Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: распознавание пластмасс и волокон

Поиск

Цель: формирование умений и навыков в выполнении химического эксперимента, определение видов пластмасс и тканей.

Время выполнения: 2 часа

Теоретический материал

Полимеры (от греч. polymeres - состоящий из многих частей, многообразный), химические соединения с высокой молекулярной массой (от нескольких тысяч до многих миллионов), молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся группировок (мономерных звеньев). Атомы, входящие в состав макромолекул, соединены друг с другом силами главных и (или) координационных валентностей.

Пластические массы, пластмассы, пластики, материалы, содержащие в своём составе полимер, который в период формования изделий находится в вязкотекучем или высокоэластичном состоянии, а при эксплуатации — в стеклообразном или кристаллическом состоянии. В зависимости от характера процессов, сопутствующих формованию изделий, Пластмассы делят на реактопласты и термопласты. К числу реактопластов относят материалы, переработка в изделия которых сопровождается химической реакцией образования сетчатого полимера — отверждением; при этом пластик необратимо утрачивает способность переходить в вязкотекучее состояние (раствор или расплав). При формовании изделий из термопластов не происходит отверждения, и материал в изделии сохраняет способность вновь переходить в вязкотекучее состояние.

Волокна растительного происхождения

Хлопок

Хлопок, волокна, покрывающие семена хлопчатника. При его созревании плоды (коробочки) раскрываются, и из них собирают т. н. хлопок-сырец (волокно с неотделенными семенами). При переработке от семян отделяют хлопок-волокно (волокна длиной более 20 мм), пух (менее 20 мм) и подпушек (менее 5 мм). Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нити, вату и др. Пух и подпушек хлопка применяют в химической промышленности как сырье для изготовления искусственного волокна и нитей, пленки, лаков и т. п.

Лен

Наибольшие посевные площади льна-долгунца — в европейских странах, а также в Египте, Турции и др., льна масличного — в Индии, Аргентине, США.

Пенька

Пенька, грубое лубяное волокно, полученное из стеблей конопли. Из пеньки делают канаты, веревки, шпагат и т. п.

Волокна животного происхождения

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья. Виды волокон шерсти: пух (наиболее ценное тонкое, мягкое извитое волокно), переходный волос, ость (более толстое, жесткое и менее извитое, чем пух, волокно) и «мертвый волос» (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Экспериментальная часть

1. Заполните таблицу 4 по общему обзору важнейших полимеров:

Таблица 4 – Обзор важнейших полимеров

Название Исходные вещества (мономеры) Формула полимера Свойст-ва Примене-ние
Полиэтилен        
Полипропилен        
Поливинилхлорид        
Полистирол        
Фенолформальдегидная смола        

2. Ответьте на вопросы:

Способы получения (синтеза) полимеров:

а) реакция полимеризации (основной признак веществ, вступающих в данную реакцию, определение данной реакции, уравнение реакции полимеризации, ее механизм);

б) реакция поликонденсации (главный признак для веществ, вступающих в эту реакцию, определение реакции поликонденсации, уравнение данной реакции).

 

3. Заполните таблицу 5

Таблица 5 – Полимерные материалы на основе ВМС

Название Исходные вещества Формула полимера Способ получения Свойства Применение
Пластмассы (фенопласты)          
Волокна          

 

4. Отметьте разницу между искусственными и синтетическими полимерами.

5. Решите задачи по определению пластмасс.

Даны 4 пакетика с образцами пластмасс (полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные пластмассы). Определите по характерным свойствам, какая пластмасса находится в каждом из пакетиков.

Экспериментально определить (отношение к горению и по внешнему виду), на основе какого полимера изготовлено изделие.

6. Заполните таблицу 6

Таблица 6

Признак для определения Образец №1 Образец №2 Образец №3 Образец №4
Внешний вид        
Плавится или не плавится при нагревании        
Загорается легко или с трудом        
Горит быстро или медленно        
Горит с копотью или без нее        
Горит ли вне пламени        
Имеют ли запах продукты горения        
Есть ли остаток после горения        
Сделайте вывод, какая пластмасса находится в пакетике        

 

7. Решите задачи по определению волокон.

Даны 3 пакетика с образцами волокон (хлопок, шерсть, шелк). Пользуясь микроскопом, определите, под каким номером, какое волокно находится.

Возьмите пинцетом несколько волокон (2-3), поместите их на предметное стекло. Чтобы исследуемое волокно плотно прилегало к стеклу, добавьте пипеткой 1-2 капли воды. Избыток воды уберите фильтровальной бумагой. Рассмотрите волокно под микроскопом.

Шерсть состоит из тонких волоконец — фибрилл, каждое из которых представляет целое скопление клеток

Хлопок. Волокно хлопка похоже на шланг, закрученный вокруг своей оси.

Шелк. Шелковые нити гладкие, они покрыты шелковым клеем — серицином.

По характеру горения подтвердите правильность распознавания волокон.

Данные занесите в таблицу 7.

Таблица 7

Признак Образец № 1 Образец № 2 Образец №3
Внешний вид      
Вид под микроскопом      
Характер горения      
Вывод      

 

Контрольные вопросы:

1. Какие вещества называются высокомолекулярными соединениями?

2. Чему равна молекулярная масса полимера?

3. Каковы особые свойства ВМС и чем они обусловлены?

4. Как классифицируются волокна?

Рекомендуемая литература: 1.1 – 1.5, 2.1 -2.9


Список литературы

Основные источники:

.1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – 8-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2008.- 260 с.

.2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. 8-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. – 254 с.

.3. Гузей Л.С. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст]/ Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева –8-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2008.- 240 с.

.4. Гузей Л.С. Химия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст]/ Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева –8-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2008.- 224 с.

 

Дополнительные источники

2.1 Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) (7-е изд., стер.) для студ. среднего проф. образования [Текст] / Ю.М. Ерохин. – М.: «Академия», 2010. – 304 с.

2.2 Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии: дидактический материал [Текст]/ / Н.П. Гаврусейко – М.: Просвещение, 2006. - 50 с.

2.3 Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 10-11 кл.[Текст]/, 2008.-40 с.

2.4 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия [Текст]: Орг.химия. основы общей химии. Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.:Просв., 2010.-160 с.

2.5 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия [Текст]: Орг.химия. основы общей химии. Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.:Просв., 2010.-147с.

2.6 Рябов М.А.Тесты по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.10 класс» [Текст]/ М.А.Рябов, Р.В.Линько, Е.Ю.Невская.– М.:«Экзамен», 2007.– 158 с.

2.7 Рябов М.А.Тесты по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.11 класс» [Текст]/ М.А.Рябов, Р.В.Линько, Е.Ю.Невская.– М.: «Экзамен», 2007.–178 с.

2.8 Хомченко И.Г. Общая химия (2-ое издание, испр и доп.) учебник для студ. среднего проф. образования [Текст]/ – Хомченко И.Г М.: РИА «Новая волна», 2008. - 326 с.

2.9 Цветков Л.А. Органическая химия: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учеб.заведений [Текст]/ / Л.А. Цветков – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 271 с.


Интернет - источники :

3.1. Информационный портал. – Режим доступа: http://www.xumuk.ru;

3.2. Инфоромационный портал. – Режим доступа: http://www.alhimikov.net;

3.3. Информационный портал. – Режим доступа: http://www.chemport.ru;

3.4. Российская государственная библиотека. – Режим доступа: www.rsl.ru;

3.5. Информационно-справочный портал. – Режим доступа:www.librari.ru;

3.6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. – Режим доступа: www.fcior.edu.ru


Методические рекомендации

для лабораторно-практических занятий студентов

специальностей

230115 Программирование в компьютерных системах

230401 Информационные системы (по отраслям)

на базе основного общего образования

 

 

Петрова Татьяна Александровна

 

ХИМИЯ

 

Редактор Г. Б. Мальцева

 

Подписано в печать 12.11.2011. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 12,5.

Тираж 15 экз. Заказ № 355.

 

 

Издательство федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет».

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.

 

Отдел оперативной полиграфии издательства.

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.008 с.)