ТОП 10:

Устройство светового микроскопа



Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

К механической части относятся: штатив, подвижный предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты.

К оптической части относятся: окуляры и объективы.

Цифра на верхней поверхности окуляра указывает на кратность его увеличения (×7, ×10, ×15). В нижней части тубуса находится револьвер, в котором имеются три гнезда для объективов. Различают объективы малого увеличения (8), большого увеличения (40) и иммерсионный объектив (90) для изучения наиболее мелких объектов. Общее увеличение микроскопа равно произведению от умножения увеличения окуляра на увеличение объектива.

Осветительная система микроскопа состоит из вращающегося зеркала, конденсора и ирисовой диафрагмы.

Правила работы с микроскопом

Поставьте микроскоп на рабочий стол штативом к себе.

Приведите объектив малого увеличения в рабочее положение, повернув револьвер до щелчка. При этом объектив займет среднее положение по отношению к предметному столику. Изучение любого объекта следует начинать с малого увеличения.

Макрометрическим винтом поднимите объектив над столиком примерно на 0,5 – 1,0 см.

Положите на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх. Объект препарата должен находиться в центре отверстия предметного столика.

Переведите глаз с окуляра на объектив и с помощью макрометрического винта медленно опустите тубус, чтобы фронтальная линза объектива находилась на расстоянии около 2 – 3 мм от препарата.

Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте макровинтом тубус до появления изображения объекта.

Для изучения объекта при большом увеличении вращением револьвера переведите объектив большого увеличения в среднее положение.

Под контролем зрения со стороны (смотрите не на окуляр, а на объектив сбоку) опустите тубус почти до соприкосновения с покровным стеклом препарата .

Глядя в окуляр, поднимите (медленно!) тубус до появления в поле зрения изображения.

Для тонкой фокусировки пользуйтесь микрометрическим винтом, вращая его не более чем на пол-оборота.

При зарисовке препарата смотрите в окуляр левым глазом а на альбом – правым.

После окончания работы с микроскопом объектив переведите в малое увеличение, уберите препарат с предметного столика.

Техника приготовления временного препарата

Возьмите из чашки Петри чистое предметное стекло, держа его за боковые грани, поместите в центре стекла в капле воды объект. Затем возьмите (обязательно за боковые грани) покровное стекло и положите его сверху на объект.

 

Практическая работа 2

 

Цель работы

Обучаемый должен знать клеточный уровень организации живой материи и структурно-функциональную организацию клетки.

Обучаемый должен уметь изготавливать временный микропрепарат, описывать основные структурные элементы клетки и различать прокариотические и эукариотические клетки.

 

Бюджет времени

На изучение темы отводится 6 часов. Из них 2 часа – лекции, 2 часа практические занятия и 2 часа – на самоподготовку.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Пехов А.П. Биология с основами экологии. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 672 с.

- Биология. В2 кн./ Под ред. В.Н.Ярыгина.- М.: Высш. Шк., 2001.

Задание 1.Изучите и перепишите таблицу 5.

 

Задание 2.Заполните таблицу 8.

 

Таблица 8. Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток

Характерные особенности Прокариотические клетки Эукариотические клетки
Поверхностный аппарат клетки: надмембранные структуры   плазматическая мембрана   субмембранные структуры    
Органеллы цитоплазмы      
Ядерный аппарат      

 

Задание 3.Изучите строение растительной клетки на примере клеток пленки лука.

С внутренней стороны мягкой чешуи лука отделите тонкую прозрачную пленку. Небольшой кусочек этой пленки поместите на предметное стекло в каплю раствора Люголя, накройте объект покровным стеклом и рассмотрите под малым увеличением микроскопа. На препарате видны тесно прилегающие друг к другу клетки прямоугольной формы. В них имеется округлое крупное ядро желто-коричневого цвета.

Изучите препарат под большим увеличением. Оболочка клетки толстая, цитоплазма зернистая. Ядро иногда смещено к оболочке и содержит одно-два ядрышка. Цитоплазма некоторых клеток имеет как бы пустоты – это вакуоли.

Зарисуйте несколько клеток и обозначьте: 1 – оболочка клетки; 2 – цитоплазма; 3 – ядро с ядрышками; 4 – вакуоль.

 

Задание 4. Рассмотрите органеллы растительной клетки.

а. Хлоропласты в клетках листа элодеи.

Срежьте ножницами лист элодеи и поместите в капле воды на предметное стекло. Расправьте лист препаровальной иглой, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат под малым и большим увеличением микроскопа. Найдите в цитоплазме клеток тельца овальной формы, имеющие зеленый цвет. Это пластиды – хлоропласты. Ядра в клетке не видны, так как в неокрашенной клетке показатели преломления ядра и цитоплазмы почти одинаковы.

Рассмотрите движение пластид вдоль стенок клетки.

Зарисуйте несколько клеток и обозначьте: 1 – оболочка клетки; 2 – цитоплазма; 3 – хлоропласты.

б. Включения крахмала в лейкопластах клеток клубня картофеля.

Тонкий срез клубня картофеля поместите на стекло в каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите временный микропрепарат под малым и большим увеличением микроскопа. При большом увеличении видны крупные прозрачные клетки многоугольной формы. В цитоплазме клеток видны зерна крахмала разного размера. Нанесите на край покровного стекла каплю раствора Люголя – зерна крахмала окрасятся в фиолетовый цвет.

Зарисуйте несколько клеток и обозначьте: 1 – оболочка клетки; 2 – цитоплазма; 3 – крахмальные зерна.

 

Задание 5. Рассмотрите на постоянных микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и зарисуйте представителей одноклеточных, указав видимые клеточные структуры.

 

Задание 6. Рассмотрите и зарисуйте поверхностный аппарат клетки (рис. 4.).

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы основные положения клеточной теории? Современное состояние клеточной теории?

2. Как устроены про- и эукариотические клетки?

3. Что такое органеллы, какова их роль в клетке?

4. Что относится к клеточным включениям? Какова их роль?

5. В чем сходство и относительное различие между растительной и животной клеткой?

6. Какова молекулярная организация универсальной биологической мембраны?

7. Каковы функции ядра в клетке?

 

 

Тема 3







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)