Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм социализации личности

Поиск

Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной сре­ды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функциониро­вание этого механизма обеспечивает пост­роение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и моде­ли интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социали­зации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный ин­терес конкретной личности.

Модель подчинения функционирует в обще­ствах или общностях с достаточно высокой степенью регламентации деятельности. Она включает три основных элемента: отбор, предписание, контроль. Первый из названных элементов означает, что общество осуществ­ляет строгий отбор претендентов на ту или иную социальную роль на основании прин­ципа соответствия имеющихся знаний, уме­ний, навыков и качеств личности предъявляемым требованиям. Второй элемент означа­ет, что социальная среда предписывает ис­полнителям ролей нормы и правила поведе­ния согласно стереотипам. На этом этапе происходит выработка устойчивых убежде­ний, позиций, мировоззрения. И, наконец, третий элемент означает организацию обрат­ной связи в модели, то есть общество не толь­ко оказывает внушающее воздействие на индивида, но и контролирует, как исполняется выбранная им социальная роль, соответ­ствует ли имеющимся нормам.

Модель интереса характерна для либераль­но-демократических обществ. Она прямо Противоположна предыдущей по своей сути, так как предполагает переключение ответ­ственности за процесс социализации с соци­альных институтов на конкретную личность. Но по форме модель интереса тождественна модели подчинения — в ней также выделя­ются три основных элемента: выбор, анализ и самоконтроль. Первый элемент означает осознанный выбор личностью для себя соци­альных ролей на основе учета имеющихся интересов, потребностей, способностей, же­ланий, знаний, умений и навыков. Второй элемент означает, что личность самостоятель­но оценивает требования внешней среды и начинает активно овладевать необходимыми знаниями, развивать нужные качества. Тре­тий элемент, как и в предыдущей модели, обеспечивает обратную связь — индивид посредством самоконтроля определяет эф­фективность исполнения социальных ролей и удовлетворения личных потребностей и интересов.

Очевидно, что модель интереса более про­грессивна и, следовательно, более предпоч­тительна по сравнению с моделью подчинения, однако переход от одной модели к дру­гой может быть осуществлён только тогда, когда в обществе будут созданы соответству­ющие условия:

- руководители всех уровней и сфер обще­ственной жизни захотят отказаться от их «за­конного» права диктовать и контролировать;

- каждый индивид осознает свой собствен­ный интерес и возьмёт на себя ответствен­ность за свою судьбу и судьбу государства.

Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация.

Соц-ная адаптация

«Социальная адаптация» — это вид взаи­модействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование тре­бований и ожиданий обеих сторон. Адапта­ция означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общ­ностям, слоям, группам, институтам, к усло­виям функционирования различных сфер общества. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды, когда у людей среднего и старшего возраста, состав­ляющих основную часть населения любой страны, притязания остаются ориентирован­ными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений. В силу инерцион­ности ценностных ориентации этим людям труднее, чем молодежи, вписаться в новые социальные условия. Адаптация — обязатель­ный этап включения человека в систему об­щественных отношений. Однако она не обес­печивает всей полноты и эффективности участия индивида в социальной жизни. По­этому следующим этапом социализации яв­ляется интериоризация — процесс формиро­вания внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов со­циальной среды в ходе социальной деятель­ности. Это процесс перевода внешней сре­ды во внутреннее «Я», в результате которого формируется неповторимая личность со сво­им духовным миром и специфической со­циальной активностью. Характер перевода обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшеству­ющим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а взаимодействует с ней как самостоятельная единица. Следователь­но, на первом этапе социализации происхо­дит приспособление личности к социальной среде, а на втором — изменение её поведе­ния в случае необходимости.

Изучение проблемы «личность» обогаща­ет и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти зна­ния также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.

Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже XX — XXI веков, то важно помнить, что мир всту­пает в эпоху бурного развития цивилиза­ции, поэтому многие традиционные фор­мы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.

Брать на себя груз личных и обществен­ных проблем — единственный путь выжи­вания и дальнейшего совершенствования индивида. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, кото­рая простирается от узкого круга ближайше­го окружения до планетарных задач и про­блем, а также формирование научного ми­ровоззрения.

Развитие личности

Развитие личности находится в тесной вза­имосвязи с общественным устройством, уров­нем демократизации, принятым стилем уп­равления, местом и ролью конкретного ин­дивида в государстве. Всё многообразие жиз­ни сложно привести к строгой форме типо­логий и классификаций, однако попытаемся всё же условно выделить 5 уровней разви­тия личности.

1-й уровень — «примитивный человек». Лич­ность как таковая ещё не сформировалась. Сознание и самосознание на этом уровне примитивно, человек ощущает себя «винти­ком» какого-то сложного механизма, свои функции выполняет только под нажимом и строгим контролем, способен реагировать лишь на материальные стимулы.

2-й уровень — «однозначная личность». Та­кой человек не способен понять всё много­образие и взаимообусловленность окружа­ющей действительности, подтекст сказанно­го, скрытый смысл произошедшего. Его суж­дения излишне категоричны, основываются на критериях «белое — черное», «добро - зло», «правда — ложь», «друг — враг».,.

3-й уровень — «здравый смысл». На этом уровне человек способен воспринимать ок­ружающую действительность во всем её мно­гообразии и сложности, понимать подтекст, символику. Однако творческие возможно­сти его ограниченны. Это объясняется тем, что ему сложно оторваться от действитель­ности, согласиться с идеями, радикально от­личающимися от общепринятых, признать гения с его парадоксальными взглядами,

4—и уровень — «одарённая личность». Это, безусловно, талантливый человек с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Он инициативен, самостояте­лен, ответственен и рискован,

5—и уровень — «гений». Это парадоксальная личность, непонятная многим. Ее почти невоз­можно характеризовать с точки зрения здра­вого смысла. Природа очень немногих наде­ляет такими способностями, а реализовать их и стать гениями могут только единицы.

Данная классификация, как и ранее при­веденные типологии, условна (она базирует­ся на некоторых теоретических исследовани­ях в данной области, практическом опыте) и не может претендовать на исключительность. Изучая проблему личности, следует помнить, что природные задатки можно развить, а мож­но и потерять, А также важно знать, что вы­бор личностного пути, поля деятельности — результат свободного волеизъявления чело­века. Поэтому личность немыслима вне фе­номена свободы, а, по словам Г. Гегеля, ис­тинная природа человека «есть свобода, сво­бодная духовность».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.01 с.)