ТОП 10:

Финансово-промышленные группы России.



В российской экономике затяжной системный кризис. Практически каждый участник финансово-производственных отношений в России должен найти выход из проблем, соответствующих специфике его деятельности. Для фирм, занятых в производственной сфере, одними из наиболее важных являются:

· разорванные технологические связи в промышленности. Причиной тому, не только распад Советского Союза, но и повальная остановка большинства предприятий страны из-за отсутствия экономической и правовой защищённости предприятий, также недостаточной квалифицированности управленческого персонала.

· большую роль оказало многократное налогообложение, из-за которого повышается себестоимость и цена продукции. Из-за этого, как ни странно, страдают потребители. Они вынуждены ограничивать свои запросы, продавцы при этом претерпевают убытки - теряют прибыль, а как следствие: производство становится просто невыгодным процессом. Это тормозит рост всей экономики, резко снижает темпы её развития, являясь при этом и одной из причин возникновения кризиса.

· отсутствие отлаженных (а зачастую вообще, как таковых) внутрифирменных финансовых механизмов развития производства. Недостаточно много директоров уделяют должное внимание составлению финансовых и инвестиционных планов, подробных анализов, четких прогнозов. Это является стимулом к возникновению дестабилизации деятельности предприятий, приводит к росту непроизводительных расходов себестоимости продукции, даже может подрывать имидж фирмы в глазах инвесторов и кредиторов.

· нестабильное и неэффективное финансирование или вообще отсутствие его. Многие предприятия, практически лишённые оборотных средств, останавливаются, накапливая при этом множество долгов, от которых потом не так легко избавиться.

· нехватка инвестиционных средств для развития производства или повышения конкурентоспособности продукции.

· у большинства предприятий, как ни печально такое констатировать, недостаточно условий для привлечения иностранных инвестиции.

Останавливаясь на вопросе возникающих проблем, можно сказать, что банки и другие финансово-кредитные учреждения также испытывают трудности, взаимосвязанные с общими проблемами предприятий. Сперва, это отсутствие условий эффективного заёмных средств в реальном секторе. Процентная ставка кредита, которая постоянно повышается пропорционально инфляции и возможному риску, способствует скорому банкротству предприятий, в итоге лишая банков большого количества клиентов.

Сложившаяся экономическая ситуация затрагивает и торговую сферу. Фирмы, занятые реализацией товаров и услуг, имеют лишь ограниченные возможности для развития, проведения маркетинговых исследований, продвижения отечественных товаров на рынках.

Данное положение усугубляет экономическая политика, проводимая последние годы, которая предоставляет зарубежным производителям возможность “выкачивать” финансовые и сырьевые ресурсы в экономку своих стран. Это осуществляется за счёт роста объёмов экспорта сырья и импорта готовой продукции.

Для выхода из кризиса крайне необходимо решение всех возникших проблем, тем более что они тесно взаимосвязаны. Одним из качественно новых решений, известных в современном менеджменте является концентрация экономических ресурсов и привлечение инвестиций, путём создания новых корпораций.

Корпорация - это совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

Корпорация образуется путём учреждения разными фирмами совместных компаний в форме самостоятельного предприятия (возможно концерна, холдинга, треста, синдиката, картели, и, конечно же, финансово-промышленной группы (ФПГ)).

Каждая из перечисленных форм имеет свои сильные и слабые стороны, те же самые недостатки и преимущества перед друг другом. Однако последняя форма качественно отличается от других, определяя огромный потенциал развития и наиболее эффективно решая стратегически важную задачу – объединение производства и капитала.

С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.

С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, позволяющее себе запрещать небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.

Каким же образом, в итоге, перечисленные в самом начале проблемы, могут быть устранены с помощью организации ФПГ? Существуют несколько мер, предпринятых Правительством России, позволяющих сделать их функционирование достаточно эффективным. Здесь представлены наиболее важные из них:

· зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы. Это способствует увеличению инвестиционной привлекательности продаваемого предприятия. Таким образом, может стать решающим при покупке пакета акций или вливании инвестиционных ресурсов.

· предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы. Эта мера прямопропорционально повышает оперативную мобильность финансовых средств.

· основное решающее значение на всю финансовую деятельность ФПГ оказывает определение принципов ведения консолидированного баланса. Установленная законом возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, и как следствие всему этому, - необходимость ведения сводного баланса, учёта и отчётности: должны открывать перед ними огромные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и существенно снижать себестоимость конечного продукта, поскольку ресурсы не облагаются налогами в процессе их передвижения в рамках ФПГ.

· происходит обеспечение гарантий со стороны государства для того, чтобы привлечь разнородные инвестиции.

· предоставление инвестиционных кредитов и другой финансовой поддержки, чтобы в последствии реализовать проекты финансово-промышленной группы.

· Центральный банк России способен предоставить банкам-участникам ФПГ (те, кто осуществляет в ней какую-либо инвестиционную деятельность) льгот, которые предусматривают снижение норм обязательного резервирования, а также изменение других нормативов. Такие действия производятся для удовлетворения единственной цели - повышение инвестиционной активности.

Включение в состав ФПГ банков, позволяет решать как оперативные, так и стратегические потребности предприятий:

· расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы; депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг; обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование; трастовые операции;

· лизинговые операции в интересах участников группы;

· размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;

· поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.

Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на принципах добровольности и делегировании полномочий.

Опыт функционирования финансово-промышленных групп на территории Российской Федерации отразил в полной мере то факт, что в течение нескольких лет отмеченные преимущества и возможности подобных пропорций реализованы не в полной мере. Пожалуй, во множестве аспектов это связано с особенностями государственного регулирования процессов формирования деятельности ФПГ:

· не достаточно реализованы продекларированные в нашем законодательстве меры предоставления государственной поддержки ФПГ;

· введены некоторые ограничения на размеры ФПГ (по числу, как предприятий, так и численности занятых, этот список можно продолжить);

· отмечена чрезвычайно бюрократизированная процедура регистрации ФПГ.

Несмотря на это, существует ряд сдерживающих причин, простирающихся и в рамках самих корпораций. выражаясь более конкретным языком, недостаточно чёткая структура собственности, удручающе низкий уровень менеджмента и слабо-развитая финансовая база.

Развитие корпоративного сектора экономики может сыграть даже позитивную роль в обеспечении эффективного взаимодействия предприятий в различных странах.

Наметившиеся интеграционные – взаимоприспособленные процессы в СНГ, лучше всего начинать с восстановления разорванной цепочки производственной кооперации, рынков сырья и конечной продукции. Создание совместных ФПГ в различных отраслях является одним из подготовительных этапов к более тесному сотрудничеству в дальнейшем.

Однако же, интегрированный потенциал финансово-промышленных групп в нынешнее время ещё не окончательно реализован. Часто, проблемы формируются далеко не на региональном уровне, скорее на межгосударственном. Создание корпорации между предприятиями СНГ, практически неосуществимо. Это можно доказать разумными размышлениями, вот их перечень:

1) полное отсутствие чётких и при этом соотносимых между национальными нормативными актами юридических и экономических формулировок основных понятий, которые могли бы регулировать механизм образования и, непосредственно, деятельность ФПГ.

Например, предприятие Республики Казахстан по всем теоретическим аспектам может оказаться участником. так называемой, «российской» финансово-промышленной группы. Вот только такое понятие как «центральная компания» не существует в гражданском кодексе данной страны, логично сделать вывод, что такое национальное предприятие никоем образом не может быть допустимо.

2) практически полное отсутствие во всех национальных законодательных актах четкого описания механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ФПГ с центральной компанией, которая зарегистрирована в конкретной стране.

3) нет возможности осуществлять ведение консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчётности участников транснациональной финансово-промышленной группы. Не упоминая уже о существующем несоответствии фискальных систем государств, входящих при этом в СНГ. Стоит проблема окончательной невозможности организовать ведение консолидированной отчётности даже в рамках экономического пространства самой России. Сказывается отсутствие правового регулирования.

Из всех перечисленных проблем выводятся два очевиднейших вывода.

Первый может быть сформулирован таким образом: участники транснациональной ФПГ в состоянии войти в неё только на основании межправительственных соглашений, урегулирующих те законодательные и практические препятствия, о которых говорилось выше.

Второй гласит, в унификации законодательства (что пока не так реально, как может показаться) или в подписании межгосударственного соглашения о процедуре создания международных объединений, тем или иным образом решающего указанные проблемы.

Обязательными условиями реализации преимущества корпоративной формы организации капитала и собственности является совершенствование законодательства, рациональное использование уже накопленного российского и зарубежного опыта.

Известно, что корпоративный сектор уже заметное количество лет «обитает» и при этом развивается в западной экономике. Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. В таком случае, следует иметь ввиду и негативный – «печальный» опыт международных финансово-промышленных групп, которые за последнее десятилетие были просто вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии (своего рода расширения) и централизации (передачи полномочий иным лицам). Им буквально пришлось начать перестройку общей организационной структуры, при этом обратить особое внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента.

Многие мегакорпорации сейчас привыкли следовать какой-то общей тенденции: они спокойно расширяют рамки деятельности дочерним предприятиям, давая им большую свободу. Они даже наделяют их отдельными бюджетами.

Необходимость в таких мерах стала необходима после перебарывания настигнувшего кризисного барьера, все это исключительно для повышения эффективности управления путём делегирования полномочий и специализации на отдельных направлениях удовлетворения потребностей рынка.

Печально констатировать, что Россия в производственно-экономической сфере и уровне развития банковских услуг значительно отстаёт от ряда передовых стран, поэтому прохождение такого этапа становления рынка, с большей вероятностью, неизбежно. Опыт мегакорпораций должен подсказать и помочь российским менеджерам беспрепятственно преодолеть тот участок «дороги», который стоит сейчас на пути иностранных коллег.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.007 с.)