Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крос-культурної психотерапії і менеджменту↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крос-культурної психотерапії і менеджменту
В.И. Карикаш Н.А. Босовская Ю.Е. Кравченко С.А. Кириченко
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПОЗИТУМ-ПОДХОДЕ
ЧЕРКАССЫ 2009 Уровни психологической помощи Мы выделяем 5 уровней психологической помощи: 1. Психологическое просвещение 2. Психологическая диагностика 3. Психологическая коррекция (psychological consulting) 4. Психологическое консультирование (counselling, solution talk, coaching) Психотерапия
Первые три уровня являются психологическими подходами, осуществляемыми в «объектной парадигме» на основе объективных психологических законов развития и функционирования психики и личности человека. Четвёртый и, в особенности, пятый уровни опираются на «субъектную парадигму» человека, согласно которой, человек изменяется к лучшему, когда он понят, а не объяснён; принят, а не оценён; когда ему помогают самому «научиться ловить рыбу» и взять за это ответственность, а не дают готовые рецепты жизни. Психологическое просвещение На сегодняшний день, легкодоступный (книги, журналы, интернет, семинары), но редко эффективный вид психологической помощи в плане изменений: «эпоха проповедей заканчивается», факты чрезвычайно быстро дешевеют, новой информацией никого не удивишь. Знаний накоплено в мире множество, а современный человек не стал счастливее. Психологическое просвещение, в лучшем случае, помогает начать обращать внимание на то, на что раньше обращалось внимания меньше (больше как психопрофилактика и психогигиена). С точки зрения Принципа САМОПОМОЩИ позитивной психотерапии, психологическое просвещение есть важным и необходимым (хотя и не достаточным) действием, чтобы каждый человек становился «психотерапевтом самому себе». «Знание немногих принципов, позволяет не знать многих фактов» 2. Психологическая диагностика Полезно различать психологическое впечатление, психологическую гипотезу и психологический диагноз. Постановка психологического диагноза – важный этап для конструирования психологического прогноза и создания психокоррекционной программы (если это необходимо). Но психодиагностика редко должна становиться самоцелью. Полезно иметь в виду, что неквалифицированное предоставление клиенту психологической/психодиагностической информации может ухудшить восприятие клиентом себя и окружающих, ограничить и заблокировать личностные ресурсы, закрепить жизненный сценарий. Соединение позитивного подхода к человеку и дифференциально-аналитического подхода к содержанию конфликтов в позитивной психотерапии создают важное условие диагностики: клиент должен понять себя не только и не столько в свете своих «недостатков» (дефицитарный, патогенетический подход, патогенезис), сколько через призму своих ресурсов, способностей и возможностей (саногенетический подход, саногенезис). «Пока одни борются со своими недостатками, другие в это время развивают свои достоинства» Психологическая коррекция Это важный вид психологической помощи, если речь идёт о коррекции отдельных психических функций, процессов и качеств: внимание, память, мышление, речь, быстрота психической реакции, поведенческие навыки и т.д. Качественная психокоррекционная программа составляется профессиональным психологом на основе достоверных психодиагностических данных, полученных валидными и надёжными психодиагностическими инструментами. Термин «психокоррекция личности» (иногда всё еще используемый в отечественной традиции) в мировой практике считается некорректным и неэтичным: личность невозможно «корректировать» (под какой и чей стандарт?), но личности можно помочь развиваться: становиться более целостной и гармоничной, осознанной, ответственной, способной «корректировать» саму себя. Этим задачам соответствуют уровни психологического консультирования и психотерапии. 4. Психологическое консультирование
На этом уровне важно уметь слушать, слышать, понимать и отражать клиенту содержание ЕГО субъективной внутренней реальности; а самого клиента - безоценочно принимать, терпеть и уделять ему время, позволять ему проявлять свою естественность, быть и становиться собой. Консультант, активно слушая и отражая клиента, становится «психологическим зеркалом» для него, которое – как и обычное – помогает «привести себя в порядок». Кроме того, консультант становится зеркалом поддерживающим (фасилитация, контакт) и фокусирующим, продвигающим (модерация, контракт). Центрированность на клиенте и мире его переживаний, не отрицает директивности относительно направленности процесса консультирования от жалобы через желание к решению, от «-» к «+», от прошлого через настоящее в будущее. Работа в консультировании, как правило, идет с отдельной, конкретной СИТУАЦИЕЙ, которой клиент недоволен и желает улучшений. Эту ситуацию клиент определяет сам. Современное психологическое консультирование (counselling) как вид профессиональной помощи берёт свои истоки в клиент-центрированной гуманистической психотерапии К.Роджерса, и в то же время вобрало в себя эффективные модели других подходов: когнитивно-поведенческой психотерапии, транзактного анализа, гештальтерапии и т.д. Осуществление консультирования в русле позитивной психотерапии (на основе её базовых принципов и моделей), делает его краткосрочным, и ресурс-ориентированным. Кроме нахождения собственных решений, клиент получает еще и действенные инструменты самопомощи для дальнейшего улучшения жизни.
Психотерапия
Это новая наука о человеке и его внутренней субъективной реальности. Психотерапия предполагает ПОНИМАНИЕ человека, и лишь потом, если нужно, ОБЪЯСНЕНИЕ. Задача психотерапии приблизить человека к самому себе, своей внутренней многообразности и цельности, самоответственности, своим способностям и ресурсам, помочь находить мир со своим прошлым, жить в настоящем и идти в будущее. Если психологическое консультирование берёт в работу отдельную ситуацию, то психотерапия сосредотачивается на субъективном благополучии всей личности. Словами позитивной психотерапии, мы переходим от актуального уровня конфликта к внутреннему уровню, и если нужно, к базовому, где находятся не только его скрытые «причины» (базовый конфликт), но и еще нераскрытые способности – базовый ресурс. Психотерапия продвигает от страдания к расширению и гармонизации идентичности человека, способствует большей самореализации и полноценности жизни.
Три стратегии общения Контакт в консультировании. В процессе консультирования важно соблюдать баланс между контактом и контрактом. Контакт связан со способностью принимать людей такими, какими они есть, и строить с ними доверительные отношения. В консультировании можно выделить два уровня контакта – межличностный и психотерапевтический. Межличностный контакт, в большей степени, определяется личностными особенностями консультанта и клиента (темпераментом, характером, базовыми установками), психотерапевтический – это особая рабочая фаза отношений между консультантом и клиентом, которая характеризуется безопасностью, открытостью, доверием, принятием, осознанностью и вниманием к происходящему. Технически контакт поддерживается с помощью активного слушания и эмпатии. Показателем контакта со стороны клиента является динамика его да – реакции. Также можно говорить об установлении контакта на уровне Тела, Души и Духа.
На уровне ТЕЛА: ü Визуальный: смотреть и видеть; ü Аудиальный: слушать и слышать; ü Сенсорный: прикасаться и ощущать. На уровне ДУШИ: ü Рациональный: понимать; ü Эмоциональный: сочувствовать.
На уровне ДУХА: ü Смысловой: соглашаться; ü Сущностный: принимать. Барьеры в общении Барьеры общения – это чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения консультанта и клиента. Барьеры связаны с нашими предрассудками и предубеждениями (см. таблицу). Например: Уровни контракта
Административный контракт заключается в первые минуты встречи (после установления межличностного контакта) и определяет условия работы: место, время, продолжительность встреч, оплату и т.п. Психологический контракт предполагает нечто неосознаваемое в отношениях клиента и психолога. Например: клиент предполагает, что психолог будет с ним мягким и добрым. Психолог может ожидать, что клиент будет следовать его рекомендациям. В этой ситуации каждый из них опирается на свои ожидания, фантазии. Представления, а не на реальные договоренности между ними. Профессиональный контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, единое понимание того, что будет происходить в процессе взаимодействия. Контрактом определяются права и ответственность сторон. Контракт предусматривает: Ø Осознание того, что проблема существует. Ø Наличие намерения решить проблему. Ø Возможность решения данной проблемы в принципе. Ø Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?) Требования к контракту: Ø Взаимное согласие. Ø Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.). Ø Легальность (без нарушений закона). Техники воздействия Этапы продвижения клиента по процессу консультирования: Решение желание (план действий) результат Жалоба намерение/ действие Цель Важно различать: · желание (чего хочет клиент в жизни), · намерение/цель (чего хочет клиент+что может) · запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации), · профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и клиента по достижению целей клиента в жизни), · готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному плану.
Клиент формулирует запрос к психологу в различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента. Виды запросов: · запрос как требование к третьему лицу, Пример: Я хочу, чтобы мой муж… · запрос как просьба об исцелении, Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше… · запрос на исследование. Пример: Я хочу понять, почему… · запрос на изменение (состояния, поведения, отношения), Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери. Первые два запроса в работу не берутся. Ступеней активного слушания
Уровня понимания человека
Техники вопросов
Задавание вопросов – это один из главных инструментов в консультировании.
Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например: - Сколько Вам лет? - Сколько раз в день Вы испытываете раздражение? - Вам удобно?
Открытые вопросы предполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например: - Что Вы об этом думаете? - Что Вы теперь чувствуете? - О чем Вы хотели бы рассказать?
Уточняющие вопросы помогают конкретизировать ситуацию, о которой рассказывает клиент: - Могли бы Вы привести конкретный пример? - В чем именно это проявляется? - Что конкретно сказал Вам сын?
Цель этих вопросов – не дать клиенту говорить общими фразами.
Правила, которые хорошо было бы иметь в виду, задавая вопросы клиентам: - избегать чрезмерного опрашивания (не превращать беседу в допрос); - важно понимать, с какой целью задается вопрос; - вопросы «Почему?» могут провоцировать защитные реакции клиента; они направлены на выяснение причины.
При задавании важно соблюдать цикл вопросов: 1) подготовить человека к вопросу; 2) задать вопрос; 3) дать подумать; 4) выслушать ответ; 5) дать реакцию на ответ; - вопрос задавать в контексте, конгруэнтно, однозначно.
Реальности) Сколько Вам лет? Какие чувства это у Вас вызывает? Ваше семейное положение? Как реагирует Ваше тело? Где работаете? О чем Вы думаете в этой ситуации? Когда произошло это событие? Что говорите себе при этом? Как часто повторяются конфликты Что хотите изменить? с мужем?
Вопросы на «+» и «-»: Позитум-подход в позитивной психотерапии предполагает видение ситуации целостно с «+» и «-». Вопросы на «+» помогают включить ресурс. Вопросы на «-» помогают увидеть в ситуации то, что нужно изменить. Вопросов на «+» должно быть больше.
«+» «-» Что хорошего есть в Вашей жизни? Что Вас не устраивает в этой ситуации? Что Вас радует? Кто радует? Что беспокоит? Кому благодарны? Какой отрицательный опыт связан с этой Ваши любимые занятия? ситуацией? Что доставляет Вам удовольствие? С какими трудностями Вам придется Что помогает? Кто помогает? столкнуться? Во что Вы верите? Кому это помешает? На что надеетесь? Чем готовы пожертвовать?
Вопросы на прошлое, настоящее, будущее: Как раньше справлялись с такими ситуациями? Что до сих пор Вам помогало? Какой опыт Вы получили в связи с этим? Что сейчас хотелось бы изменить? Что готовы сделать для решения этого вопроса? Какой представляете Вашу жизнь через год? О чем мечтаете?
Уточняющие вопросы.
Уточняющие вопросы задаются, если клиент теряет конкретность в консультации: Что именно Вам не нравится? Что конкретно беспокоит? Когда это происходит? Как часто? Что конкретно Вы хотите изменить? Вы бы могли привести конкретный пример? Вопросы, передающие ответственность клиенту.
Что вы делали, чтобы изменить ситуацию? Что вы можете сделать еще в этой ситуации? Что в Ваших силах изменить? Что вы готовы изменить в себе, чтобы менять эту ситуацию? А что готовы делать для этого? Как вы сами можете с этим справиться? Вопросы на завершение контакта. Какие выводы Вы можете сделать? Что берете для себя из нашей сегодняшней работы? Как себя чувствуете? Как Вам было со мной? Могли бы мы на этом остановиться? Позитивное видение человека «Человек – это высший талисман, рудник с драгоценностями…»
POSITUM = POSITIVE
Позитум – подход опирается на позитивное видение человека, позитивную интерпретацию проблемы, транскультурный (межкультурный, кросс-культурный) подход и использование метафор, притч, историй, народной мудрости в работе с клиентом. Согласно доктору Н. Пезешкиану, каждый человек - без исключения – от природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию. Обе базовые способности составляют сущность каждого человека и заложены в нем с рождения. Иными словами, человек добр по своей сути. И в то же время, семена его скрытых возможностей еще нужно развивать. В зависимости от потребностей и возможностей организма, окружающей среды (воспитание, образование и культура) и того времени, в которое живет человек (дух времени), эти базовые способности дифференцируются в уникальную структуру личностных черт, которая в последствии составляет характер человека и его индивидуальность. Способность к познанию – это логическое, рациональное восприятие действительности. Эта способность развивается на основе знаний и дифференцируется во вторичные актуальные способности: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, вежливость, честность, бережливость, усердие/деятельность, верность. Способность к любви – это способность эмоциональной сферы, сферы чувств. Развиваясь, способность любить дифференцируется в первичные актуальные способности: терпение, время, контакты, доверие, любовь/принятие, нежность/сексуальность, надежду, веру, единство.
Техники позитум-подхода. Техника позитивной реинтерпретации. Позитивная реинтерпретация расстройств, проблем, ситуаций, поступков, заболеваний позволяет увидеть их с другой стороны, найти в отрицательном – положительное, в проблеме – возможности, в патологическом – здоровое, в кризисе – шанс.
Примеры традиционных и позитивных реинтерпретаций:
Вопросы на позитивную реинтерпретацию:
§ Какие возможности открывает перед Вами эта ситуация? § Чему тебя учит эта ситуация? § Что тебе даёт эта ситуация? § От чего тебя освобождает эта ситуация? § От чего тебя уберегает эта ситуация? § Чего ты, возможно, ждёшь, находясь в этой ситуации? § К каким решениям тебя подталкивает эта ситуация?
АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (жалоба, симптом) M, m
Метафора. Ресурс клиента Что это тебе (внешний и напоминает? внутренний). Как ты это Что помогает? представляешь? Что мешает?
Транскультурный аспект. Как у других?
Техники воздействия
Техники воздействия по Айви
5-шаговая модель решения психологической задачи: 1 шаг. Формулировка психологической задачи (цели в жизни клиента) по правилам формулировки цели. 2 шаг. Поиск вариантов решения этой задачи (набор всех возможных вариантов). 3 шаг. Анализ вариантов и выбор наиболее оптимальных для клиента. 4 шаг. Подробный план конкретных действий для достижения цели. 5 шаг. Перенос в реальность (Есть ли у Вас готовность внедрять это в жизнь? Кто и что будет помогать в достижении Вашей цели? Что может помешать (оценка рисков)? Чем готовы себя поощрять, если будете действовать по плану?).
Техника «Принятие решений (за - против)». Цель техники – помочь сделать выбор «за» и «против» решения, которое вызывает сомнения. Для этого лист делится на 2 колонки. Одна колонка «за» - это аспекты жизни, которые согласуются с принимаемым решением, а другая, соответственно, «против». После оценивается весомость этих аспектов в жизни человека и количество «за» и «против». Выводы делает клиент.
Техника «Конфронтации». Одной из техник воздействия в консультировании является конфронтация. Применяется она тогда, когда в процессе консультирования консультант сталкивается с противоречием клиента в поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. С помощью техники «Конфронтация» консультант помогает клиенту увидеть противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить. Таким образом, конфронтация – это определение противоречий у клиента и возвращение их клиенту. Техника состоит из двух ступеней: 1 ступень. Выделение противоречия у клиента. 2 ступень. Возвращение его клиенту с помощью специальной словесной конструкции. Типы возможных противоречий: 1. Между двумя разными утверждениями. 2. Между словами и действиями. 3. Между намерением и поведением. 4. Между утверждением и невербальным поведением. 5. Внутриличностное противоречие между двумя или несколькими частями личности. Структура техники: Часть. «С одной стороны………, а с другой стороны……..». Или «Вы говорите………, а делаете……….». Часть. «Что Вы об этом думаете?» «Как это можно объяснить?» «Как с этим быть?» «Что с этим можно делать?» Например: Клиент: «Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить». Консультант: «С одной стороны, Вы считаете, что люди должны сами принимать решения, а с другой стороны, своих детей Вы осыпаете советами, как им жить. Как это можно понять?» Реакция клиента на конфронтацию: 1. Отрицание. 2. Клиент признает часть утверждения. 3. Признает сказанное, но у клиента нет готовности меняться. 4. Соглашается со сказанным и смиряется (принимает все так, как есть). 5. Создает новые формы поведения. Техника «Конфронтация» требует от консультанта утонченности и опытности. Ее уместно применять, когда сформировано доверие между консультантом и клиентом. Правила применения техники: - конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение; - конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты. Ее назначение – распознать способы, которыми клиент защищается от осознания реальности; - конфронтация применяется вместе с эмпатией; - конфронтация направлена не на человека, а на его противоречие; - конфронтация не должна произноситься агрессивно и категорично. Желательно консультанту использовать фразы «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь...», которые смягчают тон конфронтации.
Техника «Пустой стул». С помощью этой техники работают с противоречивыми чувствами и мыслями, инконгруэнтностями и амбивалентными проявлениями. Эта техника применима как к межличностным, так и к внутренним конфликтам. 1. Подумайте о конфликте, амбивалентных чувствах или о случае, когда Вы хотели проявить настойчивость, но это не получилось. Оживите ситуацию, вспомните Ваши мысли и чувства. 2. Выберите любую сторону, какая Вам больше подходит, и начинайте словесно выражать мысли, чувства, переживания другой стороне, которая якобы сидит в другом кресле. Выражайте свои чувства открыто, будьте сердитыми, раздраженными, выражайте все, что Вы чувствуете. Когда Вы высказались, пересядьте на другое кресло – кресло противоположной стороны. 3. Теперь Вы можете высказать контраргумент – противоположные мысли и чувства – поспорить с первой стороной. Выражайте чувства и мысли другой стороны с нужным эмоциональным накалом. Когда Вы выскажите все, пересядьте в кресло, с которого начали. 4. Теперь Вы выступаете за первую сторону: выскажите реакцию на только что сказанное. Закончив, пересядьте во второе кресло и выразите свое отношение. Продолжайте процесс, пока не достигните понимания сути конфликта или инконгруэнтности. Возможно, хотя и не обязательно, Вы найдете решение проблемы. Опытный психолог умеет оценить, на сколько полезным окажется для клиента эта техника, и он направляет клиента в русло эффективного решения. Подобная техника, кроме того, стимулирует развитие самосознания. Оно особенно полезно при эмоциональной инконгруэнтности.
Уровни развития клиента
Вопросы к межсессионной индивидуальной работе (МИР – 1). 1. Консультирование как вид психологической помощи. Основные цели и задачи психологического консультирования. Взаимосвязь психологического консультирования с другими видами психологической помощи. Предмет работы психолога-консультанта. Этические принципы консультирования. 2. Личность, как инструмент психологической помощи: базовые установки и личностные качества консультанта (анализ литературы и рефлексия). 3. Алгоритм консультативной беседы (цели и содержание этапов). 4. Позитум-подход в обыденной жизни и консультировании. 5. Описать решение своей проблемной ситуации по 5-шаговому алгоритму. 6. Описать опыт работы с клиентом (2-3 встречи). 7. Привести примеры этических дилемм в жизни и консультировании. 8. Рефлексия собственного опыта в самопомощи и помощи другим. 9. Творческий вопрос. 10. Отчет о практической работе в межсессионный период (6 протоколов встреч с клиентом или 2 сценария проведенных групп).
Список литературы: 1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). 2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: изд. «Речь», 2001. – 352 с. 3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. 4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с. 5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с. 6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. 7. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с. 8. Р.Кочюнас ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯМ.: "Академический проект", 1999 9. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. -- 336 с.: ил. 10. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультированиии /Пер. с англ. Н.А. Хмелик. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -...с. - (Библиотека психологии и психотерапии). 11. Корнелиyс Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт./ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. C.54-76. 12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М.: Наука, 1992. - 156 с. 13. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. ж 200с. 14. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 160 с. 15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с. 16. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с. 17. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с. 18. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик». – 1995. – 196 с. 19. Гришина Н.В. Давайте договоримся. С-Пб., 1992.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Этический кодекс психолога (укороченный вариант) Правило конфиденциальности Психолог обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека. Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи-консультанты и психотерапевты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц. Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации. Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми. Правило «Не навреди» В своей профессиональной деятельности психолог и психотерапевт исходит из интересов клиента. Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией. Если личная проблема психолога становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту или психотерапевту. Общие сведения 1.1. Консультант____________________________________________________________________ 1.2. Клиент________________________________________________________________________ 1.3. Тема (А.К.)_____________________________________________________________________ 1.4. Мотивация клиента_____________________________________________________________ 1.5. Административный договор (время, кол. встреч, оплата)____________________________ _____________________________________________________________________________________ Предмет работы 2.1. Активность: Клиента________________________% Консультанта____________________% 2.2. Оценка реальности: Внешняя ____________________% Внутренняя__________________% 2.3. Желание клиента в жизни________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.013 с.) |