Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родители помощники или противники.

Поиск

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Поэтому работа с ними чрезвычайно важна для успешной помощи детям с задержкой психического развития.

Следует помнить, что учебные трудности детей болезненно переживаются родителями, в гневной реакции на школьные проблемы нередко выливаются их личные проблемы. К сожалению, родители не всегда адекватно оценивают возможности своего ребенка и помогают ему в преодолении школьных трудностей, поддерживают эмоционально, укрепляют веру в свои силы. Чаще встречается противоположная реакция: незадачливого ученика ругают, наказывают, высмеивают. Уязвленные в своем родительском самолюбии папы и мамы нередко позволяют себе резкие и унизительные высказывания в его адрес. Конфликты между родителями из-за неудовлетворительной учебы сына или дочери также дополнительно травмируют ребенка, вселяют в него тревогу, неуверенность, чувство вины. Кроме того, они нередко находятся во власти обывательских представлений о специализированных образовательных учреждениях, о медикаментозной коррекции и т.п. Большинство родителей оказывается не готово к решению вопроса о переводе ребенка в специализированный класс или школу. Даже осознавая, полностью или частично, проблемы ребенка, они нередко направляют свои усилия на поиск «виновных», которыми в их глазах оказываются либо педагоги, либо ребенок. Переживаемый родителями внутренний конфликт («почему мой ребенок не такой как все?») приводит либо к осознанному или неосознанному чувству вины, либо к игнорированию проблем ребенка, либо — в худшем варианте — к подсознательному отторжению его. Различный культурный и интеллектуальный уровень родителей, отягощенность собственными проблемами, а иногда и душевным нездоровьем, также вносят свои нюансы в имеющуюся мрачную картину. При общении с родителями все эти моменты должны учитываться, с тем чтобы результаты коррекционной и реабилитационной работы с ребенком были как можно успешнее.

Родители детей с задержкой психического развития нередко понимают, что в обычном, «массовом» классе ребенка ждут огорчения, так как существующая у нас система образования достаточно требовательна. Однако часто они надеятся на то, что, находясь среди нормально развивающихся детей, их ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но при этом они не учитывают, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский) в том и только в том случае, если оно соответствует реальным возможностям ребенка, ложится на подготовленную базу. Например, ребенок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьется» на уроках алгебры. Ребенок с теми или иными трудностями оказывается в незавидном положении. От него требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может. Ничего кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается прежде всего в доступной, соответствующей его возможностям программе обучения, понимании своих трудностей и помощи в их преодолении. В этом случае учителю необходимо доброжелательно объяснить родителям проблемы ребенка, обозначить пути их решения.

Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающем классе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в обучении и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем любой профессией, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы обучения для их ребенка. Из беседы с учителем родители понимают, что все усилия педагогов, психологов, медиков, задействованных в системе коррекционно-развивающего обучения, и направлены как раз на то, чтобы ребенок мог как можно скорее расстаться со своими проблемами, догнать своих сверстников, чтобы «школьная судьба» ребенка сложилась удачно. Необходимо также объяснить, что классы коррекционно-развивающего обучения специально создаются в стенах общеобразовательных школ, с тем чтобы оказать детям с теми или иными трудностями необходимую помощь, не выводя их из общего школьного коллектива. Более того, если ребенок успешно усваивает программу, если его трудности в обучении, негативные особенности развития удалось компенсировать, то по решению психолого-медико-педагогического консилиума школы он может быть переведен в обычный класс. Конечно при условии, если на это согласен он сам и его родители (или заменяющие их лица).

Практика показывает, чтобы изменить настроение, самоощущение ребенка в стенах школы, сделать его более комфортным, создать у ребенка чувство принятия, защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей. Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в этой работе, начинать общение с ними, как это не парадоксально на первый взгляд, часто приходится с объяснения им положительных особенностей их ребенка, сильных сторон его личности, качеств его характера, на которых могут строиться успехи их дальнейшей жизни. Такая тактика позволяет сломать барьер неприятия родителями как самого «неудавшегося» ребенка, так и вмешательства постороннего человека (консультанта) в их внутренние семейные проблемы. Затем необходимо доброжелательно объяснить родителям трудности ребенка, показать подходы, стимулирующие развитие и желание учиться.

Семья вносит большой вклад в самоощущение ребенка как ученика, при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т.д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха, в семье раскрываются его индивидуальные способности, создаются предпосылки для их развития.

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для педагогов

Динамика психофизического состояния детей в процессе обучения

 

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата рождения ______________________________

Класс ____________________________________

Учебный год ______________________________

    4-я декада сентября 3-4-я декада января 4-я декада апреля
Общий фон настроения Бодрый, жизнерадостный      
  Легко меняется от оживления к апатии, плаксивости      
  Преимущественно апатичен      
  Преимущественно капризен, плаксив      
Уровень активности на уроках и на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях Заинтересован, активно включен в работу (на индивидуальных занятиях)      
  Пассивно выполняет предложенные задания (на уроках чтения)      
  Отказывается выполнять предложенные задания (на уроках математики)      
  Неравномерная активность      
Уровень активности в играх Активный, заинтересованный      
  Пассивно подчиняется, но проявляет интерес      
  Пассивно подчиняется, не проявляет интереса      
  Отказывается играть      
Работоспособность на уроках и занятиях Достаточная в течение всего занятия      
  Колеблющаяся, «мерцающая»      
  Быстро устает, истощается      
  Снижена с самого начала занятий      
Целенаправленность деятельности Достаточная      
  Легко «соскальзывает» на другие действия      
Концентрация внимания на уроках и занятиях, сосредоточенность при выполнении заданий Сосредоточен      
  Легко отвлекается      
Темп деятельности Достаточный      
  Низкий      
Переключаемость с одного вида деятельности на другой Повышена, не может достаточное время заниматься каким-либо видом деятельности      
  Нормальная      
  Затруднена      
Нарушения самочувствия, заболевания Реже 1 раза в месяц      
  Реже 1 раза в неделю      
  Чаще 1 раза в неделю      
  Ежедневно      

 

 

Содержание

1. Знакомьтесь: наш герой… ………………………………………………………2

2. Что же это значит: «задержка психического развития»? ………………………7

3. Такие разные «задержки»………………………………………………………..12

4. Такие разные… Что же у них общего? ………………………………………...41

5. Несколько слов о причинах задержки психического развития……………….49

6. Как выявить задержку психического развития? ………………………………55

7. От каких состояний необходимо отграничивать задержку психического развития……………………………………………………………………………...71

8. Основные направления коррекции задержанного развития у детей…………75

9. Родители – помощники или противники? ……………………………………..87

Приложение. Анкета для педагогов……………………………………………….91

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.007 с.)