Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика факторов окружающей средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Фактор – рабочая поза, рабочее место и перемещение в процессе занятий. Учитывая особенности выполнения лабораторно-практической работы, а также, слушая лекционный материал, студенты сидят в аудитории вблизи друг друга, и поэтому рабочую позу следует считать несвободной. Данный фактор оценивается в три балла в соответствии с Приложением 4. Общее время нахождения в такой позе составляет 6 часов (360 мин.). 5.2. Фактор – сменность. Поскольку студенты большую часть времени занимаются в академии (с утра в течение 6-8 часов), а самостоятельную работу приходится выполнять дома (в академии нет читального зала), то следует принять общее время обучения двухсменным. Оценивается фактор в два балла (Приложение 4). 5.3. Фактор – продолжительность непрерывной работы в течение суток. Исходя из положения о том, что студент кроме лекционно-лабораторных занятий в академии должен заниматься дома в течение 2-4 часов следует принять продолжительность непрерывной работы в течение суток 10 часов (600 мин). Оценивается фактор в три балла (Приложение 4). 5.4. Фактор напряженности зрения. Объектом различения для студентов во время занятий является размер букв в тексте методических пособий, учебников и размер букв собственного текста в конспекте. Среднюю высоту и ширину букв можно принять равной 5 мм и менее. Этот фактор зависит от особенностей написания букв и скорости письма. Фактор оценивается в два балла. Продолжительность действия фактора составляет 6 часов (360 мин). 5.5. Фактор длительного сосредоточенного наблюдения (освещенность соответствует санитарно-гигиеническим нормативам для учебных аудиторий), % от общего времени, затрачиваемого на учебный процесс. Определяя длительность этого фактора, следует иметь ввиду, что в течение лекционно-лабораторных занятий невозможно 100% слушать преподавателя и делать записи, поскольку уже через 45 минут наступает утомление и эффективность восприятия материала падает. Кроме того, из-за отвлечения на посторонние предметы, рядом сидящих товарищей в аудитории и т.п., следует принять длительность сосредоточенного внимания не превышающую 65%-70% (студент самостоятельно определяет эту величину). Фактор можно оценить в 3 балла. Длительность фактора следует принять равным 6 часам (360 мин). 5.6. Фактор числа важных объектов наблюдения. Во время занятий студенты внимательно следят за тем, как излагает материал преподаватель, производят записи в конспекты, обращают внимание на своих товарищей, пользуются учебной литературой. Всего число важных объектов наблюдения четыре. Поскольку объектов наблюдения не более 5, данный фактор оценивается баллом 1. Длительность фактора – 6 часов. 5.7. Фактор – монотонность труда (психофизиологическая вредность): 1. число приемов в операции; 2. длительность повторяющихся операций, с. Примем за операцию написания одного предложения при слушании лекции. В написании предложения можно выделить 4 приема: взять ручку, приблизить ее к конспекту, написать предложения, подчеркнуть нужные слова. Общее время занятий примем за 6 часов (360 мин). Отрицательное воздействие этого фактора будет возрастать, когда преподаватель излагает материал, пользуясь своими записями и монотонным однообразным голосом, поэтому в целом данный фактор можно оценить в четыре балла. Длительность написания предложения на лекции зависит от темпа изложения материала преподавателем. В среднем на написание одного предложения студент тратит 8 с, поэтому фактор оценивается в 5 баллов (запомним, что общее время занятий составляет 6 часов в день). 5.8. Фактор – число движений в час при записи лекции. Если принять непрерывное время написания (лекции в академии и записи дома) равное 5 часам (300 мин), скорость записи 19 слов в минуту, то в час число мелких движений (пальцев и кисти рук) составит 19*60=1140. Число мелких движений можно оценить баллом 4. Число крупных движений (рук и плечевого пояса) в среднем составляет не более 400 в час, поэтому фактор оценивается баллом 2. Длительность фактора можно принять равной 5 часам. 5.9. Фактор – число информационных сигналов в час. Студент в течение занятий ежедневно слушает преподавателя в среднем 5 часов (300 мин). Примем за единичный сигнал одно предложение в лекции преподавателя. Число таких предложений обычно составляет 125 в час. В предложении может содержаться три признака информации: перечень данных, обобщение сказанного, выводы. Поэтому число информационных сигналов с час составит: 125х3=375. Фактор следует оценить баллом 4. 5.10. Фактор – режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха обоснованный без функциональной музыки и производственной гимнастики. Фактор оценивается в 2 балла. Длительность фактора составляет 8 часов. 5.11. Фактор – нервно-эмоциональная нагрузка. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает у студента при слушании и записи лекционного материала, при решении сложных задач, работе за дисплеем компьютера, а при защите лабораторных работ, курсовых проектов, сдаче зачетов и экзаменов появляются нервные перенапряжения (психофизиологическая вредность). В целом в академии и дома студент находится в таком состоянии ежедневно не менее 6 часов (360 мин). Фактор следует оценить баллом 4. 5.12. Фактор – интеллектуальная (умственная) нагрузка. Эта нагрузка возникает при решении сложных задач по алгоритму. В среднем студент тратит на этот фактор в академии и дома ежедневно 4 часа (240 мин). Оценивается фактор баллом 4. 5.13. Фактор – токсические вещества. Вредные токсические вещества присутствуют в воздухе учебных аудиторий всегда. Кроме того, при прохождении занятий на ул. Прогонной возможно выделение газа хлора от очистительных сооружений, расположенных вблизи учебного корпуса, а на ул. Седова – при аварии на Сортировочной станции - и другие газы. Для характеристики этого фактора будем считать, что в аудиториях академии постоянно присутствуют углекислый газ (СО2), выдыхаемый студентами и оксид углерода СО (угарный газ), поступающий в помещения от промышленных предприятий города и от автотранспорта. Рассчитаем содержание СО2. Исходные данные для расчета: пДК СО2 составляет 0,7 л/м3; объем воздуха в помещении аудитории БЖ - 147 м3; в аудитории находятся 30 студентов; количество СО2 в 1 м3 воздуха, поступающего в помещение – 0,4 л/м3. Взрослый человек производит 18 дыхательных движений в минуту. В течение 1 часа он выдыхает 540 л, поскольку при каждом дыхании выдыхается 0,5 л. В выдыхаемом воздухе содержится 4% СО2. За 1 час человек выдыхает около 22 л СО2. Следовательно, 30 студентов в 1 час выдыхает 660 л СО2. Тогда в 1 м3 воздуха помещения концентрация СО2 составит: . Превышение пДК по СО2. равно: . Фактор оценивается баллом 6. Следует иметь ввиду, что в аудитории отсутствует даже естественная вентиляция. Длительность фактора составляет 8 часов. Угарного газа СО в 1 м3 воздуха в Невском районе Санкт-Петербурга содержится в среднем 50 мг при пДК равной 20. Превышение пДК по СО составляет . Фактор оценивается в 3 балла. Длительность фактора составляет 24 часа. 5.14. Фактор – электромагнитные излучения. Электромагнитные излучения выделяют: люминесцентные лампы (на расстоянии от светильника 0,5 м излучения превышают пДУ в 8 раз); компьютеры (на расстоянии от экрана дисплея 0,5 м излучения превышают пДУ в 8 раз); мобильные телефоны (в области ушной раковины излучения превышают пДУ в 32-64 раза). Фактор рекомендуется оценивать в 4 балла. Длительность фактора (при пользовании компьютером дома) может составлять 8 часов. 5.15. Фактор – производственная пыль. Поскольку в воздухе такого города как Санкт-Петербург пыли много, (от промышленных предприятий, автотранспорта и др.), то жителю города в течение года находящемуся в нем приходится поглощать с вдыхаемым воздухом до 38 кг пыли. Поскольку пДК по пыли (нетоксичный) не должна превышать 4 мг/м3, то фактор следует оценивать в 3 балла. В большинстве помещений академии отсутствует механическая вентиляция, позволяющая воздух перед подачей в помещение очистить через фильтр от грязи и пыли. Длительность фактора – круглосуточно 24 часа. 5.16. Фактор – параметры микроклимата в аудитории. Для теплого периода года (среднесуточная температура наружного воздуха +10°С и выше), при работе средней тяжести (запись лекции в быстром темпе) в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса класс условий труда принимается: 1. оптимальный – температура воздуха в аудитории составляет 19,2-21,9°С (балл 1); 2. допустимый – 22,1-25,1°С (балл 2); 3. вредный: степень 3.1 – 25,2-25,5°С (балл 3); степень 3.2 – 25,6-26,2°С (балл 4); степень 3.3 – 26,3-27,3°С (балл 5); степень 3.4 – 27,4-29,9°С (балл 6). Параметры приведены для скорости движения воздуха £ 0,6 м/с, при относительной влажности – 40-60%. Для холодного периода года (среднесуточная температура наружного воздуха менее +10°С), при работе средней тяжести класс условий труда принимается: 1. допустимый – температура в аудитории составляет +18°С (балл 2); 2. – вредный: степень вредности 3.1 - +14 -16°С (балл 3); степень вредности 3.2 – (+12 -14°С, балл 4); степень вредности 3.3 – (+10 -12°С, балл 5); степень вредности 3.4 – (+8 -10°С, балл 6). Параметры приведены для скорости движения воздуха = 0,2 м/с. Если скорость движения воздуха увеличится на 0,1 м/с, то температуру воздуха в помещении следует повысить на 0,2°С. Длительность фактора 8 часов. При заполнении Карты аттестации следует принимать элементы, относимые к значимым факторам при их величинах в пределах 3-6 баллов. Элементы менее 3 баллов считаются незначительными и не подлежат учету как вредные факторы окружающей среды. Для оценки уровня условий труда вводится интегральный показатель тяжести труда . Показатель определяется по формуле: (1) где - интегральный показатель тяжести труда, балл; - средний балл всех биологически активных элементов. Средний балл определяется по формуле (2) где - элементы, формирующие тяжесть труда, получившие оценку 3 и более баллов; - число этих элементов. Индекс категории тяжести труда по известным величинам и определяется по приложению 5. Интерпретация количественных оценок условий труда по известным величинам и представлена в Приложении 7. Критерии для установления балльных оценок элементов условий труда по фактической величине фактора представлены в приложении 4. Подсчет баллов элементов с учетом времени действия фактора производится в соответствии с таблицами 1, 2, приведенными ниже. Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.007 с.) |