Архетип Совести в деловом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архетип Совести в деловом общении



Особую роль в деловом общении играет проявление архетипа Со­вести. В своей статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг обстоятельно анализирует особенности актуализации архетипа Совести в межличностном общении. Совесть — наиболее сложный психический феномен, который обнаруживается повсюду, во всех человеческих проявлениях. Специфика феномена совести состоит в том, что он всегда включает в себя эмоционально-ценностные пред­ставления и суждения по поводу мотивов действий личности. По­этому в феномене совести всегда присутствуют два уровня; один из них образует основание и содержит в себе психическое явление, дру­гой представляет своего рода надстройку, содержащую утвердитель­ное или отрицающее суждение личности.3 Отсюда проистекают и все сложности эмпирического проявления совести в моральном опыте

 

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 142.

2 Там же. С. 143.

3 Юнг К.Г. Совесть с психологической точки зрения // Аналитическая психология. —
С. 80.

личности. Совесть может предварять, сопутствовать, дополнять соз­нательную рефлексию личности, быть привходящим аффективным явлением при протекании каких-либо психических процессов. На­пример, при совершении личностью какого-либо действия она мо­жет заявить о себе как «беспричинное состояние страха».'

Как никакой другой психический феномен, совесть отчетливо высвечивает полярность человеческой психики, существующие в ней противоположности, от которых нельзя избавиться. Совесть всегда доводит до сознательного восприятия эти существующие противо­положности, и из их борьбы вытекает ее энергетическая динамика. Именно поэтому и сам архетип Совести как «праформа совести» парадоксален и противоречив. В то же время имея амбивалентный2 характер, вызывающий двойственность психического переживания личности, архетип Совести сам по себе «морально индифферентен». Как архетипический образец поведения он сам по себе лишен мо­ральных качеств, но, наделенный энергической динамикой, спосо­бен глубоко воздействовать на поведение личности и вызвать спон­танную предрасположенность в этом поведении к определенным психическим реакциям.3

Активизация архетипа Совести в деловом общении всегда свя­зана с проявлением спонтанной бессознательной предрасположен­ности деловых партнеров к определенным моральным психическим реакциям. Поэтому и сами моральные психические реакции могут не осознаваться до конца деловыми партнерами и функционировать «сублиминально», за порогом сознания, без всякого его участия.

Как может проявиться такое функционирование в конкретной деловой ситуации, Юнг показал на примере с одним бизнесменом, обратившимся к нему по поводу толкования необычного сновиде­ния. Символический образ своих рук — «по плечи покрытых гря­зью», который увидел бизнесмен в сновидении накануне заключе­ния выгодной, очень удачной для него и внешне честной и серьез­ной деловой операции, вызвал неуверенность в его действиях. По совету Юнга бизнесмен отказался от деловой операции и тем са­мым спас себя от колоссальных убытков. Здесь символический об­раз архетипа Совести обратил внимание на возможную нечистоту деловой операции, хотя реальные и осознанные муки совести от­сутствовали.4

 

 

1 Юнг К.Г. Совесть с психологической точки зрения // Аналитическая психоло­
гия. - С. 80-81.

2 Амбивалентность {греч. атрЫ — с обеих сторон; лат. уаЬпйа — сила) — здесь;
двойственность психического переживания человека по поводу одного и того же
объекта.

3 Юнг К.Г. Там же. С. 91-92.

4 Там же. С. 81.

 

В связи с этим Юнг подчеркивает, что совесть нельзя рассматри­вать односторонне, как суггестивное воздействие моральных предпи­саний и морального закона, поскольку она является автономным психическим фактором. Как бессознательная праформа, изначально присущая психике личности, совесть в виде моральной психиче­ской реакции может спонтанно «заявлять о себе повсюду*. Что же касается морального закона, то он есть более позднее и закреплен­ное в традициях следствие морального поведения.1

Различие между совестью как моральной психической реакцией и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще оче­виднее при столкновении долга и совести. Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно кото­рому следование долгу придает поступку личности нравственный ха­рактер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его реше­ниям. Но в большинстве индивидуальных случаев совесть проявля­ется как моральная психическая реакция на действительное или за­мышляемое отклонение от морального кодекса, А поскольку эта моральная реакция инстинктивна или, в лучшем случае, частично осознанна, то при всей «своей моральности она не может претен­довать на этическое значение. Последнее характерно для совести лишь в том случае, когда она рефлексивна, включена в сознатель­ное обсуждение».2

В связи с этим Юнг советует при коллизиях долга и совести в межличностном общении отдавать большее предпочтение голосу совести, как более древнему психическому феномену, который и онтогенетически и филогенетически старше сознания.3

Архетипическая ситуация, связанная с активацией архетипа Со­вести в деловом общении, может сопровождаться синхроническим феноменом. Синхроничность как психический феномен наблюдается тогда, когда у одного из деловых партнеров формируются активи­рованные бессознательные содержания (например, эмоционально окрашенные ощущения вины, страха, угрызений совести). Они име­ют тенденцию воздействовать на ближнее или дальнее окружение личности делового партнера через подпороговое восприятие мель­чайших признаков данного аффекта.4 Результатом такого воздейст­вия станет параллельное проявление одинаковых или сходных архе­типов у другого делового партнера, который склонен неосознанно

 

 

1 Юнг К.Г. Совесть с психологической точки зрения // Аналитическая психоло­
гия. - С. 86, 87, 89, 92, 93.

2 Там же. С. 97.

3 Там же. С. 83.

4 Там же. С. 95.

 

приписывать эти моральные реакции себе самому. Так виновность од­ного делается виновностью другого, и в этом эмоциональном тожде­стве обнаруживается, по мнению Юнга, не только коллективная природа психоидного архетипа, но и то, что коллективному бессозна­тельному присущи внепространственные и вневременные свойства.'

Значение архетипов коллективного бессознательного для дело­вого общения состоит в том, что при актуализации в деловых си­туациях проявляется определенная спонтанная предрасположен­ность деловых партнеров воспринимать, переживать и реагировать на деловую ситуацию особым образом.

Под влиянием архетипов деловые партнеры реализуют в межлич­ностном общении некоторые универсальные формы эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций, которые сложились в резуль­тате психической эволюции всего человеческого рода.

Однако, как справедливо замечает Юнг, скрытые в архетипах взрывоопасные силы приходят в действие зачастую с непредсказуе­мыми последствиями, и «нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под влиянием архетипа».2 Юнг ссылается в связи с этим на феномен архаичной нацистской психологии, кото­рый привел к гибели миллионы людей. Актуализация архетипов мо­жет привести и к изменению коммуникативной среды делового об­щения. Так, в сегодняшнем мире активизация психоидного архетипа разрушения и смерти проявляется в международном терроризме, ко­торый в немалой степени ухудшает коммуникативную среду делового общения и создает трудности в межличностном общении людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.015 с.)