![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм социализации личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функционирование этого механизма обеспечивает построение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и модели интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социализации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный интерес конкретной личности. Модель подчинения функционирует в обществах или общностях с достаточно высокой степенью регламентации деятельности. Она включает три основных элемента: отбор, предписание, контроль. Первый из названных элементов означает, что общество осуществляет строгий отбор претендентов на ту или иную социальную роль на основании принципа соответствия имеющихся знаний, умений, навыков и качеств личности предъявляемым требованиям. Второй элемент означает, что социальная среда предписывает исполнителям ролей нормы и правила поведения согласно стереотипам. На этом этапе происходит выработка устойчивых убеждений, позиций, мировоззрения. И, наконец, третий элемент означает организацию обратной связи в модели, то есть общество не только оказывает внушающее воздействие на индивида, но и контролирует, как исполняется выбранная им социальная роль, соответствует ли имеющимся нормам. Модель интереса характерна для либерально-демократических обществ. Она прямо Противоположна предыдущей по своей сути, так как предполагает переключение ответственности за процесс социализации с социальных институтов на конкретную личность. Но по форме модель интереса тождественна модели подчинения — в ней также выделяются три основных элемента: выбор, анализ и самоконтроль. Первый элемент означает осознанный выбор личностью для себя социальных ролей на основе учета имеющихся интересов, потребностей, способностей, желаний, знаний, умений и навыков. Второй элемент означает, что личность самостоятельно оценивает требования внешней среды и начинает активно овладевать необходимыми знаниями, развивать нужные качества. Третий элемент, как и в предыдущей модели, обеспечивает обратную связь — индивид посредством самоконтроля определяет эффективность исполнения социальных ролей и удовлетворения личных потребностей и интересов.
Очевидно, что модель интереса более прогрессивна и, следовательно, более предпочтительна по сравнению с моделью подчинения, однако переход от одной модели к другой может быть осуществлён только тогда, когда в обществе будут созданы соответствующие условия: - руководители всех уровней и сфер общественной жизни захотят отказаться от их «законного» права диктовать и контролировать; - каждый индивид осознает свой собственный интерес и возьмёт на себя ответственность за свою судьбу и судьбу государства. Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация. Соц-ная адаптация «Социальная адаптация» — это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общностям, слоям, группам, институтам, к условиям функционирования различных сфер общества. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды, когда у людей среднего и старшего возраста, составляющих основную часть населения любой страны, притязания остаются ориентированными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений. В силу инерционности ценностных ориентации этим людям труднее, чем молодежи, вписаться в новые социальные условия. Адаптация — обязательный этап включения человека в систему общественных отношений. Однако она не обеспечивает всей полноты и эффективности участия индивида в социальной жизни. Поэтому следующим этапом социализации является интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды в ходе социальной деятельности. Это процесс перевода внешней среды во внутреннее «Я», в результате которого формируется неповторимая личность со своим духовным миром и специфической социальной активностью. Характер перевода обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а взаимодействует с ней как самостоятельная единица. Следовательно, на первом этапе социализации происходит приспособление личности к социальной среде, а на втором — изменение её поведения в случае необходимости.
Изучение проблемы «личность» обогащает и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти знания также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности. Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже XX — XXI веков, то важно помнить, что мир вступает в эпоху бурного развития цивилизации, поэтому многие традиционные формы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общественных проблем — единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования индивида. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения до планетарных задач и проблем, а также формирование научного мировоззрения. Развитие личности Развитие личности находится в тесной взаимосвязи с общественным устройством, уровнем демократизации, принятым стилем управления, местом и ролью конкретного индивида в государстве. Всё многообразие жизни сложно привести к строгой форме типологий и классификаций, однако попытаемся всё же условно выделить 5 уровней развития личности. 1-й уровень — «примитивный человек». Личность как таковая ещё не сформировалась. Сознание и самосознание на этом уровне примитивно, человек ощущает себя «винтиком» какого-то сложного механизма, свои функции выполняет только под нажимом и строгим контролем, способен реагировать лишь на материальные стимулы. 2-й уровень — «однозначная личность». Такой человек не способен понять всё многообразие и взаимообусловленность окружающей действительности, подтекст сказанного, скрытый смысл произошедшего. Его суждения излишне категоричны, основываются на критериях «белое — черное», «добро - зло», «правда — ложь», «друг — враг».,. 3-й уровень — «здравый смысл». На этом уровне человек способен воспринимать окружающую действительность во всем её многообразии и сложности, понимать подтекст, символику. Однако творческие возможности его ограниченны. Это объясняется тем, что ему сложно оторваться от действительности, согласиться с идеями, радикально отличающимися от общепринятых, признать гения с его парадоксальными взглядами, 4—и уровень — «одарённая личность». Это, безусловно, талантливый человек с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Он инициативен, самостоятелен, ответственен и рискован, 5—и уровень — «гений». Это парадоксальная личность, непонятная многим. Ее почти невозможно характеризовать с точки зрения здравого смысла. Природа очень немногих наделяет такими способностями, а реализовать их и стать гениями могут только единицы. Данная классификация, как и ранее приведенные типологии, условна (она базируется на некоторых теоретических исследованиях в данной области, практическом опыте) и не может претендовать на исключительность. Изучая проблему личности, следует помнить, что природные задатки можно развить, а можно и потерять, А также важно знать, что выбор личностного пути, поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а, по словам Г. Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.68.200 (0.01 с.) |