ТОП 10:

Финансовые аспекты деятельности ФПГ.



Важнейшим аспектом, касающимся финансово-промышленных групп, является их финансовая деятельность. Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед финансово-промышленными группами ряд вопросов, находящихся в области финансовой отчетности.

Высокая степень объединения активов участников вплоть до их полного слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет окончательно и полностью включать в себя балансы всех ее участников.

При этом, структура баланса коммерческого банка совершенно отличается от структуры балансов иных участников финансового рынка, которые тоже имеют право на участия в финансово-промышленной группе, таких как, например, пенсионных фондов, не упоминая уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, логично констатировать, что любой участник финансово-промышленной группы должен вести отдельный от финансово-промышленной группы баланс в отношении части собственных ресурсов, которые используются вне деятельности самой финансово-промышленной группы.

Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, потому что без консолидации баланса невозможно дальнейшее признание участников финансово-промышленной группы консолидированной группой налогоплательщиков, открывающее обширные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.

Сейчас основными факторами, способными увеличивать себестоимость производства, можно считать, неплатежи покупателей и заказчиков, сверх всего этого: достаточно высокий уровень налоговых отчислений. Считаю необходимым рассмотреть каждый фактор по отдельности.

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать солидное содействие в решении проблемы с неплатежами не только внутри ФПГ, но и по отношению к внешним контрагентам. С помощью сводного баланса можно вести централизованный учет однородных групп расходов и даже усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что совместно с взаимозачетом неплатежей дает огромную возможность избежать их неэффективного расходования.

Необходимо отметить, что статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Последовательное его использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налоголательщика дает центральной компании финасово-промышленной группы право свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы. Данная свобода перемещения ресурсов выражается как раз в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Именно такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне финансово-промышленной группы любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без какого-либо налогового обложения, если это, конечно, не банковская ссуда, обязательно оформляется как авансовый платеж (или же как временная финансовая помощь). Одновременно в обоих случаях, в конечном итоге, происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение может составить перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования могут быть сильно ограничены.

В сложившейся ситуации, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно, с точки зрения налогового законодательства, распределять финансовые ресурсы между участниками финансово-промышленной группы. Появляется возможность говорить о центральной компании как об некоем институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте.

Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.

Еще одно отличительное достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере на территории СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

Не стоит, однако, рассматривать ФПГ как один из способов минимизации налогов.

Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей.

Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об финансово-промышленных группах.


Заключение

В заключение, на основании изученной мной литературы и других информационных источников, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:

Финансово-промышленные предприятия могут способствовать дальнейшему развитию рыночных отношений, к тому же способствуют производству конкурентоспособной продукции на мировом рынке и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.

Финансово-промышленные группы - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельно-хозяйствующих субъектов, не стоит забывать, что они выступают в роли систем инвестирования промышленности и способны к саморазвитию в сложившихся современных экономических условиях.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, а также рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.

Состав ФПГ формируется на базе взаимовыгодности финансово-экономических отношений между группой банков и группой промышленных предприятий, проще говоря, между двумя структурными элементами. Внутри каждой финансово-промышленной группы осуществляется взаимное кредитование под более низкий процент, чем в других действующих банках. Причем банки, осуществляя внутри ФПГ льготное кредитование предприятий, в свою очередь участвуют в распределении дохода, который получают от производственной деятельности.

Создание финансово-промышленных групп представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса.

К сожалению, российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ. Однако, вместе с тем деятельность ФПГ безумно важна для нашей экономики, поскольку в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки. Первостепенная задача: необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд.

ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ. Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута никакими иными путями.

На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ – бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. Хотя, с другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, способного осуществить гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования финансово-промышленных групп. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего предосудительного.

В ближайшем времени, как свидетельствует нам мировая практика, финансово-промышленные группы могут и должны стать важным инструментом подъема экономики, роль государства не должна ограничиваться принятием необходимых решений. Оно обязано не только само неукоснительно выполнять эти решения, но и создавать и постоянно поддерживать необходимые условия для успешной деятельности ФПГ. Первостепенно: важно в полной мере использовать механизм Бюджета развития, наполнить его реальными финансовыми ресурсами. В федеральном Бюджете-2000 этого, к сожалению, не наблюдается. Минэкономики России призвано стать тем госорганом, который бы не просто контролировал деятельность групп, но и в полном смысле координировал ее. А для этого надлежит наделить данное министерство дополнительными полномочиями и, главное, - финансовые ресурсами. Необходимо, чтобы положения Налогового кодекса РФ, относящиеся к предоставлению инвестиционного налогового кредита, всецело распространялась и на финансово-промышленные группы. Последние не должны быть пасынками и для Мингосимущества России, которое обязано более оперативно решать вопросы передачи в доверительное управление государственных акций участников ФПГ.

Требуется, по-видимому, пересмотреть Закон о финансово-промышленных группах, сделав его в большей степени законом прямого действия, особенно в части государственной поддержки финансово-промышленных групп.

 


Список используемой литературы

1. Закон Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г. № 190 – ФЗ

2. Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 « О закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ-участников Финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения и передаче их в доверительное управление».

3. Васин А.С. Механизм взаимовыгодного распределения дохода между участниками ФПГ.// « финансы и кредит» № 25-2004 С.19

4. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г

5. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г

6. Горина С.А. « Проблемы стратегического взаимодействия ФПГ и государства. « Финансы и кредит» № 29-2004г. С.29

7. Скрипнюк Д.Ф. Индустриальные финансово-промышленные группы// «Налоги, инвестиции, капитал».№5-6, 2001г.

 

 








Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.007 с.)