Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости».↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пути русского богословия Библиография. I. Кризис русского византинизма. Молчание или раздумье? Срв. у Голубинского, I, гл. IV, Просвещение, с. 701 сл. Раздел I-ый этой главы так и надписан: «Неудавшаяся попытка Владимиpa ввести у нас просвещение и наше действительное просвещение — грамотность». Голубинский выражается вполне решительно. «Несомненно, что просвещение было вводимо к нам Владимиром, но оно у нас не принялось и не привилось, и весьма скоро от нас исчезло» (с. 709). Причиной того была русская неспособность, отсутствие самой воли к просвещению: «не имели никакого нравственного стимула» к просвещению (718). «Не сознавая себя причастными к исторической обязанности быть просвещенными, сполна возлагая эту обязанность на тех, которые без нас представляли собою просвещенный Восток, т. е. на греков, мы и не позаботились о просвещении и нашли возможным прожить и без него» (719). «Грамотность, а не просвещениe, — в этих словах вся наша история огромного периода, обнимающего время от Владимира до Петра Великого» (720). Такая же схема у Щапова, только он ссылается не на русскую «неспособность» или нежелание учиться и не на отсутствие организованных школ, как Голубинский, а на общие социально-географические условия русского исторического развития. «Вследствие этого, до Петра В. в России не было никакого высшего интеллектуального развития, не было и зачатков научной теоретической мысли», А. П. Щапов, Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России (1867). Сочинения, изд. Пирожкова, II, 494. Отсутствие хронологии во всей допетровской литературе настойчиво утверждал А. Н. Пыпин, т. I, (1902), пред. IV-VI, с. 98, 250-251. См. еще В. Н. Иконников, О историческом значении Византии в русской истории, К. 1869 (рец. Ключевского, Пр. Об. 1869 и в «Отзывах и Ответах», 1918); В. О. Ключевский, Псковские споры, Пр. Об. 1872 и «Опыты и исследования», 1912; Ф. А. Терновский, Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение к древней Руси, К. 1875-76, два выпуска.
Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости». Поучения против языческих пережитков и суеверий собраны у А. И. Пономарева, Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 3, 1897 (вводная статья П. В. Владимирова); срв. Е. В. Аничков, Язычество и древняя Русь, 1914; Н. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, тексты и исследование, 1913 и 1916. Основным изданием славянских апокрифов до сих пор остается Тихонравова Памятники отреченной русской литературы, 1 и 2, 1863 (часть неоконченного 3-го тома в «Сборнике отд. р. яз. и слов. И. А. Н»., т. 58, 1895); И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, 1872 и 1877; Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, 1890; М. Н. Сперанский, Славянские апокрифич. евангелия, 1895; А. И. Яцимирский, Библиографический указатель апокрифов в южно-слав. и русской письменности, вып. I, Апокрифы ветхозаветные, 1921; Йор. Иванов, Богомилски книги и легенди, 1925. Особого внимания заслуживают работы А. Н. Веселовского об апокрифах и духовных стихах; см. напр., его известную статью, Калики перехожие и богомильские странники, В. Е. 1875, апр. Много материала и у Ф. И. Буслаева. Исторические очерки р. народной словесности и искусства, 1-2, 1861; нов. изд. 1914.
Русский эллинизм. Н. К. Никольский, О древнерусском христианстве, Р. М. 1913, Июнь; М. Д. Приселков, Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв., 1913 (срв. рец. А. А. Шахматова, Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни, Научн. Ист. Журнал, 1914, 4); Борьба двух мировоззрений, «Poccия и Запад», Историч. сборн., 1923; Г. Г. Шпет, Очерк развития р. философии, 1, 1922; Г. П. Федотов, Трагедия интеллигенции, «Версты», II, 1928; В. Leib, Rome, Kiev et Byzance à la fin du XI-е siècle, 1924; М. Э. Шайтан, Германия и Киев в XI в., Летопись Археогр. Ком. за 1926, вып. I (34); 1927. Н. В. Волков, Статистические сведения о сохранившихся древне-р. книгах XI-XIV вв. и их указатель, Памятники О. Л. Др. П., 123, 1897; Н. К. Никольский, Ближайшие задачи изучения древне-р. книжности, Памятники, 147, 1902; А. И. Соболевский, Несколько мыслей о древне-р. литературе, II. Древне-р. книги и Церковь, Изв. 1903.11; В. Н. Перетц, Описи монастырских библиотек XVII-гo века и спорные вопросы истории древне-р. литературы, Slavia, III, 1921; А. Д. Седельников, Несколько проблем по изучению древне-р. литературы, Методологические наблюдения, Slavia, VIII, 1929-1930. В. М. Истрин, Очерк истории древне-р. литературы доМосковского периода (11-13 вв.), Пгр. 1932; Н. К. Никольский, Материалы для повременного списка р. писателей и их сочинений (X-XI вв.), Спб. 1906; А. С. Архангельский, Творения отцев Церкви в древнерусской письменности, ЖНМПр. 1888, июль и авг.; Еп. Антоний (Вадковский), Из истории христианской проповеди, 2 изд. 1895; Н. К. Никольский, Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры, в. 1, Лгр. 1930; срв. В. М. Истрин в Byzantino-Slavica, IV, 1932. «Слово» Илариона издано было впервые А. В. Горским, Приб. II, 1844; переиздано в «Памятниках» Пономарева, в. 1; срв. исследование И. Н. Жданова (1872), в его «Сочинениях», т. I. Проповеди Кирилла Туровского впервые изданы К. Калайдовичем, Памятники Российской Словесности XII в., М. 1821; переизданы у Пономарева, в. 2. Срв. работу М. И. Сухомлинова в «Рукописи гр. А. С. Уварова», т. 2, 1858, и в его «Исследованиях», 2 изд. 1908; Cрв. В. Виноградов, О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, Сборник статей в память, 100-летия М. Д. А., 1915; Его же, Уставные Чтения, 1-3, 1914-1916. О Клименте Смолятиче см. Xр. Лопарев, Послание м. Климента пресвитеру Фоме, Пам. Др. Письм. 90, 1892; Н. К. Никольский, О литературных трудах м. Климента Смолятича, писателя XII века, Спб. 1892; срв. у Голубинского, I, 2 (во 2-м изд.), 816-853. См. еще Г. П Федотов, Житие и Tepпение св. Авраамия Смоленского, Правосл. Мысль № 2, 1930.
II. Встреча с Западом.
На распутье. По истории реформации и реакции в Польше все еще не потеряли значение старые книги: Graf Valer. Krasinsky, Hist. Sketch of the rise, progress and decline of the Reformation in Poland, 1-2, L. 1838-1840; польский перевод только в 1903-1905, с ценными дополнениями; J. Lukaszewiсz, О kosciolach braci czeskich w dawney Polsce, 1835; Dzieje Kosciolow wyznania Helweckiego w Litwie, 1-2, 1842-1843. По- русски см. работы проф. Н. Любовича, История реформации в Польше, Кальвинизм и антитринитарии, 1883; Начало кат. реакции и упадок реформации в Польше, 1890, и статьи Н. И. Кареева, Реформация и кат. реакция в Польше, В. Е. 1885. Из новых работ нужно назвать прежде всего исследования: Тh. Gгabоwskу, Z dzejow literatury Kalvinskiej w Polsce, 1905; Literatura aryanska w Polsce, 1908; Literatura luterska w Polsce wieku XVI, Poznan 1920; Z dzejow literatury unicko prawoslawnej w Polsce, P. 1922. Срв. еще A. Brückner, Roznowiercy Polscy, I, 1905; Bidlo, Jednota bratrska v prvnim vyhnanstvi, 1-2, 1900-1903; H. Merczyng, Polsky deisci wolnomysliciele za Jagiellonow, W. 1911; K. Volker, Kirchengeschichte Polens B. L. 1930; St. Kot, Ideologia polityczna i spoleczna Braci Polskich zwanych Aryanami, W. 1932; J. Lortz, Kard. Stan Hosius, 1931. О иезуитах в Польше основная работа St. Zaleski, Jezuici w Polsce, 2 t., Lw. 1900-1901. Особенно см. о П. Скарге: J. Тrеtjak, Piotr Skarga w dziejach i literaturze unii Brzeskiej, Kr. 1912; Тh. Gгabоwsky, P. Skarga na tle literatury religijnej w Polsce wieku XVI, Kr. 1913; J. Syganski, Dziatelnosc Ks. Piotra Skargi na tle jego listow 1566-1619, Kr. 1912 (и изд. Listow Sk., 1912); St. Sapinski, Badania zrodlowe nad kazanjama niedzielnemi i swiatecznemi Skargi, 1914; A. Berga, Pierre Skarga (1535-1612), Etude sur la Pologne du XVI s. et le protestantisme polonais, P. 1916. Скарга совсем не был ученым, вся его ученость из вторых рук, всего больше заимствует у Беллармина, отчасти у Стаплетона. «Patres non vidi, theologos nunquam audivi», признавался он сам (письмо 1568 г.). Но это был искусный спорщик и увлекательный проповедник. Нужно указать еще новую книгу К. Chodynicki, Kosciol Prawoslawny a Rzecz Pospolita Polska 1370-1632, W. 1934.
Против Унии. М. О. Коялович, Лит. церковная уния, 2 тома, СПб. 1859-61; И. Чистович, Очерки истории зап. р. Церкви, 2 тома, Спб 1882-84; J. Ре1еsz, Geschichte des Unions der rutheiischen Kirche mit Rom, Wien, 1-2, 1878-1880; Ed. Likowski, Unia Brzeska, Poznan, 1896; Пл. Жукович, Сеймовая борьба православнаго зап. р. дворянства с церк. унией, 7 томов, Спб 1901 и след. (отчасти въ «Христ. Чтения»); И. Малышевский, Алекс. патр. Мелетий Пигас и его участие в делах р. Церкви, 2 тома, К. 1872; срв. О. Макарушка, Огляд литературноï дияльности митр. Iпатея Потея, Львов. 1914. О братствах см. старую книгу свящ. И. Флерова и особенно А. А. Папкова, Братства, очерк истории зап. р. правосл. братств, СТСЛ. 1900 (из «Бог. Β». 1898-1899 гг.); Α. Крыловский, Львовское Успенское ставропигиальное братство, 1903; Прот. Ф. И. Титов, Русская православная Церковь в польско-литовском государстве в XVII-XVIII вв. (1686-1795). том I — Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. Киев, 1905, 1906; Срв. Г.И. Булгаков, З. русские прав. соборы, как органы церк. управления, Курск, 1917 г.; В. Заикин, Участие светских в церк. управлении. Выборное начало и «соборность» в киевской митрополии в XVI и XVII вв., Варшава, 1930. «Палинодия» в РИБ., т. IV; Исследование о ней. В. З. Завитневича, Варш. 1883; П. Ж и т е ц к и й, Очерк лит. истории малорусского наречия в XVII и XVIII вв., ч. I, К. 1889; Срв.. А. С. Грушевский, Из полемич. литературы к. XVI в. после введения Унии, Изв. отд. р. яз. А. Н., XXII 1917; О Киевской лавре и братстве см. у С. Т. Голубева; Очерк истории литературы и Церкви Зап. Руси за XVI-XVIII вв., Киев. Еп. Вед., 1877 и 1878 гг.; Его же, Петр Могила, I, 1883, и II 1896; (на I том рецензия Η. И. Петрова, ЖМНПр. 1884, янв.); История Киевской дух. академии, в. I, период до-Могилянский, К. 1886; Прот. Ф. И. Титов, Типография Киево-печерской лавры, истор. очерк, т. I (1606-1716), К. 1918; Матеріяли для исторіі книжноi справи на Вкраіні в XVI-XVIII вв., Відбіркі передмов до украiнських стародруків, Збирн. укр. акад., 17, 1924; Срв. Ф. Ильинский, Большой катихизис Лавр. Зизания, К. 1889 (из «Трудов»); К. Сичевская; Памва Берында, Чтения в Общ. Нестора Лет., ХХIII, I, 1912; В. М. Отроковский, Тарасий Земка, ю. русский деятель XVII в., Сборн. отд. р. яз. АН, 96, № 2, 1921; П. Забелин, Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона, Руководство для сельских пастырей, 1873; А. Колтоновская, «Перло многоценное» 1646 Кирилла Транквиллиона, Летопись В. Ж.. К., учр. А. В. Жекулиной, I, К.1914; срв. I. Огіенко, Украіньска мова в Киіво-Печерской Лаврі в ХII в., Духовна бесіда, 1924, 1-2.
Петр Могила. Основная, но не оконченная работа: С. Т. Голубев, К. митрополит Петр Могила и его сподвижники, 2 тома, 1883 и 1897; Срв. его же, Петр Могила и Исаия Копинский, Пр. Об. 1874, I; На эту статью резкий отклик Н. Костомарова, в защиту П. Могилы, — Петр Могила пред судом исследователей нашего времени, В. Евр., 1874, май, с. 429-441; См. у М. Грушевського, Історія Укр. Руси, т. VII и VIII, 1909 и 1913; Очень важна новейшая работа Ε. Φ. Шмурло, Римская курия на р. правосл. востоке в 1609-1654 годах, Прага 1928; Срв. Е. Picot, у Legrand, Bibliographie Hellenique au XVII ss, t. IV, 1896; P. Panaitescu, L'influence de 1'oeuvre de Pierre Mogila, Melanges de 1'Ecole Roumaine en France, I, 1926; О Мелетии Смотрицком статьи К. Еленевского, Пр. Об. 1861, 5; А. Осинского в Тр. К. Д-а. 1912 и отд.; Срв. еще свящ. П. Подвысоцкий, З. русские полемич. сочинения по вопросу о восстановлении прав, иерархии в 1620 г., 1915; О требнике Петра Могилы см. исследование Ε. Μ. Крыжановского, Повреждение церк. обрядности и рел. обычаев в южнор. митрополии, Рук. для сельск. пастырей, 1860, и в его «Собрании сочинений», т. I, 1890; Срв. и у о. В. Прилуцкого. Частное богослужение в русской церкви в XVI и п. п. XVII в., К., 1912; Срв. С. Т. Голубев, Когда и кем введены в русскую обрядность пассии, К. Епарх. Вед., 1874, № 7(уже при м. Иове Борецком).
Книжная справа». О книжной справе см. прежде всего у Η. Ф. Каптерева, Патр. Никон и его противники, Пр. Об. 1886 и 1887 гг.. отд. 1887, 2 изд. 1912; Характер отношений России к прав. Востоку в XVI и XVII стол, М. 1885; Патр. Никон и царь Алексей Михайлович, 2 тома, 1909-1912 (рец. В. Г. Дружинина, ЖМНПр. 1912, Авг). Срв. Е. Е. Голубинский, К нашей полемике со старообрядцами, 2 изд. 1905; В. Эйнгорн, Книги киевской и львовской печати в Москве, «Книговедение», 1894; А. Г-в, Судьба «Учительного Евангелия» К. Транквиллиона Старовецкого, Чт. МОЛДух. Пр. 1890, I; Д. Скворцов, Дионисий Зобниновский, арх. Тр. Сергиевского монастыря, Тверь 1890; С. Белокуров, Арсений Суханов, 2 части, 1891 и 1894; И. Д. Мансветов, Как у нас правились ц. книги, Приб. 1883; прот. П. Николаевский, Моск. Печатный двор при патр. Никоне, Хр. Чтение 1890 и 1891 гг.
Реформы патриарха Никона. О патр. Никоне см. «Историю» м. Макария, т. XII, и названные книги Каптерева, также W. Рalmеr. The Tsar and the Patriarch, I-VI, 1873; срв. П. Гиббенет, Историческое исследование дела патр. Никона, 1882-1884; П. Шаров, Большой сабор 1666 года, К. 1895; М. В. Зызыкин, Патр. Никон, его госуд. и каноническия идеи, ч. I, Варшава 1931 (2-ая часть печатается в «Воскресном Чтении»); В. К-в, Взгляд Никона на значение патр. власти, ЖМНПр. 1880, 12; В. М. Ундольский, Отзыв п. Никона об уложении царя Алексея Μ., Р. Αрх. 1886, 2. Грамота патр. Паисия Конст. издана в Хр. Чт. 1881.
Трагедия раскола. Основное собрание первоисточников: Материалы для истории раскола за первое время его существования, изд. Н. И. Субботиным, 9 томов. М. 1875-1895; срв. Я. Л. Барсков, Памятники первых лет р. старообрядчества 1912; Т. С. Рождественский, Памятники старообрядческой поэзии, Записки М. Археол. Инст., т. VI, 1910; А. Б., Описание некоторых сочинений, написанных р. раскольниками в пользу раскола, 2 тома, Спб. 1861 (эта книга составлена Никанором, в миру Александром Бровковичем); В. Дружинин, Писания русских старообрядцев, Перечень списков, Издание И. Археогр. К., Спб. 1912. Общий очерк историографии русского раскола см. у П. С. Смирнова. Литература истории и обличения старообрядческого раскола в XIX в., Хр. Чтение 1901; срв. обзор В. З. Белоликова в «Трудах К. Д. Акад». 1913. При всей своей односторонности и преувеличениях до сих пор еще не потеряла значение известная книга А. П. Щапова, Русский раскол старообрядчества, Каз. 1859 (и в его «Сочинениях», изд. Пирожкова, I, 1906); срв. главу о расколе в исследовании В. Вальденберга, Древнерусские учения о пределах царской власти, М. 1916. По внутренней истории раскола см. прежде всего работы П. С. Смирнова, История русского раскола старообрядцев, Ряз. 1893; 2 изд. Спб. 1895; Внутренние вопросы в расколе в XVII веке, 1898; «В бегстве от Антихриста», общая характеристика совр. беспоповщины, Хр. Чт. 1903; Из истории раскола старообрядцев в первой пол. XVIII в., 1908; Споры и разделения в р. расколе в п. четверти ХVІІІ в., 1909; Споры в расколе во втор. четв. XVIII в., Хр. Чт. 1911; см. еще Н. И. Костомарова, История раскола у раскольников, BE 1871. апр.; И. М. Громогласов, Русский раскол и вселенское православие, БВ 1898, апр. и май; В. В. Розанов, Психология русского раскола, в сборн. Религия и культура, 1901; А.В. Карташов, Смысл старообрядчества. Сборник статей, посвященных П. Б. Струве, Прага 1925; срв. И. О. Кириллов, Третий Рим, 1914; Правда старой веры, 1916 (раскольн.) Сочинения прот. Аввакума переизданы недавно. Памятники истории старообрядчества XVII в., кн. 1. в. 1, Лгр. 1927 (Р. Ист. Библ. 39); срв. А. Л. Бороздин, Прот. Аввакум, изд. 2-ое Спб. 1900; В К. Никольский Сибирская ссылка прот. Аввакума, Инст. Истории, Учен. Записки, т. II, М-1927. Срв. еще В. В. Виноградов, О задачах стилистики, Наблюдения над стилем жития прот. Аввакума, «Русская Речь», сборники под ред. Л. В. Щербы, I, 1923, с. 195-293; очерк Н. К. Гудзия, Прот. Аввакум, как писатель и как культурно-историческое явление, в новом издании «Жития», изд. «Akademia», Лгр, s. a.; статья Д. Святополк-Мирского, в «Евразийском Временнике», т. IV, 1925, и предисловие к «The Life of the Archpriest Avvakum by Hymself», London, 1924. О Выгорецком расколе см. П. Т. Любомиров, Выговское общежительство, Саратов 1924. Основной источник — Ив. Филиппов, История Выговской старообрядч. пустыни, изд. Кожанчикова, 1862; «Поморские ответы» в новом издании М. 1911. Срв. статьи Е. В. Барсова о бр. Денисовых в «Тр. К.Д.А». 1866 и 1867 гг., П. С. Смирнова в Хр. Чт. 1910; срв. В. Г. Дружинин, Словесные науки в Выговской поморской пустыни, ЖМНПр. 1911, 6; Значение труда старообрядцев в развитии промыслов, Архив истории труда в России, т. IV, Пгр. 1922; К истории крестьянского искусства XVIII-XIX вв. в Олонецкой губ., Художественное наследие Выгорецкой пом. обители, Изв. А. Н., XX, 2, Лгр. 1926; свящ. Д. Островский, Выговская пустыня и ее значение в старообр. расколе, Петрозав. 1914. Богослужебный чин беспоповцев развивался, по-видимому, из келейного правила, творимого без иерея. «Келья инока божница бельца боголюбивого создали молельню раскольника, часовню Выга» (Н. Вознесенский). О самосожигании см. книгу Д. Сапожникова; Хр. Лопарев издал «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийств. смертей». Пам. др. писм. Спб. 1895. См. еще В. К. Перетц, Исследования и материалы, т. II, в. 1, Слухи и толки о патр. Никоне, Спб. 1902.
Иноземцы. С. Ф. Платонов, Москва и Запад, 1924. О западных влияниях на церковное искусство: П. Муратов, Р. живопись до средины XVII в. История р. искусства под ред. И. Грабаря т. VI; Иконопись при первых царях из дома Романовых «Старые Годы» 1913, Июль-Сент.; А. И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII-го века, т. I-IV, Μ. 1910-1916; В. К. Трутовский, Боярин и оружничий Б. Μ. Хитрово и моск. оружейная палата, «Старые Годы», 1909, Июль-Сент.; Н. М. Тарабрин, Библия Пискатора в истории р. письменности и искусства, Труды XV Αрх. съезда в Новгороде, т. I, 1914, в протоколах; И. Евдокимов, Вологодские росписи, «Ст. Годы», 1915, Сент.; Е. П. Сачавец-Федорович, Ярославские стенописи и Библия Пискатора, Р. Искусство XVII в., Лгр. 1929; А. В. Преображенский, «Латинская Ересь» в р. пении XVII в., «Орфей», 1921, 1; Культовая музыка в России, Лгр. 1924. Срв. о проникновении украинского произношеиия на север через «польское» (партесное) пение у В. Н. Перетца, Из истоpии русской песни, стр. 199 и след. О Киевском влиянии обстоятельный свод К. В. Харламповича, Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь т. 1, Каз. 1914; его же, Борьба школьных влияний в до-петровской Руси, «Киевск. Старина», 1902, Июль-Окт.; срв. и В. Эйнгорн, Сношения малороссийского духовенства с Моск. правительством, М. 1899 (из «Чтений»); срв. рецензию С. Т. Голубева, в отчете о 42-ом присуждении Уваровских премий, 1902 г); Любимов, Борьба между представителями великор. и малор. направлений в Великороссии в конце XVII и нач. XVIII вв., ЖМНПр., 1875, 8 и 9. Из отдельных исследований нужно отметить: В. Μ. Ундольский, Ученые труды Епифания Славинецкого, «Чтения», 1846, 4; В. Певницкий, Епифаний С., «Труды» 1861, 8-10; Симеон Полоцкий, Пр. Об. 1860, 10 и 11; С. Браиловский; Филологические труды Епифания Славин., Р. Φ. В., т. 23 и 24, 1890; И. Ротар, Епифаний Сл., К. Стар. 1900, кн. 10-12; С. Браиловский, Чудовский инок Евфимий, как справщик, Чт. О. Л. Дух. Пр.,1890, т. 2; Отношения чуд. инока Евфимия к Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву, Р. Ф. В., 1889, 1; Один из пестрых XVII ст., 1902 (о Карионе Истомине); срв. и у свящ. А. В. Петровского, Учительное известие при слав, служебнике, Хр. Чтен. 1911. О Симеоне Полоцком: Л. Н. Майков, статья в «Древн. и нов. России», 1875 и переработка в «Очерках из истории р. литературы XVII и XVIII ст»., 1889; И. Татарский, Симеон Полоцкий, 1886; В. Πопов, Симеон П., как проповедник, Μ. 1886; Д. Ягодкин, Сим. Полоцкий, как полемист против раскола, «Странник», 1886, 9-12; срв. С. А. Щеглова, Р. пастораль XVII в., «Беседы пастушеские» Симеона Полоцкого, в сборн. «Старинный театр в России XVI-XVIII вв». под ред. В. Н. Перетца, 1923; А. И. Белецкій, С. Полоцький та украiнське письменство XVII-го віку, Юбилейни Збірник на потяну акад. Д. И. Багалія, К. 1927; его же статья, Из нач. лет литер. деятельности Сим. Полоцкого, в Сборнике в честь Соболевского; срв. статью В. Родникова, в «Трудах К. Д. А». 1913, Июнь, — влияние Коменского у Симеона П. О «хлебопоклонной» ереси и споре см. Гр. Миркович, О времени пресуществления Святых Даров, Спор бывший в Москве во втор. пол. XVII в., Вильна 1886; рец. И. А. Шляпкина, Ж. М. Н. Пр., 1887, Май; срв. его же, К истории полемики между моск. и малорос. учеными в конце XVII в., ЖМ. 1885, Окт; А. Прозоровский, Сильвестр Медведев, его жизнь и деятельность, М. 1896 (из «Чтений»); И. Козловский, Сильвестр М., 1894; С. Браиловский, Письма С. Медведева. Пам. др. письм., 144, 1901; «Остен» в изд. Каз. акад., 1865; срв. свящ. А. Смирнов, Иоаким, патр. Московский, М. 1881; Н. Виноградский, Собор 1682 года, М. 1892; Г. А. Скворцов, Патр. Адриан, Каз, 1913 (из «Пр. Соб». 1912-1913). О Паисии Лигариде см. А. В. Горский, Несколько сведений о Π. Лигариде до прибытия его в Россию, Приб. 21, 1862; Л. Я. Лавровский, О Паисии Лигариде. «Хр. Чт»., 1889, 11-12; Е. Legrand, Bibliographic Hellenique an XVII-е s. t. IV, 1896; P. Рierling, La Russie et le St. Siége, t. IV, 1907; Р. Salomon. Paislus Ligarides, ZOG. V. 1, 1932; Е. Шмурло — Русские католики конца XVII в., Записки Р. Научн. Инст. в Белграде, в. 3, 1931; срв. статьи М. Никольского, Русские выходцы из заграничных школ в XVII стол., Пр. Об. 1862, Ноябрь, 1863, Февр. и Март (о Григории Скибинском, Палладии Роговском и Петре Артемьеве); Несколько характерных проповедей Палладия Роговского изданы о. С. К. Смирновым, Приб. 32, 1883; срв. Ant. Florovskij, Palladij Rogovskij, ZOG. VIII. 2., 1933; О Крижаниче у Pierling, IV; срв. М. Соколов, Новооткрытое сочинение Юрия Крижанича о соединении церквей. ЖМНПр. 1891, 4 и 6; V. Jagič, Život i Rad Jurja Кrižаnіča, 1910; H. Вальденберг, Госуд. идеи Крижанича, 1912; Е. Smurlo, Jurij Кrižаnіč, 1618-1683, Panslavista о missionario, Roma 1926. О протест. влиянии см. работы И. В. Цветаева, Из истории иностр. исповеданий в России XVI и XVII в., Μ. 1886; Протестантство и протестанты в России, 1890; И. И. Соколов, Отношение протестантизма к Р. Прав. Церкви, 1882; А. П. Голубцов, Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара, М. 1891 и 1897; Н. С. Тихонравов, Квирин Кульман, Р. Вестн. 1887, 11 и 12 и Сочинения т. II, 1898; в нем. перевод I; 1888.
6. Начала регулярного образования. О заведении школ: Η. Ф. Каптерев, О греко-латинскнх школах в Москве в XVII в. до открытия Сл. Гр. Лат. Академии, Приб. 44,1889; С. К. Смирнов, Историн Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, М. 1855; И. А. Чистович, Новгородский митр. Иов, «Странник», 1861, 2; Ε. Μ. Прилежаев, Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху, Хр. Чтен. 1877, Март-Апр. Срв. М. Сменцовский, Братья Лихуды, 1899 (и в приложении: Церк.-историч. материалы, 1899); рец. Каптерева, в Отчете о 44-м присуждены Увар. премии, 1904; срв. и А. Никольский, Житие преп. Варлаама Хутынского лихудиевой редакции, Вестн. Αрх. и Истории, изд. И. Арх. Инст., В. XXI, 1911; И. Яхонтов, Иерод. Дамаскин, р. полемист XVII в.; 1884; П. Образцов, Арх. Гавриил Домецкий и иерод. Дамаскин, Дух. Бес. 1865, I; С. Браиловский, Ф. И. Поликарпов-Орлов, директор Москов. типографии, ЖМНПр., 1894, 9, 10, 11. Срв. И. Забелин, Первое водворение в Москве греко-латинской и западно-европейской науки, «Чтения», 1886, IV.
Масонство. А. Н. Пыпин, Р. Масонство XVIII и перв. четверти XIX в., Новое издание под ред. и с прим. Г. В. Вернадского, «Огни», 1916; С. В. Ешевский, Сочинения, т. III, 1870, или Сочинения по русской истории, 1900; Μ. Η. Лонгинов, Новиков и московские мартинисты, 1867; В. О. Ключевский; Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени, Р. М. 1895, I.(и в «Очерки и речи»); срв. его же, Евгений Онегин и его предки, Р. М. І887, февраль; Н. С. Тихонравов, Сочинения, том III, часть I, М. 1898; 1898; В. Тукалевский, Из истории фил. направлений и p. общсстве XVIII века, ЖМНПр. 1911, май; Сборник: Масонство в его прошлом и настоящем, т. Ι и II, «Задруга», Μ. 1916; Γ. Β. Вернадский, Русское масонство в царствование Екатерины II, Пгр. 1917 (здесь указатель масонских книг и новой литературы); Я. Л. Барсков, Переписка м. масонов XVIII-го века, 1780-1792, Пгр. 1915 (срн. об этом издании ст. А. А. Кизеветтера, М. розенкрейцеры XVVIII в. Р. М. 1915, окт); В. Боголюбов, Н. И. Новиков и его время, М 1916; В. П. Семенников, Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова и типографич. компаний, Пб. 1921; А. И. Кондратьев, Новиковские издания и сборнике «Книги в России», под ред. В. Адарюкова и А. Сидорова, т. I, М. Г. Изд. 1924; срв. также Н. В. Губерта, Материалы для р. библиографии, Хронологическое обозрение редких и замечательных р. книг ХVПІ в., вып. 2, 1880. Масонские труды И. В. Лопухина переизданы В. Саводником, М. 1913; «Записки» Лопухина в «Чтениях» 1860 и и Р. Арх. 1884; срн. о нем статью Я. Л. Барскова в РВСлов. (1911) и еще А. Г. Суровцева, И. В. Лопухин, 1901. См. еще Б. Тарасов, Масон И. П. Тургенев, ЖМНПр. 1914, 6; В. Сиповский, Русское вольтерьянство, Гол. Мин. 1914, 1; нужно еще отметить Записки И. А. Тимковскаго, Р. Αрх. 1874; общую характеристику эпохи см. у В. А. Кожевникова, Философия веры и чувства, т. I, М. 1898; Сочинения Сковороды изданы не все: изд. Багалея, X. 1891, и Бонч-Бруевич.И, 1912 т. I. О нем см. статьи Зеленогорского и Амф. Лебедеве в ВФПс. 1894, кн. 23 и 24; Н. И. Πетров, Первый малоросс. период жизни и научно-фил. развития Г. С. Сковороды, Труды 1902, 12; В. Φ Эрн, Г. С. Сковорода, Жизнь и учение, «Путь», М. 1912; рец. Н. Ф. Сумцова, Лiт.-Науков. Вістник, № 1,1918; Д. I. Багалій, Украінський мандрований філософ Гр. Сав. Сковорода, К. 1926; Памяти Сковороды, Одесса 1912 (см. особенно ст. Дложевского о переводах Сковороды); В. Πетров, рецензия на книгу Шпета, о Сковороде, Записки н. ф. відділу УАН, VII-VIII, 1926; его же, До характеристики філософського світогляду Сковороди, Вчення Ск. про матерію, Записки. XIII-XIV. 1927; срв. о неделаніи у Сковороды, Життя і революція, 1924, № 4, Киiв; В. Иваницький, Жидівська мова у Г. С. Сковороды, Збірник праць жидивськоі історично-археографічноі комисіі. кн. I, Киів, 1928; срв. статьи Д. И. Чижевского в «Пути», 19, 1929; Сковорода и нем. мистика, Научн. труды Р. Нар. Университета в Праге, II, 1929; срв. с его же, Skovoroda — Stadien, Zeitschr. f. Slav. Phil, VII и X; Філософична метода Ск., Збірник на пошану акад. К. Студинського, I, 1930; Символіка Сковороди, Праці Укр. iст. фил. товариства в Прагі 11, 1931. О немецких колонистах см. А. Клаус, Сектаторы-колонисты в России, BE. 1868, и отд. 1869; Г. Г. Писаревский, Из истории иностр колонизации в России в XVIII в., М. 1909.
V. Борьба за богословие. Возрождение мистицизма. О Лабзине см статью Б. Модзалевского, в Р. Биогр. Сл., 1904 (указана литература; срв. Η. Ф. Дубровин, Наши мистики сектанты, А. О. Лабзин и его журнал «Сионский Вестник», Р. Стар. 1894 и 1895; А. Д. Галахов, Обзор мистической литературы в царствование имп. Александра I, ЖМНПр. 1875, ноябрь, с. 87-175 (обзор «Сионского Вестника»); см. и в его « Истории русской словесности», т. II, 2 изд. 1875; Воспоминания А. Е. Лабзиной, с прим. Б. Модзалевского и С. Ф. Ольденбурга, 1914 (из «Р. Стар».). О Сперанском: бар. Μ. Α. Κοрф, Жизнь графа Сперанского, 1 и 2, СПб. 1861; одна неизданная глава напечатана впоследствии в Р. Стар. 1903, 1; сборник В память графа Μ. Μ. Сперанского, СПб. 1872; И. А. Чистович, В память графа Μ. Μ. Сперанского, На 1-ое января 1872 г., Христ. Чтение, 1871, дек.; И. Катетов, Граф Μ. Μ. Сперанский, как религиозный мыслитель, Каз. 1889 (из «Прав. Соб».; срв. отзыв Знаменского, в «Протоколах» Совета Каз. Академии за 1888 г.; А. Ельчанинов, Мистицизм Μ. Μ. Сперанского. Нов. Путь 1903, февр.; Бог. Вестн. 1906, янв. и февр. (подробно указана литература). Очень важно: М. М. Сперанский, по Гауэншильду, Из Венского Госуд. архива, перевод с немецкого, сообщил В. А. Бильбасов, Р. Стар. 1902, май; срв. П. Майков, Бар. Г. А. Розенкампф, Р. Стар., 1904, окт. и ноябрь (по его автобиографическим записям). О Фесслере прежде всего его автобиография: Rückblick auf seine siebenzigjahrige Pilgerfahrt, Breslau, 1824, 2 изд. 1852; срв. Geschichte der Entlassung des gewesenen Pastors in Saratow, Karl Limmer, Dorpat u. Riga, 1823; срв. Нил Ποпов, И. А. Фесслер; Биографич. очерк В. Е., 1879, Дек.; очень важная масонская переписка о Фесслере у А. А. Васильчикова, Семейство Разумовских, т. II, 1882. Фесслер изображен в автобиографической поэме Э. И. Губера, «Антоний», под именем Сильвио. См. Сочинения Э. И. Губера, изд. А. Г. Тихменевым, т. I, 1860; срв. Е. В Деген, Э. И Губер, как поэт и первый русский переводчик «Фауста», Космополис, 1898, апр. и май, — по-видимому, именно Фесслер и подал Губеру мысль заняться переводом «Фауста».
4. Преобразование системы духовного образования. О духовной школе при Александре I: И. А. Чистович, Руководящие деятели духовного просвещения в России в перв. пол. текущего столетия. Комиссия духовных училищ, Спб. 1894; Б. В. Титлинов, Духовная школа в России в XIX стол., вып. 1, Время Комиссии дух. училищ, Вильна, 1908 (срв. отзыв Н. Н. Глубоковского в Отчете о 52-м присуждении Уваровских премий, 1912); срв. П. В. Знаменский, Основные начала духовно-училищной реформы в царствование имп. Александра I, Каз. 1878; Е. Прилежаев, Царствование Александра I в истории р. духовной школы, Хр. Чтение, 1878, 1-2; К истории духовно-учебной реформы 1808-1814 гг., Странник, 1889, 8 и 9; М. М. Богословский, Реформа высшей духовной школы при Александре I и основание Московской дух. академии, Бог. Вести. 1917, окт.-дек. (актовая речь); Н. Н. Глубоковский, Начало организованной духовной школы, Комитет о усовершенствовании дух. училищ, Бог. Вести, 1917, июнь-июль; срв. о ранней истории Спб. Академии у И. А. Чистовича, История Спб. Дух. Акад., Спб. 1857; А. Надеждин, История Спб. православной дух. семинарии, 1801-1884, Спб. 1885; А. Родосский, Биографич. словарь студентов первых ХХVПІ-и курсов Спб. дух. академии, 1814-1869, Спб. 1907 (отз. К. Здравомыслова в Отчете о 50-м присуждении Уваровских премий); срв. Д. Ростиславов, Петерб. д. академия до графа Протасова. В. Е. 1872, 6, 7, 8; Феофилакт Русанов, 1873 11 и 12; С. К. Смирнов, История Моск. Д. А. до ее преобразования (1814-1870), Μ. 1879; рец. В. О. Ключевского, Прав Об. 1879, 4, и в «Отзывах и Ответах», 1918, с. 296-320; прот. Ф. И. Титов, Киевская Академия в эпоху реформ. Труды К. Д. Α. 1910-1915 и отдельно. О митр. Амвросии Подобедове (1742-1812) см. статью И. А. Чистовича в «Страннике» 1860, июнь; срв. и в «Хр. Чтении» 1857, т. II; О митр. Евгении см. ряд статей в «Тр. К. Дух. Акад». 1867 года, т. III; Н. С. Тихонравов, К. митрополит Евгений Болховитинов, Р. Вестн. 1869, 5 и в «Сочинениях», т 3; срв. Письма Евгения к Македонцу, Р. Αрх. 1870; Сборник материалов для биографии Μ. Евгения, изд. А. Д. Ивяновским, Спб. 1871. Е. Ф. Шмурло, М. Евгений, как ученый, ранние годы его жизни (1767-1804), Спб. 1888; Н. Полетаев, Труды Митр. К. Евгения Болховитинова по истории русской церкви, Каз. 1889; С. Карпов, Евгений Б., как митр. Киевский, К. 1914 (из «Тр. К.Д.А». 1913 и 1914); Д. И. Абрамович, Памяти митр. Евгения Б., Историч. Архив, изд. Гл. Управлением Архивным делом, кн. 1, Пгр. 1919, 190-223. Об арх. Феофилакте у Чистовича, Руковод. деятели, и еще: Η. Β. Πокровский, Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди, Странник, 1877, 1 и 3; А. Ельчуков, Ф. Русанов, знаменитый иерарх эпохи имп. Александра I, К. 1905.
Русский перевод Библии. О русской Библии основная книга: И. А. Чистович, История перевода Библии на русский язык, 1873, (из «Христ. Чтения»); 2 изд. 1899; С. Сольский, Обозрение трудов по изучению Библии в России, Пр. Об. 1869, I; Ф. Елеонский; Отечеств, труды по изучению Библии в XIX в., «Христ. Чтение». 1901; И. Н. Корсунский, Труды Моск. Д. Акад. по переводу Священного Писания и творений Святых Отцов на р. язык, Приб., 44, 45, 47; К истории изучения греческого языка и его словесности в Моск. Дух. Академии, Бог. Вестн., 1893, Ноябрь и Декабрь; см. ниже литературу о митр. Филарете. Для характеристики архим. Фотия важна прежде всего его «Автобиография», изданная о. В. Жмакиным, с примечаниями, в Р. Стар. 1894, 1895 и 1896 г.г. Его письма к родным, Р. Арх. 1871; к Голицыну и А. А. Павлову, Р. Стар. 1882; переписка с граф. А. А. Орловой, изд. А. Слезкинским, Р. Стар. 1899, 1902 и 1903 (срв. Н. Елагин, Жизнь графини А, А. Орловой Чесменской, Спб. 1853). Срв. К. Д. Попов, Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность, ТрКДА. 1875, 2 и 6; Е. П. Карнович, Αрх. Фотий, настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, Р. Стар. 1875, 7 и 8; свящ. Я. А. Морошкин, Αрх. Фотий, из воспоминаний, Р. Стар 1876, 10; С. Миропольский, Фотий Спасский Юрьевский архимандрит, В. Ε. 1878, 11 и 12; В. Φ. Чиж, Психология фанатизма, Фотий Спасский, ВФПс, 1905, 76 и 77. «Записки, мнения и переписка адм. Шишкова», изданы Юр. Самариным и Н. Киселевым в Берлине, 1870, два тома; срв. В. Стоюнин, А. С. Шишков, В. Е. 1877, 9-12, и отд.; Исторические очерки, ч. 1, 1880. О филологических взглядах Шишкова см. еще В. В. Виноградов, Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., ГУПИ, М. 1934, стр. 156 след. «Под именем русского языка произвести новый, который бы состоял из одного просторечия, располагаемая по складу французского языка», Собрание сочинений и переводов, XII, 163; приведено у Виноградова, стр. 154. См. еще очень характерную для эпохи переписку князей братьев Ширинских-Шихматовых, изд. о. В. Жмакиным, К истории русской богосл. мысли 30-х годов текущего столетия, Христ. Чтение 1889 и 1890, и отд.; срв. О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя С. А. Ширинского-Шихматова, Спб. 1838. Очень любопытно, что и в самой Англии подымались возражения против Библейского общества; см. напр. Н. Marsh, An inquiry into the Consequences of the Neglect to give the Prayer Book with the Bible 1822, срв. W. L. Mathieson, English Church Reform, 1815-1840, L 1923.
О месте и роли Церкви. Сочинения Ю. Ф. Самарина, I-XII, 1877-1912; филос. и богословския статьи в V и VI томах, в ХII-м томе письма. Очень важны биографические введения к отдельным томам, принадлежащие Ю. Ф. Самарину, срв. его же очерк в Р. Биогр. Слова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.02 с.) |