Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каков эквивалент взаимодействия государства и бизнеса?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Два подхода Сегодня распространено мнение, что ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно-значимых проектов. В формально-системном плане такая формулировка может считаться допустимой. Но любое формально-системное определение процесса обязательно открывает дорогу безнравственному обеспечению этого процесса. Поэтому формально-системное определение любого процесса всегда должно сочетаться с формально-содержательным его определением, подчеркивающим качественные особенности данного процесса. В связи с этим предлагаю следующее определение: ГЧП – это нормативно-регулируемый процесс гармонизации взаимоотношений между властью, включая органы местного самоуправления, и бизнесом, с целью обеспечения все ускоряющегося здоровьесберегающего и нравственно укрепляющего экономического развития страны, при котором каждому сегодня должно быть выгодно лишь то, что завтра будет необходимо всем. Принципиальные отличия этих двух подходов по своей сущности и по своим последствиям понятны. Сегодня в России господствует первый (либерально-экономический) подход, ориентированный на обеспечение максимально возможной прибыли инвестора, особенно иностранного, при соблюдении российских интересов в той мере, в какой они защищены действующим законодательством. Предлагаемый комплексный подход к ГЧП с некоторой долей условности можно назвать экономико-географическим, ибо он ориентирован не только на повышение инвестиционной активности бизнеса, но и на настройку этой активности на соблюдение закономерностей географического разделения труда, размещения производительных сил, развития городов и их пригородов. Важно четко понимать, что при либеральном подходе территория страны – это совокупность существующих и потенциально возможных объектов недвижимости, которые необходимо скорее запустить в рыночный оборот на основе продажи в собственность и залога земли, и решать стоящие перед страной задачи, не вмешиваясь в проблему темпов экономического роста страны. При таком подходе соотношения в экономическом развитии регионов и муниципалитетов определяются результатом конкурентной борьбы региональных и муниципальных властей за инвестора (рынок сам все расставит по своим местам). А развитие неизбежно возникающих при этом депрессивных территорий должно обеспечиваться государством через льготное налогообложение и другие макроэкономические регуляторы. При этом инфляция рассматривается с позиций монетаризма, согласно которому борьба с инфляцией является прерогативой Минфина и Центрального банка. Следствием такого способа мышления современной власти является концентрация инвестиций в топливно-сырьевых и экологически грязных производствах, а также в жилищном строительстве, при сокращающемся использовании агроресурсного потенциала, продолжающемся износе основных фондов предприятий. Одновременно происходит стягивание экономической активности в немногое число городов и их агломераций, с ускоренным нравственным разложением, генетическим и интеллектуальным вырождением подавляющей части населения страны. Последнее обусловлено двумя причинами. Во-первых, все нарастающей бесчеловечностью среды проживания как в переуплотненных крупных и крупнейших городах, так и в опустошаемых ими остальных муниципалитетах. Во-вторых, общей направленностью созданного в России хозяйственного механизма, при котором экономически невыгодно и физически опасно быть порядочным человеком. При экономико-географическом подходе ситуация иная. Территория страны является всеобщим условием для осуществления всех видов деятельности, от сочетания которых в каждой точке зависит суммарная ресурсоемкость российской экономики, ее эффективность и конкурентоспособность. Поэтому сначала необходимо установить для каждой местности наиболее эффективные направления ее использования (с учетом поддержания относительно человечной среды проживания); затем, выявив возможные рычаги настройки поведения бизнеса, населения и местной власти на ускоренное развитие отобранных производств, обеспечить получение взаимоувязанных числовых значений этих рычагов и только после этого запускать территорию в рыночный оборот, да и то на правах аренды с залогом продукции с земли. Понятно, что Россия может процветать только при втором подходе. При этом важно иметь в виду, что, если инвестора не устраивает аренда земли на 49 лет – значит, он руководствуется низменными интересами. Другое дело, что необходимы безусловные гарантии надежности права аренды, ибо при действующем имущественном законодательстве надежной является аренда только такой земли, на которой трава не растет и нельзя даже сарай построить. При экономико-географическом подходе главное – не отдельные инвестиционные проекты и отдельные прорывные технологии, а выявление и поддержание ключевых параметров, обеспечивающих минимально необходимую пространственную геополитически-социо-эколого-экономическую сбалансированность страны, при которой может быть обеспечено ее устойчивое развитие. И ГЧП должно быть построено таким образом, чтобы бизнесу и местной власти было бы выгодно ежегодно повышать свой вклад в ускоренное достижение такой сбалансированности всей страны. Соответственно иное отношение и к инфляции, являющейся результатом и индикатором внутрисистемной разбалансированности страны. Поэтому нельзя близко подпускать к проблеме инфляции Минфин и Центробанк – своим монетарным способом мышления они лишь усилят внутрисистемную разбалансированность страны и повысят инфляцию. Инфляцию можно снизить только повышением указанной сбалансированности, а для этого в структуре управления страной должен быть государственный орган, отвечающий за системную оптимизацию всех сторон общественной жизни страны в отраслевом и территориальном разрезе на основе многоуровневой системы научно-технического, геополитического, экологического, генетического, социально-психологического, социо-культурного, демографического, градостроительного, экономико-географического и экономического прогнозирования. Только при такой системе прогнозирования можно реализовать принцип взаимодействия власти и бизнеса по принципу саморегулирования, при котором функция выполняется, а оргструктуры нет. Понятно, что это единственная возможность снижать социальную базу коррупции и обеспечивать эффективную борьбу с коррупцией. Критерий управления – эффективность Максимальное укрепление материально-технической и кадровой базы всех отраслей экономики (а не только наращивание приоритетных отраслей) на основе превращения России в самую инвестиционно-привлекательную страну мира, при повсеместном поддержании относительно человечной среды проживания населения по принципу эквивалентности взаимоотношений бизнеса, власти и населения – вот та научная основа, на которой должна базироваться организация ГЧП в Российской Федерации. Но обеспечить реализацию принципа эквивалентности можно только при безусловной личной материальной ответственности каждого за принятые и своевременно не принятые решения, что делает экономически невыгодным и этически опасным не быть порядочным человеком. А для этого власть должна обеспечивать баланс между требованиями к бизнесу и его возможностями соблюдать эти требования, не нарушая процесс эффективного воспроизводства своей материально-технической и кадровой базы и не ухудшая свое положение на рынке инвестиций, получения сырья, полуфабрикатов и сбыта готовой продукции. Что же для этого следует изменить в действующем законодательстве? Такие изменения должны идти по четырем направлениям: 1) узаконивание системы критериев эффективности принятия решений и ответственности за их несоблюдение; 2) настройка интересов бизнеса на многократный рост инвестиционной активности в соответствии с закономерностями географического разделения труда, размещения производительных сил и развития городов и систем расселения, при одновременной защите бизнеса от эгоизма населения и властей всех уровней; 3) защита населения от эгоизма бизнеса; 4) защита населения от эгоизма местной власти. По первому направлению необходимо узаконить следующую систему критериев эффективности принимаемых управленческих решений: – критерий эффективного управления Российской Федерацией, ее субъектом и муниципалитетом – максимум роста нравственного, генетического и интеллектуального потенциала населения при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики; – критерий эффективности экономической политики власти – максимум темпов экономического роста при соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой местности в согласованном диапазоне; – критерий эффективности бизнес-плана предприятий – максимум прибыли предприятия при определении его суммарных издержек по оценкам замыкающих затрат на потребление ресурсов в данной местности и соблюдении хода экологических и социальных процессов в согласованном с муниципалитетом диапазоне; – критерий эффективности налоговой политики в стране – максимум расширения налогооблагаемой базы в следующем периоде при недопущении общей массы собираемых налогов меньше, чем в отчетном периоде, с учетом принятого темпа роста ВВП на данный год и при стимулировании снижения суммарной ресурсоемкости производимой продукции; – критерий эффективности таможенной политики – максимум прироста налогооблагаемой базы отечественного производства в следующем году при минимальной стоимости потребительской корзины в текущем году; – критерий эффективности финансовой политики – минимум стоимости потребительской корзины при оптимальной доступности отечественного коммерческого кредита для предприятий, в т.ч. для приобретения иностранной валюты по ставкам, ниже ставок зарубежных банков; – критерий эффективности тарифной политики – максимум превышения суммарных бюджетных поступлений от оживления экономики благодаря занижению тарифов над прямым недополучением средств из-за такого занижения тарифов; – критерий эффективности стратегии социально-экономического развития России – минимум потребности страны в инвестициях для учетверения роста производительности труда в стране и доведения средней заработной платы до 10 потребительских корзин (при сокращении числа рабочих мест и населения во всех крупных городах на 25–30%; при недопущении сокращения абсолютной численности сельского населения и при сохранении всех сельских населенных пунктов, располагающих возможностями для производства экологически чистой продукции сельского хозяйства, для развития иностранного и отечественного туризма, для строительства и эксплуатации линейных объектов инфраструктуры, для ведения заповедного дела, экологического, гидрометеорологического, сейсмического и прочего мониторинга). По второму направлению следует ввести: – в каждом муниципалитете согласованные перечни наиболее эффективных здесь типов производств, на которые распространяется режим наибольшего федерального, регионального и муниципального благоприятствия. Рычагом стимулирования инвестиционной привлекательности данной территории и настройки этой активности может быть принцип «каждый пятый рубль государственный» для реализации наиболее эффективных на данной территории объектов (с учетом их потребностей в развитии инфраструктуры и сырьевой базы) в непривлекательных для бизнеса малых городах и в сельской местности; – принцип регрессивного налогообложения (насколько инвестор увеличил налогооблагаемую базу данного муниципалитета – прибыль плюс заработная плата и стоимость имущества, настолько ему снижаются все налоги, включая ЕСН) для перечня наиболее эффективных новых и расширяемых производств. А для остальных предприятий промышленности и сельского хозяйства – принцип частично-регрессивного налогообложения (в течение текущего года внесение налогов по прошлому году, а по итогам года перерасчет по указанной выше схеме: насколько увеличил свою налогооблагаемую базу, включая зарплату и стоимость имущества, настолько снижаются все налоги; насколько уменьшил свою налогооблагаемую базу – настолько увеличиваются все налоги); – возмещение государством процентной ставки за кредит для нового строительства или технического перевооружения производства до уровня 50% от рентабельности данного вида деятельности; – полное освобождение от налогов той части прибыли, которая идет на: а) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и внедрение новой техники; б) повышение комплексности использования сырья и отходов; в) содержание объектов профессионально-технического обучения молодежи с достойной оплатой труда преподавателей (минимум на 1/3 выше заработка в соответствующих цехах предприятия) и достойной стипендией хорошо обучающимся (минимум 60% от заработка работника первого разряда); г) строительство и содержание объектов социальной сферы, стимулирование укрепления семьи, повышения рождаемости и снижения смертности, поддержку ветеранов и т.п.; д) разработку проектов реконструкции предприятий с созданием своих филиалов в малых городах и в сельской местности и привлечение туда квалифицированной рабочей силы из крупного города или его пригородов; е) функционирование системы прогнозирования и ее информационного обеспечения, включая все виды мониторинга: – обязательность установления в каждом муниципалитете предельного уровня фискальной и прочей финансовой нагрузки на предприятия и объединения бизнеса, дифференцируемых в зависимости от их вклада в социально-экономическое развитие данного муниципалитета (включая использование своей прибыли для его развития, а не для развития других территорий страны или других стран); – регламент проведения контрольных проверок и сдачи отчетной информации, отвечающий интересам бизнеса, местного самоуправления и государства, с установлением штрафных санкций к контролирующим органам за нарушение этого регламента. По третьему направлению (защита страны от эгоизма бизнеса) ввести: – разработку бизнес-планов на основе ежегодно утверждаемых оценок замыкающих затрат на прирост потребления местных и привозных ресурсов, включая рабочую силу) и услуг инфраструктуры в соответствующем муниципалитете (за привозную рабочую силу плата больше на величину экономической, экологической и социально-психологической нагрузки на территорию данного муниципалитета); – создание фонда социального развития предприятия; – квот на минимально необходимые поставки экспортируемых товаров для внутреннего потребления по федеральным округам; – квот на минимально-допустимый уровень комплексности переработки добываемого (заготавливаемого) сырья, отходов и побочной продукции; – процедуры защиты бизнесом своих намерений повысить цены (по примеру ФРГ) и нахождения компромисса между бизнесом и властью по принципу экономической эквивалентности для недопущения роста цен; – жесточайшую персональную ответственность собственников предприятий, особенно приватизированных, за превышение 4-летнего срока службы оборудования, определяющего производительность труда и ресурсоемкость производимой продукции; за недостаточное ее качество и за ежегодный рост производительности труда менее 15%; за сокращение суммарного фонда оплаты труда на предприятии в связи с увольнением работников; – оценки общероссийского ущерба от снижения рыночной цены рабочей силы в стране из-за привлечения бизнесом неквалифицированной иностранной рабочей силы с перечислением соответствующих сумм из прибыли в федеральный бюджет. Эти платежи за каждого мигранта должны быть в полтора раза больше заработной платы отечественного работника, которая должна быть не менее 10 потребительских корзин в данной местности; – компенсационные платежи в федеральный бюджет предприятий, не обеспечивающих достаточное снижение себестоимости производства и эксплуатации машин и оборудования в расчете на единицу полезности с учетом срока службы (это снижение должно быть не меньше роста себестоимости от ускоренной амортизации основных фондов); – запрет на перепродажу приватизированных предприятий, кроме как государству по приватизационной цене, с учетом ухудшения (улучшения) качества техники и рабочей силы на данном предприятии с момента приватизации; – бизнес-максимумы на величину заработной платы (пока существует плоская шкала подоходного налога) руководителей холдингов, корпораций, предприятий и их подразделений (с учетом премий) в размере стоимости 50 потребительских корзин, при минимальной заработной плате не менее 6 потребительских корзин (при условии реализации всех указанных выше стимулов ведения эффективного бизнеса); – гигантские штрафы за отказ предприятия (под видом коммерческой тайны) предоставлять в соответствии с утвержденной информационной технологией взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования в стране отчетные и расчетные данные о фактическом и прогнозируемом потреблении на 1 работающего и на 1000 руб. валовой продукции местных градостроительных ресурсов, материальных ресурсов местного и межрайонного значения. По четвертому направлению (в целях защиты страны от чрезмерного стремления местных властей полнее использовать свои конкурентные преимущества, ведущего к дезорганизации федеральной системы расселения и уничтожению экономических и психологических основ российской государственности) ввести: – компенсационные отчисления из местных бюджетов в бюджеты вышестоящего уровня в размере возникающей дополнительной нагрузки для поддержания муниципалитетов и субъектов РФ, опустошаемых стремлением наиболее инвестиционных территорий к максимально возможному пополнению своего бюджета; – оценки общероссийского ущерба от снижения рыночной цены рабочей силы в стране из-за привлечения неквалифицированной иностранной рабочей силы на работу в муниципальные предприятия с перечислением соответствующих сумм из местного бюджета в федеральный (отчисления на одного мигранта должны быть больше той величины заработной платы, при которой местные жители готовы идти на якобы непрестижные работы); – дотации городам, улучшающим уровень человечности среды проживания своего населения за счет перемещения неэффективных здесь производств и организации оттока населения в малые города и сельскую местность. Все это должно быть оговорено в ежегодно заключаемых договорах об эквивалентных взаимоотношениях предприятий и объединений бизнеса с местной властью; муниципалитетов – с субъектами РФ, субъектов РФ – с федеральным центром. В свою очередь заключение таких договоров должно иметь соответствующую нормативно-правовую базу федерального уровня. Указанные договора необходимы в силу неизбежного отставания действующего законодательства от постоянно изменяющейся ситуации в отраслях и регионах. Необходимость этих договоров особенно усиливается из-за господствующей ныне ошибочной технологии мышления при разработке законов. В частности, тексты этих законов не ориентированы на конкретные типы ситуаций, присущие каждому типу правоотношений, что и делает наше законодательство разрушительным для будущего страны. А в рамках упомянутых договоров, утверждаемых в соответствующем порядке и получающих правовую силу, создается то правовое поле, которое необходимо для обеспечения принципов эквивалентности, социальной ответственности и нравственного ведения бизнеса. ПРОГНОЗ Естественно, что вышеизложенное не исчерпывает всех аспектов проблемы ГЧП, но оно является тем минимумом требований, без которого нельзя разработать и реализовать эффективную стратегию развития России до 2020 г., главной задачей которой является реальное учетверение производительности труда. Ведь только в этом случае можно будет безинфляционно утроить покупательную способность населения. Но для этого инвестиции в стране должны быть не менее 45–50% к ВВП, что реализуемо лишь при превращении России в самую инвестиционно привлекательную страну мира. А это вполне возможно, ибо только Россия благодаря своим размерам и географическому положению может обеспечивать такой эффект от системной организации, который позволит иметь стабильные (или даже снижающиеся) цены и тарифы. А это означает стабильность и прозрачность всех «правил игры» на рынке. У остальных стран (включая и США, и Китай, и Индию, и Бразилию) для обеспечения такой стабильности недостаточен территориальный ресурс. И созданию условий для безусловного решения задачи системной организации страны (и стабильности цен и тарифов) должна быть подчинена вся работа по оптимизации государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Обеспечим системную организацию всех сторон общественной жизни – опровергнем распространенные рассуждения о рыхлости Российской Федерации и превратим Россию в реальный центр мировой цивилизации, с которым будут стремиться интегрироваться все ближние и не очень ближние страны-соседи. Ведь только при интеграции с Россией они смогут обеспечивать свое устойчивое социально-экономическое развитие. Не обеспечим – оправдаем прогноз ЦРУ США и рассуждения украинских националистов о предстоящем распаде Российской Федерации. Третьего не дано. Понятно, что рассмотренный комплексный подход к организации ГЧП предполагает соответствующую перестройку всего хозяйственного механизма. В первую очередь это относится к ценовой политике в России, где недопустимо применение мировых цен внутри страны, ибо здесь и так самый высокий в мире разрыв между стоимостью воспроизводства рабочей силой и ее рыночной ценой при развитых потребностях основной массы населения. А в такой ситуации ориентация на мировые цены приведет к еще большей разбалансированности страны по этим трем решающим параметрам, что сорвет все планы по ее стратегическому развитию. Поэтому внутри России и интегрирующихся с нею государств должны быть расчетные цены и тарифы по критерию максимума общего эффекта от оживления экономики благодаря занижению тарифов и цен, над прямым недополучением средств из-за такого занижения тарифов и цен (о чем неоднократно отмечалось в моих статьях в «ПЖ»). В практическом плане сказанное означает, что необходимо срочно создать под единым научным руководством следующие рабочие группы: 1) по типовому договору об экономически эквивалентных взаимоотношениях бизнеса и местной власти, муниципалитета и субъекта РФ, субъекта РФ и Российской Федерации; 2) по разработке математических моделей предельной финансовой нагрузки на бизнес и население, тарифной политики; межрайонных моделей топливно-энергетического и водохозяйственного баланса; развитию сельского и лесного хозяйства и отраслей промышленности как основы для установления расчетных цен и тарифов; 3) по отработке организационных основ проведения государственной ценовой политики в России, в том числе для обеспечения процедур защиты бизнесом устанавливаемых цен; 4) по внесению необходимых в действующее законодательство и подготовке требуемых постановлений правительства (указов президента РФ). При этом очень важно, чтобы федеральный центр как можно скорее дал сигнал обществу и бизнесу о своих намерениях обеспечивать принцип всеобщей эквивалентности взаимоотношений и об основных направлениях практической организации такой работы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.013 с.) |