Каков эквивалент взаимодействия государства и бизнеса? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каков эквивалент взаимодействия государства и бизнеса?



  Государственно-частное партнерство – это новый, но необходимый элемент социально-экономической политики в России, который положен в основу стратегического развития страны до 2020 г. И очень важно обеспечить научно обоснованный, действительно комплексный подход к организации такого партнерства. Об актуальности обеспечения такого комплексного подхода лучше всего свидетельствует сравнение двух определений понятия «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

Два подхода

Сегодня распространено мнение, что ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно-значимых проектов. В формально-системном плане такая формулировка может считаться допустимой. Но любое формально-системное определение процесса обязательно открывает дорогу безнравственному обеспечению этого процесса. Поэтому формально-системное определение любого процесса всегда должно сочетаться с формально-содержательным его определением, подчеркивающим качественные особенности данного процесса.

В связи с этим предлагаю следующее определение: ГЧП – это нормативно-регулируемый процесс гармонизации взаимоотношений между властью, включая органы местного самоуправления, и бизнесом, с целью обеспечения все ускоряющегося здоровьесберегающего и нравственно укрепляющего экономического развития страны, при котором каждому сегодня должно быть выгодно лишь то, что завтра будет необходимо всем.

Принципиальные отличия этих двух подходов по своей сущности и по своим последствиям понятны. Сегодня в России господствует первый (либерально-экономический) подход, ориентированный на обеспечение максимально возможной прибыли инвестора, особенно иностранного, при соблюдении российских интересов в той мере, в какой они защищены действующим законодательством.

Предлагаемый комплексный подход к ГЧП с некоторой долей условности можно назвать экономико-географическим, ибо он ориентирован не только на повышение инвестиционной активности бизнеса, но и на настройку этой активности на соблюдение закономерностей географического разделения труда, размещения производительных сил, развития городов и их пригородов.

Важно четко понимать, что при либеральном подходе территория страны – это совокупность существующих и потенциально возможных объектов недвижимости, которые необходимо скорее запустить в рыночный оборот на основе продажи в собственность и залога земли, и решать стоящие перед страной задачи, не вмешиваясь в проблему темпов экономического роста страны.

При таком подходе соотношения в экономическом развитии регионов и муниципалитетов определяются результатом конкурентной борьбы региональных и муниципальных властей за инвестора (рынок сам все расставит по своим местам). А развитие неизбежно возникающих при этом депрессивных территорий должно обеспечиваться государством через льготное налогообложение и другие макроэкономические регуляторы. При этом инфляция рассматривается с позиций монетаризма, согласно которому борьба с инфляцией является прерогативой Минфина и Центрального банка.

Следствием такого способа мышления современной власти является концентрация инвестиций в топливно-сырьевых и экологически грязных производствах, а также в жилищном строительстве, при сокращающемся использовании агроресурсного потенциала, продолжающемся износе основных фондов предприятий. Одновременно происходит стягивание экономической активности в немногое число городов и их агломераций, с ускоренным нравственным разложением, генетическим и интеллектуальным вырождением подавляющей части населения страны. Последнее обусловлено двумя причинами. Во-первых, все нарастающей бесчеловечностью среды проживания как в переуплотненных крупных и крупнейших городах, так и в опустошаемых ими остальных муниципалитетах. Во-вторых, общей направленностью созданного в России хозяйственного механизма, при котором экономически невыгодно и физически опасно быть порядочным человеком.

При экономико-географическом подходе ситуация иная. Территория страны является всеобщим условием для осуществления всех видов деятельности, от сочетания которых в каждой точке зависит суммарная ресурсоемкость российской экономики, ее эффективность и конкурентоспособность. Поэтому сначала необходимо установить для каждой местности наиболее эффективные направления ее использования (с учетом поддержания относительно человечной среды проживания); затем, выявив возможные рычаги настройки поведения бизнеса, населения и местной власти на ускоренное развитие отобранных производств, обеспечить получение взаимоувязанных числовых значений этих рычагов и только после этого запускать территорию в рыночный оборот, да и то на правах аренды с залогом продукции с земли.

Понятно, что Россия может процветать только при втором подходе. При этом важно иметь в виду, что, если инвестора не устраивает аренда земли на 49 лет – значит, он руководствуется низменными интересами. Другое дело, что необходимы безусловные гарантии надежности права аренды, ибо при действующем имущественном законодательстве надежной является аренда только такой земли, на которой трава не растет и нельзя даже сарай построить.

При экономико-географическом подходе главное – не отдельные инвестиционные проекты и отдельные прорывные технологии, а выявление и поддержание ключевых параметров, обеспечивающих минимально необходимую пространственную геополитически-социо-эколого-экономическую сбалансированность страны, при которой может быть обеспечено ее устойчивое развитие. И ГЧП должно быть построено таким образом, чтобы бизнесу и местной власти было бы выгодно ежегодно повышать свой вклад в ускоренное достижение такой сбалансированности всей страны.

Соответственно иное отношение и к инфляции, являющейся результатом и индикатором внутрисистемной разбалансированности страны. Поэтому нельзя близко подпускать к проблеме инфляции Минфин и Центробанк – своим монетарным способом мышления они лишь усилят внутрисистемную разбалансированность страны и повысят инфляцию. Инфляцию можно снизить только повышением указанной сбалансированности, а для этого в структуре управления страной должен быть государственный орган, отвечающий за системную оптимизацию всех сторон общественной жизни страны в отраслевом и территориальном разрезе на основе многоуровневой системы научно-технического, геополитического, экологического, генетического, социально-психологического, социо-культурного, демографического, градостроительного, экономико-географического и экономического прогнозирования.

Только при такой системе прогнозирования можно реализовать принцип взаимодействия власти и бизнеса по принципу саморегулирования, при котором функция выполняется, а оргструктуры нет. Понятно, что это единственная возможность снижать социальную базу коррупции и обеспечивать эффективную борьбу с коррупцией.

Критерий управления – эффективность

Максимальное укрепление материально-технической и кадровой базы всех отраслей экономики (а не только наращивание приоритетных отраслей) на основе превращения России в самую инвестиционно-привлекательную страну мира, при повсеместном поддержании относительно человечной среды проживания населения по принципу эквивалентности взаимоотношений бизнеса, власти и населения – вот та научная основа, на которой должна базироваться организация ГЧП в Российской Федерации.

Но обеспечить реализацию принципа эквивалентности можно только при безусловной личной материальной ответственности каждого за принятые и своевременно не принятые решения, что делает экономически невыгодным и этически опасным не быть порядочным человеком. А для этого власть должна обеспечивать баланс между требованиями к бизнесу и его возможностями соблюдать эти требования, не нарушая процесс эффективного воспроизводства своей материально-технической и кадровой базы и не ухудшая свое положение на рынке инвестиций, получения сырья, полуфабрикатов и сбыта готовой продукции.

Что же для этого следует изменить в действующем законодательстве?

Такие изменения должны идти по четырем направлениям:

1) узаконивание системы критериев эффективности принятия решений и ответственности за их несоблюдение;

2) настройка интересов бизнеса на многократный рост инвестиционной активности в соответствии с закономерностями географического разделения труда, размещения производительных сил и развития городов и систем расселения, при одновременной защите бизнеса от эгоизма населения и властей всех уровней;

3) защита населения от эгоизма бизнеса;

4) защита населения от эгоизма местной власти.

По первому направлению необходимо узаконить следующую систему критериев эффективности принимаемых управленческих решений:

– критерий эффективного управления Российской Федерацией, ее субъектом и муниципалитетом – максимум роста нравственного, генетического и интеллектуального потенциала населения при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики;

– критерий эффективности экономической политики власти – максимум темпов экономического роста при соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой местности в согласованном диапазоне;

– критерий эффективности бизнес-плана предприятий – максимум прибыли предприятия при определении его суммарных издержек по оценкам замыкающих затрат на потребление ресурсов в данной местности и соблюдении хода экологических и социальных процессов в согласованном с муниципалитетом диапазоне;

– критерий эффективности налоговой политики в стране – максимум расширения налогооблагаемой базы в следующем периоде при недопущении общей массы собираемых налогов меньше, чем в отчетном периоде, с учетом принятого темпа роста ВВП на данный год и при стимулировании снижения суммарной ресурсоемкости производимой продукции;

– критерий эффективности таможенной политики – максимум прироста налогооблагаемой базы отечественного производства в следующем году при минимальной стоимости потребительской корзины в текущем году;

– критерий эффективности финансовой политики – минимум стоимости потребительской корзины при оптимальной доступности отечественного коммерческого кредита для предприятий, в т.ч. для приобретения иностранной валюты по ставкам, ниже ставок зарубежных банков;

– критерий эффективности тарифной политики – максимум превышения суммарных бюджетных поступлений от оживления экономики благодаря занижению тарифов над прямым недополучением средств из-за такого занижения тарифов;

– критерий эффективности стратегии социально-экономического развития России – минимум потребности страны в инвестициях для учетверения роста производительности труда в стране и доведения средней заработной платы до 10 потребительских корзин (при сокращении числа рабочих мест и населения во всех крупных городах на 25–30%; при недопущении сокращения абсолютной численности сельского населения и при сохранении всех сельских населенных пунктов, располагающих возможностями для производства экологически чистой продукции сельского хозяйства, для развития иностранного и отечественного туризма, для строительства и эксплуатации линейных объектов инфраструктуры, для ведения заповедного дела, экологического, гидрометеорологического, сейсмического и прочего мониторинга).

 
 

По второму направлению следует ввести:

– в каждом муниципалитете согласованные перечни наиболее эффективных здесь типов производств, на которые распространяется режим наибольшего федерального, регионального и муниципального благоприятствия. Рычагом стимулирования инвестиционной привлекательности данной территории и настройки этой активности может быть принцип «каждый пятый рубль государственный» для реализации наиболее эффективных на данной территории объектов (с учетом их потребностей в развитии инфраструктуры и сырьевой базы) в непривлекательных для бизнеса малых городах и в сельской местности;

– принцип регрессивного налогообложения (насколько инвестор увеличил налогооблагаемую базу данного муниципалитета – прибыль плюс заработная плата и стоимость имущества, настолько ему снижаются все налоги, включая ЕСН) для перечня наиболее эффективных новых и расширяемых производств. А для остальных предприятий промышленности и сельского хозяйства – принцип частично-регрессивного налогообложения (в течение текущего года внесение налогов по прошлому году, а по итогам года перерасчет по указанной выше схеме: насколько увеличил свою налогооблагаемую базу, включая зарплату и стоимость имущества, настолько снижаются все налоги; насколько уменьшил свою налогооблагаемую базу – настолько увеличиваются все налоги);

– возмещение государством процентной ставки за кредит для нового строительства или технического перевооружения производства до уровня 50% от рентабельности данного вида деятельности;

– полное освобождение от налогов той части прибыли, которая идет на:

а) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и внедрение новой техники;

б) повышение комплексности использования сырья и отходов;

в) содержание объектов профессионально-технического обучения молодежи с достойной оплатой труда преподавателей (минимум на 1/3 выше заработка в соответствующих цехах предприятия) и достойной стипендией хорошо обучающимся (минимум 60% от заработка работника первого разряда);

г) строительство и содержание объектов социальной сферы, стимулирование укрепления семьи, повышения рождаемости и снижения смертности, поддержку ветеранов и т.п.;

д) разработку проектов реконструкции предприятий с созданием своих филиалов в малых городах и в сельской местности и привлечение туда квалифицированной рабочей силы из крупного города или его пригородов;

е) функционирование системы прогнозирования и ее информационного обеспечения, включая все виды мониторинга:

– обязательность установления в каждом муниципалитете предельного уровня фискальной и прочей финансовой нагрузки на предприятия и объединения бизнеса, дифференцируемых в зависимости от их вклада в социально-экономическое развитие данного муниципалитета (включая использование своей прибыли для его развития, а не для развития других территорий страны или других стран);

– регламент проведения контрольных проверок и сдачи отчетной информации, отвечающий интересам бизнеса, местного самоуправления и государства, с установлением штрафных санкций к контролирующим органам за нарушение этого регламента.

По третьему направлению (защита страны от эгоизма бизнеса) ввести:

– разработку бизнес-планов на основе ежегодно утверждаемых оценок замыкающих затрат на прирост потребления местных и привозных ресурсов, включая рабочую силу) и услуг инфраструктуры в соответствующем муниципалитете (за привозную рабочую силу плата больше на величину экономической, экологической и социально-психологической нагрузки на территорию данного муниципалитета);

– создание фонда социального развития предприятия;

– квот на минимально необходимые поставки экспортируемых товаров для внутреннего потребления по федеральным округам;

– квот на минимально-допустимый уровень комплексности переработки добываемого (заготавливаемого) сырья, отходов и побочной продукции;

– процедуры защиты бизнесом своих намерений повысить цены (по примеру ФРГ) и нахождения компромисса между бизнесом и властью по принципу экономической эквивалентности для недопущения роста цен;

– жесточайшую персональную ответственность собственников предприятий, особенно приватизированных, за превышение 4-летнего срока службы оборудования, определяющего производительность труда и ресурсоемкость производимой продукции; за недостаточное ее качество и за ежегодный рост производительности труда менее 15%; за сокращение суммарного фонда оплаты труда на предприятии в связи с увольнением работников;

– оценки общероссийского ущерба от снижения рыночной цены рабочей силы в стране из-за привлечения бизнесом неквалифицированной иностранной рабочей силы с перечислением соответствующих сумм из прибыли в федеральный бюджет. Эти платежи за каждого мигранта должны быть в полтора раза больше заработной платы отечественного работника, которая должна быть не менее 10 потребительских корзин в данной местности;

– компенсационные платежи в федеральный бюджет предприятий, не обеспечивающих достаточное снижение себестоимости производства и эксплуатации машин и оборудования в расчете на единицу полезности с учетом срока службы (это снижение должно быть не меньше роста себестоимости от ускоренной амортизации основных фондов);

– запрет на перепродажу приватизированных предприятий, кроме как государству по приватизационной цене, с учетом ухудшения (улучшения) качества техники и рабочей силы на данном предприятии с момента приватизации;

– бизнес-максимумы на величину заработной платы (пока существует плоская шкала подоходного налога) руководителей холдингов, корпораций, предприятий и их подразделений (с учетом премий) в размере стоимости 50 потребительских корзин, при минимальной заработной плате не менее 6 потребительских корзин (при условии реализации всех указанных выше стимулов ведения эффективного бизнеса);

– гигантские штрафы за отказ предприятия (под видом коммерческой тайны) предоставлять в соответствии с утвержденной информационной технологией взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования в стране отчетные и расчетные данные о фактическом и прогнозируемом потреблении на 1 работающего и на 1000 руб. валовой продукции местных градостроительных ресурсов, материальных ресурсов местного и межрайонного значения.

По четвертому направлению (в целях защиты страны от чрезмерного стремления местных властей полнее использовать свои конкурентные преимущества, ведущего к дезорганизации федеральной системы расселения и уничтожению экономических и психологических основ российской государственности) ввести:

– компенсационные отчисления из местных бюджетов в бюджеты вышестоящего уровня в размере возникающей дополнительной нагрузки для поддержания муниципалитетов и субъектов РФ, опустошаемых стремлением наиболее инвестиционных территорий к максимально возможному пополнению своего бюджета;

– оценки общероссийского ущерба от снижения рыночной цены рабочей силы в стране из-за привлечения неквалифицированной иностранной рабочей силы на работу в муниципальные предприятия с перечислением соответствующих сумм из местного бюджета в федеральный (отчисления на одного мигранта должны быть больше той величины заработной платы, при которой местные жители готовы идти на якобы непрестижные работы);

– дотации городам, улучшающим уровень человечности среды проживания своего населения за счет перемещения неэффективных здесь производств и организации оттока населения в малые города и сельскую местность.

Все это должно быть оговорено в ежегодно заключаемых договорах об эквивалентных взаимоотношениях предприятий и объединений бизнеса с местной властью; муниципалитетов – с субъектами РФ, субъектов РФ – с федеральным центром. В свою очередь заключение таких договоров должно иметь соответствующую нормативно-правовую базу федерального уровня.

Указанные договора необходимы в силу неизбежного отставания действующего законодательства от постоянно изменяющейся ситуации в отраслях и регионах. Необходимость этих договоров особенно усиливается из-за господствующей ныне ошибочной технологии мышления при разработке законов. В частности, тексты этих законов не ориентированы на конкретные типы ситуаций, присущие каждому типу правоотношений, что и делает наше законодательство разрушительным для будущего страны. А в рамках упомянутых договоров, утверждаемых в соответствующем порядке и получающих правовую силу, создается то правовое поле, которое необходимо для обеспечения принципов эквивалентности, социальной ответственности и нравственного ведения бизнеса.

ПРОГНОЗ

Естественно, что вышеизложенное не исчерпывает всех аспектов проблемы ГЧП, но оно является тем минимумом требований, без которого нельзя разработать и реализовать эффективную стратегию развития России до 2020 г., главной задачей которой является реальное учетверение производительности труда. Ведь только в этом случае можно будет безинфляционно утроить покупательную способность населения. Но для этого инвестиции в стране должны быть не менее 45–50% к ВВП, что реализуемо лишь при превращении России в самую инвестиционно привлекательную страну мира. А это вполне возможно, ибо только Россия благодаря своим размерам и географическому положению может обеспечивать такой эффект от системной организации, который позволит иметь стабильные (или даже снижающиеся) цены и тарифы. А это означает стабильность и прозрачность всех «правил игры» на рынке. У остальных стран (включая и США, и Китай, и Индию, и Бразилию) для обеспечения такой стабильности недостаточен территориальный ресурс. И созданию условий для безусловного решения задачи системной организации страны (и стабильности цен и тарифов) должна быть подчинена вся работа по оптимизации государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

Обеспечим системную организацию всех сторон общественной жизни – опровергнем распространенные рассуждения о рыхлости Российской Федерации и превратим Россию в реальный центр мировой цивилизации, с которым будут стремиться интегрироваться все ближние и не очень ближние страны-соседи. Ведь только при интеграции с Россией они смогут обеспечивать свое устойчивое социально-экономическое развитие.

Не обеспечим – оправдаем прогноз ЦРУ США и рассуждения украинских националистов о предстоящем распаде Российской Федерации. Третьего не дано.

Понятно, что рассмотренный комплексный подход к организации ГЧП предполагает соответствующую перестройку всего хозяйственного механизма. В первую очередь это относится к ценовой политике в России, где недопустимо применение мировых цен внутри страны, ибо здесь и так самый высокий в мире разрыв между стоимостью воспроизводства рабочей силой и ее рыночной ценой при развитых потребностях основной массы населения. А в такой ситуации ориентация на мировые цены приведет к еще большей разбалансированности страны по этим трем решающим параметрам, что сорвет все планы по ее стратегическому развитию. Поэтому внутри России и интегрирующихся с нею государств должны быть расчетные цены и тарифы по критерию максимума общего эффекта от оживления экономики благодаря занижению тарифов и цен, над прямым недополучением средств из-за такого занижения тарифов и цен (о чем неоднократно отмечалось в моих статьях в «ПЖ»).

В практическом плане сказанное означает, что необходимо срочно создать под единым научным руководством следующие рабочие группы:

1) по типовому договору об экономически эквивалентных взаимоотношениях бизнеса и местной власти, муниципалитета и субъекта РФ, субъекта РФ и Российской Федерации;

2) по разработке математических моделей предельной финансовой нагрузки на бизнес и население, тарифной политики; межрайонных моделей топливно-энергетического и водохозяйственного баланса; развитию сельского и лесного хозяйства и отраслей промышленности как основы для установления расчетных цен и тарифов;

3) по отработке организационных основ проведения государственной ценовой политики в России, в том числе для обеспечения процедур защиты бизнесом устанавливаемых цен;

4) по внесению необходимых в действующее законодательство и подготовке требуемых постановлений правительства (указов президента РФ).

При этом очень важно, чтобы федеральный центр как можно скорее дал сигнал обществу и бизнесу о своих намерениях обеспечивать принцип всеобщей эквивалентности взаимоотношений и об основных направлениях практической организации такой работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.038 с.)