Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филиал в Г. Великий новгород

Поиск

Филиал в г. Великий Новгород

Костюкова А.В.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВ

Учебное пособие

Великий Новгород

Предисловие

Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения - это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Основная часть общегосударственного фонда денежных средств (бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.

Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после II мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывают большое влияние на процесс воспроизводства.

Таким образом, финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

В курсе «История российских финансов» рассматривается исторический процесс возникновения, развития и становления элементов финансовой системы государства от основания Древнерусского государства до конца XX в.

В данном курсе уделяется внимание развитию налоговых отношений в Древней Руси, в период образования русского централизованного государства, денежному обращению в период XV-XX вв., развитию кредитной системы, а также роли таких государственных деятелей как, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте в становлении и укреплении финансовой системы России.

Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества. Люди обращаются к прошлому в надежде изучить опыт предшествующих поколений и применить его для решения насущных проблем. В настоящее время проблемы финансов волнуют не только специалистов этой области.

Проникновение в историю финансов России поможет разобраться в причинах финансовых трудностей сегодняшнего дня, найти пути и формы их разрешения. Некоторых ошибок, которые совершаются сегодня, можно было бы избежать, учитывая исторический опыт России.

Исторические аспекты возникновения и развития финансов в Российском государстве настолько поучительны, знание отечественного положительного и негативного опыта настолько важно для современников, что изучение этих проблем представляется весьма целесообразным.

 

Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV-XVI вв.: возникают государственные регалии (монополии) - доходные прерогативы казны, отрасли и виды деятельности, которые могут осуществляться только государственными структурами. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, меда и т. д.

В 1533 г. в Москве был открыт первый «царев кабак» - торговля водкой также была сосредоточена в руках царской администрации, а возникновение винокурения (изготовление водки) в России относится к 1478 г. Казна скупала ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким заграницу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий.

Во второй половине XVI были созданы новые центральные финан­совые учреждения: приказ Большого прихода ведавший сбором основных государственных доходов, приказ Новой четверти («Чети»), ведавший финансами местными, и приказ Большой казны, который имел широкие полномочия, т.к. в его подчинении были казенная промышленность и торговля, Денежный двор, занимающийся чеканкой монеты. В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового иммунитета: теперь все денеж­ные потоки находились под контролем Московского правительства.

Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (по угодьям, если занимались бортничеством, огородничеством и т.д.). Помещики могли платить подать за своих крестьян. Однако закон их к этому не обязывал.

Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили в основном формирование государственных финансов к концу XVI в. В этот период был определен состав податного населения и организовано его обложение. Был создан налоговый кадастр – «писцовые книги» (в 1581-1592 гг. проводилась перепись земель и населения, где была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу).

Главную отрасль экономики России в XVII веке составляло сельское хозяйство. Основная масса помещичьих и крестьянских хозяйств в ус­ловиях господства крепостничества основывалась на натуральном хозяйстве, обеспечивая себя всем необходимым. Товарность земледелия росла очень медленно. Сельское хозяйство, как и впоследствии, шло по экстенсивному пути раз­вития.

Во второй половине XVII века происходит заселение Приуралья и Зауралья. Через Урал, в основном из Поморья, крестьяне-переселенцы шли в Сибирь. Если в 1613 году русские владения в Сибири доходили до Енисея, то к концу века первопроходцы достигли берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов.

В целом уровень развития российского сельского хозяйства оста­вался низким. Применялись примитивные орудия труда и старые системы земледелия. XVII век не внес коренных изменений в структуру сельского хозяйства России.

К новым явлениям хозяйственной жизни России XVII века можно также отнести возрож­дение городского ремесла и постепенное его пе­рерастание в мелкое промышленное производство. Государство широко использовало труд ремеслен­ников для производства предметов вооружения. Однако мелкое кустарное производство не могло ни в количественном, ни в качественном отно­шении удовлетворить потребности армии. Инте­ресы обороны страны ускорили развитие в России крупных предприятий мануфактурного типа с количеством работников от 100 до 300 и разде­лением труда. Первые мануфактуры в России были государственные, так как централизованное го­сударство сложилось до развития капиталистичес­кого предпринимательства. Первыми отраслями, которые охватило мануфактурное производство, были металлургия, военное и строительное дело. Большинство крупных предприятий было со­средоточено в центральном, наиболее освоенном районе, где мануфактуры постепенно появляют­ся в различных отраслях промышленности - тек­стильной, стекольной, кожевенной, писчебумаж­ной. Делаются первые попытки в промышленном освоении природных богатств Урала.

Другую группу мануфактур составляли предприятия, владельцами которых были иностранцы, реже - отечественные купцы. Государство исполь­зовало опыт Западной Европы в создании ману­фактур и всячески поощряло инициативу иност­ранцев. Три завода были основаны голландским купцом Андреем Виниусом в Тульско-Каширс­ком районе, старейшем центре железоделатель­ных промыслов. Помимо Тулы вновь возникшим центром металлургической промышленности стал Олонец, где построил несколько предприятий датчанин А. Бутенант. На заводах применялась передовая западноевропейская техника - домен­ные печи. Крупными производствами стали част­новладельческие канатные мануфактуры в Волог­де, Холмогорах и Архангельске, а также соляные варницы в северных и поволжских районах страны.

Масштабы мануфактурного производства были незначительны. На протяжении XVII века в России всего возникло около 60 мануфактур раз­личного профиля, но к началу XVIII века уцеле­ло только 30. Доходы промышленников были не­стабильными, владельцы заводов часто менялись. Российские металлургические мануфактуры да­вали только десятую часть железа, производимо­го Швецией. Появление новых мануфактур сдер­живало то обстоятельство, что владелец не был полным собственником предприятия, даже по­строенного "своими деньгами". Только с разре­шения царя он имел право продать предприятие, передать во владение другим лицам, даже наслед­нику. Владение заводом ограничивалось урочны­ми летами, по истечении которых государь мог поступить с ним по своему усмотрению - переве­сти в казну или передать другому владельцу. Строго регламентировались размеры производства, чис­ло мастеров и продажа изделий. Таким образом, казна, оказывая поддержку промышленникам, создавала немало препятствий для нормальной работы и расширения производства.

Российские мануфактуры XVII века работа­ли почти исключительно на казенные заказы, и в этом смысле даже мануфактуры иностранцев были, по существу, государственными. Русская мануфактура XVII века по своему характеру была потребительской. Произведенные товары исполь­зовали для нужд казны и государева двора, а не для вольной продажи, в то время как характер мелкого промышленного производства заметно менялся.

Промысловое и ремесленное производ­ство все больше перерастало в производство на продажу, то есть на рынок. Это было следствием промысловой и ремесленной специализации, значительно усилившейся в XVII веке. Так, По­морье славилось изделиями из дерева и солью, Поволжье и Вологда - обработкой кож, Новго­род и Псков - льняным полотном, Москва и Ярос­лавль - текстильным производством, Тула, Ка­шира и Онежский край - производством железа. Специализация началась и в сельском хозяйстве. Главными районами товарного производства хлеба становятся Среднее Поволжье и Верхнее При­днепровье, товарного производства льна и пень­ки - район Новгорода и Пскова.

Создавались ус­ловия для экономического (товарного) взаимо­действия районов, а это в свою очередь способ­ствовало формированию всероссийского рынка. Однако связи между отдельными районами были пока слабыми, что способствовало большому раз­бросу цен на одни и те же товары в разных реги­онах страны и обеспечивало купцам невиданные прибыли - до 100% на вложенный капитал.

Торговыми центрами в первую очередь ста­новились крупные города России - Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Устюг и др. Но в силу плохого состояния путей сообще­ния и неразвитости товарного производства об­мен между изолированными местными рынками носил сезонный характер и осуществлялся через ярмарки - центры оптовой торговли. Наиболее крупные из них приобрели всероссийское значе­ние. Макарьевская (Нижний Новгород) ярмар­ка, торговавшая преимущественно мехами и тка­нями и привлекавшая массу купцов как из Цент­ра, так и из азиатских областей, пользовалась привилегиями царского правительства. Расцвет переживала Ирбитская ярмарка (на Урале), через которую товары попадали в Сибирь. Весной на­чинала действовать многолюдная северная Бла­говещенская ярмарка (на р. Воже). Крупнейшей ярмаркой юго-западного края стала Свенская (у Брянска), игравшая важную роль в торговле Рос­сии с Украиной. Обширную торговлю вели Не­жинская и Тихвинская ярмарки.

Масштабы торговли в России XVII века были по­разительны. Состав торговцев отличался исклю­чительной пестротой. Крупнейшим торговцем был сам царь. В царской вотчине было заведено образ­цовое хозяйство, действовали заводы, поэтому там внимательно следили за ценами на рынке и вывозили на продажу разнообразную продукцию. Активно торговали и крупные феодалы: Боярин Б.И. Морозов, князья Л.К. Черкасский, Н.И. Одо­евский, Ю.И. Ромадановский. Торговали купцы, монастыри, стрельцы, служилые и посадские люди, крестьяне. Страстью к торговле в Москов­ском государстве было охвачено все население.

Развитие торговли способствовало укреплению связей между городом и деревней. Расширялась прослойка населения, занятая производством на продажу и торговлей. Розничная торговля находи­лась в руках мелких торговцев в лавках и вразнос.

Наряду с широким участием в торговле раз­личных слоев населения в XVII веке шел интен­сивный процесс формирования сословия купцов, которое из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей. Некоторые купцы владели промыслами, брали откупа, занимались ростовщичеством и, распо­ряжаясь огромными капиталами, выступали тор­говыми агентами и даже советниками царя по финансовым и торговым делам (Строгановы, Ни­китниковы, Шорины).

Купечество разделялось на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Почетное звание "государев гость" давалось купцам за зас­луги перед государством в коммерческих делах. Группа гостей была малочисленна и в царствова­ние Алексея Михайловича не превышала 30 человек. Зва­ние гостя получали самые крупные предприни­матели с торговым оборотом от 20 до 100 тыс. руб. Им выдавалась специальная грамота и предостав­лялись большие привилегии. Так, гости и не от­деленные от них члены семьи подлежали только царскому суду, освобождались от общинных служб, пошлин и повинностей; имели право вла­деть вотчинами и получать поместья; свободно выезжали за границу с товарами; занимали выс­шие финансовые должности.

Члены гостиной и суконной сотен (в XVII веке - до 400 чел.) были богатыми купцами, доб­ровольно избранными или переведенными из по­садских людей по распоряжению правительства. Полученное звание передавалось по наследству вместе с капиталами и товарами. Купцы гостиной и суконной сотен также пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финан­совой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиная и суконная сотни имели самоуправле­ние: из членов сотен выбирались должностные люди: головы, старосты и старшины. В зависимо­сти от значительности торговых оборотов гости­ные и суконные сотни делились на три статьи: большую, среднюю и меньшую. Гостиная сотня была почетнее суконной.

Низший разряд купечества представляли жи­тели слобод и черных сотен. Самоуправляющиеся общины посадских людей составляли мелкие тор­говцы, промышленники, ремесленники, сами товары производившие и продававшие. К черным сотням принадлежали слободские жители горо­да, дети священников, дьяконов, причетников, жившие на городской земле крестьяне. Этот раз­ряд непрофессиональных торговцев составлял конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как, торгуя собственной продук­цией, они могли продавать ее дешевле.

Важную роль в экономической жизни госу­дарства играла не только внутренняя, но и вне­шняя торговля. На внешнем рынке Россия была известна как поставщик сельскохозяйственной продукции и сырья, в меньшей степени - как экспортер промышленных товаров. Из страны вывозились меха, лес, смола, деготь, лен, пень­ка, кожи, поташ, щетина, холст, сало, мясо, икра, хлеб. Ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага, металлические, золотые и сереб­ряные изделия, аптекарские товары.

Единственным портом, через который воз­можны были прямые торговые связи со странами Западной Европы в XVII веке, был Архангельск, а главными торговыми партнерами - Англия и Голландия. Уже в середине XVI века русские пред­приниматели получили право беспошлинно тор­говать с Англией, имели в Лондоне несколько зданий, в XVII веке позиции Англии потеснила Голландия, которая, имея большой торговый флот, ввозила в Россию не только свои товары, но и товары других стран (Франции, Испании, Италии).

Главным центром торговли со странами Вос­тока (Персией, Хивинским и Бухарским ханства­ми, Индией) оставалась Астрахань. Индийские купцы даже основали в Астрахани свою колонию.

Несмотря на заметный шаг вперед в реше­нии хозяйственно-экономических задач, процесс становления предпринимательства в XVII веке шел медленно. 96% населения проживало в де­ревнях, городов насчитывалось до 254, крупных центров было мало. Купечество еще не сложилось как монолитное, не являлось четкой категорией населения или сословием. Тем не менее, царское правительство впервые начало проявлять заботу о торговом и промышленном предприниматель­стве. По Соборному Уложению 1649 года посадс­кие люди получили монопольное право на заня­тие торговлей и промыслами.

Внешняя торговля России почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Русское купечество с самого начала имело мощного кон­курента в лице иностранного капитала. Слабо орга­низованное, не обладающее достаточными капи­талами, русское купечество неоднократно обра­щалось к правительству с просьбами защитить их права и интересы, ограничить льготы иноземных торговцев в России. Тем более, что русским куп­цам за рубежом были поставлены тяжелые усло­вия. Правительство пошло навстречу деловым лю­дям и стало проводить политику протекционизма по отношению к российским торговцам. В 1646 году были отменены привилегии иностранным купцам, ограничена их торговля во внутренних городах, отменена беспошлинная торговля для английских компаний. В 1650 году были повышены пошлины на иностранные товары, ограничены мелкие тор­ги, сроки, условия торговли. В заслугу правитель­ству царя Алексея Михайловича можно поставить создание четкой таможенной системы вместо слу­чайных таможенных пошлин и льгот.

Реформы 50-60-х годов XVII века отразили но­вую правительственную позицию в области тор­говли и предпринимательства. Были приняты Тор­говый устав (1653 года), Уставная таможенная гра­мота (1654 года). Для иностранцев в среднем тамо­женная пошлина составляла 12 - 13% со стоимос­ти товара, для русских, вывозивших товары за гра­ницу, 4 - 5%. То есть, Торговый Устав имел явно протекционистский характер. Однако сложное меж­дународное положение и неспокойная обстановка внутри страны обусловили некоторую нерешитель­ность властей в покровительстве торговле.

Наиболее дальновидные представители правя­щего класса понимали необходимость более реши­тельных мер. Инициатором нововведений в торго­вой политике стал псковский воевода А.Л. Ордин-Нащокин, проведший в Пскове и его окрестнос­тях ряд преобразований. Позднее его реформатор­ская деятельность была расширена до общегосу­дарственных масштабов. В 1667 году по инициати­ве и при непосредственном участии А.Л. Ордин-Нащокина был принят Новоторговый устав, ук­репивший позиции русского купечества. Правительство под влиянием А.Л. Ордин-Нащекина старалось проводить меркантилистскую политику. Иност­ранцам запрещалась розничная торговля, разре­шалась только оптовая, да и то преимуществен­но в окраинных городах. Дифференцированные пошлины с иностранцев взимались только золо­том и серебром и достигали 22% стоимости това­ра (6% при ввозе в Россию, 10% при провозе внутрь страны, 6% при продаже). Таким разум­ным образом создавался режим более благопри­ятных возможностей для русских торговых людей и одновременно увеличивались валютные поступ­ления в казну государства.

Решение сложнейших государственных и об­щественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно возрас­тали. Большие средства расходовались на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дво­рянскому ополчению, стрельцам, иностранным специалистам, инженерам и офицерам-наемни­кам, на покупку за границей оружия и различ­ных товаров для казны. Феодальная основа рос­сийского государства, господство натурального хозяйства не давали достаточных денежных ре­сурсов. Приходилось постоянно прибегать к вы­искиванию различных способов покрытия госу­дарственных расходов.

Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче (1645-1676). В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы госу­дарства.

Доходы казныскладывались из разнообраз­ных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. До­ходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству зай­мы у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном эко­номическую подоплеку. Только продажа за гра­ницу добытой в Сибири и собранной в виде яса­ка пушнины приносило до 1/3 всех доходов каз­ны, кроме того, в значительных количествах вы­возился «рыбий зуб» (клыки моржей, заменяв­шие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских на­родов Поволжья и Сибири осуществляли Казан­ский и Сибирский приказы.

Правительственные финансовые средства со­ставлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и кос­венных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В ведении Приказа Большой казны находились сбор прямых налогов с город­ского населения, занятого торговлей и ремесла­ми, и монетное дело (Денежный двор).

Взима­ние прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, по­садов или специальными выборными сборщика­ми и целовальниками, а в боярских, помещичь­их и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к вое­воде в съезжую избу, откуда передавались в соот­ветствующий приказ.

Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующим податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет.

Сельское население страны делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. К первым относились крестьяне светских (помещиков, царской семьи) и духовных (монастырей, патриарха, церквей) феодалов. В общей сложности они составляли почти 90% тяглового населения страны. Вторую категорию составляли черносошные крестьяне. Они жили на государственных землях и были лично свободными. К концу XVII в. черносошные земли сохранились лишь в Поморье и Сибири. Если за выполнение государственных повинностей владельческих крестьян отвечал владелец и государство передавало ему значительную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций, то у черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и соцкими. Мирские органы проводили раскладку податей, отвечали за их своевременную уплату. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать. Единицей обложения до 1680 г. оставалась соха.

В 1678—1679 годах были составлены новые переписные книги и проведе­на принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы нало­гообложения к подворной, при которой подат­ной единицей становился крестьянский двор.Данный шаг позволил увеличить количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых ранее налоги не брали.Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.

К окладным налогам причислялись специаль­ные налоги (ямские, полоняничные, стрелецкие) назначавшиеся на особые потребности государ­ства. Ямские деньги собирались на содержание ямской гоньбы для провоза послов, гонцов, со­держания почтовых станций (ямов), покупки ло­шадей и оплаты ямщикам. Они поступали в Ямс­кой приказ. Полоняничные деньги - подать, на­значенная за выкуп пленных, ранее собиравшая­ся время от времени, по Соборному уложению 1649 года стала постоянной и собиралась ежегод­но. Стрелецкая подать, бывшая в XVI веке незна­чительным налогом хлебом, теперь стала одним из прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Прямые налоги «с животов и про­мыслов» поднялись на 20%. Непомерные налого­вые тяготы заставили правительство Федора Алек­сеевича (1676-1682) в 1679 году простить все недоимки, сни­зить оклады и упростить податную систему. Те­перь вместо многочисленных налогов, которые платились разным чиновникам и в разные при­казы, собирался один - стрелецкие деньги.

Поскольку постоянно увеличивать прямые налоги было невозможно, то акцент был сделан на другой вид окладных налогов - косвенные, из которых главными были таможенные и кабацкие сборы. Но увеличение косвенных налогов не все­гда проходило удачно. В 1646 году по аналогии с западными странами был повышен налог на соль с 5 до 20 копеек за пуд. Но московские финанси­сты не учли неразвитость рыночных связей и де­нежного обращения в России, что препятствова­ло расширению системы косвенного обложения. Не только народ, но и мелкие дворяне ограни­чили свое потребление соли, что привело к упадку соляной торговли в стране. К тому же стало не­выгодно солить рыбу и она портилась в огром­ном количестве, создавая недостаток ведущего дешевого пищевого продукта. Налоговые поступ­ления резко сократились, а по стране прокати­лась волна массовых волнений, соляных бунтов. Соляной налог в 1648 году пришлось отменить и начать ведение финансовых дел на более разум­ной основе.

Второй вид государственных доходов - нео­кладные сборы - состоял из платежей за разные нужды - пошлин с частных сделок, просьб в ад­министративные учреждения, с выдаваемых ими документов, торговых операций.

Однако перечисленными постоянными дохо­дами правительство не могло покрыть растущие расходы государства. Поэтому оно прибегало к чрезвычайным или "запросным" сборам (для ве­дения войн, после неурожаев и др.). Особенно тя­желыми были налоги, называвшиеся пятой или десятой деньгой (соответствующий процент или от оборотного капитала, или валового дохо­да от оборота).

Одним из источников пополнения казны были монополии и откупа.

Торговля многими то­варами - водкой, пенькой, поташом - была государственной монополией. Купцы могли тор­говать этими товарами, лишь взяв откуп у казны, то есть заплатив определенную сумму денег, раз в десять превышающую заготовительную цену товара. Данная операция обогащала не столько казну, сколько откупщика, и являлась одним из источников первоначального накопления капи­тала в России.

Значительную часть государственных доходов составляла покупка иностранной монеты - иохимсталеров ("ефимков"), которые вместе с привоз­ным серебром являлись основным сырьем для русских денег. Россия, не добывавшая своего сереб­ра, закупала талеры в огромных количествах. Это была важнейшая статья внешней торговли Рос­сии с Западом, служащая источником увеличе­ния государственных финансов. Производилась перечеканка иностранной монеты в русскую с более высокой номинальной стоимостью, давав­шая 10% всех государственных доходов в XVII веке.

Иногда правительство пускалось на откровен­ные финансовые авантюры. В 1654 г., чтобы покрыть военные расходы, казна приступила к выпуску медных денег, принудительно прирав­няв их курс к курсу серебряных. Такая операция предусмотрена особым направлением в денежной теории под названием номинализм. Идея заключалась в том, что покупательная способность денег зави­сит исключительно от имени (номинала) денежного знака и не связа­на с внутренней стоимостью денег. Сторонником номиналистической теории был первый русский экономист И. Т. Посошков, который в 1724 году в "Книге о скудности и богатстве" предлагал Петру I выпус­кать медные монеты по номиналу серебряных.

За пять лет было выпущено 5 млн. медных рублей. Появление в обо­роте массы обесцененных денег дезорганизовало внутренний рынок. Курс денег упал, цены под­нялись, товары стали исчезать. При этом жалова­нье выдавалось медными деньгами, а налоги со­бирались серебром. На этой операции правитель­ство получило 19 млн прибыли. Однако успех операции обернулся провалом. Началось катаст­рофическое падение курса медного рубля(за одну серебряную копейку сначала давали 4, а позже – 15 медных копеек). От обес­ценения медных денег пострадали люди на жалованье, ремесленники и мелкие торговцы. Летом 1662 г. в Мос­кве вспыхнуло восстание («Медный бунт»), за­кончившееся кровавой бойней в селе Коломенс­ком и массовыми казнями. Погибло 7 тыс. человек. По сельским местностям прокатилась волна крестьянских восстаний, к которым примкнула даже часть войск под командованием князя Кропоткина. Но медные деньги были изъяты из обращения.

В XVII веке появляется самый ранний прооб­раз государственного бюджета России – «Роспись доходов и расходов» (1680 года) - финансовый отчет по 35 приказам.

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, существовала известная система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Бюджет – слово английского происхождения, которое означает мешок. Когда палата общин в Англии в XVI – XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ, который заключал в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства.

Роль органа государствен­ного контроля в России второй половины XVII в. выполнял Счетный приказ. В него поступали на ревизию приходные и расходные книги из других приказов. Он же производил сбор недоимок и остатков ведомственных бюджетов.

Кредитные операции в России XVII века осу­ществлялись в традиционной ростовщической форме. Причем они сочетались с другими видами хозяйственной деятельности, не выделяясь в отд­ельную отрасль. Ростовщическими операциями занимались представители различных социальных групп - от крупных вотчинников до монастырей, нопальму первенства удерживали купцы. Некоторые иностранные предприниматели получали государственные ссуды, но их было недостаточ­но для удовлетворения промышленного развития. А.Л. Ордин-Нащокиным был разработан проект создания первого банка в России, к сожалению, не осуществленный.

Таким образом, как в Западной Европе, так и в России, XVII век был временем глубоких ка­чественных изменений в развитии государства и общества. Россия начала преодолевать свою на­циональную изолированность и закрытость и уси­ливать взаимодействие с Западом. Царский двор являлся центром «преобразовательных настрое­ний», концентрацией интеллектуальных и куль­турно-просветительных сил страны. Готовилась почва для распространения новых передовых идей и веяний. В экономике России XVII века возник­ли капиталистические элементы: появились пер­вые мануфактуры, начался процесс первоначаль­ного накопления капитала, формировался все­российский рынок. В XVII в. происходит обновление и укрепление финансовой системы, создаются новые финансовые органы.

Наряду с общими закономерностями разви­тия, Россия имела специфические черты, свя­занные с историческими и национально-психо­логическими особенностями формирования цен­трализованного государства, скованного самодер­жавной властью и крепостным правом, юридическое оформление которого произошло как раз в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле и своим помещикам сдерживало развитие капита­листического уклада и нормирование рынка на­емной рабочей силы.

 

Вопросы для контроля:

1. Когда сформировалась единая денежная система русского централизованного государства?

2. Как назывался поземельный налог в правление Ивана Грозного?

3. Когда в России зарождается косвенное налогообложение?

4. Что такое государственные регалии?

5. Что такое номинализм?

6. Что представляли собой «писцовые книги»?

7. В чем заключалась политика протекционизма?

8. Чем характеризуется подворная система налогообложения?

9. Бюджет как финансовый институт присущ государству на всех стадиях его развития?

 

Год начался забастовочной волной такой силы, какой Россия не знала с 1905 г. В высших кругах откровенно выражали недовольство политикой царского правительства. 23 февраля 1917 г. стало началом Февральской революции. 2 марта Николай II отрекся от престола. В стране было образовано Временное правительство. На волне революционных выступлений депутаты IV Дума из своего состава создали Временное правительство, ему предстояло управлять страной на переходный период до принятия конституции и формирования постоянных органов власти. Предполагался созыв Учредительного собрания, на котором следовало принять конституцию.

Но на переходный период Временное правительство обладало всеми законодательными и исполнительными функциями. Вся финансовая политика Временного правительства подчинялась одной задаче—изысканию средств для дальнейшего ведения войны, а это были те же источники — эмиссия бумажных денег и займы, что и у царского правительства.

Перед Временным правительством стояла сложная задача: изы­скать нов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.017 с.)