Язык и стиль выпускной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык и стиль выпускной работы



Требования к языку и стилю научной (в данном случае дипломной) работы закреплены традицией и резко отличаются от требований к языку сочинения, документа, публицистического произведения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность.

«Хороший язык научной работы не замечается читателем, – писал Д.С. Лихачев. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена». Для хорошей работы в научном стиле характерны ясность, легкость, простота, связность изложения, смысловая законченность текста. В научном стиле должны строго соблюдаться такие коммуникативные качества речи, как точность, логичность, правильность.

Одна из проблем, часто возникающих при работе над научным текстом, – терминоупотребление. Это не только стилистическая проблема, но и проблема научной этики. Термин – слово или словосочетание, обозначающее профессиональное понятие и предназначенное для специфических нужд общения в профессиональной сфере (Б.Н. Головин). Термин должен быть однозначным и лишенным эмоциональных оттенков значения. Реально термины оказываются несколько иными. Это бывает причиной разного рода ошибок и недостатков в употреблении термина. Остановимся на главных из них.

1. Многозначность термина. Если используемый термин имеет несколько значений, необходимо сначала определить для себя, в каком значении будет он употреблен в вашей работе. В тексте работы нужно дать пояснения: например, перечислить основные значения термина и показать, что выбор одного конкретного значения находится в соответствии с целями и задачами данной работы. Следует учитывать и то, что термин может быть относительно новым, еще не освоенным наукой и поэтому не имеющим четкого определения. В этом случае необходим обзор существующих точек зрения на значение термина и выбор рабочего определения (для использования в вашей работе). Например: «под стилем речи мы в нашей работе понимаем…».

2.Выдвижение на первый план одного, не главного значения термина.

3.Противоречие между применениями одного и того же термина в разных частях текста. Если употребление термина в другом значении вызвано необходимостью, момент перехода к нему нужно обозначить: «здесь мы имеем в виду определение П.П. Сидорова…», «согласно (вопреки) мнению А.А. Иванова, который считал…».

4.Употребление в качестве терминов слов, которые таковыми не являются; необоснованное введение в текст работы новых, «авторских» терминов(особенно если «новый» термин – лишь другое слово для обозначения известного явления, уже закрепленного термином).

Еще одна проблема стиля, связанная с научной этикой, - проблема проявления в научной работе личности автора. Автор дипломной работы находится в положении исследователя какого-либо явления, проблемы, для него важно получение объективных результатов. Поэтому суждениям следует придать безлично-объективную окраску. Можно предложить следующие формы подачи материала.

Автору работы по принятым в науке традициям следует пользоваться так называемым авторским «мы», снимающим с текста налет субъективности и придающим оттенок нейтральности. Рекомендуется употреблять выражения «в нашей работе», «мы предполагаем», «нами предпринята попытка», «результатом нашего исследования явилось…» и т.д. (вместо «я в своей работе», «я считаю», «я исследовал(а)» и т.п.). Выражение авторства через «мы» позволяет опереться на научные авторитеты, отразить свое мнение как мнение научного направления, взглядов которого придерживается автор.

Употребляется также форма изложения от третьего лица: «автор полагает…», «автор работы придерживается мнения…».

Объективную окраску придают безличные и неопределенно-личные формы («всем известно», «как неоднократно утверждалось», «было установлено, что…», «считается, что…», «привести все точки зрения не представляется возможным»; «вначале производят обзор образцов», «считают, что…»), формы страдательного залога («(нами) разработан комплексный подход»; «обработка данных производилась с помощью программы…»).

Употребление глагольных форм в настоящем времени показывает, что речь идет о постоянном явлении, изучение которого актуально. (Например, «отмеченная особенность присутствует и в других случаях»; «эти данные служат достаточным основанием для вывода».) Употребление таких форм может показывать также, что результаты данного исследования – не единственные и не уникальные, а только скромный посильный вклад в изучение масштабной проблемы (Например, «в данной работе рассматриваются», «рассматриваемая проблема» (вместо «я рассмотрел(а), изучил(а)», «рассмотренная проблема»)

5. Обязательным условием объективности изложения является указание на источник сообщения, мысли, сведений, которое оформляется вводными словами и словосочетаниями: по сообщению, по сведению, согласно данным, по нашему мнению, с точки зрения исследователя N, согласно (по) древнему преданию, по словам и др.

Научный текст строится по принципу логичности. Важнейшим средством выражения логических связей являются вводные слова (словосочетания) и обороты (таблица 4).

Таблица 4 – Правила выражения логических связей

Логическая связь Примеры используемых для ее выражения вводных слов и выражений
Последовательность развития мысли Вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак, кроме того, сверх того, к тому же, в общем, в частности, тем более и др.
Противительные отношения Однако, между тем, в то время как, тем не менее, впрочем, с другой стороны, напротив и др.
Причинно-следственные отношения Следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, таким образом, ввиду того что и др.
Переход от одной мысли к другой Прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, приступим к рассмотрению (анализу) и др.
Итог, вывод Итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать, резюмируя сказанное, отсюда следует, что… и др.

Для сохраненияобъективного стиля изложения надо избегать категоричности, употребляя вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения: возможно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, кажется, надо полагать, действительно, конечно, бесспорно, разумеется, очевидно, несомненно.

Научность стиля следует отличать от наукообразия. От ненужной усложненности стиля проигрывает содержание работы. Следует избегать слишком длинных фраз, обилия придаточных предложений, длинных цепочек родительных падежей (например, «отрицания значения уточнения общих понятий наук»). Переход от одной фразы к другой должен быть логическим и естественным.

Краткость – обязательное качество научной речи. Необходимо избегать лишних слов, затемняющих основную мысль.

Повторение – не всегда недостаток. Если основная мысль понятна автору, он может ее варьировать – выражать разными средствами лексики и синтаксиса. Умеренное вариативное повторение не говорит о бедности мысли, напротив, оно организует текст работы, так как важная мысль должна останавливать внимание читающего работу.

 

Оформление дипломной работы

Важной стороной подготовки дипломной работы является оформление ее текста. За неделю до защиты дипломной работы на кафедре «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» проходит процедура нормоконтроля, которая осуществляется после полного завершения и оформления дипломной работы, включая готовность отзыва руководителя, рецензии и наличия соответствующих подписей и печатей на документах к дипломной работе. Основной задачей проведения нормоконтроля является выполнение норм, правил и требований, установленных в стандартах и другой нормативно-технической документации к написанию дипломных работ (они изложены в данных методических указаниях).

Дипломная работа на нормоконтроль приносится в распечатанном виде в папке с пружинным скоросшивателем и карманом (для CD-диска с электронной версией дипломной работы). Порядок брошюровки дипломной работы представлен в приложении В.

При обнаружении ошибок, небрежного выполнения работы, отсутствии обязательных подписей, несоблюдении требований действующих методических указаний нормоконтролер возвращает студенту дипломную работу для исправления. Без подписи нормоконтролера дипломные работы к защите не допускаются.

На последнем листе списка литературы ставится личная подпись студента-дипломника, удостоверяющая, что текст работы верен, цитаты проверены.

 

Общие положения

Прежде всего, обратите внимание, что после издания приказа об утверждении тем выпускных квалификационных работ никакие изменения их формулировок не допускаются, название темы на пояснительной записке и во всех документах должно строго соответствовать ее формулировке в приказе. Внимательно следите также за формулировками названий глав и параграфов работы.

Дипломная работа должна быть написана грамотно, научным языком. Текст печатается на стандартных листах белой бумаги формата А 4 в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 12 pt через 1,5 интервала на одной стороне листа. Размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст следует выравнивать по ширине и включить режим автоматического переноса слов.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей дипломной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки, и начинаться с абзацевого отступа.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Расстояние между заголовком раздела и подразделом – один дополнительный междустрочный интервал. Между подразделом и текстом дополнительный интервал не ставится.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Их следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

 

Пример: 1 Теоретические основы изучения маркетингового потенциала компании 1.1 Сущность и содержание понятия «маркетинговый потенциал» Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентнойсреде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности, связанной с созданием, распределением и потреблением товаров и услуг.

 

В дипломной работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис. Для дальнейшей детализации перечисления используются арабские цифры, буквы русского или латинского алфавитов, после которых ставится скобка.

 

 

Пример: Журнал предоставляет различные возможности: - размещение информации об общественных организациях и о благотворителях; - обсуждение актуальных вопросов развития благотворительности в нашем городе с представителями общественных организаций бизнеса и власти на страницах журнала; - освещение событий, проводимых совместно с обществом: акции и проекты; - публикации интересных статей и фоторепортажей; - рассылка по адресатам дополнительной информации; - регулярные публикации материала как для благотворителей, так и для НКО. Пример: Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными методами: 1. Ценовая конкуренция. 2. Неценовая конкуренция. Пример: По H. Liepmann [1900], выделяют две основные формы апрозексии: 1) идеаторную – нарушение образа нужного действия; 2) моторную – нарушение способа осуществления действия, которая, в свою очередь, подразделяется на: а) идеокинетическую (нарушение произвольных движений вследствие диссоциации цели движения и соответствующих иннервации); б) акрокинетическую (нарушение отложившихся в прошлом опыте частных схем движений руки, артикулярного аппарата и т.д.).

 

Общий объем дипломной работы находится в пределах 70 – 80 страниц текста.

Для усиления акцентов возможно выделение фрагментов текста курсивом.

Нумерация страниц начинается с «Аннотации» – страница 2; нумерация сквозная, включая все приложения. Титульный лист не включается в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы проставляется в центре нижнего поля листа.

 

Оформление содержания

Содержание включает введение, основную часть (разделы, подразделы), заключение, список литературы и приложений с указанием номеров страниц.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка с прописной буквы с выравниваем по центру. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Пример: Содержание Введение……………………………………………………………………………………………4 1 Теоретические основы изучения игровой коммуникации как способа позиционирования…………………………………………………………………...……………8 1.1 Понятие и сущность игровой коммуникации…………………………..……………8 1.2 Типы игровой коммуникации…………………………………………………..……14 1.3 Возможности игровой коммуникации в позиционировании городской территории………………………………………………………………….………………28 2 Анализ возможностей позиционирования городской территории Н.Новгорода…………………………………………………………………………38 2.1 Направление позиционирования городской территории Н.Новгорода…………….38 2.2 Ситуационный анализ городской территории………………………………………..57 2.3 Ценностные аспекты восприятия культурного наследия г.Н.Новгорода школьниками младшего звена…………………………..………….…………………….65 3 Разработка и описание игры «Городское наследие»…………………………………..…….75 3.1 Теоретическое описание проекта………………………………..…………...............75 3.2 Описание результатов игры…………………………………………..………………80 3.3 Экономическая и социальная эффективность проекта…………………..…………87 Заключение……………………………………………………………………………..………...93 Список литературы………………………………………………………………………………95 Приложение А SWOT-анализ городской территории Нижнего Новгород……….………...99 Приложение Б Вопросы к беседе………………………….…………………….……………100 Приложение В Описание игры «12 записок»……………………..…………….……………101 Приложение Г Описание игры «Почта»……………………….……………….…………….102

Оформление иллюстративного материала и таблиц

Иллюстрации (схемы, графики, фотоснимки и пр.) помещаются в тексте работы после ссылок на них, сопровождаются подписями и нумеруются, называются «рисунок».

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумерация иллюстраций в каждом разделе (вначале ставится номер раздела и порядковый номер иллюстрации, разделенные точкой). Например, обозначение пятой иллюстрации второго раздела – Рисунок 2.5.

Обозначение рисунка располагают под ним: в середине расположения иллюстрации с прописной буквы пишется «Рисунок» и его номер. Каждая иллюстрация должна иметь название (наименование), отражающее в краткой форме ее содержание.

 

Пример: Рисунок 1 - Различные стороны (аспекты) потенциала маркетингового инструментария

 

При ссылках на рисунки при нумерации в пределах раздела следует писать: «... в соответствии с рисунком 4.3»; а при сквозной нумерации: «... в соответствии с рисунком 4».

Таблицы, как и иллюстрации, имеют сквозную нумерацию. Допускается вести нумерацию в пределах каждого раздела.

Обозначение таблицы располагают в центре над таблицей; пишется слово «Таблица» с прописной буквы, после чего ставится ее номер. При нумерации таблиц в каждом разделе вначале ставится номер раздела и порядковый номер таблицы, разделенные точкой. Например, восьмая таблица раздела 3 – Таблица 3.8. При сквозной нумерации таблиц ставится только порядковый номер таблицы.

Каждая таблица должна иметь название, отражающее в краткой форме ее содержание. Название располагается на той же строчке, что и обозначение таблицы через тире и начинается с прописной буквы.

 

Пример: Таблица 1 – Возможности и угрозы для компаний, специализирующихся на выездном туризме
Возможности Угрозы
Новые предложения услуг Большие затраты на организацию туристических продуктов
Связь агентства с множеством операторов Туристические продукты у всех одинаковые
Наличие большого количества СМИ: специализированные и неспециализированные Передача информации через неспециализированные СМИ может не достигнуть нужной целевой аудитории. Размещение в специализированных СМИ позволяет охватить только один сектор целевой аудитории

 

В конце названия таблицы точка не ставится. Таблица вместе с ее обозначением и названием должны помещаться на той же странице дипломной работы, где дается первая ссылка на таблицу, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа пояснительной записки. Формат таблицы вместе с ее обозначением и названием не должен превышать стандартного листа А 4 (210x297 мм).

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают обозначение таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».

При подготовке текстовых документов с использованием программных средств надпись «Продолжение таблицы» можно не указывать.

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте дипломной работы. При ссылках на таблицы при нумерации в пределах раздела следует писать: «… в соответствии с таблицей 3.3»; а при сквозной нумерации таблиц: «… в соответствии с таблицей 4».

Заголовки граф и строк таблицы пишут с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

 

Приложения

Приложения оформляют как продолжение дипломной работы на последующих ее листах. В тексте документа на все приложения даются ссылки. Все приложения перечисляются в содержании с указанием их номеров и заголовков.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложения должны иметь заголовки, которые записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой ниже слова «Приложение».

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например — Приложение Б. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Иллюстрации каждого приложения означают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Рисунок А.4.

 

Пример: Рисунок А.1 – Фрагмент структурного представления потенциала маркетинга предприятия

 

Таблицы каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Таблица А.1.

 

Пример: Таблица А.1 – Определение плотности и релевантности заголовков  
Заголовок Тип Плотность Релевантность
Вход для пользователей h3 0.77  
Волонтерское движение «Милосердие» h1 1.15  
Как стать волонтером h3 0.77  
Вашу помощь ждут h3 0.77  
Разделы сайта h3 0.38  
Опрос h3    

 

 

Оформление списка литературы

Список литературы приводится по алфавиту на русском языке; на иностранных языках по латинскому алфавиту с последовательным указанием автора, названия, места издания, издательства, года, общего количества страниц.

Список литературы имеет сквозную нумерацию.

 

 

Пример: Список литературы 1. Аверюшкин, А.Н. Проблема исторической теории в когнитивной практике и методологической рефлексии в ХХ столетии: автореф. дис. … канд. философ. наук / МПГУ. – М.: МПГУ, 2005. – 16 с. 2. Владимирова, А.В. Истоки политического маркетинга / А. В. Владимирова // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2008. – № 5. – С. 90-99. 3. ГОСТ Р 52652-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. - Введ. 2006-12-27. – М.: Стандартинформ, 2007. – 3 с. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая-четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Ст. 2457.1. 5. Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2009. – 336 с. 6. Куратов, А.А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс] / А.А. Куратов. – Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html. Дата обращения: 01.09.2009. 7. Учительская газета: независимое педагогич. изд. – М., 1924. – Выходит еженедельно. 8. Черткова, Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности [Электронный ресурс] / Е.Л. Черткова // Социемы: журнал Уральского гос. ун-та. – Екатеринбург, 2002. – №8. – Режим доступа: http://www2/usu.ru/philosophi/soc_phil/rus/text/sosiemy/8/chertkova. Дата обращения: 01.09.2009. 9. Шарков, Ф.И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. – М.; Экзамен, 2007. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 10. Шац, М.М. Экологические проблемы северных городов / М. М. Шац // Экология и жизнь. – 2008. – № 12. – С. 64-69.

На цитируемые или упоминаемые в дипломной работе монографии, статьи, производственные материалы студент должен делать библиографические ссылки. При этом в квадратных скобках построчно проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Например [17, С.79] означает, что автор ссылается в своей работе на семнадцатый источник информации в «Списке литературы» и страницу 79 из этого источника.

Цитируемый текст оригинала заключается в кавычки. Если же цитата получается слишком громоздкой из-за сложности ее построения, четко нельзя уяснить основную мысль, что может привести к многозначному толкованию содержания, достаточно бывает изложения его основного положения словами автора со ссылкой на источник и номер страницы. Кавычки в этом случае не ставятся.

Для перечисления работ, в которых рассматриваются исследуемые вопросы, в скобках даются номера литературных источников. Например, запись [2, С.22, С. 145; 27, С. 27] означает, что исследуемый вопрос рассматривается в перечисленных литературных источниках, приводимых в «Списке литературы» на соответствующих страницах.

Для пояснения отдельных положений дипломной работы (в основном это терминология или понятия) допускается использовать сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацевого отступа в конце страницы, на которой они обозначены и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение и выполняют арабскими цифрами со скобкой, помещая на уровне верхнего обреза шрифта. Кегль подстрочных примечаний – 10. Интервал между строками подстрочных примечаний одинарный.

 

Пример: Одним из авторов концепции позиционирования является Дж. Траут1).

 

В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования дипломная работа не допускается к защите.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.057 с.)