Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Информация и информационные процессы↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Модуль 1. Информация и информационные процессы 1. Понятие информации 1.1 Свойства информации 1.2 Понятие информационного процесса 2. Единицы измерения информации 2.1 Содержательный подход к измерению информации. 2.2 Алфавитный подход к измерению информации 3. Естественные и формальные языки. Язык как знаковая система. 3.1 Кодирование информации 3.2 Двоичное кодирование информации. 4. Системы счисления 4.1 Непозиционная система счисления 4.2 Позиционные системы счисления 5. Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления. 6. Двоичное кодирование текстовой информации. 7. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука 8. Двоичное кодирование графической информации. 9. Двоичное кодирование звуковой информации. 10.Задания для самостоятельного решения
Понятие информации Слово “информация” происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие “информация” в курсе информатики является базовым (основным), его нельзя дать через другие, более простые понятия. В геометрии, например, базовыми являются понятия: “точка”, “луч”, “плоскость”. Содержание базовых понятий в любой науке поясняется на примерах или выявляется путем сопоставления с содержанием других понятий. Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека. Свойства информации. 1. Объективность и субъективность информации 2. Полнота (информация полна, если ее достаточно для принятия решений) 3. Достоверность информации 4. Актуальность (своевременность) 5. Доступность информации (мера возможности получить нужную информацию) 6. Адекватность информации (определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления) Задание 1. Каким, например, свойством обладает информация в следующих случаях 1-6:
Понятие информационного процесса. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы: 1. Процесс передачи информации, который включает в себя: · ввод (сбор, получение) информации; · вывод информации; · передачу информации. 2. Процесс обработки (преобразования) информации 3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях) Примеры информационных процессов помещены в Таблице 1. Таблица 1. Примеры информационных процессов.
Задание 2. В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы («+» и «-»). Каждое слово этого языка состоит из двух букв. Максимальное число слов этого языка:
Решение задачи сводится к поиску количества (N) комбинаций строк длиной (i) 2 символа, составленных из 2 знаков. Следовательно, используя формулу 2i = N, получаем 22 = 4. Ответ: 1. Задание 3. Алфавит племени содержит всего 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
Мощность алфавита племени – 8 букв. Применим формулу 2х = N, где N – мощность алфавита, х – количество бит на один символ алфавита. 2х =8, х=3 бит, что соответствует варианту ответа №3. Ответ: 3. Задание 4. Если вариант теста в среднем имеет объем 20 килобайт (на каждой странице теста 40 строк по 64 символа в строке, 1 символ занимает 8 бит), то количество страниц в тесте равно:
Известен информационный объем теста и информационный «вес» одного символа в нем. Найдем объем одной страницы: 40*64*8 бит. 20 Кбайт = 20*1024 байт = 20*1024*8 бит. Найдем количество страниц: 20*1024*8/(40*64*8) = 8 (стр.) (Ответ № 4) Ответ: 4. Задание 5. В пяти килобайтах:
5 Кб = 5*1024 байт = 5120 байт, что соответствует ответу №2. Задание 6 Сколько байт в 32 Гбайт?
32Гб = 25 Гб = 25*210 Мб = 25*210 *210 Кб =25*210 *210*210 байт = 235 байт, что соответствует ответу №1. Задание 7. Считая, что один символ кодируется одним байтом, подсчитать в байтах количество информации, содержащееся в фразе: “Терпение и труд все перетрут.” Решение. В фразе 29 символов (включая точку и пробелы), 1 символ несет 1 байт информации, значит фраза содержит 29 байт. Ответ: 29. Задание 8. (Задание А2 демоверсии 2004 г.) Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объём предложения: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.»
Решение. Предложенная строка содержит ровно 108 символов, включая кавычки, пробелы и знаки препинания. При кодировании каждого символа одним байтом на символ будет приходиться по 8 бит, поэтому объём этого предложения составит 108 байт или 108х8=864 бит, что соответствует ответу №2. Ответ: 2. Задание 9. (Задание А3 демоверсии 2004 г.) Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
Решение. Для того, чтобы различить 64 клетки шахматного поля потребуются 64 значения двоичного кода. Поскольку 64=26, то в двоичном коде потребуется шесть разрядов. Верный ответ№3. Ответ: 3. Задание 10. (Задание А4 демоверсии 2004 г.) Получено сообщение, информационный объём которого равен 32 битам. Чему равен этот объём в байтах?
Решение. 1 байт = 8 бит, следовательно, 32/8=4, что соответствует ответу №4. Ответ: 4. Задание 11. Каждое показание счётчика, фиксируемое в памяти компьютера, занимает 10 бит. Записано 100 показаний этого датчика. Каков информационный объём снятых значений в байтах?
Решение. 10 бит*100= 1000 бит, 1 байт = 8 бит, следовательно: 1000/8=125 байт. Значит, верный ответ №3. Ответ: 3. Кодирование информации Кодирование информации – это операция преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем, которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем. В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования информации. Например, при вводе знака алфавита в компьютер путем нажатия соответствующей клавиши на компьютере, происходит кодирование знака, т.е. преобразование его в компьютерный код. При выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс – декодирование, когда из компьютерного кода знак преобразуется в его графическое изображение. Системы счисления Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемыми цифрами. Системы счисления делятся на непозиционные и позиционные. Непозиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа. Примеры непозиционных систем счисления: унарная (единичная) система счисления, римская система счисления, алфавитная система счисления. Унарная (единичная) система счисления характеризуется тем, что в ней для записи чисел применяется только один вид знаков – палочка. Каждое число в этой системе счисления обозначалось с помощью строки, составленной из палочек, количество которых равнялось обозначаемому числу. Неудобства такой системы счисления очевидны: это громоздкость записи больших чисел, значение числа сразу не видно, чтобы его получить, нужно сосчитать палочки. В римской системе счисления для обозначения чисел используются заглавные латинские буквы, являющиеся «цифрами» этой системы счисления:
Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр». Значение числа равно: 1) сумме значений идущих подряд нескольких одинаковых «цифр» (назовем их группой первого вида); 2) разности значений большей и меньшей «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая (группа второго вида); 3) сумме значений групп и «цифр», не вошедших в группы первого и второго видов. Примеры. 1. Число 32 в римской системе счисления имеет вид: XXXII = (X+X+X)+(I+I) =30+2 (две группы первого вида) 2. Число 444 в римской системе счисления имеет вид: CDXLIV = (D-C)+(L-X)+(V-I) (= 400 + 40 + 4 – три группы второго вида) 3. Число 1974: MCMLXXIV = M+(M-C)+L+(X++X)+(V-I) = 1000+900+50+20+4 (наряду с группами обоих видов в формировании числа участвуют отдельные «цифры») 4. Число 2005: MMV = (M+M) +V = 1000+1000+5 (две группы первого вида) Позиционные системы счисления характеризуется тем, что количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание, равное количеству цифр (знаков в ее алфавите). Наиболее распространенными позиционными системами счисления являются десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Десятичная система счисления имеет алфавит из десяти цифр: 0, 1, …, 9. Двоичная система счисления имеет алфавит из двух цифр: 0, 1. Например, в числе 198710 цифра «1» обозначает одну тысячу (1*103), цифра «9» обозначает девять сотен (9*102), цифра «8» обозначает восемь десятков (8*101), цифра «7» обозначает семь единиц (7*100). В общем виде, если запись числа в системе счисления с основанием n>1 выглядит как abcd, то само число равно значению выражения an3+bn2+cn1+dn0. Задание 12. Переведите число 1011012 в десятичную систему счисления. Решение. 1011012=1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20=32+8+4+1=4510 Ответ: 1011012=4510 Задание 13. Как представляется число 2510 в двоичной системе счисления?
Решение.
2510=100112, что соответствует ответу №2. Ответ: 2. Таблица 2. Примеры записи натуральных чисел от 1 до 16 Решение. Переведем все числа в десятичную запись: 102+108+1016 = (1*21+0*20) + (1*81+0*80) + (1*161+0*160) = 2+8+16=2610. Ответ: 26. Задание 15. Найдите сумму x+y, если x=11101012 , y=10110112. Ответ представьте в восьмеричной системе. Решение. Найдем сумму: 11101012 + 10110112 :
11101012 + 10110112 = 110100002 Переведем получившееся число из двоичной системы счисления в восьмеричную: 11 010 000 → 3208.
3 2 0 Ответ: 320. Задание 16. (Задание B1 демоверсии 2004 г.) В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Найдите это основание. Решение. Обозначим искомое основание через n. Исходя из правил записи чисел в позиционных счислениях 110n=n2+n1+0. Составим уравнение: n2+n=12, найдем корни: n1=-4, n2=3. Корень n1=-4 не подходит, так как основание системы счисления, по определению, натуральное число большее единицы. Проверим, подходит ли корень n=3: 1103=1*32+1*31+0=9+3=1210 Ответ: 3. Задание 17. В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе? Решение. 11112=1*23+1*22+1*21+1*20→8+4+2+1=1510. 11002=1*23+1*22+0*21+0*20→8+4=1210 1510+1210=2710 Ответ: в классе 27 учеников. Задание 18. В саду 100х фруктовых деревьев, из них 33х яблони, 22х груши, 16х слив и 5х вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья? Решение. 100х = 33х + 22х + 16х + 5х 1*х2=3*х1+3*х0+2*х1+2*х0+ 1*х1+6*х0+5*х0 х2=3х+3+2х+2+ 1х+6+5 х2-6х-16=0 D=b2-4ac=36+4*16=36+64=100 x1,2= = (6±10)/2 x1= - 2 – не удовлетворяет смыслу задачи, x2= 8 – основание искомой системы счисления. Ответ: деревья посчитаны в восьмеричной системе счисления. Задание 19. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 17 оканчивается на 2. Решение. Последняя цифра в записи числа представляет собой остаток от деления числа на основание системы счисления. Поскольку 17-2=15, то искомые основания систем счисления будут являться делителями 15, это: 3, 5, 15. Проверим наш ответ, представив число 17 в соответствующих системах счисления:
Ответ: 3, 5, 15. Задание 20. В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание. Решение. 1710 = 101х = 1*х2 + 0*х1+ 1 х0 17=х2+1,→ х2=16,→ x1,2=± =±4 x1= - 4 – не удовлетворяет смыслу задачи, x2= 4 – основание искомой системы счисления. Ответ: 4. Таблица 5. Формирование некоторых цветов при глубине цвета 24 бита.
Задание 21. (Задание A20 демоверсии 2005 г., А17 демоверсии 2006 г.) Для хранения растрового изображения размером 128*128 пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
Воспользуемся формулами:
В нашем случае:
Подставив значения (8) и (9) в (5), получим, что: 215 = 214 *i, откуда i=2. Тогда по формуле (6): <Количество цветов> =N = 2i=22=4, что соответствует ответу №4. Ответ: 4. Модуль 1. Информация и информационные процессы 1. Понятие информации 1.1 Свойства информации 1.2 Понятие информационного процесса 2. Единицы измерения информации 2.1 Содержательный подход к измерению информации. 2.2 Алфавитный подход к измерению информации 3. Естественные и формальные языки. Язык как знаковая система. 3.1 Кодирование информации 3.2 Двоичное кодирование информации. 4. Системы счисления 4.1 Непозиционная система счисления 4.2 Позиционные системы счисления 5. Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления. 6. Двоичное кодирование текстовой информации. 7. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука 8. Двоичное кодирование графической информации. 9. Двоичное кодирование звуковой информации. 10.Задания для самостоятельного решения
Понятие информации Слово “информация” происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие “информация” в курсе информатики является базовым (основным), его нельзя дать через другие, более простые понятия. В геометрии, например, базовыми являются понятия: “точка”, “луч”, “плоскость”. Содержание базовых понятий в любой науке поясняется на примерах или выявляется путем сопоставления с содержанием других понятий. Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека. Свойства информации. 1. Объективность и субъективность информации 2. Полнота (информация полна, если ее достаточно для принятия решений) 3. Достоверность информации 4. Актуальность (своевременность) 5. Доступность информации (мера возможности получить нужную информацию) 6. Адекватность информации (определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления) Задание 1. Каким, например, свойством обладает информация в следующих случаях 1-6:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.014 с.) |