Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости».



Пути русского богословия

Библиография.

I. Кризис русского византинизма.

Молчание или раздумье?

Срв. у Голубинского, I, гл. IV, Просвещение, с. 701 сл. Раздел I-ый этой главы так и надписан: «Неудавшаяся попытка Владимиpa ввести у нас просвещение и наше действительное просвещение — грамотность». Голубинский выражается вполне решительно. «Несомненно, что просвещение было вводимо к нам Владимиром, но оно у нас не принялось и не привилось, и весьма скоро от нас исчезло» (с. 709).

Причиной того была русская неспособность, отсутствие самой воли к просвещению: «не имели никакого нравственного стимула» к просвещению (718).

«Не сознавая себя причастными к исторической обязанности быть просвещенными, сполна возлагая эту обязанность на тех, которые без нас представляли собою просвещенный Восток, т. е. на греков, мы и не позаботились о просвещении и нашли возможным прожить и без него» (719).

«Грамотность, а не просвещениe, — в этих словах вся наша история огромного периода, обнимающего время от Владимира до Петра Великого» (720).

Такая же схема у Щапова, только он ссылается не на русскую «неспособность» или нежелание учиться и не на отсутствие организованных школ, как Голубинский, а на общие социально-географические условия русского исторического развития. «Вследствие этого, до Петра В. в России не было никакого высшего интеллектуального развития, не было и зачатков научной теоретической мысли», А. П. Щапов, Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России (1867). Сочинения, изд. Пирожкова, II, 494.

Отсутствие хронологии во всей допетровской литературе настойчиво утверждал А. Н. Пыпин, т. I, (1902), пред. IV-VI, с. 98, 250-251.

См. еще В. Н. Иконников, О историческом значении Византии в русской истории, К. 1869 (рец. Ключевского, Пр. Об. 1869 и в «Отзывах и Ответах», 1918);

В. О. Ключевский, Псковские споры, Пр. Об. 1872 и «Опыты и исследования», 1912;

Ф. А. Терновский, Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение к древней Руси, К. 1875-76, два выпуска.

 

Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости».

Поучения против языческих пережитков и суеверий собраны у А. И. Пономарева, Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 3, 1897 (вводная статья П. В. Владимирова); срв. Е. В. Аничков, Язычество и древняя Русь, 1914;

Н. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, тексты и исследование, 1913 и 1916.

Основным изданием славянских апокрифов до сих пор остается Тихонравова Памятники отреченной русской литературы, 1 и 2, 1863 (часть неоконченного 3-го тома в «Сборнике отд. р. яз. и слов. И. А. Н»., т. 58, 1895);

И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, 1872 и 1877; Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, 1890;

М. Н. Сперанский, Славянские апокрифич. евангелия, 1895;

А. И. Яцимирский, Библиографический указатель апокрифов в южно-слав. и русской письменности, вып. I, Апокрифы ветхозаветные, 1921;

Йор. Иванов, Богомилски книги и легенди, 1925.

Особого внимания заслуживают работы А. Н. Веселовского об апокрифах и духовных стихах; см. напр., его известную статью, Калики перехожие и богомильские странники, В. Е. 1875, апр.

Много материала и у Ф. И. Буслаева. Исторические очерки р. народной словесности и искусства, 1-2, 1861; нов. изд. 1914.

 

Русский эллинизм.

Н. К. Никольский, О древнерусском христианстве, Р. М. 1913, Июнь; М. Д.

Приселков, Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв., 1913 (срв. рец. А. А. Шахматова, Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни, Научн. Ист. Журнал, 1914, 4);

Борьба двух мировоззрений, «Poccия и Запад», Историч. сборн., 1923;

Г. Г. Шпет, Очерк развития р. философии, 1, 1922;

Г. П. Федотов, Трагедия интеллигенции, «Версты», II, 1928;

В. Leib, Rome, Kiev et Byzance à la fin du XI-е siècle, 1924;

М. Э. Шайтан, Германия и Киев в XI в., Летопись Археогр. Ком. за 1926, вып. I (34); 1927.

Н. В. Волков, Статистические сведения о сохранившихся древне-р. книгах XI-XIV вв. и их указатель, Памятники О. Л. Др. П., 123, 1897;

Н. К. Никольский, Ближайшие задачи изучения древне-р. книжности, Памятники, 147, 1902;

А. И. Соболевский, Несколько мыслей о древне-р. литературе, II. Древне-р. книги и Церковь, Изв. 1903.11;

В. Н. Перетц, Описи монастырских библиотек XVII-гo века и спорные вопросы истории древне-р. литературы, Slavia, III, 1921;

А. Д. Седельников, Несколько проблем по изучению древне-р. литературы, Методологические наблюдения, Slavia, VIII, 1929-1930.

В. М. Истрин, Очерк истории древне-р. литературы доМосковского периода (11-13 вв.), Пгр. 1932;

Н. К. Никольский, Материалы для повременного списка р. писателей и их сочинений (X-XI вв.), Спб. 1906;

А. С. Архангельский, Творения отцев Церкви в древнерусской письменности, ЖНМПр. 1888, июль и авг.;

Еп. Антоний (Вадковский), Из истории христианской проповеди, 2 изд. 1895;

Н. К. Никольский, Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры, в. 1, Лгр. 1930; срв.

В. М. Истрин в Byzantino-Slavica, IV, 1932.

«Слово» Илариона издано было впервые А. В. Горским, Приб. II, 1844; переиздано в «Памятниках» Пономарева, в. 1;

срв. исследование И. Н. Жданова (1872), в его «Сочинениях», т. I.

Проповеди Кирилла Туровского впервые изданы К. Калайдовичем, Памятники Российской Словесности XII в., М. 1821;

переизданы у Пономарева, в. 2.

Срв. работу М. И. Сухомлинова в «Рукописи гр. А. С. Уварова», т. 2, 1858, и в его «Исследованиях», 2 изд. 1908;

Cрв. В. Виноградов, О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, Сборник статей в память, 100-летия М. Д. А., 1915;

Его же, Уставные Чтения, 1-3, 1914-1916.

О Клименте Смолятиче см. Xр. Лопарев, Послание м. Климента пресвитеру Фоме, Пам. Др. Письм. 90, 1892;

Н. К. Никольский, О литературных трудах м. Климента Смолятича, писателя XII века, Спб. 1892; срв. у Голубинского, I, 2 (во 2-м изд.), 816-853.

См. еще Г. П Федотов, Житие и Tepпение св. Авраамия Смоленского, Правосл. Мысль № 2, 1930.

 

II. Встреча с Западом.

 

На распутье.

По истории реформации и реакции в Польше все еще не потеряли значение старые книги:

Graf Valer. Krasinsky, Hist. Sketch of the rise, progress and decline of the Reformation in Poland, 1-2, L. 1838-1840; польский перевод только в 1903-1905, с ценными дополнениями;

J. Lukaszewiсz, О kosciolach braci czeskich w dawney Polsce, 1835; Dzieje Kosciolow wyznania Helweckiego w Litwie, 1-2, 1842-1843.

По- русски см. работы проф. Н. Любовича, История реформации в Польше, Кальвинизм и антитринитарии, 1883;

Начало кат. реакции и упадок реформации в Польше, 1890, и статьи Н. И. Кареева, Реформация и кат. реакция в Польше, В. Е. 1885.

Из новых работ нужно назвать прежде всего исследования:

Тh. Gгabоwskу, Z dzejow literatury Kalvinskiej w Polsce, 1905; Literatura aryanska w Polsce, 1908;

Literatura luterska w Polsce wieku XVI, Poznan 1920;

Z dzejow literatury unicko prawoslawnej w Polsce, P. 1922.

Срв. еще A. Brückner, Roznowiercy Polscy, I, 1905;

Bidlo, Jednota bratrska v prvnim vyhnanstvi, 1-2, 1900-1903;

H. Merczyng, Polsky deisci wolnomysliciele za Jagiellonow, W. 1911;

K. Volker, Kirchengeschichte Polens B. L. 1930;

St. Kot, Ideologia polityczna i spoleczna Braci Polskich zwanych Aryanami, W. 1932;

J. Lortz, Kard. Stan Hosius, 1931. О иезуитах в Польше основная работа

St. Zaleski, Jezuici w Polsce, 2 t., Lw. 1900-1901.

Особенно см. о П. Скарге:

J. Тrеtjak, Piotr Skarga w dziejach i literaturze unii Brzeskiej, Kr. 1912;

Тh. Gгabоwsky, P. Skarga na tle literatury religijnej w Polsce wieku XVI, Kr. 1913;

J. Syganski, Dziatelnosc Ks. Piotra Skargi na tle jego listow 1566-1619, Kr. 1912 (и изд. Listow Sk., 1912);

St. Sapinski, Badania zrodlowe nad kazanjama niedzielnemi i swiatecznemi Skargi, 1914;

A. Berga, Pierre Skarga (1535-1612), Etude sur la Pologne du XVI s. et le protestantisme polonais, P. 1916.

Скарга совсем не был ученым, вся его ученость из вторых рук, всего больше заимствует у Беллармина, отчасти у Стаплетона. «Patres non vidi, theologos nunquam audivi», признавался он сам (письмо 1568 г.). Но это был искусный спорщик и увлекательный проповедник.

Нужно указать еще новую книгу К. Chodynicki, Kosciol Prawoslawny a Rzecz Pospolita Polska 1370-1632, W. 1934.

 

Против Унии.

М. О. Коялович, Лит. церковная уния, 2 тома, СПб. 1859-61;

И. Чистович, Очерки истории зап. р. Церкви, 2 тома, Спб 1882-84;

J. Ре1еsz, Geschichte des Unions der rutheiischen Kirche mit Rom, Wien, 1-2, 1878-1880;

Ed. Likowski, Unia Brzeska, Poznan, 1896;

Пл. Жукович, Сеймовая борьба православнаго зап. р. дворянства с церк. унией, 7 томов, Спб 1901 и след. (отчасти въ «Христ. Чтения»);

И. Малышевский, Алекс. патр. Мелетий Пигас и его участие в делах р. Церкви, 2 тома, К. 1872;

срв. О. Макарушка, Огляд литературноï дияльности митр. Iпатея Потея, Львов. 1914.

О братствах см. старую книгу свящ. И. Флерова и особенно А. А. Папкова, Братства, очерк истории зап. р. правосл. братств, СТСЛ. 1900 (из «Бог. Β». 1898-1899 гг.);

Α. Крыловский, Львовское Успенское ставропигиальное брат­ство, 1903;

Прот. Ф. И. Титов, Русская православная Церковь в польско-литовском государстве в XVII-XVIII вв. (1686-1795). том I — Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. Киев, 1905, 1906;

Срв. Г.И. Булгаков, З. русские прав. соборы, как органы церк. управления, Курск, 1917 г.;

В. Заикин, Участие светских в церк. управлении. Выборное начало и «соборность» в киевской митрополии в XVI и XVII вв., Варшава, 1930. «Палинодия» в РИБ., т. IV;

Исследование о ней. В. З. Завитневича, Варш. 1883;

П. Ж и т е ц к и й, Очерк лит. истории малорусского наречия в XVII и XVIII вв., ч. I, К. 1889;

Срв.. А. С. Грушевский, Из полемич. литературы к. XVI в. после вве­дения Унии, Изв. отд. р. яз. А. Н., XXII 1917;

О Киевской лавре и братстве см. у С. Т. Голубева; Очерк истории литературы и Церкви Зап. Руси за XVI-XVIII вв., Киев. Еп. Вед., 1877 и 1878 гг.;

Его же, Петр Моги­ла, I, 1883, и II 1896; (на I том рецензия Η. И. Петрова, ЖМНПр. 1884, янв.);

История Киевской дух. академии, в. I, период до-Могилянский, К. 1886;

Прот. Ф. И. Титов, Типография Киево-печерской лавры, истор. очерк, т. I (1606-1716), К. 1918;

Матеріяли для исторіі книжноi справи на Вкраіні в XVI-XVIII вв., Відбіркі передмов до украiнських стародруків, Збирн. укр. акад., 17, 1924;

Срв. Ф. Ильинский, Большой катихизис Лавр. Зизания, К. 1889 (из «Трудов»);

К. Сичевская; Памва Берында, Чтения в Общ. Нестора Лет., ХХIII, I, 1912;

В. М. Отроковский, Тарасий Земка, ю. русский деятель XVII в., Сборн. отд. р. яз. АН, 96, № 2, 1921;

П. Забелин, Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона, Руководство для сельских пастырей, 1873;

А. Колтоновская, «Перло многоценное» 1646 Кирилла Транквиллиона, Летопись В. Ж.. К., учр. А. В. Жекулиной, I, К.1914;

срв. I. Огіенко, Украіньска мова в Киіво-Печерской Лаврі в ХII в., Духовна бесіда, 1924, 1-2.

 

Петр Могила.

Основная, но не оконченная работа: С. Т. Голубев, К. митрополит Петр Могила и его сподвижники, 2 тома, 1883 и 1897;

Срв. его же, Петр Могила и Исаия Копинский, Пр. Об. 1874, I;

На эту статью резкий отклик Н. Костомарова, в защиту П. Могилы, — Петр Могила пред судом исследователей нашего времени, В. Евр., 1874, май, с. 429-441;

См. у М. Грушевського, Історія Укр. Руси, т. VII и VIII, 1909 и 1913;

Очень важна новейшая работа Ε. Φ. Шмурло, Римская курия на р. правосл. востоке в 1609-1654 годах, Прага 1928;

Срв. Е. Picot, у Legrand, Bibliographie Hellenique au XVII ss, t. IV, 1896; P. Panaitescu, L'influence de 1'oeuvre de Pierre Mogila, Melanges de 1'Ecole Roumaine en France, I, 1926;

О Мелетии Смотрицком статьи К. Еленевского, Пр. Об. 1861, 5;

А. Осинского в Тр. К. Д-а. 1912 и отд.;

Срв. еще свящ. П. Подвысоцкий, З. русские полемич. сочинения по вопросу о восстановлении прав, иерархии в 1620 г., 1915;

О требнике Петра Могилы см. исследование Ε. Μ. Крыжановского, Повреждение церк. обрядности и рел. обычаев в южнор. митрополии, Рук. для сельск. пастырей, 1860, и в его «Собрании сочинений», т. I, 1890;

Срв. и у о. В. Прилуцкого. Частное богослужение в русской церкви в XVI и п. п. XVII в., К., 1912;

Срв. С. Т. Голубев, Когда и кем вве­дены в русскую обрядность пассии, К. Епарх. Вед., 1874, № 7(уже при м. Иове Борецком).

 

Книжная справа».

О книжной справе см. прежде всего у Η. Ф. Каптерева, Патр. Никон и его противники, Пр. Об. 1886 и 1887 гг.. отд. 1887, 2 изд. 1912;

Характер отношений России к прав. Востоку в XVI и XVII стол, М. 1885;

Патр. Никон и царь Алексей Михайлович, 2 тома, 1909-1912 (рец. В. Г. Дружинина, ЖМНПр. 1912, Авг).

Срв. Е. Е. Голубинский, К нашей полемике со старообрядцами, 2 изд. 1905;

В. Эйнгорн, Книги киевской и львовской печати в Москве, «Книговедение», 1894;

А. Г-в, Судьба «Учительного Евангелия» К. Транквиллиона Старовецкого, Чт. МОЛДух. Пр. 1890, I;

Д. Скворцов, Дионисий Зобниновский, арх. Тр. Сергиевского монастыря, Тверь 1890;

С. Белокуров, Арсений Суханов, 2 части, 1891 и 1894;

И. Д. Мансветов, Как у нас прави­лись ц. книги, Приб. 1883;

прот. П. Николаевский, Моск. Печатный двор при патр. Никоне, Хр. Чтение 1890 и 1891 гг.

 

Реформы патриарха Никона.

О патр. Никоне см. «Историю» м. Макария, т. XII, и названные книги Каптерева, также W. Рalmеr. The Tsar and the Patriarch, I-VI, 1873;

срв. П. Гиббенет, Историческое исследование дела патр. Никона, 1882-1884;

П. Шаров, Большой сабор 1666 года, К. 1895;

М. В. Зызыкин, Патр. Никон, его госуд. и каноническия идеи, ч. I, Вар­шава 1931 (2-ая часть печатается в «Воскресном Чтении»);

В. К-в, Взгляд Никона на значение патр. власти, ЖМНПр. 1880, 12;

В. М. Ундольский, Отзыв п. Никона об уложении царя Алексея Μ., Р. Αрх. 1886, 2.

Грамота патр. Паисия Конст. издана в Хр. Чт. 1881.

 

Трагедия раскола.

Основное собрание первоисточников: Материалы для истории рас­кола за первое время его существования, изд. Н. И. Субботиным, 9 томов. М. 1875-1895;

срв. Я. Л. Барсков, Памятники первых лет р. старообрядчества 1912;

Т. С. Рождественский, Памятники старо­обрядческой поэзии, Записки М. Археол. Инст., т. VI, 1910;

А. Б., Описание некоторых сочинений, написанных р. раскольниками в пользу рас­кола, 2 тома, Спб. 1861 (эта книга составлена Никанором, в миру Александром Бровковичем);

В. Дружинин, Писания русских старообрядцев, Перечень списков, Издание И. Археогр. К., Спб. 1912.

Общий очерк историографии русского раскола см. у П. С. Смирнова.

Литература истории и обличения старообрядческого раскола в XIX в., Хр. Чтение 1901;

срв. обзор В. З. Белоликова в «Трудах К. Д. Акад». 1913.

При всей своей односторонности и преувеличениях до сих пор еще не потеряла значение известная книга А. П. Щапова, Русский раскол старообрядчества, Каз. 1859 (и в его «Сочинениях», изд. Пирожкова, I, 1906);

срв. главу о расколе в исследовании В. Вальденберга, Древнерусские учения о пределах царской власти, М. 1916.

По внутренней истории раскола см. прежде всего работы П. С. Смирнова, История русского раскола старообрядцев, Ряз. 1893; 2 изд. Спб. 1895;

Внутренние вопросы в расколе в XVII веке, 1898;

«В бегстве от Антихриста», общая характеристика совр. беспоповщины, Хр. Чт. 1903;

Из истории раскола старообрядцев в первой пол. XVIII в., 1908; Споры и разделения в р. расколе в п. четверти ХVІІІ в., 1909; Споры в расколе во втор. четв. XVIII в., Хр. Чт. 1911;

см. еще Н. И. Костома­рова, История раскола у раскольников, BE 1871. апр.;

И. М. Громогласов, Русский раскол и вселенское православие, БВ 1898, апр. и май;

В. В. Розанов, Психология русского раскола, в сборн. Религия и культура, 1901;

А.В. Карташов, Смысл старообрядчества. Сборник статей, посвященных П. Б. Струве, Прага 1925;

срв. И. О. Кирил­лов, Третий Рим, 1914; Правда старой веры, 1916 (раскольн.)

Сочинения прот. Аввакума переизданы недавно. Памятники истории старообряд­чества XVII в., кн. 1. в. 1, Лгр. 1927 (Р. Ист. Библ. 39);

срв. А. Л. Бороздин, Прот. Аввакум, изд. 2-ое Спб. 1900;

В К. Никольский Сибирская ссылка прот. Аввакума, Инст. Истории, Учен. Записки, т. II, М-1927.

Срв. еще В. В. Виноградов, О задачах стилистики, Наблюдения над стилем жития прот. Аввакума, «Русская Речь», сборники под ред. Л. В. Щербы, I, 1923, с. 195-293;

очерк Н. К. Гудзия, Прот. Аввакум, как писатель и как культурно-историческое явление, в новом издании «Жития», изд. «Akademia», Лгр, s. a.;

статья Д. Святополк-Мирского, в «Евразийском Временнике», т. IV, 1925, и предисловие к «The Life of the Archpriest Avvakum by Hymself», London, 1924.

О Выгорецком расколе см. П. Т. Любомиров, Выговское общежительство, Саратов 1924.

Основной источник — Ив. Филип­пов, История Выговской старообрядч. пустыни, изд. Кожанчикова, 1862;

«Поморские ответы» в новом издании М. 1911.

Срв. статьи Е. В. Барсова о бр. Денисовых в «Тр. К.Д.А». 1866 и 1867 гг., П. С. Смирнова в Хр. Чт. 1910;

срв. В. Г. Дружинин, Словесные науки в Выговской поморской пустыни, ЖМНПр. 1911, 6;

Значение труда старообрядцев в развитии промыслов, Архив истории труда в России, т. IV, Пгр. 1922;

К истории крестьянского искусства XVIII-XIX вв. в Олонецкой губ., Художественное наследие Выгорецкой пом. обители, Изв. А. Н., XX, 2, Лгр. 1926;

свящ. Д. Островский, Выговская пустыня и ее значение в старообр. расколе, Петрозав. 1914.

Богослужебный чин беспоповцев развивался, по-видимому, из келейного правила, творимого без иерея. «Келья инока божница бельца боголюбивого создали молельню расколь­ника, часовню Выга» (Н. Вознесенский).

О самосожигании см. книгу Д. Сапожникова;

Хр. Лопарев издал «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийств. смертей». Пам. др. писм. Спб. 1895.

См. еще В. К. Перетц, Исследования и материалы, т. II, в. 1, Слухи и толки о патр. Никоне, Спб. 1902.

 

Иноземцы.

С. Ф. Платонов, Москва и Запад, 1924.

О западных влияниях на церковное искусство: П. Муратов, Р. живопись до средины XVII в. История р. искусства под ред. И. Грабаря т. VI;

Иконопись при первых царях из дома Романовых «Старые Годы» 1913, Июль-Сент.;

А. И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII-го века, т. I-IV, Μ. 1910-1916;

В. К. Трутовский, Боярин и оружничий Б. Μ. Хитрово и моск. оружейная палата, «Старые Годы», 1909, Июль-Сент.;

Н. М. Тарабрин, Библия Пискатора в истории р. письменности и искусства, Труды XV Αрх. съезда в Новгороде, т. I, 1914, в протоколах;

И. Евдокимов, Вологодские росписи, «Ст. Годы», 1915, Сент.;

Е. П. Сачавец-Федорович, Ярославские стенописи и Библия Пискатора, Р. Искусство XVII в., Лгр. 1929;

А. В. Преображенский, «Латинская Ересь» в р. пении XVII в., «Орфей», 1921, 1; Культовая музыка в России, Лгр. 1924.

Срв. о проникновении украинского произношеиия на север через «польское» (партесное) пение у В. Н. Перетца, Из истоpии русской песни, стр. 199 и след.

О Киевском влиянии обстоятельный свод К. В. Харламповича, Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь т. 1, Каз. 1914;

его же, Борьба школьных влияний в до-петров­ской Руси, «Киевск. Старина», 1902, Июль-Окт.;

срв. и В. Эйнгорн, Сношения малороссийского духовенства с Моск. правительством, М. 1899 (из «Чтений»);

срв. рецензию С. Т. Голубева, в отчете о 42-ом присуждении Уваровских премий, 1902 г);

Любимов, Борьба между представителями великор. и малор. направлений в Великороссии в конце XVII и нач. XVIII вв., ЖМНПр., 1875, 8 и 9.

Из отдельных исследований нужно отметить: В. Μ. Ундольский, Ученые труды Епифания Славинецкого, «Чтения», 1846, 4;

В. Певницкий, Епифаний С., «Труды» 1861, 8-10; Симеон Полоцкий, Пр. Об. 1860, 10 и 11;

С. Браиловский; Филологические труды Епифания Славин., Р. Φ. В., т. 23 и 24, 1890;

И. Ротар, Епифаний Сл., К. Стар. 1900, кн. 10-12;

С. Браиловский, Чудовский инок Евфимий, как справщик, Чт. О. Л. Дух. Пр.,1890, т. 2; Отношения чуд. инока Евфимия к Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву, Р. Ф. В., 1889, 1; Один из пестрых XVII ст., 1902 (о Карионе Истомине);

срв. и у свящ. А. В. Петровского, Учительное известие при слав, служебнике, Хр. Чтен. 1911.

О Симеоне Полоцком: Л. Н. Майков, статья в «Древн. и нов. России», 1875 и переработка в «Очерках из истории р. литературы XVII и XVIII ст»., 1889;

И. Татарский, Симеон Полоцкий, 1886; В. Πопов, Симеон П., как проповедник, Μ. 1886;

Д. Ягодкин, Сим. Полоцкий, как полемист против раскола, «Странник», 1886, 9-12;

срв. С. А. Щеглова, Р. пастораль XVII в., «Беседы пастушеские» Симеона Полоцкого, в сборн. «Старинный театр в России XVI-XVIII вв». под ред. В. Н. Перетца, 1923;

А. И. Белецкій, С. Полоцький та украiнське письменство XVII-го віку, Юбилейни Збірник на потяну акад. Д. И. Багалія, К. 1927;

его же статья, Из нач. лет литер. деятельности Сим. Полоцкого, в Сборнике в честь Соболевского;

срв. статью В. Родникова, в «Трудах К. Д. А». 1913, Июнь, — влияние Коменского у Симеона П.

О «хлебопоклонной» ереси и споре см. Гр. Миркович, О времени пресуществления Святых Даров, Спор бывший в Москве во втор. пол. XVII в., Вильна 1886; рец. И. А. Шляпкина, Ж. М. Н. Пр., 1887, Май;

срв. его же, К истории поле­мики между моск. и малорос. учеными в конце XVII в., ЖМ. 1885, Окт;

А. Прозоровский, Сильвестр Медведев, его жизнь и деятельность, М. 1896 (из «Чтений»);

И. Козловский, Сильвестр М., 1894;

С. Браиловский, Письма С. Медведева. Пам. др. письм., 144, 1901; «Остен» в изд. Каз. акад., 1865;

срв. свящ. А. Смирнов, Иоаким, патр. Московский, М. 1881;

Н. Виноградский, Собор 1682 года, М. 1892;

Г. А. Скворцов, Патр. Адриан, Каз, 1913 (из «Пр. Соб». 1912-1913).

О Паисии Лигариде см. А. В. Горский, Несколько сведений о Π. Лигариде до прибытия его в Россию, Приб. 21, 1862;

Л. Я. Лавровский, О Паисии Лигариде. «Хр. Чт»., 1889, 11-12;

Е. Legrand, Bibliographic Hellenique an XVII-е s. t. IV, 1896;

P. Рierling, La Russie et le St. Siége, t. IV, 1907;

Р. Salomon. Paislus Ligarides, ZOG. V. 1, 1932;

Е. Шмурло — Русские католики конца XVII в., Записки Р. Научн. Инст. в Белграде, в. 3, 1931;

срв. статьи М. Никольского, Русские выходцы из заграничных школ в XVII стол., Пр. Об. 1862, Ноябрь, 1863, Февр. и Март (о Григории Скибинском, Палладии Роговском и Петре Артемьеве);

Не­сколько характерных проповедей Палладия Роговского изданы о. С. К. Смирновым, Приб. 32, 1883;

срв. Ant. Florovskij, Palladij Rogovskij, ZOG. VIII. 2., 1933;

О Крижаниче у Pierling, IV;

срв. М. Соколов, Новооткрытое сочинение Юрия Крижанича о соединении церквей. ЖМНПр. 1891, 4 и 6;

V. Jagič, Život i Rad Jurja Кrižаnіča, 1910;

H. Вальденберг, Госуд. идеи Крижанича, 1912;

Е. Smurlo, Jurij Кrižаnіč, 1618-1683, Panslavista о missionario, Roma 1926.

О протест. влиянии см. работы И. В. Цветаева, Из истории иностр. исповеданий в России XVI и XVII в., Μ. 1886;

Протестантство и протестанты в России, 1890;

И. И. Соколов, Отношение протестантизма к Р. Прав. Церкви, 1882;

А. П. Голубцов, Прения о вере, вызванные делом королевича Воль­демара, М. 1891 и 1897;

Н. С. Тихонравов, Квирин Кульман, Р. Вестн. 1887, 11 и 12 и Сочинения т. II, 1898; в нем. перевод I; 1888.

 

6. Начала регулярного образования.

О заведении школ: Η. Ф. Каптерев, О греко-латинскнх школах в Москве в XVII в. до открытия Сл. Гр. Лат. Академии, Приб. 44,1889;

С. К. Смирнов, Историн Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, М. 1855;

И. А. Чистович, Новгородский митр. Иов, «Странник», 1861, 2;

Ε. Μ. Прилежаев, Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху, Хр. Чтен. 1877, Март-Апр.

Срв. М. Сменцовский, Братья Лихуды, 1899 (и в приложении: Церк.-историч. материалы, 1899);

рец. Каптерева, в Отчете о 44-м присуждены Увар. премии, 1904; срв. и А. Никольский, Житие преп. Варлаама Хутынского лихудиевой редакции, Вестн. Αрх. и Истории, изд. И. Арх. Инст., В. XXI, 1911;

И. Яхонтов, Иерод. Дамаскин, р. полемист XVII в.; 1884;

П. Образцов, Арх. Гавриил Домецкий и иерод. Дамаскин, Дух. Бес. 1865, I;

С. Браиловский, Ф. И. Поликарпов-Орлов, директор Москов. типографии, ЖМНПр., 1894, 9, 10, 11.

Срв. И. Забелин, Первое водворение в Москве гре­ко-латинской и западно-европейской науки, «Чтения», 1886, IV.

 

Масонство.

А. Н. Пыпин, Р. Масонство XVIII и перв. четверти XIX в., Новое издание под ред. и с прим. Г. В. Вернадского, «Огни», 1916;

С. В. Ешевский, Сочинения, т. III, 1870, или Сочинения по русской истории, 1900;

Μ. Η. Лонгинов, Новиков и московские мартинисты, 1867;

В. О. Ключевский; Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени, Р. М. 1895, I.(и в «Очерки и речи»);

срв. его же, Евгений Онегин и его предки, Р. М. І887, февраль;

Н. С. Тихонравов, Сочинения, том III, часть I, М. 1898; 1898;

В. Тукалевский, Из истории фил. направлений и p. общсстве XVIII века, ЖМНПр. 1911, май;

Сборник: Масонство в его прошлом и настоящем, т. Ι и II, «Задруга», Μ. 1916;

Γ. Β. Вернадский, Русское масонство в царствование Ека­терины II, Пгр. 1917 (здесь указатель масонских книг и новой литературы);

Я. Л. Барсков, Переписка м. масонов XVIII-го века, 1780-1792, Пгр. 1915 (срн. об этом издании ст. А. А. Кизеветтера, М. розенкрейцеры XVVIII в. Р. М. 1915, окт);

В. Боголюбов, Н. И. Новиков и его время, М 1916;

В. П. Семенников, Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова и типографич. компаний, Пб. 1921;

А. И. Кондратьев, Новиковские издания и сборнике «Книги в России», под ред. В. Адарюкова и А. Сидорова, т. I, М. Г. Изд. 1924;

срв. также Н. В. Губерта, Материалы для р. библиографии, Хронологическое обозрение редких и замечательных р. книг ХVПІ в., вып. 2, 1880.

Масонские труды И. В. Лопухина переизданы В. Саводником, М. 1913; «За­писки» Лопухина в «Чтениях» 1860 и и Р. Арх. 1884;

срн. о нем статью Я. Л. Барскова в РВСлов. (1911) и еще А. Г. Суровцева, И. В. Лопухин, 1901.

См. еще Б. Тарасов, Масон И. П. Тургенев, ЖМНПр. 1914, 6;

В. Сиповский, Русское вольтерьянство, Гол. Мин. 1914, 1;

нужно еще отметить Записки И. А. Тимковскаго, Р. Αрх. 1874;

общую характеристику эпохи см. у В. А. Кожевникова, Философия веры и чувства, т. I, М. 1898;

Сочинения Сковороды изданы не все: изд. Багалея, X. 1891, и Бонч-Бруевич.И, 1912 т. I.

О нем см. статьи Зеленогорского и Амф. Лебедеве в ВФПс. 1894, кн. 23 и 24;

Н. И. Πетров, Первый малоросс. период жизни и научно-фил. развития Г. С. Сковороды, Труды 1902, 12;

В. Φ Эрн, Г. С. Сковорода, Жизнь и учение, «Путь», М. 1912;

рец. Н. Ф. Сумцова, Лiт.-Науков. Вістник, № 1,1918;

Д. I. Багалій, Украінський мандрований філософ Гр. Сав. Сковорода, К. 1926; Памяти Сковороды, Одесса 1912 (см. особенно ст. Дложевского о переводах Сковороды);

В. Πетров, рецензия на книгу Шпета, о Сковороде, Записки н. ф. відділу УАН, VII-VIII, 1926;

его же, До ха­рактеристики філософського світогляду Сковороди, Вчення Ск. про матерію, Записки. XIII-XIV. 1927; срв. о неделаніи у Сковороды, Життя і революція, 1924, № 4, Киiв;

В. Иваницький, Жидівська мова у Г. С. Сковороды, Збірник праць жидивськоі історично-археографічноі комисіі. кн. I, Киів, 1928;

срв. статьи Д. И. Чижевского в «Пути», 19, 1929; Сковорода и нем. мистика, Научн. труды Р. Нар. Универ­ситета в Праге, II, 1929;

срв. с его же, Skovoroda — Stadien, Zeitschr. f. Slav. Phil, VII и X;

Філософична метода Ск., Збірник на пошану акад. К. Студинського, I, 1930;

Символіка Сковороди, Праці Укр. iст. фил. товариства в Прагі 11, 1931.

О немецких колонистах см. А. Клаус, Сектаторы-колонисты в России, BE. 1868, и отд. 1869;

Г. Г. Писаревский, Из истории иностр колонизации в России в XVIII в., М. 1909.

 

V. Борьба за богословие.

Возрождение мистицизма.

О Лабзине см статью Б. Модзалевского, в Р. Биогр. Сл., 1904 (указана литература;

срв. Η. Ф. Дубровин, Наши мистики сек­танты, А. О. Лабзин и его журнал «Сионский Вестник», Р. Стар. 1894 и 1895;

А. Д. Галахов, Обзор мистической литературы в царствование имп. Александра I, ЖМНПр. 1875, ноябрь, с. 87-175 (обзор «Сионского Вестника»);

см. и в его « Истории русской словесности», т. II, 2 изд. 1875; Воспоминания А. Е. Лабзиной, с прим. Б. Модзалевского и С. Ф. Ольденбурга, 1914 (из «Р. Стар».).

О Сперанском: бар. Μ. Α. Κοрф, Жизнь графа Сперанского, 1 и 2, СПб. 1861; одна неизданная глава напе­чатана впоследствии в Р. Стар. 1903, 1;

сборник В память графа Μ. Μ. Сперанского, СПб. 1872;

И. А. Чистович, В память графа Μ. Μ. Сперанского, На 1-ое января 1872 г., Христ. Чтение, 1871, дек.;

И. Катетов, Граф Μ. Μ. Сперанский, как религиозный мыслитель, Каз. 1889 (из «Прав. Соб».;

срв. отзыв Знаменского, в «Протоколах» Со­вета Каз. Академии за 1888 г.;

А. Ельчанинов, Мистицизм Μ. Μ. Сперанского. Нов. Путь 1903, февр.; Бог. Вестн. 1906, янв. и февр. (под­робно указана литература).

Очень важно: М. М. Сперанский, по Гауэншильду, Из Венского Госуд. архива, перевод с немецкого, сообщил В. А. Бильбасов, Р. Стар. 1902, май;

срв. П. Майков, Бар. Г. А. Розенкампф, Р. Стар., 1904, окт. и ноябрь (по его автобиографическим записям).

О Фесслере прежде всего его автобиография: Rückblick auf seine siebenzigjahrige Pilgerfahrt, Breslau, 1824, 2 изд. 1852;

срв. Geschichte der Entlassung des gewesenen Pastors in Saratow, Karl Limmer, Dorpat u. Riga, 1823;

срв. Нил Ποпов, И. А. Фесслер; Биографич. очерк В. Е., 1879, Дек.;

очень важная масонская переписка о Фесслере у А. А. Васильчикова, Семейство Разумовских, т. II, 1882.

Фесслер изображен в автобиографической поэме Э. И. Губера, «Антоний», под именем Сильвио.

См. Сочинения Э. И. Губера, изд. А. Г. Тихменевым, т. I, 1860;

срв. Е. В Деген, Э. И Губер, как поэт и первый русский переводчик «Фауста», Космополис, 1898, апр. и май, — по-видимому, именно Фесслер и подал Губеру мысль заняться переводом «Фауста».

 

4. Преобразование системы духовного образования.

О духовной школе при Александре I: И. А. Чистович, Руководящие деятели духовного просвещения в России в перв. пол. текущего столетия. Комиссия духовных училищ, Спб. 1894;

Б. В. Титлинов, Духовная школа в России в XIX стол., вып. 1, Время Комиссии дух. училищ, Вильна, 1908 (срв. отзыв Н. Н. Глубоковского в Отчете о 52-м присуждении Уваровских премий, 1912);

срв. П. В. Знаменский, Основные начала духовно-училищной реформы в царствование имп. Александра I, Каз. 1878;

Е. Прилежаев, Царствование Але­ксандра I в истории р. духовной школы, Хр. Чтение, 1878, 1-2; К истории духовно-учебной реформы 1808-1814 гг., Странник, 1889, 8 и 9;

М. М. Богословский, Реформа высшей духовной школы при Александре I и основание Московской дух. академии, Бог. Вести. 1917, окт.-дек. (акто­вая речь);

Н. Н. Глубоковский, Начало организованной духовной школы, Комитет о усовершенствовании дух. училищ, Бог. Вести, 1917, июнь-июль;

срв. о ранней истории Спб. Академии у И. А. Чистовича, История Спб. Дух. Акад., Спб. 1857;

А. Надеждин, История Спб. пра­вославной дух. семинарии, 1801-1884, Спб. 1885;

А. Родосский, Биографич. словарь студентов первых ХХVПІ-и курсов Спб. дух. академии, 1814-1869, Спб. 1907 (отз. К. Здравомыслова в Отчете о 50-м присуждении Уваровских премий);

срв. Д. Ростиславов, Петерб. д. академия до графа Протасова. В. Е. 1872, 6, 7, 8;

Феофилакт Русанов, 1873 11 и 12;

С. К. Смирнов, История Моск. Д. А. до ее преобразования (1814-1870), Μ. 1879;

рец. В. О. Ключевского, Прав Об. 1879, 4, и в «Отзывах и Ответах», 1918, с. 296-320;

прот. Ф. И. Титов, Киевская Академия в эпоху реформ. Труды К. Д. Α. 1910-1915 и отдельно.

О митр. Амвросии Подобедове (1742-1812) см. статью И. А. Чистовича в «Страннике» 1860, июнь;

срв. и в «Хр. Чтении» 1857, т. II; О митр. Евгении см. ряд статей в «Тр. К. Дух. Акад». 1867 года, т. III;

Н. С. Тихонравов, К. митрополит Евгений Болховитинов, Р. Вестн. 1869, 5 и в «Сочинениях», т 3;

срв. Письма Евгения к Македонцу, Р. Αрх. 1870;

Сборник материалов для биографии Μ. Евгения, изд. А. Д. Ивяновским, Спб. 1871.

Е. Ф. Шмурло, М. Евгений, как ученый, ранние годы его жизни (1767-1804), Спб. 1888;

Н. Полетаев, Труды Митр. К. Евгения Болховитинова по истории русской церкви, Каз. 1889;

С. Карпов, Евгений Б., как митр. Киевский, К. 1914 (из «Тр. К.Д.А». 1913 и 1914);

Д. И. Абрамович, Памяти митр. Евгения Б., Историч. Архив, изд. Гл. Управлением Архивным делом, кн. 1, Пгр. 1919, 190-223.

Об арх. Феофилакте у Чистовича, Руковод. деятели, и еще: Η. Β. Πокровский, Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди, Странник, 1877, 1 и 3;

А. Ельчуков, Ф. Русанов, знаменитый иерарх эпохи имп. Александра I, К. 1905.

 

Русский перевод Библии.

О русской Библии основная книга: И. А. Чистович, История перевода Библии на русский язык, 1873, (из «Христ. Чтения»); 2 изд. 1899;

С. Сольский, Обозрение трудов по изучению Библии в России, Пр. Об. 1869, I;

Ф. Елеонский; Отечеств, труды по изучению Библии в XIX в., «Христ. Чтение». 1901;

И. Н. Корсунский, Труды Моск. Д. Акад. по переводу Священного Писания и творений Святых Отцов на р. язык, Приб., 44, 45, 47;

К истории изучения греческого языка и его словесности в Моск. Дух. Академии, Бог. Вестн., 1893, Ноябрь и Декабрь;

см. ниже литературу о митр. Филарете. Для характеристики архим. Фотия важна прежде всего его «Автобиография», изданная о. В. Жмакиным, с примечаниями, в Р. Стар. 1894, 1895 и 1896 г.г.

Его письма к родным, Р. Арх. 1871;

к Голицыну и А. А. Павлову, Р. Стар. 1882;

переписка с граф. А. А. Орловой, изд. А. Слезкинским, Р. Стар. 1899, 1902 и 1903 (срв. Н. Елагин, Жизнь графини А, А. Орловой Чесменской, Спб. 1853).

Срв. К. Д. Попов, Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность, ТрКДА. 1875, 2 и 6;

Е. П. Карнович, Αрх. Фотий, настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, Р. Стар. 1875, 7 и 8;

свящ. Я. А. Морошкин, Αрх. Фотий, из воспоминаний, Р. Стар 1876, 10;

С. Миропольский, Фотий Спасский Юрьевский архимандрит, В. Ε. 1878, 11 и 12;

В. Φ. Чиж, Психология фа­натизма, Фотий Спасский, ВФПс, 1905, 76 и 77. «Записки, мнения и пере­писка адм. Шишкова», изданы Юр. Самариным и Н. Киселевым в Бер­лине, 1870, два тома;

срв. В. Стоюнин, А. С. Шишков, В. Е. 1877, 9-12, и отд.; Исторические очерки, ч. 1, 1880.

О филологических взглядах Шишкова см. еще В. В. Виноградов, Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., ГУПИ, М. 1934, стр. 156 след. «Под именем русского языка произвести новый, который бы состоял из одного просторечия, располагаемая по складу французского языка», Собрание сочинений и переводов, XII, 163; приведено у Вино­градова, стр. 154.

См. еще очень характерную для эпохи переписку кня­зей братьев Ширинских-Шихматовых, изд. о. В. Жмакиным, К истории русской богосл. мысли 30-х годов текущего столетия, Христ. Чтение 1889 и 1890, и отд.;

срв. О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя С. А. Ширинского-Шихматова, Спб. 1838. Очень любопытно, что и в самой Англии подымались возражения против Библейского общества;

см. напр. Н. Marsh, An inquiry into the Conse­quences of the Neglect to give the Prayer Book with the Bible 1822,

срв. W. L. Mathieson, English Church Reform, 1815-1840, L 1923.

 

О месте и роли Церкви.

Сочинения Ю. Ф. Самарина, I-XII, 1877-1912; филос. и богословския статьи в V и VI томах, в ХII-м томе письма.

Очень важны биографические введения к отдельным томам, принадлежащие Ю. Ф. Самарину, срв. его же очерк в Р. Биогр. Слова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.227 с.)