Тема 4. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли(1 занятие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли(1 занятие)



Вопросы для обсуждения

1. Основные направления и методологические принципы маржинализма.

2. Предшественники маржинализма: законы Г. Госсена, понятие экономического равновесия А. Курно, законы предельного анализа в экономической системе Г. Тюнена.

3. Теоретические воззрения представителей австрийской школы маржинализма: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер.

4. Лозаннская школа маржинализма - Л. Вальрас. Оптимум В. Парето.

5. Преемственность и новаторство методологии А. Маршалла.

6. Двухкритериальная сущность стоимости товаров, взаимосвязь теории полезности и спроса с теорией издержек и предложения в экономическом учении А. Маршалла.

7. Категории «рента» и «квазирента», возрастающая и постоянная отдача от эффекта масштаба в работах А. Маршалла. Роль фактора времени в экономическом учении А. Маршалла.

8. Утилитаристская концепция благосостояния общества в работах А. Пигу.

9. Концепция предельной производительности факторов производства в трудах Дж. Б. Кларка.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается методология маржинализма?

2. Что означает психологизация экономического анализа?

3. Чем определяется предельная полезность блага, по мнению К. Менгера?

4. В чем заключается концепция ценообразования Е. Бем-Баверка?

5. В чем сущность «закона Визера» и основные выводы из него?

6. В чем заключаются функции государства, по мнению Л. Вальраса?

7. В чем состоит практическая значимость оптимума Парето?

8. Как функционирует механизм рыночного образования цен, по мнению А. Маршалла?

9. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом?

10. В чем специфика наемного рабочего как рационального субъекта в трактовке А. Маршалла?

11. В чем сущность концепции национального дохода в учении А. Пигу?

12. Какие меры, согласно теории А. Пигу, способствуют увеличению общественного благосостояния?

13. Что означает предельный продукт в трактовке Дж. Б. Кларка?

Вопросы для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте этапы развития маржинализма?

2. В чем заслуга создателей неоклассической экономической теории?

3. Каковы отличительные черты неоклассической школы?

4. Концепция ценообразования Е. Бем-Баверка.

5. Основные положения модели общего экономического равновесия Л. Вальраса.

6. Перечислите особенности кембриджской школы маржинализма.

7. Охарактеризуйте методологию А. Маршалла.

8. Изложите концепцию эластичности спроса в работах А. Маршалла.

9. Охарактеризуйте формы государственного регулирования и проблему занятости в работах А. Пигу.

10. Сформулируйте сильные и слабые стороны теоретической концепции Дж. Б. Кларка.

11. Раскройте взаимосвязь между состоянием экономического равновесия и оптимальным распределением ресурсов.

Рекомендуемая литература

1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2009. – С 152-208

2. Гловели Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие/Г.Д.Гловели/.-М.:Юрайт, 2011.- С.406-488

3. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник./Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина.- М.: Омега-Л, 2009.- С 313-325

4. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. - М.:АРВ, 2000. - 368с.

5. Красова О., Петрова Ю. Альфред Маршалл // Управление персоналом. – 2007. - №3(157). – С.71-75

6. Маршалл, А. Принципы экономической науки.Т.1./ А. Маршалл / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.- 415с.

7. Сажина М.А. История экономических учений: учеб. пособие / М.А. Сажина. – М.: Норма, 2007. – С.77-99

8. Синельник Л.В. История экономических учений: Учебное пособие/Л.В.Синельник.- М.:КноРус, 2010.-С. 174-211

9. Сошников А.С. Распространение маржинализма в английской экономической мысли(на примере работ Г.Сиджуика, Ф.Эджуорта, Ф.Уикстида)/А.С.Сошников//Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика.-2009.-№4.-С.3-13

10. Сутырин С.Ф. История экономических учений: Учебное пособие/С.Ф.Сутырин, М.В.Шишкин, Г.В.Борисов.-М Эксмо,2010.- 134-211

11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – гл.14-16, с.272-329

Тема 5. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство. Неоконсерватизм.(1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Исторические условия возникновения и методология экономического учения Дж.М. Кейнса.

2. Теория эффективного совокупного спроса, склонность к потреблению и сбережению. Основной психологический закон потребителя.

3. Государственное регулирование экономики на основе управления совокупным спросом.

4. Американское и французское направление неокейнсианства: Е. Домар, Р. Харрод, С. Харрис, Ф. Перу.

5. Исторические предпосылки возникновения, идейные истоки и основное содержание неоконсерватизма.

6. Неоконсервативная концепция в теории экономики предложения – А. Лаффер, Г. Стейн, М. Уайденбаум.

7. Равновесие на денежном рынке и денежно-кредитное регулирование в работах М. Фридмена. Современный взгляд на управление инфляцией.

8. Теория рациональных ожиданий Р. Лукаса.

9. Зарождение и методологические особенности концепции «неоклассического синтеза» в трудах Дж. Хикса.

10. Новизна научной методологии и экономические доктрины П. Самуэльсона.

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «кейнсианская революция»?

2. Что означает понятие предельной эффективности капитала?

3. Что показывает мультипликатор инвестиций?

4. В чем сущность основного психологического закона потребителя?

5. Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом.

6. Что означает конвенциональное поведение рыночных агентов, по мнению Дж. М. Кейнса?

7. В чем заключается упрощенная модель Кейнса в рамках теории «неоклассического синтеза»?

8. В чем состоит отличие неоконсервативной модели рыночной экономики от кейнсианской?

9. Что такое монетаризм?

10. Чем обусловлена возросшая роль современного монетаризма?

11. Что означает кривая Лаффера?

12. В чем заключается модернизация классической количественной теории денег?

13. В чем заключается «Денежное правило» М. Фридмена?

14. Что такое эффект Фишера?

15. В чем состоит сущность теории рациональных ожиданий?

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем отличие концепции Дж. М. Кейнса от неоклассической теории.

2. Назовите цепочку функциональных взаимосвязей между агрегатными показателями в экономике, по мнению Дж. М. Кейнса?

3. От чего зависит динамика личного потребления и инвестиций, по мнению Дж. М. Кейнса.

4. Актуальность теоретических воззрений Дж. М. Кейнса в практике реформирования российской экономики.

5. Поясните существо понятий «предельная склонность к потреблению», «предельная склонность к сбережению».

6. Поясните смысл уравнения обмена И. Фишера и кембриджскую формулу.

7. Раскройте содержание неоконсервативной концепции бюджета и налогов.

8. Поясните причины и особенности инфляции в России.

9. Обоснуйте возможности применения монетаристских рецептов для реформирования российской экономики.

10. Чем обеспечивается устойчивость равновесия в условиях динамично развивающегося хозяйства по Хиксу?

11. Как понимают проблему экономического роста представители теории экономики предложения?

Рекомендуемая литература

1. Абдуразаков Т. Сущность уравнения обмена и проблема расчета скорости обращения денег // Финансы и кредит. – 2007. - №5. – С.31-39

2. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2009. – С. 281-312, 341-357,386-396

3. Вайшнурс А. Мировой опыт управления инфляцией // Финансы и кредит. – 2007. - №10. – С.63-69

4. Гловели Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие/Г.Д.Гловели/.-М.:Юрайт, 2011.- С.522-545.580-586.612-616, 647-664

5. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник./Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина.- М.: Омега-Л, 2009.- С 354-367

6. История экономических учений (современный этап): учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – гл.1-2, с.15-58; гл.12, с.234-258

7. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 352с.

8. Классики кейнсианства: В 2т.: Т.1. К теории экономической динамики/ Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход: Ч.1-2/ Э. Хансен.- М.: Экономика, 1997.- 416с.

9. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С.4-26

10. Лейонхуфвурд А. Кейнс как последователь Маршалла // Вопросы экономики. – 2006. - №5. – С.32-47

11. Маневич В. Теоретическая система Кейнса // Бизнес и банки. – 2006. - №4. – С.3-8

12. Пугачев В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной политики // экономист. – 2007. - №5. – С.14-17

13. Рыжановская Л. Финансовое регулирование сберегательного процесса: кейнсианские и монетаристские подходы // Финансы и кредит. – 2007. - №33. – С53-62

14. Семенов С. Деньги: модель спроса и предложения // Финансы и кредит. – 2007. - №24. – С.10-14

15. Сажина М.А. История экономических учений: учеб. пособие / М.А. Сажина. – М.: Норма, 2007. – С.100-129

16. Скидельски Р. Хайек versus Кейнс: дорога к примирению // Вопросы экономики. – 2006. - №6. – С.47-66

17. Синельник Л.В. История экономических учений: Учебное пособие/Л.В.Синельник.- М.:КноРус, 2010.-С. 212-221,230-232

18. Сутырин С.Ф. История экономических учений: Учебное пособие/С.Ф.Сутырин, М.В.Шишкин, Г.В.Борисов.-М Эксмо,2010.- 237-284

19. Трофимов Г. Милтон Фридмен – ученый идеолог // Экономика и математические методы. Т.43 – 2007. - №2. – С.55-60

20. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – гл.19, с.355-366



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.013 с.)