Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф-совая политика гос-ва в эк. теориях. Типы ф-совой политики гос-ва и их развитие.

Поиск

Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалась под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Создаваемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. В связи с этим необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.Концепции классиков политэкономии. На заре капиталистического развития во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. Влияние государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику исследовали классики политической экономии (в Великобритании — У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо, во Франции — П. Буагильбер).

Основатель финансовой науки Адам Смит (1723—1790) в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его определению, производительный труд — это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а не производительный труд — на доход, т. е. заработную плату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А. Смит (а вслед за ним и Д. Рикардо) дал характеристику финансовым категориям (расходам и доходам государства). Он доказывал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда его отрицательное отношение к налогам. А. Смит приходит к выводу, что необходимо уменьшить затраты государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Главный постулат финансовой концепции классической буржуазной политэкономии — обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.

Таким образом, налоговая концепция Смита была подчинена одной цели — стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Те же в целом взгляды отстаивал и Давид Рикардо (1772—1823) в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения». Исходя из теории трудовой стоимости, он считал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Если они взимаются с капитала, то, следовательно, уменьшают фонд, предназначенный для содержания производительного труда. При оплате налогов с дохода сокращается накопление капитала либо уменьшается потребление налогоплательщика. Налоги на предметы первой необходимости, вызывая рост цен, падают на потребителя в пропорции гораздо более высокой, чем количество потребляемых ими товаров. По мнению Д. Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени.

В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов понижается потребление народа, что, в конечном счете, отражается на производстве. Поэтому задача правительства — поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.

Классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит и Д. Рикардо, а также их последователи) во многом определила концепцию официальной экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. С конца XVIII и начала XIX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса — буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение гос. расходов и налогообложения прибыли.

Бурное развитие производства в XIX в. привело к росту противоречий между трудом и капиталом. В этот период зазвучали голоса экономистов, призывающие правительства скорректировать свою политику с учетом интересов различных социальных групп.

Английский ученый Джон Стюарт Миллъ (1806—1873) выступил с предложением внести изменения в сферу распределения доходов в целях ослабления социальной напряженности в стране. Для более равномерного распределения богатства им разработаны новые принципы рациональной налоговой системы. Ему принадлежит идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.

Дж. С. Милль детально разработал «налоговую теорию услуг», согласно которой каждый человек должен отдать государству часть своего дохода за получаемую от него поддержку. Он тесно связал налоги с государственными расходами, устанавливая между ними строгую зависимость.

Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории — налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами «навыворот».

Анализируя сущность государственного бюджета, К. Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношение расходной и доходной частей, т. е. сальдо бюджета (излишек или дефицит). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.

Однако вызывает возражения утверждение К. Маркса, что по мере накопления капитала, осуществляемого под влиянием финансовой политики (государственных расходов и протекционизма), ухудшается положение рабочего класса. Он отрицал возможность государства и его финансов изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой. При анализе циклических кризисов перепроизводства К. Маркс не допускал их ослабления с помощью экономической, в том числе и финансовой политики государства.

Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу. Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории — государственные расходы и налоги — рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и /частными лицами; при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.

До Первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Теория Дж. Кейнса. Экономическая теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946), возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании, оказала огромное влияние на формированиефинансовой концепции и разработку финансовой политики. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея «эффективного спроса»

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929—1933 гг., изложив ее в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Особое значение Дж. Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Его формула такова:

Сбережения + Налоги — Инвестиции + Государственные расходы

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства.

До 1970-х гг. в основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран лежали исходные положения кейнсианской теории регулирования.

Теории неокейнсианцев. Последователи Дж. Кейнса в 50 — 60-е годы внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста. Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная экономистами многих стран (США — А. Хансен, С. Харрис; Великобритания — Р. Харрод, А. Илерсик, А. Пикок; Франция — Ф. Перру, Германия — Ф. Неймарк и др.). Они завершили создание фискальной антициклической теории, сущность которой сводилась к изменениям в государственных доходах и расходах в целях сбалансированного экономического развития.

Неокейнсианцы отстаивали идею «дефицитного финансирования» как способ достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

1.Классическая финансовая политика

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. Регулирующая финансовая политика

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

3. Неоконсервативная стратегия

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

4. Планово - директивная финансовая политика

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.014 с.)