Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомительное чтение и реферат

Поиск

Иная обработка источников информа­ции происходит при ознакомительном чтении. Во время такого чтения студент должен точно и полно понять содержание оригинала, выде­лить главную мысль каждого абзаца, отбросить все второстепенное и несу­щественное. Для этого часто необхо­димо прочитать текст дважды, а на­иболее насыщенные информацией абзацы или предложения – несколь­ко раз. Зафиксированным результатом такого чтения является реферат.

Рефератом называют текст, построен­ный на основе смысловой компрессии первоисточника, с целью передачи его главного содержания. Материал в реферате излагается с позиций автора исходного текста и не содержит ника­ких элементов интерпретации или оценки. Деятельность по рефериро­ванию имеет две основные цели: информативную и учебную. Как информативный документ реферат призван заменить первоисточник и дать читателю возможность сберечь время при знакомстве с объектом опи­сания. Отсюда вытекает требование: составлять рефераты таким образом, чтобы при их использовании у чита­теля не возникла необходимость об­ращаться к первоисточнику.

Учебное реферирование, которое явля­ется программным требованием, мало связано с информативными задачами. Студент обычно реферирует материал, не представляющий ценности в ин­формативном отношении. При обуче­нии чтению в вузе реферат выступает как эффективный способ контроля понимания прочитанного. Учебное реферирование, практикуемое согласно требованиям программы в вузе, предусматривает изложение иноязычного текста по-русски, т.е. реферативный перевод, который сле­дует определить как компрессию главного содержания статьи (путем устранения избыточной информации) средствами переводящего языка. Ре­феративная деятельность обладает высоким обучающим и контролирующим потенциалом. Владение техникой реферирования – это показатель сформированности умений зрелого чтения.

Реферат оформляется следующим образом:

- выходные данные реферируемого материала (автор, название, жанр публикации – статья, интервью, обзор, и т.д., место и год издания);

- основная тема, проблема, основные положения реферируемого материала;

- доказательства и подтверждения основных положений автора;

- выводы автора.

Средний объем учебного реферата 10 – 15 предложений (50–100 слов). Для написания реферата рекоменду­ется пользоваться типичными обще­принятыми выражениями типа: «Книга (статья, интервью, абзац) под загла­вием... описывает (дает, содержит, суммирует и т.д.)»; «Автор пишет (за­мечает, считает, отмечает, описывает, подтверждает свою мысль, дает анализ, ссылается на, приходит к выводу, по мнению автора и т.д.)»; «В статье говорится о (сообщается о, излага­ется)»; «В начале (в заключении) ста­тьи» и т.п.

Реферирование литературы по специальности предполагает владение запасом лексики и терминов в 1000 – 1500 единиц, знание и понимание струк­турных особенностей языка (времена, активный и пассивный залоги, при­частия I, II и др.), умение правильно определить структуру основных типов предложений.

Не бойтесь незнакомых слов, широко пользуйтесь обоснованной догадкой по контексту, привлекайте для этого уже имеющиеся у вас сведения и зна­ния по данной теме или проблеме. Боль­шую роль здесь играет умение увидеть интернациональные слова, узнать слово по суффиксам или префиксам и четкое знание строевых слов.

Поскольку при чтении, целью которого является реферат, необходимо следить за логикой повествования, понимать основные идеи и факты каждого аб­заца, рекомендуется разделить текст на смысловые куски, затем выделить в каждом из них основное смысловое ядро и выписать ключевые слова. И только после этого суммировать раз­розненные смысловые группы в единое смысловое целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.006 с.)