Организационно-содержательная структура процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-содержательная структура процесса



подготовки и защиты дипломной работы

Характеристика последовательности основных этапов подготовки дипломной работы и содержание координированных действий участников процесса дана в таблице 2.

Таблица 2 - Организационно - содержательная структура процесса

подготовки и защиты дипломной работы

Содержание работы выпускника Сроки Результаты работы по этапу
Предварительный этап
Определение проблематики и начало ее разработки в период преддипломной практики Преддипломная практика (учебному плану) Сбор эмпирического материала, осуществление акций или проектов, уточнение концепции работы
Утверждение темы выпускной работы, разработка технического задания Определяется зав. кафедрой Точная формулировка темы, цели и задач выпускной работы
Основной этап
Структурирование теоретического и эмпирического материала Режим устанавливается научным руководителем (в рамках сроков по учебному плану) Развернутый план работы
Подготовка введения Концептуальная модель работы, структурированный текст
Подготовка теоретической части работы
Подготовка исследовательско – аналитической части работы
Подготовка практической (проектной) части работы
Написание заключения
Оформление текста работы, списка использованной литературы и приложений Отредактированный текст работы с необходимыми иллюстрациями
Представление работы руководителю Итоговые замечания по тексту работы
Итоговый этап
Предварительная защита, представление основных результатов работы, подтверждение готовности к защите Дата защиты назначается зав. кафедрой (в рамках сроков по учебному плану) Решение комиссии о допуске к защите или направление на доработку
Содержание работы выпускника Сроки Результаты работы по этапу
Рецензирование Не позднее семи дней до защиты Получение отзыва научного руководителя и внешней рецензии
Нормоконтроль Проверка соблюдения требований ГОСТ по оформлению работы, исправление технических погрешностей
Представление работы заведующему кафедрой Не позднее трех дней до защиты Окончательное решение о допуске к защите
Защита выпускной квалификационной работы Согласно учебному плану Решение комиссии об оценке работы

 

Характеристика особенностей и содержания основных структурных единиц дипломной работы

В этой части пособия будет дана характеристика основных структурных элементов работы.

Краткая характеристика содержания каждого из элементов работы представлена в таблице 2.

 

Таблица 3 – Содержание основных структурных единиц работы

Структурная единица Содержание Порядок представления
*Титульный лист (Пояснительная записка) Информация о теме, сроках выполнения работы, о руководителе и консультантах Оформляется на стандартном бланке, включает подписи выпускника, научного руководителя, консультанта, рецензента (подпись заверяется печатью) и заведующего кафедрой (не включается в общую нумерацию страниц дипломной работы)
Техническое задание Перечни подлежащих разработке вопросов и перечень необходимых приложений, раскрывающих полученные автором результаты Оформляется на бланке, подписывается руководителем и выпускником. Включается в общую нумерацию страниц работы под номером 1, но номер на странице не ставится
Аннотация Сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, о структуре работы и количестве использованных источников Оформляется по образцу. Включается в общую нумерацию страниц работы – страница 2
Содержание Подробный перечень глав и параграфов работы, а также названные и пронумерованные приложения Нумеруется цифрой 3, но номер на странице не ставится Подшиваются, включаются в состав текста работы и входят в сплошную нумерацию страниц, оформляются согласно требованиям ГОСТа
Введение Характеристика актуальности, проблемы, цели, задач работы; характеристика источников и использованной литературы; краткая характеристика структуры и практической значимости работы Нумеруется цифрой 4 в центре нижнего поля листа.
Главы работы 1 глава – теоретическая или аналитическая  
2 глава – исследовательско - аналитическая
3 глава – практическая или проектная
Заключение Характеристика основных результатов, полученных автором, оценка их значения и перспектив дальнейшего использования; выводы автора о степени реализации поставленных задач, полноте разрешения проблемы работы и перспективах дальнейшей разработки темы  
Список литературы Опубликованные источники и литература, причем не только цитированные, но и все использованные при подготовке работы книги и статьи. Оформляются согласно ГОСТу
Приложения Материал, раскрывающий полученные автором результаты, подкрепляющий аргументацию и выводы автора. Каждое приложение с указанием названия начинается с новой страницы, обозначается заглавной буквой русского алфавита. Оформляются согласно ГОСТу
* Отзыв научного руководителя Информация о достоинствах и недостатках работы, степени ее актуальности, самостоятельности и практическом значении. Работы оцениваются по пятибалльной шкале. Оформляются на стандартном бланке. Содержат подробное указание должности, звания, места работы руководителя и рецензента. Подписи заверяются в отделе кадров по месту работы. Рецензия заверяется печатью. Отзыв и рецензия не подшиваются.
* Внешняя рецензия
*Материалы, характеризующие научную и практическую ценность работы Заявки предприятий на дипломную работу, отзывы предприятия на реальную работу, выполненную по его заявке (акт о внедрении), печатные работы выпускника Вкладываются в комплект подготовленной к защите работы

Внимание! Элементы, помеченные *, не включаются в нумерацию страниц работы.

2.1 Введение и заключение

Содержание и построение основных элементов работы определяется ее жанром: аналитическая или практически-проектная работа.

Введение. Во введении автор:

а) обосновывает выбор темы, определяет ее актуальность, т.е. научную и практическую значимость; автор, по сути, должен ответить на вопрос: «Почему этой темой вообще стоит заниматься?»;

б) формулирует проблему и способы ее разрешения;

в) определяет цель, т.е. предполагаемый результат работы, «готовый продукт», имеющий теоретическую и практическую ценность;

г) определяет задачи дипломной работы (это своеобразные «шаги» достижения цели);

д) указывает объект исследования и методику изучения проблемы; (объект – часть реальности, содержащая проблему);

е) указывает предмет работы, т.е. свойства объекта исследования, наиболее существенные с точки зрения изучаемой проблемы, которые станут предметом воздействия, изменения, изучения, создания.

ж) дает краткий анализ литературы и источников, использованных в дипломной работе;

з) приводит данные об апробации исследования автор характеризует степень реальности дипломной работы, дает ссылки на соответствующие документы;

и) характеризует структуру работы, т.е. указывает главы и кратко характеризует их содержание.

Внимание! Для практически-проектной работы «Введение» – аналог брифа - проекта в области связей с общественностью и всего комплекса маркетинговых коммуникаций. Соответственно в этом случае «Введение» включает ключевую идею и характеристику основных мероприятий проекта, направленных на разрешение проблемы.

В дипломных работах могут быть разработаны как гносеологические, так и практические проблемы. Проблема – это некое несоответствие наших знаний об объекте потребностям практики или несоответствие наличного и желательного состояния объекта. Проблема возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с легкостью преодолеть или обойти.

Сформулировать проблему – это показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и пока неизвестно науке о предмете исследования. Сформулировать проблему – это зафиксировать противоречие, которое затрудняет дальнейшие действия как познавательные, так и практические.

От доказательства актуальности логично перейти к формулировке цели работы: изложить желаемый результат в одном предложении. Затем указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с целью. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно. По сути, задачи – это продукт творческого уточнения исследовательской цели. Цель разбивается на 5-6 задач, которые, во-первых, определяют основные содержательные разделы работы, а во-вторых, имеют более конкретный и операционный характер.

Далее формулируются объект и предмет исследования.

Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет – это то, что находится в границах объекта, непосредственно будет исследовано, изменено или создано. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Целесообразно всячески сужать и ограничивать объект (территориально, хронологически и пр.)

Если исследование специфично, то требуется определить ключевые понятия, которыми в нем использованы. Если перечень таких понятий достаточно велик, составляется специальный раздел работы. Основные понятия связаны с методологической базой исследования, именами тех классиков и современников, к которым апеллирует автор. Поставленную проблему следует сначала вписать в существующие концепции и четко отличать собственные идеи от заимствованных.

Объем «Введения» – 3-4 страницы.

Заключение. В заключении суммируются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Желательно обозначение перспектив дальнейших исследований в этой области.

Заключение воспроизводит выводы, сформулированные автором в каждой из глав, и содержит характеристику основных результатов, полученных автором работы в целом. Заключение должно также включать оценку значения полученных результатов и перспектив дальнейшего использования.

Подчеркнем, что независимо от жанра работы (аналитическая или практически-проектная), в этой части работы должны содержаться не общие рассуждения о проблеме, а выводы автора о степени реализации поставленных задач, полноте разрешения проблемы работы и перспективах дальнейшей разработки темы.

Объем «Заключения» – 3-4 страницы.

 

Основная часть работы

В основной части должны быть реализованы цель и задачи, поставленные во введении. Она состоит из глав, каждая из которых делится на параграфы. В зависимости от жанра, проблемы и поставленной автором цели, содержание глав может различаться (таблица 3).

 

Таблица 4 – Особенности содержания и построения основной части работы

Жанр работы Содержание глав Аналитическая работа Проектная работа
Характеристика содержания первой главы Реконструкция концепции и сопоставление точек зрения Результат = создание теоретической модели исследуемого явления или проблемы, разработка необходимых понятий, теоретическая основа практических предложений Системное описание и ситуационный анализ объекта, установление фактов, связанных с проблемой Результат =формулировка проблемы и выяснение условий и возможностей ее решения, аналитическая основа проекта
Характеристика содержания второй главы Использование теоретической модели как основы разработки программы исследования, обоснование методов исследования и интерпретации эмпирических данных Результат = обоснованные факты по состоянию проблемы, эмпирическая основа практических предложений Исследовательская часть, краткое изложение программы, методов и установленных фактов по проблеме (исследование общественного мнения, мониторинг прессы, ана­лиз документов...) Результат =обоснованные факты по состоянию проблемы, эмпири-ческая основа проектирования
Характеристика содержания третьей главы Использование теоретической модели как инструмента анализа Результат = практические рекомендации по решению проблемы Изложение основных элементов проекта, описание его реализации и оценка эффективности Результат = создание нового объекта или состояния, изменение процессов, связанных с проблемой и важных для функционирования организации

Общим для всех работ является то, что в первой части на основе теорий и концепций рассматривается сущность исследуемой проблемы, определяется ее исторический аспект, анализируются различные подходы к решению проблемы, излагается собственная позиция автора. Кроме того в теоретической части дипломной работы проводится логический анализ используемых понятий с целью точного объяснения их содержания и структуры. Логический анализ основных понятий включает в себя теоретическую интерпретацию понятий, которая проводится для того, чтобы не допускать в употреблении терминов различных толкований и эмпирическую интерпретацию понятий, в ходе которой используемые понятия разлагаются на составные элементы с целью более глубокого объяснения их связи с проблемой исследования.

Вторая часть носит исследовательский характер. В ней автор проводит анализ изучаемой проблемы на примере конкретного предприятия (организации или ее структурного подразделения). Материалом для анализа служит комплекс эмпирических данных, полученных в результате проведенных автором дипломной работы исследований.

В исследовательско–аналитической части дипломной работы автор раскрывает методику получения данных о предмете своей работы, характеризует и интерпретирует установленные исследованием факты. Инструментарий исследований (анкеты, карточки наблюдений, бланки структурированных интервью), а также систематизированные данные исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм представляются в приложениях. Выводы по исследовательской части являются обоснованием практических предложений и рекомендаций, которые автор сформулирует в третьей части дипломной работы.

В дипломной работе целесообразно грамотно использовать следующие методы исследования:

- исторический метод, исследующий явление в контексте эволюции, что позволяет выявить связи прошлого, настоящего и будущего;

- институциональный метод, рассматривающий жизнь через деятельность институтов (государство, партия);

- социологический метод: он состоит в исследовании социальной реальности как системы отношений социальных субъектов, опираясь на фактические данные. В рамках этого метода используется ряд приемов – наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анализ полученных статистических данных, математические методы обработки материала;

- психологический метод, исследующий субъективный механизм поведения через анализ эмоций и установок, а также исследование поведения людей в группах.

В практически-проектных работах уместно использование системного подхода, PEST-анализа, матрицы SWOT-анализа.

В третьей, практической (проектной) части дипломной работы автор излагает основное содержание реализованного, реализуемого или принятого к реализации проекта. В данной главе диплома (для которой введение – аналог брифа) должны быть изложены ключевые моменты планирования: поставлены цели, определены целевые аудитории, сроки, составлен план мероприятий и бюджет. Проектная работа должна предусматривать и способы оценки результатов. Можно сказать, что дипломная работа практически-проектного типа – это «макет» развернутого отчета для заказчика или проект, предлагаемый к реализации.

Каждая глава должна заканчиваться выводом, сделанным автором самостоятельно и вытекающим из изложенного в главе материала. В тексте основной части необходимо обеспечить научно-справочный аппарат (точные ссылки, указание источников, литературы и авторов используемых концепций и идей).

2.3 Источники и список литературы

После утверждения темы студент составляет список литературы и совместно с руководителем определяет круг источников, подлежащих изучению. Изучение литературы начинается с работ, посвященных общим проблемам, с которыми в различной степени связана тема выпускной работы студента. Затем необходимо перейти к работам, рассматривающим более конкретные проблемы, связанные с темой. И, наконец, изучаются работы, посвященные непосредственно рассматриваемой студентом проблематике.

Список литературы включает все источники и литературу, привлеченную по ходу подготовки работы.

Источники – то, на основании чего подготовлена работа, а литература – опубликованные тексты по теме. Источниками для работы могут быть документы организаций, результаты исследований, собственных или опубликованных. Полезно учесть опыт исторических исследований, в которых используются вещественные, лингвистические, фольклорные, официальные и неофициальные письменные источники, а также кино-, теле-, фотодокументы и аудио-, видеодокументы. Обращение к источникам важно в исследовательской части работы, их многообразие поможет сделать выводы более надежными, а работу более интересной. Например, источниками для исследования организационной культуры могут стать как приказы по учреждению, так и «организационный фольклор» или граффити.

Литература включает опубликованные тексты документов, книг, статей. Список литературы – основа оформления сносок по тексту работы, поэтому и формировать его надо с самого начала работы. Полнота и актуальность списка литературы свидетельствует об эрудиции автора, его научной корректности, знакомстве с современными тенденциями в теории и практике профессии. Литература должна охватывать все содержательные разделы работы, например, работая над исследовательской частью полезно обратиться к книгам по организации исследований (маркетинговых, социологических, психологических), книгам по методам сбора и обработки исследовательской информации. Использование электронных ресурсов неизбежно, но преобладание их в списке литературы неуместно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.022 с.)