Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм социализации личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функционирование этого механизма обеспечивает построение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и модели интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социализации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный интерес конкретной личности. Модель подчинения функционирует в обществах или общностях с достаточно высокой степенью регламентации деятельности. Она включает три основных элемента: отбор, предписание, контроль. Первый из названных элементов означает, что общество осуществляет строгий отбор претендентов на ту или иную социальную роль на основании принципа соответствия имеющихся знаний, умений, навыков и качеств личности предъявляемым требованиям. Второй элемент означает, что социальная среда предписывает исполнителям ролей нормы и правила поведения согласно стереотипам. На этом этапе происходит выработка устойчивых убеждений, позиций, мировоззрения. И, наконец, третий элемент означает организацию обратной связи в модели, то есть общество не только оказывает внушающее воздействие на индивида, но и контролирует, как исполняется выбранная им социальная роль, соответствует ли имеющимся нормам. Модель интереса характерна для либерально-демократических обществ. Она прямо Противоположна предыдущей по своей сути, так как предполагает переключение ответственности за процесс социализации с социальных институтов на конкретную личность. Но по форме модель интереса тождественна модели подчинения — в ней также выделяются три основных элемента: выбор, анализ и самоконтроль. Первый элемент означает осознанный выбор личностью для себя социальных ролей на основе учета имеющихся интересов, потребностей, способностей, желаний, знаний, умений и навыков. Второй элемент означает, что личность самостоятельно оценивает требования внешней среды и начинает активно овладевать необходимыми знаниями, развивать нужные качества. Третий элемент, как и в предыдущей модели, обеспечивает обратную связь — индивид посредством самоконтроля определяет эффективность исполнения социальных ролей и удовлетворения личных потребностей и интересов. Очевидно, что модель интереса более прогрессивна и, следовательно, более предпочтительна по сравнению с моделью подчинения, однако переход от одной модели к другой может быть осуществлён только тогда, когда в обществе будут созданы соответствующие условия: - руководители всех уровней и сфер общественной жизни захотят отказаться от их «законного» права диктовать и контролировать; - каждый индивид осознает свой собственный интерес и возьмёт на себя ответственность за свою судьбу и судьбу государства. Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация. Соц-ная адаптация «Социальная адаптация» — это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общностям, слоям, группам, институтам, к условиям функционирования различных сфер общества. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды, когда у людей среднего и старшего возраста, составляющих основную часть населения любой страны, притязания остаются ориентированными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений. В силу инерционности ценностных ориентации этим людям труднее, чем молодежи, вписаться в новые социальные условия. Адаптация — обязательный этап включения человека в систему общественных отношений. Однако она не обеспечивает всей полноты и эффективности участия индивида в социальной жизни. Поэтому следующим этапом социализации является интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды в ходе социальной деятельности. Это процесс перевода внешней среды во внутреннее «Я», в результате которого формируется неповторимая личность со своим духовным миром и специфической социальной активностью. Характер перевода обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а взаимодействует с ней как самостоятельная единица. Следовательно, на первом этапе социализации происходит приспособление личности к социальной среде, а на втором — изменение её поведения в случае необходимости. Изучение проблемы «личность» обогащает и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти знания также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности. Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже XX — XXI веков, то важно помнить, что мир вступает в эпоху бурного развития цивилизации, поэтому многие традиционные формы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общественных проблем — единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования индивида. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения до планетарных задач и проблем, а также формирование научного мировоззрения. Развитие личности Развитие личности находится в тесной взаимосвязи с общественным устройством, уровнем демократизации, принятым стилем управления, местом и ролью конкретного индивида в государстве. Всё многообразие жизни сложно привести к строгой форме типологий и классификаций, однако попытаемся всё же условно выделить 5 уровней развития личности. 1-й уровень — «примитивный человек». Личность как таковая ещё не сформировалась. Сознание и самосознание на этом уровне примитивно, человек ощущает себя «винтиком» какого-то сложного механизма, свои функции выполняет только под нажимом и строгим контролем, способен реагировать лишь на материальные стимулы. 2-й уровень — «однозначная личность». Такой человек не способен понять всё многообразие и взаимообусловленность окружающей действительности, подтекст сказанного, скрытый смысл произошедшего. Его суждения излишне категоричны, основываются на критериях «белое — черное», «добро - зло», «правда — ложь», «друг — враг».,. 3-й уровень — «здравый смысл». На этом уровне человек способен воспринимать окружающую действительность во всем её многообразии и сложности, понимать подтекст, символику. Однако творческие возможности его ограниченны. Это объясняется тем, что ему сложно оторваться от действительности, согласиться с идеями, радикально отличающимися от общепринятых, признать гения с его парадоксальными взглядами, 4—и уровень — «одарённая личность». Это, безусловно, талантливый человек с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Он инициативен, самостоятелен, ответственен и рискован, 5—и уровень — «гений». Это парадоксальная личность, непонятная многим. Ее почти невозможно характеризовать с точки зрения здравого смысла. Природа очень немногих наделяет такими способностями, а реализовать их и стать гениями могут только единицы. Данная классификация, как и ранее приведенные типологии, условна (она базируется на некоторых теоретических исследованиях в данной области, практическом опыте) и не может претендовать на исключительность. Изучая проблему личности, следует помнить, что природные задатки можно развить, а можно и потерять, А также важно знать, что выбор личностного пути, поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а, по словам Г. Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.01 с.) |