Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарастание кризиса советской системы (60-80-е годы). Социально-экономические и общественно-политические процессы в Беларуси.

Поиск

Несмотря на высокие показатели роста промышленного производства, с конца 60- х годов параллельно существовали и усиливались негативные явления - отставание темпов ускорения научно-технического прогресса и внедрения в производство достижений науки и техники. Увеличение государственных ассигнований на нужды сельского хозяйства, а также использование собственных средств разрешили колхозам и совхозам осуществить широкую программу строительства производственных помещений. Экономика Беларуси была частью общехозяйственного комплекса СССР. Итогам развития экономики БССР к середины 80- х годов появилась создание крупного территориально-отраслевого промышленного комплекса. Весь послевоенный период, в том числе и в 60-е- первой половине 80- х гг., в республике велось интенсивное капитальное строительство, наращивались производственные мощности. Однако нельзя не считаться с тем фактом, что в экономическом развитии страны и нашей республики в первой половине 80- х гг. стали очевидными негативные явления. Это в первую очередь снижение темпов экономического роста.
Медленно развивались отрасли промышленности, которые выпускали товары широкого потребления. За 1970-1985 гг. объём продукции лёгкой промышленности увеличился только в 2,1 раза, а перерабатывающих отраслей сельского хозяйства в 1,9 раза.
Не удалось обеспечить в полной мере выход народного хозяйства БССР, как и СССР в целом, на качественно новый научно-технический и организационно-экономический уровень. Республика не добилась решительного сдвига в интенсификации производства.
Хозяйственный механизм мало содействовал созданию условий для заинтересованности людей в высокоэффективном труде, развитии их творческой активности, инициативы. Часто нарушалась трудовая и технологическая дисциплины. Это привело к снижению темпов прироста промышленной продукции в 2 раза в 1981-1985 гг. по сравнению с 1961-1965 гг.
Не произошло значительного улучшения качества произведенной продукции. Значительно осложнилась экологическая ситуация в итога бурного индустриального развития и недооценки природоохранных мер, недостатков в здравоохранении и т.д..
Все это вызвало серьезную озабоченность в обществе. Крепче и крепче раздавались голоса о необходимости перемен.
Работа транспорта не соответствовала потребностям народного хозяйства и населения. Имели место срывы графика движения поездов, допускались огромные простои подвижного состава, наблюдалась практика значительных пробегов транспорта порожняком.
Сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути, замедлялись темпы прироста продукции. Не приносили отдачи значительные финансовые вливания в сельское хозяйство. Уровень оснащённости техникой и организация её использования не соответствовали задачам увеличения продукции. Слабо решались задачи комплексной механизации. Проводимое осушение заболоченных земель не учитывало требований охраны окружающей среды. Всё это отражалось на выпуске продукции. За 20 лет, с 1965 по 1985 года, её валовый объём возрос только в 1,6 раза.
С второй половины 70- х годов концепция построения коммунизма получила продолжение в концепции развитого социалистического общества. С середины 50- х годов неоднократно делались попытки увеличить роль Советов в управления государством и обществам. Однако реальная власть находилась в руках партийных комитетов. И вообще вся общественно-политическая жизнь было строго регламентировано и централизованно. Управляющей силой белорусского общества появлялась Компартия Беларуси. Ее количество увеличилась с 48,2 тыс. коммунистов в 1946 г. к 688 тыс. в 1985 г. Важную роль в политической структуры и жизни общества играли общественные организации - это перво-наперво профсоюзы. Всплеск общественной активности был связанный с обсуждением и принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Их достоинством было ориентированность на защиту.

 

 

44.

 

45. БССР на международной арене (1945 - 1985 гг.).

Международно-политический статус Беларуси после Второй мировой войны изменился. 1 февраля 1944 г., накануне конференции в Думбартум-Оксе где планировалось обсудить проект Устава Организации Объединенных Наций (ООН), Верховый Совет СССР принял закон, по которому все союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться консульскими и дипломатическими представительствами. В марте 1944 г. был создан Народный комиссариат (с 1946 г.- Министерство) иностранных дел Беларуси. Первым министром стал К. Киселев. Из всех союзных республик только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.
По инициативе белорусской делегации 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о выдаче и наказании военных преступников. В феврале 1947 г. БССР подписала мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Только за 1944-1955 гг. БССР подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций. БССР стала членом ряда международных организаций: Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза (1947), Всемирной метеорологической организации (1948), Всемирной организации здоровья (1948), Международной организации труда (1954), Организации ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Однако связи БССР с зарубежными странами в первое послевоенное время были незначительны. Их развитию мешали трудности восстановления хозяйства, "холодная война", политика "закрытости" советского общества, негативного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран. Внешнеполитическая деятельность БССР проводилась в русле международной политики СССР, скоординированной с политикой стран членов Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Все вопросы отношений с иностранными государствами, международными организациями решались с ведома союзных органов. Характер и масштабы внешнеполитической деятельности республики определялись общими процессами развития международной обстановки, противоборством двух систем и их внешнеполитических союзов.
Повышению авторитета БССР на международной арене способствовало открытие в 1958 г. Постоянного представительства Белорусской СССР при ООН. В дальнейшем Беларусь избиралась непостоянным членом Совета Безопасности при ООН (1974-1975 гг.), 4 раза избиралась в Экономический и Социальный Совет. Она участвовала в работе 70 международных организаций и их органов. Беларусь стала соавтором 10 проектов резолюций по вопросам разоружения. По предложению БССР Генеральная Ассамблея ООН в 1971 г. приняла Конвенцию о нераспространении срока давности на военных преступников и преступления против человечества. Через участие в международных и межправительственных организациях республика укрепляла свой авторитет на международной арене. В области внешнеэкономических связей решающую роль играло Министерство внешней торговли СССР. Оно определяло экспортные заказы, организовывало поставки в республику импортного оборудования и промышленных товаров. Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов экспорт Беларуси увеличился во много раз. Если в 1956 г. более 100 предприятий республики поставляли свою продукцию в 47 стран, то в 1985 - 300 предприятий более чем 100 государствам.
В целях расширения торгово-экономических связей БССР подписала Конвенцию о международных выставках. В 60-70-е гг. на выставках в Брюсселе, Японии, Лейпциге, Канаде, Польше и других городах и странах золотыми призерами выставок были тракторы МТЗ, БелАзы, силосоуборочные комбайны и прицепы. В 60-х гг. БССР принимала участие более чем в 200 международных выставках. За это время 30 изделий 18 предприятий получили 37 почетных дипломов. БССР также проводила специализированные международные выставки, что свидетельствует о признании ее достижений в той или иной области науки и техники. Также
Важную роль в укреплении отношений с зарубежными странами играли культурные связи, которые осуществлялись государственными творческими союзами и коллективами, учебными и научными заведениями, Белорусским обществом дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Комитетом молодежных организаций Беларуси. Беларусь в 60-х - первой половине 80-х гг. вела подготовку кадров для зарубежных стран.

 

 

46. Политика «перестройки»: причины, замыслы, лидеры, результаты (1985 - 1991 гг.).

Противоречия жизни в середине 80-ых лет особенно остро проявилось в экономике..Единая система собственности, централизованное управление, власть номенклатуры привели к полному исчезновению типичных экономике законов её развития. Политика перестройки, ее суть и итоги. В середине 80-х гг. Советский Союз оказался в сложном положении. Затормаживались темпы социально-экономического развития, не всегда достижения науки и техники насаждались в производство, низкой была качество многих видов продукции, не хватала высоко-качественных товаров на рынке, по некоторых показателях приостановился рост жизненного уровня народа. Требовалась реформирование политико-экономической системы, какая в основе своей сформировалась в СССР в 20-30-я гг. Перестро́йк а — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 г Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Перестройку условно можно разделить на три этапа
Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введениегосприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей»
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.
Третий этап (июнь 1989 — 1991). Заключительный этап,в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

 

47. Противоречия социально-экономического развития Беларуси (1985 - 1991 гг.).

Курс на перестройку показал, что общество не достаточно восприимчиво к новым идеям. На деле происходило не ускорение, а замедление социально-экономического развития. Возникает напряженность в обеспечении промышленного и с/х производства сырьем и энергетическими ресурсами. Снижение цен на мировом рынке на нефть привело к тому, что в 1985-1986гг. доходы от ее экспорта уменьши на 1/3.
Борьба с поведением порядка и укреплением дисциплин принимала наихудшие формы, что дискредитировало новый курс.
Предпринятые попытки решить проблему кач-ва продукции административно-коммунистическими методами привели к разбуханию административного олиота, нарушению ритмичности в работе предприятий. Из-за дефицита товаров любая продукция, в том числе и некачественная, пользовалась невиданным спросом.
Недовольство населения вызвала антиалкогольная компания (1985-1988гг.). Проводилась она исключительно административно-запрещающими методами. Закрывались магазины, ликеро-водочные заводы, вырубались виноградники, уничтожалось оборудование. Начало развиваться самогоноварение, оно приобретает массовый характер. Антимонопольная компания подрывала ден-фин систему страны. В 1981г. не получил от продажи водки 60 млрд. руб., 1986 – 78 млрд., 1987 – 35 млрд. руб.
Авария на ЧАЭС повлекла за собой огромные ден расходы на ликвидацию ее последствий. Попытки сов руководства скрыть масштабы трагедии привели к критике советской системы.
В 1986г. курс на усиление оказался сорванным. Четвертая часть предприятий не выполнили планы, увеличилось число затратных предприятий. С янв 1987 года начался масштабный спад производства, который не удалось остановить. Это свидетельствовало о начале глубокого экономического кризиса.
Принятый 1 янв 1988г. закон о государственном предприятии призван был юридически закрепить новую систему планирования для предприятий. Ее сущность состояла в том, что всю продукцию сверх госзаказа предприятия имели право реализовать по рыночным ценам, Госзаказ с каждым годом должен был уменьшаться.
Принятое постановление ЦК КПСС и Совета Министров о частичной отмене монополии внешней торговли позволило предприятиям и частным лицам продавать товары в другие страны. Это привело к массовому вывозу всех товаров. Полки магазинов опустели, выросли розничные цены, начался вывоз капиталов за границу. Продукты питания отпускались по карточкам.
Растет государственный долг СССР. в 1985г. он составил 27,2 млрд. дол., в 1990г. – 57,6 млрд. дол. Начал снижаться жизненный уровень населения.
28 мая 1987г. в Москве на Красной площади совершил посадку своего самолета немецкий летчик М.Руст. Это дискредитировало СССР и его воздушные силы.
На волне демократизации начинает возникать политическая оппозиция. В 1989г. возникает Белорусский народный фронт «Адраджэнне».
СССР становится ареной межнациональных конфликтов. Весной 1986г. произошли столкновения между молодежью Якутии и русской молодежью, в Алма-Ате тысячи молодых казаков организовали беспорядки на национальной почве. В 1987-1988гг. вновь вспыхивает конфликт в Нагорном – Карабахе.
Выход из кризиса тогдашним руководством виделся в скорейшем подходе к рыночным отношениям. Были предложены три варианта иного перехода: программа «500 дней» экономистов Шаталина-Явлинского, консервативная программа Н.И.Рыжкова и либеральная программа М.С.Горбачева. Поддержку большинства союзных республик (в т.ч. и в Беларуси, получила программа «500 дней»). На основе в 1990г. были разработаны «Основные положения программы подхода Бел. ССР к рыночной экономике». Однако эта программа не была выполнена и она не стабилизировала экономику. Переход к новым экономическим отношениям происходит методом проб и ошибок. В обществе нарастали напряженность и противостояние. Обострилось политическая обстановка.
Важнейшей причиной, приведшей экономику Беларуси в состояние тяжелейшего кризиса, было то, что она за период Советской власти была прочно интегрирована в Экономику СССР. Беларусь недаром назвали «сборным цехом СССР».
Распад СССР неизбежно привел к разрыву прежних экономических связей.

 

 

48. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Во вт пол 80-х гг. в СССР происходит падение авторитета и влияния центральной власти, КПСС начинает терять монополию на власть, обостряются экономические и национальные проблемы, союзные республики стремятся к самостоятельности.
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Основные причины распада были как внутренними — нереформируемость и милитаризация экономики, многолетняя экономическая стагнация, непреодолимые межнациональные проблемы, особенно в прибалтийских республиках,
репрессивный характер советского государства; так и внешними — холодная война и гонка вооружений. Распад СССР привел к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государствРаспад СССР происходил на фоне начала общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). В период 1989—1991 доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.
В к 1980–х гг. Прибалтийские республики открыто поставили вопрос о выходе из состава СССР. В сент 1991 г. их требование было признано официально, т.к. с 19 по 21 августа 1001 г. их парламенты приняли постановления о государственной независимости этих республик. Такие же постановления были приняты парламентами Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана. Этим было положено начало распада СССР.
Ускорителем этих и последующих событий стал путч ГКЧП 19 – 21 августа 1991 г., когда во время отпуска М.С. Горбачева высокопоставленные лица (Г. Янаев, В. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) предприняли попытку захвата власти.
Подписание Беловежских соглашений. Создание СНГ. В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной. 8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
21 декабря произошла встреча в Алма-Ате представителей России, Беларуси, Украины, пяти среднеазиатских государств, Армении. Была принята Декларация о распаде СССР, приостановлении его существования. К концу 1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан.
25 декабря 1991 г. М. Горбачев подписал Указ о прекращении исполнения им функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своей отставке с поста Президента СССР. В тот же вечер с башни Большого Кремлевского дворца был спущен флаг СССР и поднят обновленный флаг России.

 

 

49. Демократизация общественно-политической жизни Беларуси во второй половине 80-90-х годах. Становление и развитие многопартийной системы.

О начале процесса демократизации свидетельствуют следующие события:
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР отменил 60-ю стать. Конституции «О руководящей роли КПСС», ввел пост Президента СССР. Съезд выбрал первым Президентом М.С. Горбачева.
Бывшие союзные республики начали борьбу за политическую независимость и выход из состава СССР. Еще в 1988г. Эстония провозгласила доклад о своем суверенитете. В 1989-90 гг. так поступили национальные элиты Азербайджана, Армении, Латвии, Литвы, Грузии. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Беларуси.
С осени 1990 г. начинается процесс выхода рядовых коммунистов из партии, самораспускаются парторганизации на предприятиях и организациях.
8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще было подписано соглашение о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР.
На рубеже 80-90-х гг. создаются благоприятные условия. К этому времени были созданы определенные экономические, социально-политические и правовые условия.
В экономической сфере формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. В процессе развития рыночных отношений возникают новые социальные группы, которые стремятся к созданию политических и социальных институтов для защиты своих интересов.
В политической сфере для создания многопартийной системы начинают свободно формироваться разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются демократические традиции, продолжается процесс формирования политического сознания и активистской политической культуры
В духовной сфере появляется свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.
На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.
ФАКТЫ:
Третий съезд народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.
В 1991 году принят Закон «Об общественных объединениях». В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.
В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией (ст. 4,5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).

 

50. Республика Беларусь на пути к реальному суверенитету.

Политика перестройки создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции.
В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федераций». Он расширил права союзных республик, но недоверие последних и центральной власти ускорил их выход из Союза.
Вопрос о суверенитете Беларуси неоднократно дебатировался представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.
Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.
Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза. (76,4%).
В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Ново-Огарево было подписано соглашение Президента СССР и высших представителей девяти республик («9+1») об ускорении заключения нового союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер.
Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю.Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали ГКЧП, провозгласили о болезни М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.
В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я неочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса консолидационного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное иммущество.
17 – 19 сентября проходила 6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании о БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь».
Так в истории Беларуси начался новый этап независимой Республики Беларусь.

 

51. Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь в 90-е гг.

Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции — на 41%, производство продукции сельского хозяйства — на 27%, объем капитальных вложений — на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.
В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О праве собственности на землю". Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции — 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.
В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Кризисное положение переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны — для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

 

52. Республика Беларусь на международной арене.

В настоящее время (2007 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.
Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.
14 февраля 1992 г. руководители СНГ подписали в Минске декларацию о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения, о согласовании действий в проведении экономических реформ, соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государством, если они были вывезены без их согласия.
Этот Договор был поддержан почти 80 % белорусов.
Следующим шагом в углублении интеграции стало подписание 8 декабря 1999 Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а в 2000г этот Договор был ратифицирован обеими сторонами. В рамках этого соглашения два государства действовали по созданию общей правовой базы Союза, более эффективно началась формироваться единая экономическая, оборонная. Гуманитарное пространство.
Беларусь выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции, за создание зоны свободной торговли.
При сохранении в Содружестве разногласий, тем не менее, продолжается развитие сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми. Создан Антитеррористический центр государств – участников СНГ.
Беларусь активно сотрудничает в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это сотрудничество обеспечивает формирование устойчивых торговых связей, способствует промышленному развитию с использованием сложившегося разделения труда.
Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003г.
Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.
Республика Беларусь является членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений. В 1992г. Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития
(МБРР), Международной финансовой корпорации и др.
Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, Движения неприсоединения для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов нераспространения обеспечивает Беларуси высокое международное признание. Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.013 с.)