Кумертауский институт экономики и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кумертауский институт экономики и права



КУМЕРТАУСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор КИЭП Сухочев В.И.

«»_______________ 200_ г.

_____________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

 

«Финансы»

 

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»

 

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель Камская Е.И.

 

 

Кумертау 2007 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Место дисциплины в учебном процессе.

2. Цель и задачи курса

3. Требования к уровню освоения содержания курса

4. Учет межпредметных связей

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

6. Содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий

6.2. Содержание разделов дисциплины.

7. Учебно- методическое обеспечение дисциплины

7.1. Литература

7.2. Методические рекомендации преподавателям

по организации изучения дисциплины.

7.3. Методические указания по организации семинарских занятий

7.4. Методические указания по организации самостоятельной работы

8. Организация итоговой аттестации.

8.1. Рекомендации по проведению итоговой аттестации.

8.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков.

8.3. Вопросы к экзамену

 

1. Место дисциплины в учебном процессе.

Финансы - одна из специальных дисциплин обще профессиональной подготовки специалистов по бухгалтерскому учёту и аудиту в системе высшего профессионального образования.

Финансы являются особой частью экономических отношений. Они опосредуют процесс общественного воспроизводства. Сущность финансов, характер финансовых отношений играют огромную роль в экономических процессах любого государства, так как финансы являются инструментом, при помощи которого государство выполняет свои функции и задачи.

 

2. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Финансы» является формирование у студентов теоретических знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государ­ства и субъектов хозяйственной деятельности.

Задачи дисциплины:

- выявить сущность финансов и их место в экономике;

- дать характеристику финансовой системе;

- рассмотреть функционирование звеньев финансовой системы и их взаимосвязь.

3. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты специальности «Бухгалтерский учет и аудит» по результатам освоения дисциплины должны:

· иметь представление об организации и функционирования финансовой системы страны в це­лом и отдельных ее сфер и звеньев; о тен­денциях развития государственных и муниципальных финансов, страхова­ния, финансов экономических субъектов;

· уметь использо­вать полученные знания в практической деятельности;

· обладать навыками самостоятельного изучения и анализа новых теоретических разработок в области финансов, нормативных право­вых документов и статистических материалов по финансовым вопросам.

4. Связь с другими дисциплинами

Преподавание финансов осуществляется с учетом экономических знаний студентов. Данная учебная дисциплина включена в систему межпредметных связей экономического профиля и отражает свой предмет и объект изучения с позиции его значимости для будущей профессиональной деятельности специалистов. Особую значимость имеет обеспечение межпредметных связей финансов с бухгалтерским учётом, аудитом, налогами и налогообложением, экономикой организации, финансовым менеджментом.

Курс рассчитан на 34 часа лекций, 17 часов семинарских занятий.

Данная рабочая программа содержит краткие методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы, подготовке к семинарским занятиям, методические рекомендации преподавателям по изучению дисциплины.

 

5. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы   Всего часов   Семестры
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля   Экзамен    

6.Содержание дисциплины.

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий

  № п/п   Название разделов и тем Общая трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельное изуч. тем
Всего В том числе
Лек-ции Семи-нары
ВВЕДЕНИЕ: Предмет и задачи учебной дисципли­ны «Финансы»       - -
РАЗДЕЛ 1. Понятие финансов и управление ими          
1. Финансы как экономическая категория       - -
2. Финансовая система          
3. Использование финансов в общественном воспроизводстве          
4. Финансовая политика          
5. Управление финансами          
6. Финансовое планирование и прогнозирование          
7. Финансовый контроль          
РАЗДЕЛ 2. Финансы экономических субъектов          
8. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности          
9. Финансы коммерческих организаций          
10. Финансы некоммерческих организаций       -  
11. Особенности организации финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний и др. финансово-кредитных институтов   - - -  
12. Финансы субъектов хозяйствования без образования юр. лица   - - -  
РАЗДЕЛ 3. Государственные и муниципальные финансы          
13. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов          
14. Госбюджет как экономическая категория          
15. Бюджетное устройство и бюджетный процесс          
16. Государственный и муниципальный кредит       -  
17. Внебюджетные фонды   - - -  
РАЗДЕЛ 4. Роль финансов в развитии общества       -  
18. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу       -  
19. Роль финансов в развитии международного сотрудничества   - - -  
РАЗДЕЛ 5. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах   - - -  
20. Финансовая система США - - - -  
21. Финансовая система ФРГ - - - -  
22. Финансовая система Великобритании - - - -  
23. Финансовая система Франции - - - -  
24. Финансовая система Японии - - - -  
Всего:          
                 

6..2. Содержание разделов дисциплины

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи учебной дисциплины "Финансы"

Наука о финансах как специализированный раздел экономической нау­ки. Финансовые отношения как объект изучения, их роль в развитии общест­ва. Учение о воспроизводстве и государстве - теоретическая основа учения о финансах

Применение диалектического метода в финансовой науке. Исследова­ние финансовых отношений в их развитии и взаимосвязи. Единство теории и практики, исторического и логического подхода при изучении финансовых отношений.

Финансы как учебная дисциплина, ее связь с другими дисциплинами Задачи учебной дисциплины «Финансы» в подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы, налоговых органов.

Лекционное занятие (1 час)

1. Наука о финансах как раздел экономической науки

2. Финансы как учебная дисциплина

РАЗДЕЛ 1. Понятие финансов и управление ими

Тема 1. Финансы как экономическая категория

Сущность финансов. Финансы - экономическая категория товарного производства. Денежный характер финансовых отношений. Место финансов в системе товарно-денежных отношений. Границы финансов в сфере товар­но-денежных отношений. Специфические признаки финансов. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Определение финансов.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в про­цессе стоимостного распределения. Финансовый и ценовой методы распре­деления стоимости; их общие черты и отличия. Финансы и заработная плата, их взаимодействие. Общее и особенное в функционировании финансов и кредита в распределительном процессе.

Необходимость финансов в условиях товарного производства. Причины, порождающие функционирование финансов. Фонды денежных средств как основная форма удовлетворения общественных, потребностей, их осо­бенности. |

Содержание финансов; виды финансовых отношений. Появление новых видов финансовых отношений в условиях рынка.

Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. Объекты и субъекты финансового распределения, его виды. Контрольная функция финансов, ее содержание. Проявление контрольной функции в распределительном процессе. Финансовая информация как инструмент реализации контрольной функ­ции; специфика финансовых показателей. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций. Развитие функций финансов в условиях рыночного хозяйства.

Лекционное занятие (3 часа)

1. Финансы как экономическая категория товарного производства

2. Понятие и содержание финансов

3. Необходимость финансов в условиях товарного производства

4. Содержание финансов

5. Функции финансов

Тема 2. Финансовая система

Понятие финансовой системы. Сферы финансовой системы: финансы экономических субъектов, страхование, государственные и муниципальные финансы. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. Классифика­ционные признаки формирования звеньев финансовой системы. Противоре­чия в составе и структуре финансовой системы.

Уровни финансовой системы: финансовая система страны, финансовые системы отдельных территориальных образований. Взаимосвязь сфер: звень­ев и уровней финансовой системы.

Становление и развитие финансовой системы РФ. Появление новых звеньев финансовой системы в период рыночных преобра­зований.

Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Понятие и структура финансовой системы

2. Уровни финансовой системы

Семинарское занятие (1 час)

Тема семинара: «Финансовая система»

Доклад «Становление и развитие финансовой системы РФ»

Вопросы для обсуждения:

1. Появление новых звеньев финансовой системы РФ в период рыночных преобра­зований.

2. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ.

 

Тема 4. Финансовая политика

Содержание, значение и задачи финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика. Функциональный, целевой и территориальный аспекты финансовой политики. Взаимосвязь финансовой политики и экономики. Усиление влияния финансовой политики на экономическую и социальную жизнь общества. Научный подход к выработке финансовой политики, его ос­новные требования. Понятие результативности финансовой политики, фак­торы, влияющие на ее результативность. Показатели эффективности финан­совой политики.

Условия, необходимые для успешной реализации финансовой полити­ки. Связь финансовой политики и права. Значение нормативно-правовой ба­зы для обеспечения эффективной финансовой политики. Правовые акты в области финансов, необходимость их совершенствования.

Финансовая политика России на современном этапе развития. Недос­татки финансовой политики. Финансовое положение страны как основа для выработки финансовой политики. Стратегия и тактика финансовой политики в условиях рынка.

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой поли­тики. Понятие финансового механизма, его структура. Требования, предъяв­ляемые к финансовому механизму. Изменение финансового механизма под воздействием изменения условий хозяйствования. Направления совершенст­вования финансового механизма в современных условиях.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Понятие и задачи финансовой политики

2. Финансовая стратегия и тактика

3. Результативность финансовой политики

Семинарское занятие (1 час)

Тема семинара: «Финансовая политика»

Доклад «Финансовая политика РФ на современном этапе»

Вопросы для обсуждения:

1. Недос­татки финансовой политики РФ

2. Финансовое положение страны как основа для выработки финансовой политики

3. Стратегия и тактика финансовой политики РФ на современном этапе.

Самостоятельное изучение (2 часа)

1. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

2. Понятие финансового механизма, его структура.

3. Изменение финансового механизма под воздействием изменения условий хозяйствования

4. Совершенст­вования финансового механизма в современных условиях

Тема 5. Управление финансами

Общее понятие об управлении финансами. Объекты и субъекты управ­ления. Функциональный, правовой и организационный аспекты в управлении финансами. Роль нормативных актов в управлении финансами. Региональ­ный аспект управления, его значение в условиях рынка. Права хозяйствую­щих субъектов в управлении финансовыми ресурсами.

Органы управления финансами, их функции. Понятие финансового ап­парата, его составные части. Система финансовых органов, ее структура, права и обязанности отдельных подразделений. Повышение роли региональ­ных и местных финансовых органов в условиях демократизации управления. Министерство финансов Российской Федерации, его структура и функции. Федеральное казначейство МФ РФ, его функции. Значение Федеральной налоговой службы РФ и её органов на местах. Функции органов страхового надзора. Повышение требова­ний к квалификации и компетентности работников финансовых и налоговых органов, а также специалистов финансовых подразделений экономических субъектов в условиях рыночной экономики.

Автоматизированные системы управления финансами, их значение. Необходимость более широкого использования финансовым аппаратом экономико-математических методов в управлении финансами. Работа на персональных компьютерах. Освоение прикладных систем и программ выполнения финансовых расчетов на персональных компьютерах.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Понятие и принципы управления финансами

2. Понятие и структура финансового аппарата

Семинарское занятие (2 часа)

Тема семинара: «Управление финансами»

Доклад «Органы управления финансами в РФ»

Вопросы для обсуждения:

1. Министерство финансов Российской Федерации, его структура и функции

2. Федеральное казначейство МФ РФ, его функции

3. Значение Федеральной налоговой службы РФ и её органов на местах

4. Органы страхового надзора, их функции

5. Требова­ния к квалификации и компетентности работников финансовых, налоговых органов, специалистов финансовых подразделений экономических субъектов

Самостоятельное изучение (1 час)

1. Автоматизированные системы управления финансами, их значение

2. Необходимость использования эко­номико-математических методов в управлении финансами

Тема 6. Финансовое планирование и прогнозирование

Содержание, значение и задачи финансового планирования. Изменение содержания, методологии и методов финансового планирования в условиях рыночной экономики.

Методы финансового планирования (нормативный, коэффициентный и др.). Необходимость и важность программно-целевого финансового планирования.

Финансовое прогнозирование, сфера его применения. Виды финансо­вых прогнозов, их временной и организационный аспекты. Значение финан­совых прогнозов.

Балансовый метод, его требования. Необходимость и значение матери­ально-финансовой сбалансированности, способы ее достижения в процессе финансового планирования. Развитие территориального финансового планирования. Методы расчетов финансовых показателей. Финансовые планы. Ха­рактеристика отдельных видов финансовых планов.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Содержание и задачи финансового планирования

2. Виды финансовых планов

3. Методы финансового планирования

Семинарское занятие (1 час)

Тема семинара: «Финансовое планирование»

Доклад «Методы финансового планирования»

Вопросы для обсуждения:

1. Матери­ально-финансовая сбалансированности: необходимость, значение, способы ее достижения в процессе финансового планирования

2. Развитие территориального финансового плани­рования

3. Методы расчетов финансовых показателей

Самостоятельное изучение (1 час)

1. Финансовое прогнозирование: значение, сферы применения

2. Виды финансо­вых прогнозов

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Специфика финансо­вого контроля. Объекты и область применения финансового контроля. Зада­чи финансового контроля, его роль в эффективном использовании матери­альных, трудовых и денежных ресурсов.

Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их харак­теристика. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их права и обя­занности. Специфика контроля для обеспечения своевременной и полной мо­билизации и эффективного использования финансовых ресурсов. Перестрой­ка финансового контроля в условиях перехода к рынку.

Государственный финансовый контроль, его значение в рыночной эко­номике. Налоговый контроль, его особенности. Бюджетный контроль, его специфика. Внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Финансовые санкции, их виды и классификация. Правовая база применения финансовых санкций, ее совершенствование. Обоснованность финан­совых санкций.

Понятие аудиторского финансового контроля, его значение. Опыт функционирования отечественных аудиторских организаций.

Перспективы развития финансового контроля. Повышение роли государственного финансового контроля. Развитие и совершенствование налого­вого и аудиторского контроля.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Содержание и значение финансового контроля

2. Организация финансового контроля: виды и формы

Семинарское занятие (1 час)

Тема семинара: «Финансовый контроль в РФ»

Доклад «Государственный финансовый контроль в РФ»

Вопросы для обсуждения:

1. Значение государственного финансового контроля

2. Налоговый контроль в РФ, особенности, развитие, совершенствование

3. Бюджетный контроль, его специфика

4. Повышение роли госу­дарственного финансового контроля

Самостоятельное изучение (2 часа)

1. Финансовые санкции, их виды и классификация

2. Правовая база приме­нения финансовых санкций, ее совершенствование

3. Обоснованность финан­совых санкций

4. Аудиторский финансовый контроль: понятие, значение.

5. Опыт функционирования отечественных аудиторских организаций

Рекомендации по проведению итоговой аттестации

Формой итоговой аттестации по дисциплине «Финансы» является экзамен. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов. Для подготовки к ответу студенту предоставляется 20 минут. Оценки за экзамен выставляются по пятибалльной системе.

Вопросы к экзамену

1. Понятие и сущность финансов.

2. Функции финансов.

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

4. Понятие и уровни финансовой системы.

5. Финансовая система РФ.

6. Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой.

7. Финансы в общественном воспроизводственном процессе.

8. Источники и виды финансовых ресурсов.

9. Финансовый рынок: понятие, структура.

10. Государственное регулирование экономики.

11. Классификация финансовых стимулов, их характеристика.

12. Финансовая политика: понятие, задачи, показатели эффективности.

13. Финансовый механизм: понятие, структура.

14. Понятие управления финансами.

15. Минфин РФ: структура, функции.

16. Федеральное казначейство: цель создания, функции.

17. Федеральная налоговая служба РФ.

18. Финансовый аппарат предприятий.

19. Финансовое планирование: содержание, задачи.

20. Методы планирования.

21. Виды финансового планирования.

22. Значение разгосударствления собственности и приватизации предприятий

23. Сущность и виды финансового контроля.

24. Органы финансового контроля.

25. Принципы организации финансов организаций.

26. Финансовые ресурсы коммерческих организаций.

27. Роль финансов в кругообороте производственных фондов.

28. Принципы распределения и использования прибыли.

29. Финансовые ресурсы некоммерческой организации.

30. Финансовый механизм бюджетных учреждений.

31. Смета доходов и расходов.

32. Налогообложение предпринимательской деятельности граждан.

33. Методы формирования страхового фонда и его использование.

34. Формы и виды страхования.

35. Государственное социальное страхование, его принципы.

36. Внебюджетные фонды: понятие, признаки, необходимость создания, классификация

37. Социальное страхование при временной нетрудоспособности.

38. Медицинское страхование.

39. Формы и виды социальной защиты.

40. Пенсионный фонд РФ.

41. Негосударственное пенсионное страхование.

42. Классификация государственных финансов.

43. Роль налогов в перераспределении национального дохода.

44. Сущность государственного бюджета.

45. Межбюджетные отношения.

46. Бюджетный процесс.

47. Бюджетное устройство.

48. Государственные доходы и их классификация.

49. Налоги, как основа государственных доходов.

50. Сущность госкредита и его функции.

51. Классификация кредита.

52. Управление государственным и муниципальным долгом.

53. Методы погашения госзаймов.

54. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, фор­мы покрытия, последствия

55. Влияние инфляции на финансовое положение страны.

56. Воздействие финансов на рост жизненного уровня населения.

57. Роль финансов в подготовке трудовых ресурсов.

58. Финансовые способы регулирования структуры экспортно-импортных операций.

59. Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон.

60. Влияние ры­чагов финансового регулирования на струк­туру общественного производства.

61. Финансовые методы привлечения иностранного капитала.

62. Международные финансовые фонды

63. Использование средств международных финансовых фондов для развития России.

64. Финансовая система США.

65. Финансовая система ФРГ.

66. Финансовая система Франции.

67. Финансовая система Великобритании.

68. Финансовая система Японии.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Финансы и кредит»

(протокол №_____ от _____________________)

 

Рекомендовано Методическим советом Института

(протокол №_____ от _____________________)

 

КУМЕРТАУСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор КИЭП Сухочев В.И.

«»_______________ 200_ г.

_____________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

 

«Финансы»

 

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»

 

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель Камская Е.И.

 

 

Кумертау 2007 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Место дисциплины в учебном процессе.

2. Цель и задачи курса

3. Требования к уровню освоения содержания курса

4. Учет межпредметных связей

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

6. Содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий

6.2. Содержание разделов дисциплины.

7. Учебно- методическое обеспечение дисциплины

7.1. Литература

7.2. Методические рекомендации преподавателям

по организации изучения дисциплины.

7.3. Методические указания по организации семинарских занятий

7.4. Методические указания по организации самостоятельной работы

8. Организация итоговой аттестации.

8.1. Рекомендации по проведению итоговой аттестации.

8.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков.

8.3. Вопросы к экзамену

 

1. Место дисциплины в учебном процессе.

Финансы - одна из специальных дисциплин обще профессиональной подготовки специалистов по бухгалтерскому учёту и аудиту в системе высшего профессионального образования.

Финансы являются особой частью экономических отношений. Они опосредуют процесс общественного воспроизводства. Сущность финансов, характер финансовых отношений играют огромную роль в экономических процессах любого государства, так как финансы являются инструментом, при помощи которого государство выполняет свои функции и задачи.

 

2. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Финансы» является формирование у студентов теоретических знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государ­ства и субъектов хозяйственной деятельности.

Задачи дисциплины:

- выявить сущность финансов и их место в экономике;

- дать характеристику финансовой системе;

- рассмотреть функционирование звеньев финансовой системы и их взаимосвязь.

3. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты специальности «Бухгалтерский учет и аудит» по результатам освоения дисциплины должны:

· иметь представление об организации и функционирования финансовой системы страны в це­лом и отдельных ее сфер и звеньев; о тен­денциях развития государственных и муниципальных финансов, страхова­ния, финансов экономических субъектов;

· уметь использо­вать полученные знания в практической деятельности;

· обладать навыками самостоятельного изучения и анализа новых теоретических разработок в области финансов, нормативных право­вых документов и статистических материалов по финансовым вопросам.

4. Связь с другими дисциплинами

Преподавание финансов осуществляется с учетом экономических знаний студентов. Данная учебная дисциплина включена в систему межпредметных связей экономического профиля и отражает свой предмет и объект изучения с позиции его значимости для будущей профессиональной деятельности специалистов. Особую значимость имеет обеспечение межпредметных связей финансов с бухгалтерским учётом, аудитом, налогами и налогообложением, экономикой организации, финансовым менеджментом.

Курс рассчитан на 34 часа лекций, 17 часов семинарских занятий.

Данная рабочая программа содержит краткие методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы, подготовке к семинарским занятиям, методические рекомендации преподавателям по изучению дисциплины.

 

5. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы   Всего часов   Семестры
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля   Экзамен    

6.Содержание дисциплины.

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий

  № п/п   Название разделов и тем Общая трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельное изуч. тем
Всего В том числе
Лек-ции Семи-нары
ВВЕДЕНИЕ: Предмет и задачи учебной дисципли­ны «Финансы»       - -
РАЗДЕЛ 1. Понятие финансов и управление ими          
1. Финансы как экономическая категория       - -
2. Финансовая система          
3. Использование финансов в общественном воспроизводстве          
4. Финансовая политика          
5. Управление финансами          
6. Финансовое планирование и прогнозирование          
7. Финансовый контроль          
РАЗДЕЛ 2. Финансы экономических субъектов          
8. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности          
9. Финансы коммерческих организаций          
10. Финансы некоммерческих организаций       -  
11. Особенности организации финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний и др. финансово-кредитных институтов   - - -  
12. Финансы субъектов хозяйствования без образования юр. лица   - - -  
РАЗДЕЛ 3. Государственные и муниципальные финансы          
13. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов          
14. Госбюджет как экономическая категория          
15. Бюджетное устройство и бюджетный процесс          
16. Государственный и муниципальный кредит       -  
17. Внебюджетные фонды   - - -  
РАЗДЕЛ 4. Роль финансов в развитии общества       -  
18. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу       -  
19. Роль финансов в развитии международного сотрудничества   - - -  
РАЗДЕЛ 5. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах   - - -  
20. Финансовая система США - - - -  
21. Финансовая система ФРГ - - - -  
22. Финансовая система Великобритании - - - -  
23. Финансовая система Франции - - - -  
24. Финансовая система Японии - - - -  
Всего:          
                 

6..2. Содержание разделов дисциплины

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи учебной дисциплины "Финансы"

Наука о финансах как специализированный раздел экономической нау­ки. Финансовые отношения как объект изучения, их роль в развитии общест­ва. Учение о воспроизводстве и государстве - теоретическая основа учения о финансах

Применение диалектического метода в финансовой науке. Исследова­ние финансовых отношений в их развитии и взаимосвязи. Единство теории и практики, исторического и логического подхода при изучении финансовых отношений.

Финансы как учебная дисциплина, ее связь с другими дисциплинами Задачи учебной дисциплины «Финансы» в подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы, налоговых органов.

Лекционное занятие (1 час)

1. Наука о финансах как раздел экономической науки

2. Финансы как учебная дисциплина

РАЗДЕЛ 1. Понятие финансов и управление ими

Тема 1. Финансы как экономическая категория

Сущность финансов. Финансы - экономическая категория товарного производства. Денежный характер финансовых отношений. Место финансов в системе товарно-денежных отношений. Границы финансов в сфере товар­но-денежных отношений. Специфические признаки финансов. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Определение финансов.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в про­цессе стоимостного распределения. Финансовый и ценовой методы распре­деления стоимости; их общие черты и отличия. Финансы и заработная плата, их взаимодействие. Общее и особенное в функционировании финансов и кредита в распределительном процессе.

Необходимость финансов в условиях товарного производства. Причины, порождающие функционирование финансов. Фонды денежных средств как основная форма удовлетворения общественных, потребностей, их осо­бенности. |

Содержание финансов; виды финансовых отношений. Появление новых видов финансовых отношений в условиях рынка.

Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. Объекты и субъекты финансового распределения, его виды. Контрольная функция финансов, ее содержание. Проявление контрольной функции в распределительном процессе. Финансовая информация как инструмент реализации контрольной функ­ции; специфика финансовых показателей. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций. Развитие функций финансов в условиях рыночного хозяйства.

Лекционное занятие (3 часа)

1. Финансы как экономическая категория товарного производства

2. Понятие и содержание финансов

3. Необходимость финансов в условиях товарного производства

4. Содержание финансов

5. Функции финансов

Тема 2. Финансовая система

Понятие финансовой системы. Сферы финансовой системы: финансы экономических субъектов, страхование, государственные и муниципальные финансы. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. Классифика­ционные признаки формирования звеньев финансовой системы. Противоре­чия в составе и структуре финансовой системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (1.077 с.)