Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О Д. И. Писареве, см. А. М. Скабичевского, Литературные воспоминания, новое изд. под ред. Б. Казмина, Лгр. Academia 1932; Ε. Казанович, Д. И. Писарев, 1840-1856. Пгр. 1922; Е. Соловьев, Д. И. Писарев, 3 изд. Берл. 1922; В. Кирпотин, Радикальный разночинец, Д. И Писарев, «Прибой», 1929. О Добролюбове см. Материалы для биографии, собр. Н. Чернышевским, сперва в Р. Мысли 1889, 1, 2, отд. 1890; срв. и в издании Сочинении Добролюбова, под ред. М. Лемке, т. I, 1911. «Дневники» Добролюбова изданы теперь под ред. В. Полянского, Лгр. 1932; Срв. Е. В. Аничков, Отрывок из дневника Добролюбова, «Совр. Мир», 1911, 8; Е. Аничков и В. Княжнин, Дела и дни Добролюбова, Современнику 1911, II; Д. Н. Овсянико-Куликовский, К психологии Добролюбова, В. Е. 1912 янв.; В. Княжнин, Добролюбов и Славутинский, сборн. «Огни», 1916. с 27: «История для Добролюбова начиналась чуть ли не с него самого и его единомышленников, по крайней мере не с сущего, а с должного». О Чернышевском см. статьи Е. А. Ляцкого в «Совр. Мире». 1908-1913; срв. еше биогр. сводку А. Лебедева, Р. Стар. 1912; В. Е. Чешихин-Ветринский, Н. Г. Чернышевский, 1828-1889, Пгр. «Колос» 1922; Ю. М. Стеклов, Н. Г. Чернышевский, 2 тома, 2 изд. 1928. Дневники и письма, Чернышевского теперь изданы: Н. Г. Чернышевский, Литературное наследие, 3 тома, 2 изд. 1928-1930. О полемике Чернышевского с Юркевичем см. у Волынского, Русские критики. Позднейшая статья Чернышевского против дарвинизма в «Р. Мысли» 1888, сентябрь: Старый трансформист, Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь (перепечатана в Собр. Сочин., т. XI); срв. письма Чернышевского к Гольцеву в сборнике: «Памяти В. А. Гольцева», 1910. О движении 70-х годов см., прежде всего книгу В. Богучарского, Активное народничество семидесятых годов, М. изд. Сабашниковых, 1912; срв. у А. А. Корнилова, Общественое движение при Александре II, 1909 (первое издание 1905 года, Париж, без имени автора); С. М. Степняк-Кравчинский, Подпольная Россия, Лондон 1893, 2 изд. 1906; П. А. Кропоткин, Записки революционера, полн изд. 1920; П. Л. Лавров, Народники-пропагандисты 1872-1878 годов, СПб. 1907; Г. Π. Федотов, Трагедия ннтеллигенции, «Версты», 11, 1926. Очень важны воспоминания О. В. Аптекмана, Общество «Земля и воля» 70-х годов, новое издание, Пгр. «Колоc» 1921; «Автобиография» А. Михайлова недавно переиздана в одном из выпусков Ист. Рев. Соц. библиотеки, 2 изд. 1925. О Маликове см. А. И. Фаресов, Семидесятник, СПб 1905 (из «В. Е»., 1904, 9); срв. М. Фроленко, Из далекого прошлого, Мин. Годы, 1908, VIII; А. Пругавин, Лев Толстой и «богочеловеки», Р. Бог. 1911, авг., 147-165 (здесь указание на переписку Маликова с Влад. Соловьевым, утрачена). О Достоевском см. указатель литературы, изданный А. Г. Достоевской, 1903; Продолжение (до 1923 вкл.) в сборнике о Достоевском под ред. А. С. Долинина, т. II, 1924. Из прежних изданий всего полнее издание тов. «Просвещение» в 23 томиках, из них в 22-м и 23-м забытые и новые тексты, собранные с примечаниями Л. П. Гроссманом. Срв. новое издание Госиздата, 13 томов, 1926-1930. Кроме того: Письма, под ред. А. С. Долинина, вышло 3 тома, 1928-1934 (кончая 1877 годом; из писем позднейших лета нужно особо отметить письма к Любимову, изд. Б. Л. Модзалевским, Достоевский о братьях Карамазовых, Былое, № 15, 1920. Указатель писем и воспоминаний о Достоевском см. в сб. «Творчество Достоевского», под ред. Л. П. Гроссмана, Одесса, 1921. Основным собранием биографических материалов остается издание Op. Миллера: Биография, письма и заметки из записной книжки.., 1883 года. Нужно прибавить: «Воспоминания А. Г. Достоевской», под редак. Л. П. Гроссмана, Госизд. 1930. В последние годы издано много новых текстов и черновых записей: Документы по истории литературы и общественности, в. 1. Ф. М. Достоевский, изд. Центрархива, М. 1922 (материалы по «Бесам», под ред. В. М. Фриче, и тексты по «Житию великого грешника» под ред. Н. К. Бродского); срв. Н. Бродский, Творческая история романа Бесы, по неизд. мат., «Свиток», № 1, 1922; В. Комарович, Неизд. глава романа Бесы, Исповедь Ставрогина, «Былое», кн. 19, отд. Берл. 1921; Рукописные материалы к «Преступлению и наказанию». под ред. И. И. Гливенка, 1931; к «Идиоту», под ред. П. Н. Сакулина, 1931; к «Подростку» в нем. пер. под ред В Л. Комаровича, Der unbekannte Dostojewski, Рірег-Vегlag, München 1926; к «Братьям Карамазовым» под ред. В. Л. Комаровича в нем. переводе: Die Urgestalt der Brüder Karamazoff, Μ. 1928, с очень ценным и обширным введением, и по-русски в сб. о Достоевском, т. 111, 1935. В литературу вводит очерк В. Л. Комаровича, Достоевский, Современные проблемы историко-литературного изучения, Лгр. 1925 (брошюра); срв. его же, Neue Probleme der Dostojevskij-Forschung, 1925-1930, Zeitschr. für die Slavische Philologie, Bd. X и XI; Литературное наследие Достоевского за годы революции, Обз. публик. 1917-1933г. «Литературное Наследство», 15, 1934. Общее введение в религиозную проблематику Достоевского: Влад. Соловьев, Три речи о Достоевском (1881-1882), перепечатана в «Сочинениях». т. 3-й; В. В. Розанов, Легенда о Великом Инквизиторе, в Р. Вестнике 1891 и отд. 1894, 3 издан. 1906; Д. С. Μережковский, Толстой и Достоевский, т. I и II, 1,2, из Мира Искусства, отд. 1901, 4 изд. 1909; А С. Волжский, Религиозно-нравственная проблема у Достоевского, Мир Божий, 1905, 6, 7, 8; И. Beрнер, Тип Кириллова у Достоевского, Нов. Путь, 1903,10, 11 и 12; В. Иванов, Достоевский и роман-трагедия, Р. Мысль 1912, 5 и 6; С. Н. Булгаков, Русская трагедия, О Бесах, Р. Мысль, 1914, 4; Н. Бердяев, Ставрогин, Р. М. 1914, 5; Вяч. Иванов, Основной миф в романе «Бесы», Р. Μ. 1914, 4, и сб. Борозды и межи, 1916; Лик и личины России, К исследованию идеологии Достоевского, Р. М. 1917, январь, и сб. Родное и вселенское, 1918; А. Долинин, Исповедь Ставрогина, Лит. Мысль, 1922 г.; J. Ποповиħ, Философиjа и религиjа Достоевскога, Ср. Карлов. 1923; Н. А. Бердяев, Миросозерцание Достоевского, 1923; W. Ivanоv, Dostojewskij, Tubingen, Mohr. 1932; R. Guardini, Dostojewskij, Der Mensch und das Glauben, 1933; срв. еще статью Р. Плетнева, Достоевский и Евангелие, Путь, кн. 23 и 24, 1930; Сердцем мудрые (о «старцах» у Достоевского), О Достоевском, Сборн. статей под редак. А. Л. Бема, II, Прага 1933; см. мою статью: Религиозные темы Достоевского, «Россия и славянство», № 117, 21 фев. 1931. Много ценных наблюдений в книге М. М. Бахтина, Проблемы творчества Достоевского, изд. «Прибой» 1929. 3аслуживает полного внимания мысль о философской полифонии у Достоевского; срв. с. 41-42: «Мир Достоевского глубоко плюралистичен. Если уже искать для него образ, к которому как бы тяготеет весь этот мир, образ в духе мировоззрения самого Достоевского, то таким является церковь, как общение неслиянных душ» (срв. у Данте). Нужно назвать еще коллективные труды о Достоевском: три сборника о Достоевском, изд. под ред А. С. Долинина, 1922-1935; московский сборник о Достоевском, Труды Госуд. Академии худ. наук, Литер, секция, в. 3, 1928; пражские сборники о Достоевском под ред. А. Л. Бема, 1929-1936. К вопросу о религиозно-социальной теме у Достоевского см. В. Комарович, Юность Достоевского, Былое, № 23, 1924; «Мировая гармония» Достоевского, «Атеней», Истор.-лит. временник, кн. 1-2, Пгр. 1924; срв. Г. И. Чулков, Достоевский и утопический социализм, Каторга и ссылка, кн.51 и 52, 1919; А. Скафтымов, «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского, Slavia, VIII, 1929-1930. Подлинный текст «Показания» Достоевского в 1849 году, Космополис 1898, сент., 193-212; очень остро поставлена тема уединения: «сами мы бежим общения, дробимся на кружки, или черствеем в уединении» (с. 198). Срв. Н. Бельчиков, Достоевский и Петрашевцы, Красный Архив, 45 и 46, 1926; Петрашевцы, Сборник материалов, под ред. П. Е. Щеголева, 1-3, ГИЗ, 1926 и 1927; см. еще у Семевского, В. И., Петрашевский и петрашевцы, т. II, 1923, и у Сакулина, Русская литература и социализм. Об отношениях Достоевского и Соловьева см Dr. Ргоhaska, F. M. Dostojewski, Zagreb, 1921; Э. А. Радлов, Соловьев и Достоевский. сб. «Достоевский», под ред. Долинина, I, 1922; Fr. Grivec, F. М. Dostojevskij in Vladimir Solovjev, Ljubljana, 1931; C. И. Гессен, Борьба утопии и автономия добра в мировоззрении Φ. Μ. Достоевского и Вл. Соловьева, Совр. Зап. 45 и 46, 1931. Известную главу 11-ой книги «Буди, буди!» в «Бр. Карамазовых» нужно сопоставить со спорами 70-х годов о церковном суде и в частности со статьей о. М. Горчакова во II томе «Сборника Государственных знаний», под ред. В П. Безобразова, 1874. «Легенда о Великом Инквизиторе» должна быть исследована заново. Нужно напомнить, что основная тема ее уже встречается у Достоевского в «Хозяйке» (1848), но там острие обращено против социализма. Еще нужно отметить: Н. Бельчиков, Достоевский и Победоносцев, Красный Архив,. 11, 1922; Л. П. Гросман, Достоевский и правит, круги 70-х годов, Лит. Наследство, 15, 1934. К. Н. Леонтьев, Сочинения, т. I-IX, изд. Саблина, 1912-1914 (расчитано было на 12 томов); Статьи против Достоевского, Наши новые христиане (1882), перепечатаны в VIІІ-м томе; О. Климент Зедергольм, P. Вестник, 1879, 11 и 12. отд. 1882; Четыре письма с Афона, Бог. Вестн. 1912, 11 и 12, и отд.; Влад. Соловьев, Об эстетике жизни, М. 1912; отрывок «О богословствовании мирян» (1888.), Бог. Вестн., 1913, янв.; Письма к А. А. Александрову, Богосл. Вест. 1914 и 1915, и отд.; О Леонтьеве см. статью А. Коноплянцева, Р. Биограф. Словарь, 1914, с подроб. библиографией; срв. статью Вл. Соловьева, в Словаре Брокгауза; характерная критика взглядов Леонтьева, как «лже-аскетических» у М. Антония, Как относится служение общественному благу к заботе о спасении души, 1892, и в «Собрании Сочинений», т. II. В. В. Розанов, Эстетическое понимание истории, Р. Вестн. 1892, 1; продолжение под заглавием: Теория исторического упадка, 2 и 3; О старчестве, 1894, 10; Письма Леонтьева с примечаниями, 1903, 4, 5, 6; свящ. К. Н. Аггеев, Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни, Опыт крит. и богослов. оценки раскрытого К. Леонтьевым понимания христианства, К. 1909 (срв. заметку С. Л. Φранка, Эстетическое изуверство, перепечатана в его сборнике «Философия и жизнь», 1910); Памяти К.Н. Леонтьева, Лит. сборник.Спб. 1911 (здесь подробная библиография); Б. Грифцов, Судьба К. Н. Леонтьева, Р. Мысль, 1913, 1, 2, 4; А. К. Закржевский, Одинокий мыслитель (К. Леонтьев), К. 1916 (из «Христ. Мысли»); прот. И. И. Фудель, Констан. Леонтьев и Влад. Соловьев в их взаимных отношениях, Р. Мысль, 1917. XI-XII; С. Булгаков, Судьба К. Леонтьева, сб. Тихие Думы, 1918. 115-134; Н. А. Бердяев, Конст. Леонтьев, 1930; срв. мою статью: Die Sackgassen dei Romanlik, Orient und Occident, Hf. 11, 1930; Об Aп. Григорьеве говорил сам Леонтьев; см. В. Княжнин, Неизвестная статья К. Леонтьева, Р. Мысль, 1915, 12. Полного собрания сочинений Григорьева не было. Издание Н. Н. Страхова остановилось на 1-м томе, Сочинения А. Григорьева I, 1876; новое издание под ред. В. Спиридонова тоже прервалось на I-м томе, Пгр. 1918; срв. еще «Собрание сочинений», под ред. В. Саводника, 1915-1916, вышло 13 выпусков; Стихотворения, под ред. А Блока, в изд К. Ф. Некрасова, М. 1915 (здесь же статья Блока, Судьба Григорьева, перепечатана в его Сочин„ т. VII); «Воспоминания» Г ригорьева, лучшее издание под ред. и с коммент. Иванова-Разумника Academia, 1930 (здесь и указатель литературы); срв. еще Ап. Григорьев, «Человек будущего;» М. 1916; Материалы для биографии, под ред. В. Княжнина, П. 1918; Н. Н. Страхов, Воспоминания об Ап. Григорьеве, с прим. Ф. Достоевского, Эпоха, 1864, 9. О Григорьеве см П. Н. Сакулин, Органическое мировосприятие, Вестник Европы, 1915, Июнь; срв. еще С. А. Венгеров, Молодая редакция «Москвитянина», В. Е. 1886, 2. В 90-х годах Леонтьев был близок с Т. Филипповым, их сближало общее им церковно-политическое грекофильство. У Леонтьева была тогда надежда на будущее усиление власти вселенского патриарха (с присоединением Царь-града к России), нужно «сосредоточить церковное управление Православия». Леонтьев подчеркивал независимость Церкви, «сила и свобода».
11. Владимир Сергеевич Соловьев — трехчленная схема «вселенской теократии». Собрание Сочинений Вл. Соловьева, I-VIII + IX-ый доп., 1902-1907; 2-ое изд., 1-Х, 1911-1914. Сюда не вошли сочинения, изданные за границей, — La Russie et l'Eglise Universelle, Paris 1886, p. пер. Г. А. Рачинского, Μ. 1911; L'ldee russe, 1886, p. пер, 1911; очень характерная рецензия на книгу Лопатина, написанная для «Вестника Европы», Свобода воли и причинность, издана впервые П. Поповым, Мысль и Слово, № 2, 1921; Письма I-III, 1908-1911; IV, 1923; Стихотворения, 6 изд. 1915 и 7 изд. 1918 (с пред, и прим. С. М. Соловьева); Шуточные пьесы, М. 1922. Литература по 1912 год указана в приложении к сборнику «О Вл. Соловьеве», изд. «Путь», 1911; нек. дополнения см. в моей статье, Новые книги о Влад. Соловьеве, Известия Од. Библ. общества, т. I, 6-7, 1912. Подробная биография Соловьева была предпринята С. М. Лукьяновым, О Соловьеве в его молодые годы, 1-2, 1916-1918 (из ЖМНПр.); т. 3, в. 1, изд. Р. А. Н. 1921; срв. о ней мою статью: Молодые годы Вл. Соловьева, «Путь», кн. 9, 1928, Основная монография кн. Ε. Η. Трубецкого, Миросозерцание Вл. С. Соловьева, 2 тома, 1913; срв. его полемику с Л. М. Лопатиным в «Вопр. Фил. и Псих»., 1913 и 1914 годов; срв. С. Котляревский, Философия конца, ВФПс. 119, 1913; еще рец. С. Голованенко, Бог. В., 1913, Июль-Авг.; о книге Трубецкого и у А. А. Гизетти, О миросозерцании Вл. Соловьева, Заветы, 1914, 2 (срв. его же, Вл. Соловьев и его «школа», в «Русская литература XX века», под ред. С. А. Венгерова). Срв. еще очень ценные статьи А. С. Волжского, Проблема зла у Вл. Соловьева, Вопросы религии, в. 1, М. 1906, с. 221-297; Человек в философской системе В. С. Соловьева, Р. Вед. 1903, № 209, и в сб. «Из мира литературных исканий», 1906. Из биографических материалов нужно еще отметить: «Воспоминания» И. И. Янжула, Р. Ст. 1910, март, отд. 1914; Л. М. Лопатин, Памяти Вл. С. Соловьева, Вопр.Фил. и Псих. 1910; Н. Никифоров, Петербургское студенчество и Вл. С. Соловьев, В. Е. 1912, янв. (о лекциях Соловьева в 1880-1881: «на кафедре Соловьев не читал лекции, но властно учил, как обыкновенный пророк»). Отзыв современника о лекциях Соловьева (с. 310) взят из статьи Н. Минского, «Новое Слово» Соловьева, Устои, 1881, № 2, цит. у Б. Козьмина, От 19 февраля к 1 марту, Очерки по истории народничества, М. 1933, с. 276-277. Срв. любопытные наблюдения у П. Л. Лаврова, Социальная революция и задачи нравственности, Старые вопросы, [1885], с прим. П. Витязева, «Колос», Пгр. 1921, с. 98-99: «В середине 70-х годов пришло в эмигрантский лондонский монастырь странное известие о мистической секте среди русских революционеров. Известие оказалось верным. Весьма уважаемые личности были захвачены этой эпидемией. Но она была непродолжительна». Для Лаврова очень характерно, что ему было неловко распрашивать участников о движении, и потому о нем он знал весьма смутно. «С начала 80-х годов явления переживания религиозного элемента в России стали повторяться чаще и получать более определенную форму… Всюду поражала большей частью фантастическая смесь православия с философским идеализмом, народничества с идейными хитросплетениями, доступными лишь небольшому меньшинству... Всего печальнее было то, что растущая молодежь, воспитанная в недавней эпохе на трезвой мысли Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, приучалась толпиться около кафедр восторженных проповедников, стушевывавших противоречия науки и религии; приучалась смотреть на религиозные стремления и на метафизические положения учителей этой школы, как на естественные и правомерные элементы человеческой мысли; приучались зачитываться произведениями, которые, при всем таланте их авторов, прежде не были бы даже разрезаны». Лавров имел в виду, прежде всего, Соловьева (еще и Льва Толстого). Соловьев читал тогда лекции о ходе просвещения в России в настоящее время; см. еще П. Щеголев, Событие 1-го марта и Вл. Соловьев, Былое, 1906, март, запись лекции (срв. еще в Былом 1907, март, и особенно «Новые документы», изд. П. Щеголевым, Былое 1918, 5; 4-5, и в сборнике: К. П. Победоносцев и его корреспонденты под ред. М. Н. Покровского, т. I, 1 и 2, 1923, по указателю; взгляды Соловьева о нравственном призвании царской власти не изменились и позже, см. «Письмо Соловьева к Николаю II», изд. Э. Л. Радловым, «Начала» 1921, I, с. 186-190 (прибл. 1896-1897 г.) Печатный текст «Чтений о Богочеловечестве» не вполне соответствует самым первоначальным чтениям (1878). Печатание затянулось до 1882-го года. Первоначально помещался стенографический отчет в «Церк. Вестнике», но вскоре это было остановлено. Предварительную «программу чтений» см., напр., в «Прав. Обозр». 1878, I, 344 след. В окончательном тексте опущено эсхатологическое заключение, против «вечных мучений». См. письмо Η. Η. Страхова к Льву Толстому о последней лекции Соловьева в апреле 1878 (на ней был м. пр., Маликов). «Эта лекция была очень эффектна. С большим жаром он сказал несколько слов против догмата о вечных мучениях. Конечно, он готов был проповедывать многие другие ереси, но очевидно не смел, и выбрал этот догмат для того, чтобы вполне ясно высказаться». И Страхов заключает: «выходит пантеизм совсем похожий на Гегелевский; только со вторым пришествием впереди. Каббала, гностицизм и мистицизм внесли тут свою долю». Толстовский Музей II, 160-161. Срв. Письма Соловьева IV, 163 и 200. Соловьев был в это время близок к либерально-религиозному кружку в. кн. Константина. Нужно отметить еще его участие в богословских журналах, см. его библиографические обзоры в «Страннике» 1877 года (издавал тогда свящ. С. В. Протопопов из Смольного Института) В «Страннике» тогда же участвовал и Лесков. Для понимания теократического сдвига у Соловьева в начале 80-х годов особенно характерны его письма к Ив. Аксакову и А. А. Кирееву (теперь Письма, IV). Менее известно влияние на Соловьева кн. Ε. К. Волконской, которая перешла после долгих колебаний в католичество в ноябре 1887-го года. Срв. с книгами Соловьева и ее книгу: О Церкви, Исторический очерк, Berlin 1888 (издано без имени автора); см. и посм, ответ критикам: Церковное предание и русская богословская литература, Фрейбург в Бризгаве, 1898. О Волконской см. воспоминания ее сына: С. М. Волконский, Мои воспоминания (1860-1920) с р. кат. точки зрения; см. еще М. d'Hеrbignу, Un Newman russe, Vladimir Soloviev, P. 1911, 3 ed. 1934; К. Jindriсh, V. S. Solovjev, jeho život a púsobeni, s. d., Praha; F. Grivec, V. S. Solovjev, Zagreb 1918; срв. Ε. v. Ιvanса, Zur Philosophie Wl. Solovjew, Russentum und Vatertheologie, Orientalia Christiana, v. ΧΧΧ11 (89), 1933, 159-167. Об отношениях со Штроссмайером см. Dr. Svetozar Rittig, De relationibus Solovjevii ad Croatas, Acta II Conventus Velehradensis, Pr. Boh. 1910 (p. пер. М. 1911); k. s. Jan Urban, Wl. Solowiew i biskup Strossmayer, Przegled Powsgechny 1909 и в его книжке: Каtоliсyzm a Prawoslawie, Kr. 1912; А. Л. Погодин, Вл. Соловьев и еп. Штроссмайер, Р. Мысль, 1922-24, кн. 9-12. Несколько любопытных подробностей см. в переписке Φ. Рачкого и еп. Штроссмайера, недавно изданной, Korespondencija Rački-Strossmayer, I-IV, Zagreb, 1928-1931. Рачки обратил внимание на «Великий спор», Znamenit projav (III, 94). Он познакомился с Соловьевым в Москве, в сентябре 1884 г. Соловьев писал тогда о римском примате. В Загребе и Дяковаре Соловьев был впервые в июле 1886. Рачки посоветовал ему писать по-французски, а не по-немецки. Французская книга Соловьева разрослась из его статьи, которую он начал писать в 1886-м году для Leroy-Beaulieu под заглавием: Philosophic de l'Eglise universelle; о пребывании Соловьева в Париже в 1887 году см. Princesse de Sayn Wittgenstein, Souvenirs, 1825-1907, Paris 1807, p. 180-182. Еп. Штроссмайер с огорчением отмечал, что в Риме мало интересовались идеями Соловьера, mnogo manje u Rimu nisu ljudi tomu dozreli (III, 223); ja i opet velim: nisu za tu svrhu dozreli v Petrogtadu, ali još manje u Rimu; u Rimu još svendilj su in expectative dominii temporalis, pan zato i u pitanjih strogo religioznich nisl posve slobodni (III, 200). Тем не менее Штроссмайер советовал Соловьеву поехать в Рим и расчитывал на личный прием его папой. Однако национально-дипломатические трудности прежде всего оказались непреодолимыми (австро-славянская неувязка и русско-польский вопрос). К этому позже присоединились богословские разногласия. См. письма Соловьева к Пирлингу и Мартынову. Вопрос о католических увлечениях Соловьева заново пересмотрен во французской диссертации Д. Н. Стремоухова, которая вскоре выходит в свет в серии изданий Страссбургского Университета. Недавно вышедшая книга Wl. Szylkarski, Solowjews Philosophic der All-Einheit, Eine Einführung in seine Weltanschaung und Dichtung, Comm. ordinis philologorum Univ. Vytauti Magni, Vol. IX, Kaunas, 1932, не представляет большого интереса. В только что вышедшей книге К. В. Мочульского, Влад. Соловьев, Жизнь и учение, II. 1936, есть несколько метких наблюдений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.012 с.) |