Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 10. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства индивидуальной защиты

Поиск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицины катастроф»

 

 

ТЕМА № 10. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства индивидуальной защиты

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № ____________

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

1. Выработать у обучающихся пошаговое (этапно) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах защиты населения в военное время. Изучить со студентами характеристику защитных сооружений, основные принципы, способы защиты населения от основных поражающих факторов ОМП и рассмотреть основные виды средств защиты органов дыхания и кожи (противогазы, респираторы, подручные средства и защитные костюмы).

2. Воспитывать у обучаемых уверенность в том, что при правильной организации работы, система здравоохранения способна выполнить возложенные на неё обязанности и оказать помощь максимальному количеству пострадавших в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь.

 

ВРЕМЯ - 4 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – практическое занятие

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Учебная литература

1. "Методическое обоснование сис­темы медицины экстремальных ситуаций" Э.А.Нечаев, М.И.Резник, ВМЖ № 4,1990г

2. "Проблемы медицинского обеспечения в экстре­мальных ситуациях" Э.А.Нечаев ВМЖ №6,1990г.

3. «Курс медицины катастроф», Скоков В.А., М. 1999г.

4. Гражданская оборона. Учебное пособие под редакцией В.Н.Завьялова, Москва, Медицина, 1989 год.

5. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией В.М. Рябочкина, Москва, 1989 год.

6. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Под ред. - Погодина Ю. И., Трифонова С. В.

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны. Приказ МЗ РФ от 03.07.2000 г.№ 242.

2. Федеральный закон "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

3. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11 ноября 1994г.

4. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

5. Владимиров В.А. Современная война и гражданская оборона. Сборник материалов центра стратегических исследований гражданской защиты. Выпуск 5.М., 1998, С.38-40.

6. Золотарев В.А. "Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века", Москва, 2000. Ильин Л.А. О потерях среди населения в результате воздействия поражающих факторов ядерных взрывов// Вестник АМН СССР.— М.,1983. /№ 4. С. 6-9.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ п/п ЗАНЯТИЕ № 1 Структура занятия, наименование вопросов Время мин
I Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что население являются важнейшей составной частью производительных сил страны и источником пополнения армии, становится очевидной важность задачи защиты населения страны, если возможный вероятный противник сможет развязать войну.  
II Проверка подготовленности студентов к занятию №1методом опроса учебных вопросов  
1. Основные принципы и способы защиты населения в военное время  
2. Мероприятия по защите населения в военное время.  
3. Характеристика защитных сооружений  
  Убежища, быстровозводимые убежища  
5. Противорадиационные укрытия  
6. Простейшие укрытия  
III Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку для последующего проведения занятия № 2 указанной темы.  
  ВСЕГО  
ЗАНЯТИЕ № 2 Структура занятия, наименование вопросов Время мин
I Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что эвакуация населения является наиболее важной частью и основным способом в системе защиты населения в военное время.  
II Проверка подготовленности студентов к занятию №2методом опроса учебных вопросов:  
  Характеристика средств индивидуальной защиты:  
1.1 Средства защиты органов дыхания (фильтрующие противогазы, гопкалиптовый патрон, камера защитная детская, понятие о промышленных противогазах, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие средства защиты органов дыхания).  
1.2 Средства защиты кожи (изолирующие, фильтрующие, подручные).  
  Медицинские средства индивидуальной защиты.  
  Санитарная обработка людей  
  Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиактивных, отравляющих и АХОВ.  
  Защита продуктов питания, воды от заражения радиактивными, отравляющими веществами бактериальными средствами.  
III Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.    
  ВСЕГО  

Общие методические указания

С целью развития общекультурной компетенции в социально-значимых проблемах и процессах, а также в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1), развития способности и готовности к анализу значимых событий и тенденций (ОК-3), к логическому и аргументированному анализу (ОК-5), для осуществления своей деятельности с учетом принятых в обществе правовых и моральных норм, законов, правовых актов и нормативных по работе с конфиденциальной информацией, соблюдения правила врачебной этики, сохранения врачебной и других видов тайн (ОК-8) обучаемым предлагается:

- накануне занятия самостоятельно изучить рекомендованную литературу;

- делать конспективные записи;

- вычерчивать необходимые схемы в рабочих тетрадях;

- изучать материалы прочитанных лекций, соответствующие стенды, схемы;

- изучить материал по предлагаемым учебным вопросам.

Также рекомендуется двум студентам поручить подготовить доклады на темы:- «Основные принципы и способы защиты населения в военное время» на первом занятии и «Организация медицинской помощи населению при эвакуации в военное время» - на втором.

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе на предмет посещаемости, обращает внимание соблюдение формы одежды, установленной ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, перечню учебных вопросов и расчета учебного времени.

Критерии оценки компетенции:

Текущий контроль знаний студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный); проверка выполнения домашних заданий и самостоятельной работы студентов; проведение контрольных работ.

Ответы на вопросы оцениваются на:

"Отлично" – если ответ правильный, уверенный, четкий, полный, с применением логических суждений.

"Хорошо» – если ответ, в основном, полный, уверенный и правильный, однако, допущены незначительные погрешности, исправленные после дополнительных вопросов.

"Удовлетворительно" – если ответ неполный, неуверенный, нечеткий, отдельные положения неправильные, однако, путем наводящих вопросов, в основном, достигается необходимая полнота ответов.

"Неудовлетворительно "– если ответ сумбурный, неправильный, содержит существенные, принципиальные ошибки, имеется не понимание сущности излагаемого вопроса или не дается ответ на него.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Введение

В ракетно-ядерной войне объектами для ударов противника могут быть не только группировки войск, но и глубокий тыл, административно-политические центры, города и промышленные предприятия. Дальность полета современных ракет обеспечивает доставку ядерных зарядов в любую точку планеты. Возросли и возможности авиации: освоение способа дозаправки самолетов горючим в воздухе значительно увеличило радиус ее действия. Оснащение самолетов современной навигационной аппаратурой сделало дальнюю авиацию независимой от погодных условий.

Грань между фронтом и тылом, таким образом, исчезает. Требования к защите населения возрастают в сильной степени.

Изучение статистических данных, касающихся потерь среди населения воюющих стран в войнах XX века, свидетельствует о том, что потери населения растут с ростом масштабов применения средств поражения в войнах. Так, в первой мировой войне общие людские потери стран распределялись следующим образом: военных — 95%, гражданского населения — 5%; во второй мировой войне эти потери составили: военных — 60%, гражданского населения — 40%.

В локальных войнах нашего времени продолжается эта тенденция. В войне в Корее (1950 — 1953 гг.) среди людских потерь было только 16% военнослужащих и 84% гражданских лиц. Вьетнамская война (1970 — 1975 гг.) дала еще более разительное соотношение: потери военных — 7%, гражданского населения — 93%.

Указанная статистика относится к безъядерным войнам. Нетрудно сделать вывод о том, что в ракетно-ядерной войне потери среди населения могут быть огромны.

Принимая во внимание, что люди (население) являются важнейшей составной частью производительных сил страны и источником пополнения армии, становится очевидной важность задачи защиты населения страны, если возможный вероятный противник сможет развязать войну.

Еще в годы второй мировой войны мероприятия Гражданской обороны, проводившиеся практически во всех воюющих странах, спасли жизнь многим тысячам людей. Эффективно действовала система Гражданской обороны в годы Великой Отечественной войны. Так было во время героической обороны Ленинграда, Москвы, Одессы, Севастополя и других советских городов, население которых в условиях вражеских бомбардировок продолжало свою деятельность во имя победы над фашистскими захватчиками. Этому способствовала развитая сеть защитных сооружений для населения, созданная заблаговременно в населенных пунктах. В Москве широко использовались в качестве убежищ сооружения метрополитена. Столь же широко мероприятия гражданской обороны проводились и в других странах.

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2

Фильтрующие противогазы

Принцип действия фильтрующих противогазов основан на предварительной очистке (фильтрации) вдыхаемого воздуха от различных примесей.

Противогаз состоит из фильтропоглащающей коробки и лицевой части. Кроме этого в комплект противогаза входят: сумка для переноски, коробка с не запотевающими плёнками или специальный "карандаш", а в некоторых случаях ещё и мембраны для переговорного устройства.

Фильтропоглащающая коробка противогаза служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, опасных химических веществ и бактериальных средств. Она представляет собой цилиндр, снаряжённый противоаэрозольным фильтром и поглотителем (специально обработанным активированным углём), обычно называемым шихтой.

Коробки для фильтрующих противогазов большого габарита специализированы по назначению и выпускаются 8 марок (А, В, Г, КД, Е, М, СО, БКФ).

Коробки малого габарита - ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, для защиты детей - ДП-6М, ДП-6, ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, глаза и на лицо РВ, ОВ и БС.

 

Для защиты взрослого населения могут использоваться фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В.

Фильтрующие противогазы являются средством, предназначенным для защиты как органов дыхания, так глаз и лица от действия вредных примесей, содержащихся в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей.

Эти противогазы обеспечивают высокоэффективную защиту (до 6 часов) от ОВ нервно-паралитического и общетоксического действия.

Противогазы марок "ГП-7В" и "ГП-7ВМ" оснащены флягами с питьевой водой, что позволяет увеличивать время работы спасателей.

 

 

ГП-7

 

 

 

 

Противогазы предназначены:

ГП-5 - для личного состава формирований ГО и населения в возрасте от 17 лет и старше (шлем-маска ШМ-62У и фильтропоглащающая коробка ГП-5);

ГП-5М - для руководящего и командно-начальствующего состава ГО, а также личного состава формирований связи ГО (шлем-маска ШМ-66МУ и ФПК ГП-5);

ГП-7, ГП-7В - поступает на оснащение формирований ГО вместо ГП-5, ГП-5М (шлем-маска МГП и МГПВ, ФПК-ГП-7к).

Для защиты детей используются камеры защитные детские и фильтрующие противогазы: КЗД-4 и КЗД-6 –для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от ОВ, радиоактивного йода и пыли, бактериальных средств.

 

ДП-6М - детский противогаз, предназначен для детей младшего возраста от 1,5 до 12 лет;

ДП-6 - детский противогаз, предназначен для детей старшего возраста от 12 до 17 лет;

ПДФ-7 - противогаз детский фильтрующий, предназначен для детей в возрасте от 1,5 до 17 лет;

ПДФ-Д; ПДФ-2д - противогаз детский фильтрующий дошкольный, предназначен для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш - противогаз детский фильтрующий школьный, предназначен для детей в возрасте от 7до 17 лет.

Подгонка противогазов

Размер шлем-маски противогаза ГП-5 может определен двумя способами.

Первый. Размер определяют по двум измерениям головы: первое - по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, второе -по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги. Результаты обоих измерений складываются, и по таблице определяют размер шлем-маски противогаза.

Сумма измерений (см) Требуемый размер шлем-маски

До 92 0

От 92 до 95,5 1

От 95,5 до 99 2

От 99 до 102,5 3

Более 102,5 4

Второй. Мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице:

Величина измерений (см) Требуемый размер шлем-маски

До 63,5 0

От 63,5 до 65,5 1

От 66 до 68 2

От 68,5 до 70,5 3

Более 71 4

 

Размер шлем-маски противогаза ГП-7

Р е с п и р а т о р ы

Название «респиратор» произошло от латинского слова, означающего дыхание. Оно практически хорошо знакомо всем по очень распространенному заболеванию ОРЗ (острому респираторному заболеванию дыхательных путей). Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Широкое распространение они получили в шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Ими пользуются на АЭС, при зачистке окалины на металлургических предприятиях, при покрасочных, погрузочно-разгрузочных и других работах.

Респираторы делятся на два типа.

Первый - это респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью.

Второй - очищает вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.

По назначению подразделяются на:

противопылевые;

противогазовые;

газопылезащитные.

Противопылевые защищают органы дыхания от аэрозолей различных видов.

Противогазовые - от вредных паров и газов

Газопылезащитные - от газов, паров и аэрозолей при одновременном их присутствии в воздухе.

В системе гражданской обороны наибольшее применение имеет респиратор Р-2 и Р-2д и ШБ-1 «Лепесток».

Респиратор Р-2 (Р-2д) представляет собой фильтрующую полумаску, снабжённую двумя клапанами вдоха, одним клапаном выдоха и носовым зажимом. Фильтрующим элементом респиратора служит наружная поверхность респиратора и фильтр из полимерных волокон.

Респираторы Р-2 изготавливаются трёх размеров - 1; 2; 3.

Респиратор Р-2 предназначен для оснащения личного состава формирований и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а Р-2д - для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет.

ШБ-1 «Лепесток» - предназначен для защиты ОД от вредных аэрозолей в виде пыли, дыма, тумана – это легкая полумаска из тканевого материала ФПП (фильтр Петрянова из волокон полихлорвинила) являющаяся одновременно фильтром. Воздух очищается всей поверхностью.

Заключение

На сегодня проблема защиты населения и территорий при ЧС природного, техногенного и военного характера является одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства, что зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст. 71,72), Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В современных войнах и вооружённых конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной. Следовательно, гражданская оборона, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем останется важной государственной функцией.

В подтверждение важности задач, решаемых ГО, можно отметить следующее: по оценкам специалистов НАТО, считается, что в условиях хорошо отлаженной системы ГО для населения серьёзного ущерба странам этого блока потребность в ядерных средствах будет примерно в 7 раз больше.

Главным достоинством ГО является то, что она выступает как одна из форм участия всего населения страны, органов власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функцию.

 

Доцент Э.Г. Нуриева

Ст.преподаватель А.В. Балабанов

Ст.преподаватель Г.Ф.Зиганшин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицины катастроф»

 

 

ТЕМА № 10. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства индивидуальной защиты

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № ____________

 

Казань – 2012

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.01 с.)