Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Филиал в Г. Великий новгород↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Филиал в г. Великий Новгород Костюкова А.В. ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВ Учебное пособие Великий Новгород Предисловие Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения - это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Основная часть общегосударственного фонда денежных средств (бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог. Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта. Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после II мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывают большое влияние на процесс воспроизводства. Таким образом, финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. В курсе «История российских финансов» рассматривается исторический процесс возникновения, развития и становления элементов финансовой системы государства от основания Древнерусского государства до конца XX в. В данном курсе уделяется внимание развитию налоговых отношений в Древней Руси, в период образования русского централизованного государства, денежному обращению в период XV-XX вв., развитию кредитной системы, а также роли таких государственных деятелей как, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте в становлении и укреплении финансовой системы России. Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества. Люди обращаются к прошлому в надежде изучить опыт предшествующих поколений и применить его для решения насущных проблем. В настоящее время проблемы финансов волнуют не только специалистов этой области. Проникновение в историю финансов России поможет разобраться в причинах финансовых трудностей сегодняшнего дня, найти пути и формы их разрешения. Некоторых ошибок, которые совершаются сегодня, можно было бы избежать, учитывая исторический опыт России. Исторические аспекты возникновения и развития финансов в Российском государстве настолько поучительны, знание отечественного положительного и негативного опыта настолько важно для современников, что изучение этих проблем представляется весьма целесообразным.
Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV-XVI вв.: возникают государственные регалии (монополии) - доходные прерогативы казны, отрасли и виды деятельности, которые могут осуществляться только государственными структурами. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, меда и т. д. В 1533 г. в Москве был открыт первый «царев кабак» - торговля водкой также была сосредоточена в руках царской администрации, а возникновение винокурения (изготовление водки) в России относится к 1478 г. Казна скупала ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким заграницу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Во второй половине XVI были созданы новые центральные финансовые учреждения: приказ Большого прихода ведавший сбором основных государственных доходов, приказ Новой четверти («Чети»), ведавший финансами местными, и приказ Большой казны, который имел широкие полномочия, т.к. в его подчинении были казенная промышленность и торговля, Денежный двор, занимающийся чеканкой монеты. В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового иммунитета: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства. Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (по угодьям, если занимались бортничеством, огородничеством и т.д.). Помещики могли платить подать за своих крестьян. Однако закон их к этому не обязывал. Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили в основном формирование государственных финансов к концу XVI в. В этот период был определен состав податного населения и организовано его обложение. Был создан налоговый кадастр – «писцовые книги» (в 1581-1592 гг. проводилась перепись земель и населения, где была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу). Главную отрасль экономики России в XVII веке составляло сельское хозяйство. Основная масса помещичьих и крестьянских хозяйств в условиях господства крепостничества основывалась на натуральном хозяйстве, обеспечивая себя всем необходимым. Товарность земледелия росла очень медленно. Сельское хозяйство, как и впоследствии, шло по экстенсивному пути развития. Во второй половине XVII века происходит заселение Приуралья и Зауралья. Через Урал, в основном из Поморья, крестьяне-переселенцы шли в Сибирь. Если в 1613 году русские владения в Сибири доходили до Енисея, то к концу века первопроходцы достигли берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. В целом уровень развития российского сельского хозяйства оставался низким. Применялись примитивные орудия труда и старые системы земледелия. XVII век не внес коренных изменений в структуру сельского хозяйства России. К новым явлениям хозяйственной жизни России XVII века можно также отнести возрождение городского ремесла и постепенное его перерастание в мелкое промышленное производство. Государство широко использовало труд ремесленников для производства предметов вооружения. Однако мелкое кустарное производство не могло ни в количественном, ни в качественном отношении удовлетворить потребности армии. Интересы обороны страны ускорили развитие в России крупных предприятий мануфактурного типа с количеством работников от 100 до 300 и разделением труда. Первые мануфактуры в России были государственные, так как централизованное государство сложилось до развития капиталистического предпринимательства. Первыми отраслями, которые охватило мануфактурное производство, были металлургия, военное и строительное дело. Большинство крупных предприятий было сосредоточено в центральном, наиболее освоенном районе, где мануфактуры постепенно появляются в различных отраслях промышленности - текстильной, стекольной, кожевенной, писчебумажной. Делаются первые попытки в промышленном освоении природных богатств Урала. Другую группу мануфактур составляли предприятия, владельцами которых были иностранцы, реже - отечественные купцы. Государство использовало опыт Западной Европы в создании мануфактур и всячески поощряло инициативу иностранцев. Три завода были основаны голландским купцом Андреем Виниусом в Тульско-Каширском районе, старейшем центре железоделательных промыслов. Помимо Тулы вновь возникшим центром металлургической промышленности стал Олонец, где построил несколько предприятий датчанин А. Бутенант. На заводах применялась передовая западноевропейская техника - доменные печи. Крупными производствами стали частновладельческие канатные мануфактуры в Вологде, Холмогорах и Архангельске, а также соляные варницы в северных и поволжских районах страны. Масштабы мануфактурного производства были незначительны. На протяжении XVII века в России всего возникло около 60 мануфактур различного профиля, но к началу XVIII века уцелело только 30. Доходы промышленников были нестабильными, владельцы заводов часто менялись. Российские металлургические мануфактуры давали только десятую часть железа, производимого Швецией. Появление новых мануфактур сдерживало то обстоятельство, что владелец не был полным собственником предприятия, даже построенного "своими деньгами". Только с разрешения царя он имел право продать предприятие, передать во владение другим лицам, даже наследнику. Владение заводом ограничивалось урочными летами, по истечении которых государь мог поступить с ним по своему усмотрению - перевести в казну или передать другому владельцу. Строго регламентировались размеры производства, число мастеров и продажа изделий. Таким образом, казна, оказывая поддержку промышленникам, создавала немало препятствий для нормальной работы и расширения производства. Российские мануфактуры XVII века работали почти исключительно на казенные заказы, и в этом смысле даже мануфактуры иностранцев были, по существу, государственными. Русская мануфактура XVII века по своему характеру была потребительской. Произведенные товары использовали для нужд казны и государева двора, а не для вольной продажи, в то время как характер мелкого промышленного производства заметно менялся. Промысловое и ремесленное производство все больше перерастало в производство на продажу, то есть на рынок. Это было следствием промысловой и ремесленной специализации, значительно усилившейся в XVII веке. Так, Поморье славилось изделиями из дерева и солью, Поволжье и Вологда - обработкой кож, Новгород и Псков - льняным полотном, Москва и Ярославль - текстильным производством, Тула, Кашира и Онежский край - производством железа. Специализация началась и в сельском хозяйстве. Главными районами товарного производства хлеба становятся Среднее Поволжье и Верхнее Приднепровье, товарного производства льна и пеньки - район Новгорода и Пскова. Создавались условия для экономического (товарного) взаимодействия районов, а это в свою очередь способствовало формированию всероссийского рынка. Однако связи между отдельными районами были пока слабыми, что способствовало большому разбросу цен на одни и те же товары в разных регионах страны и обеспечивало купцам невиданные прибыли - до 100% на вложенный капитал. Торговыми центрами в первую очередь становились крупные города России - Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Устюг и др. Но в силу плохого состояния путей сообщения и неразвитости товарного производства обмен между изолированными местными рынками носил сезонный характер и осуществлялся через ярмарки - центры оптовой торговли. Наиболее крупные из них приобрели всероссийское значение. Макарьевская (Нижний Новгород) ярмарка, торговавшая преимущественно мехами и тканями и привлекавшая массу купцов как из Центра, так и из азиатских областей, пользовалась привилегиями царского правительства. Расцвет переживала Ирбитская ярмарка (на Урале), через которую товары попадали в Сибирь. Весной начинала действовать многолюдная северная Благовещенская ярмарка (на р. Воже). Крупнейшей ярмаркой юго-западного края стала Свенская (у Брянска), игравшая важную роль в торговле России с Украиной. Обширную торговлю вели Нежинская и Тихвинская ярмарки. Масштабы торговли в России XVII века были поразительны. Состав торговцев отличался исключительной пестротой. Крупнейшим торговцем был сам царь. В царской вотчине было заведено образцовое хозяйство, действовали заводы, поэтому там внимательно следили за ценами на рынке и вывозили на продажу разнообразную продукцию. Активно торговали и крупные феодалы: Боярин Б.И. Морозов, князья Л.К. Черкасский, Н.И. Одоевский, Ю.И. Ромадановский. Торговали купцы, монастыри, стрельцы, служилые и посадские люди, крестьяне. Страстью к торговле в Московском государстве было охвачено все население. Развитие торговли способствовало укреплению связей между городом и деревней. Расширялась прослойка населения, занятая производством на продажу и торговлей. Розничная торговля находилась в руках мелких торговцев в лавках и вразнос. Наряду с широким участием в торговле различных слоев населения в XVII веке шел интенсивный процесс формирования сословия купцов, которое из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей. Некоторые купцы владели промыслами, брали откупа, занимались ростовщичеством и, распоряжаясь огромными капиталами, выступали торговыми агентами и даже советниками царя по финансовым и торговым делам (Строгановы, Никитниковы, Шорины). Купечество разделялось на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Почетное звание "государев гость" давалось купцам за заслуги перед государством в коммерческих делах. Группа гостей была малочисленна и в царствование Алексея Михайловича не превышала 30 человек. Звание гостя получали самые крупные предприниматели с торговым оборотом от 20 до 100 тыс. руб. Им выдавалась специальная грамота и предоставлялись большие привилегии. Так, гости и не отделенные от них члены семьи подлежали только царскому суду, освобождались от общинных служб, пошлин и повинностей; имели право владеть вотчинами и получать поместья; свободно выезжали за границу с товарами; занимали высшие финансовые должности. Члены гостиной и суконной сотен (в XVII веке - до 400 чел.) были богатыми купцами, добровольно избранными или переведенными из посадских людей по распоряжению правительства. Полученное звание передавалось по наследству вместе с капиталами и товарами. Купцы гостиной и суконной сотен также пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиная и суконная сотни имели самоуправление: из членов сотен выбирались должностные люди: головы, старосты и старшины. В зависимости от значительности торговых оборотов гостиные и суконные сотни делились на три статьи: большую, среднюю и меньшую. Гостиная сотня была почетнее суконной. Низший разряд купечества представляли жители слобод и черных сотен. Самоуправляющиеся общины посадских людей составляли мелкие торговцы, промышленники, ремесленники, сами товары производившие и продававшие. К черным сотням принадлежали слободские жители города, дети священников, дьяконов, причетников, жившие на городской земле крестьяне. Этот разряд непрофессиональных торговцев составлял конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как, торгуя собственной продукцией, они могли продавать ее дешевле. Важную роль в экономической жизни государства играла не только внутренняя, но и внешняя торговля. На внешнем рынке Россия была известна как поставщик сельскохозяйственной продукции и сырья, в меньшей степени - как экспортер промышленных товаров. Из страны вывозились меха, лес, смола, деготь, лен, пенька, кожи, поташ, щетина, холст, сало, мясо, икра, хлеб. Ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага, металлические, золотые и серебряные изделия, аптекарские товары. Единственным портом, через который возможны были прямые торговые связи со странами Западной Европы в XVII веке, был Архангельск, а главными торговыми партнерами - Англия и Голландия. Уже в середине XVI века русские предприниматели получили право беспошлинно торговать с Англией, имели в Лондоне несколько зданий, в XVII веке позиции Англии потеснила Голландия, которая, имея большой торговый флот, ввозила в Россию не только свои товары, но и товары других стран (Франции, Испании, Италии). Главным центром торговли со странами Востока (Персией, Хивинским и Бухарским ханствами, Индией) оставалась Астрахань. Индийские купцы даже основали в Астрахани свою колонию. Несмотря на заметный шаг вперед в решении хозяйственно-экономических задач, процесс становления предпринимательства в XVII веке шел медленно. 96% населения проживало в деревнях, городов насчитывалось до 254, крупных центров было мало. Купечество еще не сложилось как монолитное, не являлось четкой категорией населения или сословием. Тем не менее, царское правительство впервые начало проявлять заботу о торговом и промышленном предпринимательстве. По Соборному Уложению 1649 года посадские люди получили монопольное право на занятие торговлей и промыслами. Внешняя торговля России почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Русское купечество с самого начала имело мощного конкурента в лице иностранного капитала. Слабо организованное, не обладающее достаточными капиталами, русское купечество неоднократно обращалось к правительству с просьбами защитить их права и интересы, ограничить льготы иноземных торговцев в России. Тем более, что русским купцам за рубежом были поставлены тяжелые условия. Правительство пошло навстречу деловым людям и стало проводить политику протекционизма по отношению к российским торговцам. В 1646 году были отменены привилегии иностранным купцам, ограничена их торговля во внутренних городах, отменена беспошлинная торговля для английских компаний. В 1650 году были повышены пошлины на иностранные товары, ограничены мелкие торги, сроки, условия торговли. В заслугу правительству царя Алексея Михайловича можно поставить создание четкой таможенной системы вместо случайных таможенных пошлин и льгот. Реформы 50-60-х годов XVII века отразили новую правительственную позицию в области торговли и предпринимательства. Были приняты Торговый устав (1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 года). Для иностранцев в среднем таможенная пошлина составляла 12 - 13% со стоимости товара, для русских, вывозивших товары за границу, 4 - 5%. То есть, Торговый Устав имел явно протекционистский характер. Однако сложное международное положение и неспокойная обстановка внутри страны обусловили некоторую нерешительность властей в покровительстве торговле. Наиболее дальновидные представители правящего класса понимали необходимость более решительных мер. Инициатором нововведений в торговой политике стал псковский воевода А.Л. Ордин-Нащокин, проведший в Пскове и его окрестностях ряд преобразований. Позднее его реформаторская деятельность была расширена до общегосударственных масштабов. В 1667 году по инициативе и при непосредственном участии А.Л. Ордин-Нащокина был принят Новоторговый устав, укрепивший позиции русского купечества. Правительство под влиянием А.Л. Ордин-Нащекина старалось проводить меркантилистскую политику. Иностранцам запрещалась розничная торговля, разрешалась только оптовая, да и то преимущественно в окраинных городах. Дифференцированные пошлины с иностранцев взимались только золотом и серебром и достигали 22% стоимости товара (6% при ввозе в Россию, 10% при провозе внутрь страны, 6% при продаже). Таким разумным образом создавался режим более благоприятных возможностей для русских торговых людей и одновременно увеличивались валютные поступления в казну государства. Решение сложнейших государственных и общественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно возрастали. Большие средства расходовались на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дворянскому ополчению, стрельцам, иностранным специалистам, инженерам и офицерам-наемникам, на покупку за границей оружия и различных товаров для казны. Феодальная основа российского государства, господство натурального хозяйства не давали достаточных денежных ресурсов. Приходилось постоянно прибегать к выискиванию различных способов покрытия государственных расходов. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче (1645-1676). В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства. Доходы казныскладывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился «рыбий зуб» (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы. Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В ведении Приказа Большой казны находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе в съезжую избу, откуда передавались в соответствующий приказ. Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующим податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет. Сельское население страны делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. К первым относились крестьяне светских (помещиков, царской семьи) и духовных (монастырей, патриарха, церквей) феодалов. В общей сложности они составляли почти 90% тяглового населения страны. Вторую категорию составляли черносошные крестьяне. Они жили на государственных землях и были лично свободными. К концу XVII в. черносошные земли сохранились лишь в Поморье и Сибири. Если за выполнение государственных повинностей владельческих крестьян отвечал владелец и государство передавало ему значительную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций, то у черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и соцкими. Мирские органы проводили раскладку податей, отвечали за их своевременную уплату. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать. Единицей обложения до 1680 г. оставалась соха. В 1678—1679 годах были составлены новые переписные книги и проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор.Данный шаг позволил увеличить количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых ранее налоги не брали.Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей. К окладным налогам причислялись специальные налоги (ямские, полоняничные, стрелецкие) назначавшиеся на особые потребности государства. Ямские деньги собирались на содержание ямской гоньбы для провоза послов, гонцов, содержания почтовых станций (ямов), покупки лошадей и оплаты ямщикам. Они поступали в Ямской приказ. Полоняничные деньги - подать, назначенная за выкуп пленных, ранее собиравшаяся время от времени, по Соборному уложению 1649 года стала постоянной и собиралась ежегодно. Стрелецкая подать, бывшая в XVI веке незначительным налогом хлебом, теперь стала одним из прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись на 20%. Непомерные налоговые тяготы заставили правительство Федора Алексеевича (1676-1682) в 1679 году простить все недоимки, снизить оклады и упростить податную систему. Теперь вместо многочисленных налогов, которые платились разным чиновникам и в разные приказы, собирался один - стрелецкие деньги. Поскольку постоянно увеличивать прямые налоги было невозможно, то акцент был сделан на другой вид окладных налогов - косвенные, из которых главными были таможенные и кабацкие сборы. Но увеличение косвенных налогов не всегда проходило удачно. В 1646 году по аналогии с западными странами был повышен налог на соль с 5 до 20 копеек за пуд. Но московские финансисты не учли неразвитость рыночных связей и денежного обращения в России, что препятствовало расширению системы косвенного обложения. Не только народ, но и мелкие дворяне ограничили свое потребление соли, что привело к упадку соляной торговли в стране. К тому же стало невыгодно солить рыбу и она портилась в огромном количестве, создавая недостаток ведущего дешевого пищевого продукта. Налоговые поступления резко сократились, а по стране прокатилась волна массовых волнений, соляных бунтов. Соляной налог в 1648 году пришлось отменить и начать ведение финансовых дел на более разумной основе. Второй вид государственных доходов - неокладные сборы - состоял из платежей за разные нужды - пошлин с частных сделок, просьб в административные учреждения, с выдаваемых ими документов, торговых операций. Однако перечисленными постоянными доходами правительство не могло покрыть растущие расходы государства. Поэтому оно прибегало к чрезвычайным или "запросным" сборам (для ведения войн, после неурожаев и др.). Особенно тяжелыми были налоги, называвшиеся пятой или десятой деньгой (соответствующий процент или от оборотного капитала, или валового дохода от оборота). Одним из источников пополнения казны были монополии и откупа. Торговля многими товарами - водкой, пенькой, поташом - была государственной монополией. Купцы могли торговать этими товарами, лишь взяв откуп у казны, то есть заплатив определенную сумму денег, раз в десять превышающую заготовительную цену товара. Данная операция обогащала не столько казну, сколько откупщика, и являлась одним из источников первоначального накопления капитала в России. Значительную часть государственных доходов составляла покупка иностранной монеты - иохимсталеров ("ефимков"), которые вместе с привозным серебром являлись основным сырьем для русских денег. Россия, не добывавшая своего серебра, закупала талеры в огромных количествах. Это была важнейшая статья внешней торговли России с Западом, служащая источником увеличения государственных финансов. Производилась перечеканка иностранной монеты в русскую с более высокой номинальной стоимостью, дававшая 10% всех государственных доходов в XVII веке. Иногда правительство пускалось на откровенные финансовые авантюры. В 1654 г., чтобы покрыть военные расходы, казна приступила к выпуску медных денег, принудительно приравняв их курс к курсу серебряных. Такая операция предусмотрена особым направлением в денежной теории под названием номинализм. Идея заключалась в том, что покупательная способность денег зависит исключительно от имени (номинала) денежного знака и не связана с внутренней стоимостью денег. Сторонником номиналистической теории был первый русский экономист И. Т. Посошков, который в 1724 году в "Книге о скудности и богатстве" предлагал Петру I выпускать медные монеты по номиналу серебряных. За пять лет было выпущено 5 млн. медных рублей. Появление в обороте массы обесцененных денег дезорганизовало внутренний рынок. Курс денег упал, цены поднялись, товары стали исчезать. При этом жалованье выдавалось медными деньгами, а налоги собирались серебром. На этой операции правительство получило 19 млн прибыли. Однако успех операции обернулся провалом. Началось катастрофическое падение курса медного рубля(за одну серебряную копейку сначала давали 4, а позже – 15 медных копеек). От обесценения медных денег пострадали люди на жалованье, ремесленники и мелкие торговцы. Летом 1662 г. в Москве вспыхнуло восстание («Медный бунт»), закончившееся кровавой бойней в селе Коломенском и массовыми казнями. Погибло 7 тыс. человек. По сельским местностям прокатилась волна крестьянских восстаний, к которым примкнула даже часть войск под командованием князя Кропоткина. Но медные деньги были изъяты из обращения. В XVII веке появляется самый ранний прообраз государственного бюджета России – «Роспись доходов и расходов» (1680 года) - финансовый отчет по 35 приказам. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, существовала известная система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет – слово английского происхождения, которое означает мешок. Когда палата общин в Англии в XVI – XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ, который заключал в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства. Роль органа государственного контроля в России второй половины XVII в. выполнял Счетный приказ. В него поступали на ревизию приходные и расходные книги из других приказов. Он же производил сбор недоимок и остатков ведомственных бюджетов. Кредитные операции в России XVII века осуществлялись в традиционной ростовщической форме. Причем они сочетались с другими видами хозяйственной деятельности, не выделяясь в отдельную отрасль. Ростовщическими операциями занимались представители различных социальных групп - от крупных вотчинников до монастырей, нопальму первенства удерживали купцы. Некоторые иностранные предприниматели получали государственные ссуды, но их было недостаточно для удовлетворения промышленного развития. А.Л. Ордин-Нащокиным был разработан проект создания первого банка в России, к сожалению, не осуществленный. Таким образом, как в Западной Европе, так и в России, XVII век был временем глубоких качественных изменений в развитии государства и общества. Россия начала преодолевать свою национальную изолированность и закрытость и усиливать взаимодействие с Западом. Царский двор являлся центром «преобразовательных настроений», концентрацией интеллектуальных и культурно-просветительных сил страны. Готовилась почва для распространения новых передовых идей и веяний. В экономике России XVII века возникли капиталистические элементы: появились первые мануфактуры, начался процесс первоначального накопления капитала, формировался всероссийский рынок. В XVII в. происходит обновление и укрепление финансовой системы, создаются новые финансовые органы. Наряду с общими закономерностями развития, Россия имела специфические черты, связанные с историческими и национально-психологическими особенностями формирования централизованного государства, скованного самодержавной властью и крепостным правом, юридическое оформление которого произошло как раз в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле и своим помещикам сдерживало развитие капиталистического уклада и нормирование рынка наемной рабочей силы.
Вопросы для контроля: 1. Когда сформировалась единая денежная система русского централизованного государства? 2. Как назывался поземельный налог в правление Ивана Грозного? 3. Когда в России зарождается косвенное налогообложение? 4. Что такое государственные регалии? 5. Что такое номинализм? 6. Что представляли собой «писцовые книги»? 7. В чем заключалась политика протекционизма? 8. Чем характеризуется подворная система налогообложения? 9. Бюджет как финансовый институт присущ государству на всех стадиях его развития?
Год начался забастовочной волной такой силы, какой Россия не знала с 1905 г. В высших кругах откровенно выражали недовольство политикой царского правительства. 23 февраля 1917 г. стало началом Февральской революции. 2 марта Николай II отрекся от престола. В стране было образовано Временное правительство. На волне революционных выступлений депутаты IV Дума из своего состава создали Временное правительство, ему предстояло управлять страной на переходный период до принятия конституции и формирования постоянных органов власти. Предполагался созыв Учредительного собрания, на котором следовало принять конституцию. Но на переходный период Временное правительство обладало всеми законодательными и исполнительными функциями. Вся финансовая политика Временного правительства подчинялась одной задаче—изысканию средств для дальнейшего ведения войны, а это были те же источники — эмиссия бумажных денег и займы, что и у царского правительства. Перед Временным правительством стояла сложная задача: изыскать нов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.017 с.) |