ТОП 10:

В 1942 г. вместо нее вводится военный налог, сыгравший значительную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения.



В конце 1942 г. в СССР был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли во время войны.

Кроме введения новых налогов осуществлялись серьезные
изменения в действующих. Существенным доходным источником государственного бюджета были поступления от государственных займов и денежно-вещевых лотерей. Благодаря всем этим поступлениям удалось обеспечить своевременное и бесперебойное финансирование военных расходов, затрат, связанных с перестройкой работы отраслей народного хозяйства в условиях войны, перебазированием значительной части экономического потенциала страны на восток.

Ко второй половине 1942 г. слаженно работающий военно-промышленный комплекс СССР выпускал больше вооружений и техники, чем Германия и ее союзники. Концентрировать людские, материальные и финансовые ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага позволила административно-командная система управления. Великая Отечественная война, как и все войны, была связана с чрезмерным ростом расходов государства, снижением покупательной способности рубля.

Прямой ущерб, нанесенный войной экономике СССР, достиг почти трети всего национального богатства страны. Были разрушены полностью или частично 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железных дорог. На фронтах, в плену, на оккупированных землях погибло почти 27 млн. человек. Около 6 млн. советских солдат оказалось в плену, из них около 4 млн. погибли. Все это явилось следствием не только целенаправленной политики фашистов на уничтожение советского государства и народа, но и пренебрежением советских политических и военных деятелей к жизни людей. В истории Великой Отечественной войны было много примеров, когда советские войска посылались в наступления, которые были совершенно неподготовленными, что приводило к огромным неоправданным потерям.

С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление разоренной экономики. За годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и построено заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был ей присущ в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, на строительство новых заводов, гидроэлектростанций.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая целые заводские комплексы.

В СССР трудилось 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГа в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных.

К числу источников экономического роста можно отнести продолжавшуюся политику перераспределения средств из социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Ежегодно население страны должно было подписываться на государственные займы в среднем на 1-1,5 месячную заработную плату. Всего за 1946-1956 гг. было размещено 11 займов.

По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 г. почти на 50%. Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство, на зерно – десятую часть, на мясо – двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались.

Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйства. Но, начиная с 1946 г., государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко повысились сборы и налоги с дохода от продаж. На рынке можно было продавать продукцию только при наличии специальной справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством. Если документа не было, продукция конфисковывалась, а сами крестьяне подвергались штрафам, им грозило даже тюремное наказание как спекулянтам. Таким образом, как и в годы первых пятилеток, послевоенная деревня выживала на грани голодной смерти.

До конца 1947 г. В СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных и коммерческих цен. Минимальная заработная плата в 1946 г. составляла 300 руб., средняя – 475 руб. 1 кг черного хлеба стоил 3 руб. 40 коп., 1 кг мяса – 30 руб., сахара – 15 руб.

В это же время была проведена денежная реформа. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.004 с.)