Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и виды соц-ких исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социологические исследования — это анализ социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях, т. с. социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. В зависимости от цели социологические исследования могут быть конкретные (эмпирические) и теоретические. Так, заводские социологи проводят эмпирические социологические исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов в трудовых коллективах. Научные учреждения, проводя свои исследования на определенном материале, выявляют некие общие социальные закономерности, которые подтверждаются и на других объектах. Исследования могут иметь и двоякие цели, когда одновременно решаются теоретические и практические задачи. В зависимости от того, изучаются социальные явления и процессы в статике или динамике, различают розовые и повторные социологические исследования. Разовые исследования позволяют получить информацию о состоянии явления на момент его изучения. Социолог получает как бы «срез» состояния явления. Повторные исследования, проводимые по единой программе через определённые промежутки времени, выявляют динамику и тенденции развития изучаемого явления, Повторные социологические исследования подразделяются в свою очередь на 2 разновидности: когортные и панельные. Эти исследования проводятся через определённые промежутки времени на протяжении длительного периода. Когортные исследования позволяют, например, проследить, как у работников — лиц одного поколения — с течением времени меняются условия и образ жизни, потребности, ценностные ориентации и установки. Панельные исследования проводятся на той же самой выборке, хотя конкретные лица, попадающие в эту выборку, как правило, иные, нежели в первом исследовании. Такое исследование проводится на тех же предприятиях, в тех же бригадах, которые были объектом исследования в первый раз. Сущность анализа док-тов Любое конкретное социологическое исследование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации. В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений (постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций, архивы и т. д.) и неофициальные (анкеты, заявления, дневники, письма). По форме фиксирования документы классифицируются на вербальные (словесные), статистические (цифровые), письменные (рукописные, печатные, машинописные), икографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки). По целевому назначению документы классифицируются на специальные и косвенные. Специальные документы составляются непосредственно для соц-ского исследования: анкеты, тесты, протоколы наблюдений, данные экспериментов и т. д. Косвенные документы — это справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и другая литература. По источнику инф-ции док-ты классифицируются на первичные (составляемые на основе непосредственного изучения социальной деятельности. К им относятся отчеты конкретных социальных исследований, протоколы собраний, дневники и т. д.) и вторичные. Вторичные документы представляют собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников (монографии, учебные пособия и т. д.). По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, характеристики, анкеты) и безличные (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний). Различают два способа анализа документальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материалах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализованный метод. Приёмом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели. Сущность анкетирования Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета - упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде опросного листа, вопросника. Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков, содержанию, функциям, структуре и форме. По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы -вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу этих событий. По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сломать лёд». В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем. Веер возможных ответов должен исчерпывать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а также ответы типа пне знаю», «затрудняюсь ответить», и другие. Выделяют три разновидности закрытых вопросов: - «да — нет»; - альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; - вопросы-меню, позволяющие респонденту выбирать одновременно несколько ответов. Выбор ответа из веера предложенных вариантов предполагает возможность одновременного сотрудничества в нескольких названых формах. По форме различают прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предполагается. Преимущество косвенных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций. Анкета состоит из трёх частей: вводной, основной и паспортички. В вводной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором указывается: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будут использованы его результаты, даётся краткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется анонимность ответов, указывается, кому необходимо возвратить заполненную анкету. В основной части анкеты содержатся вопросы, высказывания, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. Паспортичка анкеты включает вопросы, ответы на которое характеризуют социальное положение респондента. Сущность интервьюирования Интервью — метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику, который предназначен не для респондента, а для интервьюера. Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Интервьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема интервью. Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задаётся также определённый круг вопросов, на которые следует получить ответ. Фокусированное (направленное) интервью. Его задача — изучение конкретной ситуации, Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами. Интервью близко к анкетированию. Классическим примером его может служить опрос при переписях населения. Оно применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминалистике. Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.007 с.) |