Вопрос № 27. Политическая мысль античного мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 27. Политическая мысль античного мира.



Важным фактором рационального осмысления политики во времена Античности стало развитие полисной демократии в Древней Греции. Интерес жителей древнегреческих полисов к общественным делам обусловил возникновение и развитие школ риторики. Первыми мыслителями, специализирующимися на политике, стали «платные учителя мудрости» — софисты Протагор, Горгий, Гиппий, Фрасимах, Ликофрон, Аткидам и др. Софисты не составляли какой-то единой школы, тем не менее, их объединило понимание условности политических истин. Так, Фрасимах утверждал, что справедливостью является то, что выгодно сильнейшему. В то же время, у Гиппия и Антифонта присутствовала идея разделения законов на естественные (фюзис) и искусственные (номос). Естественные законы, по их мнению, были едины для всех людей, несмотря на различие полисных законодательств.

Оппонентами софистов выступили мыслители, стоявшие на консервативных позициях — Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (469—399 гг. до н.э.) стремился восстановить духовное единство полиса на основе справедливости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления. Исходя из нравственно-разумной основы государства, Сократ заложил традицию разделения форм государства на правильные и неправильные. К правильным он относил монархию, аристократию и демократию, а к неправильным — тиранию, олигархию, охлократию.

Платон (427—347 гг. до н.э.), автор диалогов «Государство», «Политик», «Законы», придерживался философской позиции объективного идеализма, согласно которой истинное бытие и первопричина мира — это умопостигаемые идеи. Воплощением высшего блага, способным согласовать индивидуальное благо с общественным, Платон считал справедливое государство, в котором каждый человек занимается тем делом, к которому по природе имеет наибольшую склонность. Трем началам человеческой души — разуму, воле и чувствам — соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и благоразумие. В идеальном государстве человеческие добродетели должны реализовываться в сословиях философов, воинов и трудящихся, к которым относились земледельцы, ремесленники, торговцы. Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:

- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;

- олигархия, под которой Платон понимал власть богатых. В таком обществе идет вражда между богатыми и бедными, бедные побеждают просто потому, что их больше, и устанавливают демократию;

- демократия (власть большинства) несет беспорядок, анархию, распутство и бесстыдство толпы; в условиях беспорядка власть захватывает ловкий и коварный тиран;

- тирания - худший образ правления. Но и тирания не вечна, она разлагается и все повторяется заново.

 

Таким образом, неправильные формы правления сменяют друг друга в строгой последовательности. Современники Платона (в частности Аристотель) критиковали его за эту идею, указывая, что переход от одной формы к другой может быть совершенно иным. Однако, Платон весьма прозорливо подметил тенденцию рождения тирании из необузданной демократии, что весьма часто наблюдалось на протяжении всей истории человечества.

Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство. Об этом он пишет в своей работе "Государство", которая явилась, по сути дела, первой утопией. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится особое место и особое занятие в рамках государства. Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, а ремесленники и крестьяне - низшее сословие, обеспечивающее материальную сторону жизни. У стражей нет ничего своего: ни собственности, ни жен, ни детей - все общее.

Дальнейшее развитие политической мысли Античности связано с именем Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), автора работ «Политика», «Афинская полития» и «Никомахова этика». Философия Аристотеля в большей мере опирается на наблюдение и опыт, чем философия Платона. Человек предстает в философии Аристотеля как существо политическое, наделенное разумом. Аристотель отождествлял законное и справедливое, но при этом разделял право естественное и условное (человеческое). Продолжая традицию разделения форм государства на правильные и неправильные, Аристотель разграничивал их по двум критериям: количественному (кто правит: один, немногие или большинство) и качественному (в чьих интересах: ради общественного или ради личного блага?). К правильным формам политического устройства Аристотель относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным — тиранию, олигархию, и демократию. Наилучшая форма государства, с точки зрения Аристотеля, должна сочетать в себе достоинства различных «чистых» форм, т.е. быть смешанной.

 

Эпикур (341—270 гг. до н.э.) проповедовал аполитичность и считал образцом гражданской добродетели следование принципу «живи незаметно». Целью человеческой жизни он считал свободу, но свобода человека, по его мнению, возможна только в сфере ответственности за себя самого. Поэтому законы нужны для защиты «мудрецов» от «толпы». Законы и справедливость для каждого времени и места свои. Неизменно лишь их назначение — обеспечить всеобщую пользу и безопасность.

Столь же актуальные для современности идеи высказал римский оратор, мыслитель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Согласно Цицерону, государство и право возникают в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является призыв не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон впервые говорит о "праве народов", существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.88.179.12 (0.007 с.)