Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В четырех системах счисленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Из Таблицы 2 видно, что в двоичной системе запись чисел второй восьмерки (от 8 до 15) отличается от записи первой восьмерки (от 0 до 7) наличием единицы в четвертом (справа) разряде. На этом основан алгоритм перевода двоичных чисел в восьмеричные «по триадам». Для применения этого алгоритма надо разбить двоичное число на тройки цифр (считая справа) и записать вместо каждой из троек восьмеричную цифру: 101011012 → 10 101 101 → 2558. 2 5 5 Крайняя левая тройка может быть неполной (как в примере), для получения полных троек можно приписать слева недостающие нули. Убедимся в правильности алгоритма: 101011012 → 1*27+1*25+1*23+2*21+1*20=17310; 2558 →2*26+5*23+5*20=17310. Для перевода чисел из восьмеричной системы в двоичную используется обратный алгоритм: восьмеричные цифры заменяются на тройки двоичных цифр (при необходимости слева дописываются недостающие нули): 3258 → 3 2 5 → 11 010 101 → 110101012. 011 010 101 Для перевода чисел из двоичной системы в шестнадцатеричную используется алгоритм «по тетрадам». Строка двоичных цифр разбивается на четверки и вместо них записываются шестнадцатеричные цифры: 101011012 → 1010 1101 → AD16. А D Аналогично работает и обратный алгоритм: вместо шестнадцатеричных цифр подставляются четверки двоичных цифр. Из восьмеричной системы в шестнадцатеричную и обратно проще переводить через двоичную систему: D516→ D 5 →1101 0101 → 110101012 → 11 010 101 → 3258. D 5 3 2 5 При выполнении заданий на сложение чисел разных систем счисления их нужно перевести в одну систему счисления. Лучше всего пользоваться той системой, в которой должен быть представлен результат. Задание 14. (Задание А6 демоверсии 2004 г.) Вычислите значение суммы в десятичной системе счисления: 102+108+1016 =?10 Решение. Переведем все числа в десятичную запись: 102+108+1016 = (1*21+0*20) + (1*81+0*80) + (1*161+0*160) = 2+8+16=2610. Ответ: 26. Задание 15. Найдите сумму x+y, если x=11101012 , y=10110112. Ответ представьте в восьмеричной системе. Решение. Найдем сумму: 11101012 + 10110112 :
11101012 + 10110112 = 110100002 Переведем получившееся число из двоичной системы счисления в восьмеричную: 11 010 000 → 3208.
3 2 0 Ответ: 320. Задание 16. (Задание B1 демоверсии 2004 г.) В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Найдите это основание. Решение. Обозначим искомое основание через n. Исходя из правил записи чисел в позиционных счислениях 110n=n2+n1+0. Составим уравнение: n2+n=12, найдем корни: n1=-4, n2=3. Корень n1=-4 не подходит, так как основание системы счисления, по определению, натуральное число большее единицы. Проверим, подходит ли корень n=3: 1103=1*32+1*31+0=9+3=1210 Ответ: 3. Задание 17. В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе? Решение. 11112=1*23+1*22+1*21+1*20→8+4+2+1=1510. 11002=1*23+1*22+0*21+0*20→8+4=1210 1510+1210=2710 Ответ: в классе 27 учеников. Задание 18. В саду 100х фруктовых деревьев, из них 33х яблони, 22х груши, 16х слив и 5х вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья? Решение. 100х = 33х + 22х + 16х + 5х 1*х2=3*х1+3*х0+2*х1+2*х0+ 1*х1+6*х0+5*х0 х2=3х+3+2х+2+ 1х+6+5 х2-6х-16=0 D=b2-4ac=36+4*16=36+64=100 x1,2= = (6±10)/2 x1= - 2 – не удовлетворяет смыслу задачи, x2= 8 – основание искомой системы счисления. Ответ: деревья посчитаны в восьмеричной системе счисления. Задание 19. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 17 оканчивается на 2. Решение. Последняя цифра в записи числа представляет собой остаток от деления числа на основание системы счисления. Поскольку 17-2=15, то искомые основания систем счисления будут являться делителями 15, это: 3, 5, 15. Проверим наш ответ, представив число 17 в соответствующих системах счисления:
Ответ: 3, 5, 15. Задание 20. В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание. Решение. 1710 = 101х = 1*х2 + 0*х1+ 1 х0 17=х2+1,→ х2=16,→ x1,2=± =±4 x1= - 4 – не удовлетворяет смыслу задачи, x2= 4 – основание искомой системы счисления. Ответ: 4.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.180 (0.009 с.) |