиной Морри гибискус все еще не сдавался, маленький, но крепкий.

— Митч, — шепотом позвал меня Морри.

— Да? — Я теребил его пальцы, поглощен­ный своим занятием.

— Посмотри на меня.

Я наткнулся на его проницательный взгляд.

— Я не знаю, почему ты вернулся ко мне. Но я хочу сказать тебе... — Он замолчал — голос его будто оборвался. — Если б у меня мог быть еще один сын, я бы хотел, чтоб это был ты.

Я опустил глаза и принялся еще сильнее рас­тирать отмирающую плоть его пальцев. На мгно­вение мне стало страшно: а что, если принимая это признание, я предаю своего отца? Но, под­няв глаза, я увидел лицо Морри, улыбавшегося сквозь слезы, и понял: в такие мгновения преда­тельства быть не может.

Теперь страшным стало другое — сказать «прощай».


 

 

 

Я выбрал себе погребальное место.

— Где же это?

— Недалеко отсюда. На холме под деревом, возле пруда. Тихое, безмятежное. В таком месте хорошо размышлять.

— Вы там собираетесь размышлять?

— Я там собираюсь лежать мертвым. Морри зашмыгал. И я вместе с ним.

— Ты будешь приходить меня навещать?

Навещать?

— Так, прийти поговорить. Например, во вторник. Ты же всегда приходишь ко мне во вторник.

Мы ведь люди вторника.

Точно. Люди вторника. Так что, придешь? Как же он ослабел за эти последние дни.

— Посмотри на меня, — попросил Морри.

— Смотрю.

— Так ты придешь ко мне на могилу? Расска­зать о своих проблемах?

О моих проблемах?

Да.

И вы мне поможете их решить?

— Помогу чем смогу. Как обычно.

Я представляю себе его могилу на холме возле пруда — клочок земли, куда его поместят, засып­лют землей и положат сверху камень. Через не­сколько недель? Или несколько дней? Я представ­ляю, как сижу там один, скрестив руки на коле­нях, уставившись в пространство.

Это будет совсем не как обычно. Я не услы­шу, как вы говорите.

— А... как я говорю...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.023 с.)