Значение и виды соц-ких исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и виды соц-ких исследований



Социологические исследования — это ана­лиз социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых со­циальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях, т. с. социологи­ческое исследование — это система логичес­ки последовательных методологических, ме­тодических и организационно-технических процедур.

В зависимости от цели социологические исследования могут быть конкретные (эмпи­рические) и теоретические. Так, заводские социологи проводят эмпирические социоло­гические исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию со­циальных процессов в трудовых коллективах. Научные учреждения, проводя свои иссле­дования на определенном материале, выяв­ляют некие общие социальные закономер­ности, которые подтверждаются и на других объектах. Исследования могут иметь и двоя­кие цели, когда одновременно решаются те­оретические и практические задачи.

В зависимости от того, изучаются соци­альные явления и процессы в статике или динамике, различают розовые и повторные социологические исследования. Разовые ис­следования позволяют получить информа­цию о состоянии явления на момент его изу­чения. Социолог получает как бы «срез» со­стояния явления. Повторные исследования, проводимые по единой программе через определённые промежутки времени, выяв­ляют динамику и тенденции развития изу­чаемого явления,

Повторные социологические исследования подразделяются в свою очередь на 2 разно­видности: когортные и панельные. Эти исследования про­водятся через определённые промежутки времени на протяжении длительного пери­ода. Когортные исследования позволяют, на­пример, проследить, как у работников — лиц одного поколения — с течением времени ме­няются условия и образ жизни, потребнос­ти, ценностные ориентации и установки.

Панельные исследования проводятся на той же самой выборке, хотя конкретные лица, попадающие в эту выборку, как пра­вило, иные, нежели в первом исследовании. Такое исследование проводится на тех же предприятиях, в тех же бригадах, которые были объектом исследования в первый раз.

Сущность анализа док-тов

Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходя­щие от тех или иных органов власти, учреж­дений (по­становления, данные статистической отчет­ности, документы различных организаций, архивы и т. д.) и неофициальные (анкеты, заявления, дневники, письма).

По форме фиксирования документы классифицируются на вербальные (словес­ные), статистические (цифровые), письмен­ные (рукописные, печатные, машинописные), икографические (кино, фото, картины), фоног­рафические (магнитофонные записи, грамп­ластинки).

По целевому назначению документы клас­сифицируются на специальные и косвенные. Специальные документы составляются непосредственно для соц-ского ис­следования: анкеты, тесты, протоколы наблю­дений, данные экспериментов и т. д. Косвен­ные документы — это справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и другая литература.

По источнику инф-ции док-ты классифицируются на первичные (составляемые на основе непосредственного изучения соци­альной деятельности. К им относятся отчеты конкретных социальных исследований, про­токолы собраний, дневники и т. д.) и вторичные. Вторичные документы представляют собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников (мо­нографии, учебные пособия и т. д.).

По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, характеристи­ки, анкеты) и безличные (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний).

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

Сущность анкетирования

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета - упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

Вопросы классифицируются по ряду важ­нейших признаков, содержанию, функциям, структуре и форме.

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы -вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу этих событий.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназна­чены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сло­мать лёд».

В зависимости от структуры вопросы бы­вают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует от­вет. В закрытых содержится перечень вари­антов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Веер возможных ответов должен исчерпы­вать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а так­же ответы типа пне знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

- «да — нет»;

- альтернативные, предполагающие вы­бор одного ответа из перечня возможных;

- вопросы-меню, позволяющие респон­денту выбирать одновременно несколько ответов.

Выбор ответа из веера предложенных ва­риантов предполагает возможность одновре­менного сотрудничества в нескольких назва­ных формах.

По форме различают прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы касаются суще­ствующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предполагается. Преимущество косвенных вопросов состо­ит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций.

Анкета состоит из трёх частей: вводной, основной и паспортички.

В вводной части анкеты содержится обра­щение к респонденту, в котором указывает­ся: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будут использованы его ре­зультаты, даётся краткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется аноним­ность ответов, указывается, кому необходи­мо возвратить заполненную анкету.

В основной части анкеты содержатся воп­росы, высказывания, рассчитанные на по­следовательное раскрытие содержания ис­следуемой проблемы.

Паспортичка анкеты включает вопросы, ответы на которое характеризуют социаль­ное положение респондента.

Сущность интервьюирования

Интервью — метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного об­щения с респондентом по специально состав­ленному опроснику, кото­рый предназначен не для респондента, а для интервьюера.

Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его при­меняют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного пла­на и сформулированных вопросов. Интер­вьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема интервью.

Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей те­матики беседы, заранее задаётся также оп­ределённый круг вопросов, на которые сле­дует получить ответ.

Фокусированное (направленное) интер­вью. Его задача — изучение конкретной си­туации, Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами.

Интервью близко к анкетированию. Клас­сическим примером его может служить оп­рос при переписях населения. Оно приме­няется в социологии, психологии, журналис­тике, медицине, криминалистике.

Интервью позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.01 с.)