Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие международных отношений. Объект и предмет МО

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям по дисциплине «Теория международных отношений»

для студентов специальности 050202-«Международные отношения»

 

Форма обучения: дневная

 

 

Шымкент – 2008 г

 

 

УДК ________________

 

Составитель: Камалдинов Р.А. Ж.Е.Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине Теория международных отношений. - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова,

2008.- кол-во с. 16

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации к изучению для студентов I курсов. Специальность 050202 «Международные отношения»

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины Теория система международных отношений и включает все необходимые сведения по выполнению тем семинарских занятий курса.

Методические указания предназначены для студентов специальности

050202-«Международные отношения»

 

Рецензент: Фамилия И.О. – Тулебекова С.К.к.и.н.,доцент ЮКГУ им. М. Ауезова

Сугирбаева Г.К.–к.и.н. МКТУ

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Международные отношения» (протокол №1 от «28 08 2008__ г.) и

 

методической комиссией института «Юриспруденция и международные отношения»(протокол № 1 от «29» 08 2008 г.)

 

 

Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им. М.Ауезова, протокол № 4 от «16» 02 2009 г.

 

© Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, 200_г.

 

Ответственный за выпуск Фамилия И.О.

Пояснительная записка

В рамках семинарских занятий курса «Теория международных отношений» решаются задачи определения предмета и основной проблематики изучаемой дисциплины, рассматриваются содержание и основные понятия современных теорий международных отношений, особенности отдельных традиций и связанных с ними школ теории международных отношений.

Студентам дается возможность оценить основные этапы развития изучаемого предмета, превалирующие на каждом из исторических этапов теоретические подходы и концепции международных отношений. Также в рамках семинаров студенты могут оценить основные элементы современного мироустройства с теоретической перспективы, овладеть терминологией международных отношений как отрасли знания. Важное прикладное значение имеет направленность курса на усвоение основных элементов применения теоретических инструментов для построения прогноза дальнейшего развития международных процессов.

Студенты должны научиться анализировать текущие политические события в широком международно-политическом и историческом контексте.

Цель занятий:

-дать систематизированное представление об основных теориях и концепциях международных отношений, их исторической эволюции и влиянии;

- сформировать у студентов целостное представление о современных международных отношениях как исторически сложившейся и развивающейся реальности.

Задачи занятий:

· рассмотреть содержание и основные понятия современных теорий международных отношений, особенности отдельных школ ТМО,

· оценить основные этапы развития ТМО, превалирующие на каждом из этапов теоретические подходы и концепции,

· оценить основные элементы современного мироустройства с теоретической перспективы,

· овладеть терминологией международных отношений как отрасли знания, уметь работать как с теоретической, так и с прикладной литературой и анализировать текущие события.

· овладеть основными элементами построения прогноза дальнейшего развития международных процессов.

 

Тема 5.Проблема метода МО

План

1.Методы изучения международных отношений2.Аналитические методы.3.Эксплитивные методы.4.Прогностические методы. Изучив тему, студент должен: знать: − сущность международных отношений как научной и учебной дисциплины; − основные подходы к толкованию термина «международные отношения»; − структуру международных отношений; − сущность международных политических отношений как ведущего и системообразующего элемента в структуре международных отношений;− этапы эволюции международных отношений;− теории международных отношений: политического реализма, политического идеализма, марксизма. уметь: − понимать современные теории и проблемы международных отношений и мировой политики, опираясь на взгляды и концепции великих мыслителей прошлого;− классифицировать современные теории и концепции международных отношений по таким основаниям, как общие социально-политические концепции, политико-идеологическая направленность,особенности исторического этапа общественного развития. иметь: − навыки анализа взаимосвязи теории и учений прошлого и современного. При освоении темы необходимо: − изучить учебный материал по данной теме;− обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: генезис идей и взглядов на внешнюю политику государства и международных отношений, школы политического реализма и идеализма в теории международных отношений, марксистская трактовка природы и характера международных отношений; − ответить на следующие контрольные вопросы: 1.Как соотносятся между собой понятия «международная политика» и «мировая политика»?2. Раскройте структуру современных международных отношений.3. Какие методы используются при исследовании международных отношений?4. Основные этапы эволюции международных отношений.5. Какое место занимает теория международных отношений в системе общественных наук?6. Какие проблемы занимают центральное место в мировой политике?7. Что составляет предмет исследования международных отношений?8. Раскройте взаимосвязь международной, внешней и внутренней политики государства.

Тема 8.Геополитика в МО

Цель семинарского занятия, уяснить сущность и современное понимание геополитики, ее структуру, функции и категории; осуществить геополитический анализ современных международных отношений, рассмотреть место и роль РК в современной геополитической картине мира на пороге XXI века

Основные понятия: географический детерминизм, геополитика, Хартленд, Римленд, территориальность, мировое геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, геостратегические линии, граница, буферное государство, сила (мощь) государства, многополярная геополитическая система, национальный интерес, международные отношения.

План семинара

1.Генезис геополитики.

2.Теоретические основы геополитики

3.Место и роль Казахстана в современной геополитической картине мира.

Контрольные вопросы, тесты, задания

1.Какова основная позитивная перспектива развития международных отношений?

2. Еще Н. Макиавелли указывал, что всегда будут хорошими дела внутренние, если будут постоянно хорошими дела внешние. Согласны ли вы с ним? Можно ли сказать наоборот? В чем выражается взаимозависимость внешней и внутренней политики государства? Справедлива ли точка зрения, согласно которой, внешняя политика страны является квинтэссенцией политики внутренней?

Вопросы для самоконтроля

Раскройте сущность понятия “национальный интерес”?

Назовите основные элементы национальных интересов современного Казахстана.

Что следует понимать под базовыми геополитическими интересами РК?

Каковы национальные интересы Казахстана в основных регионах мира?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Сохранение элементов «старого» межгосударственного соперничества. 2.Соотношение сил между ведущими в военном отношении державами мира. США, РФ, Великобритания, Франция, КНР, Индия, Япония. Основы их военно-политических стратегий.

3.Сотрудничество и соперничество при выборе путей отражения «новых» угроз. Антитеррористическая коалиция. Пути укрепления режима нераспространения ОМУ. Миротворчество. Международное вооруженное вмешательство.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира. 2.Центростремительные тенденции в мировой политике.

3.Вестернизация или особый путь модернизации. Кризис евроцентристского мира.

4.Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества. 5.Основные направления глобализации политики.

6.Основные факторы, обуславливающие процесс трансформации современного миропорядка.

7.Слагаемые стратегического партнерства в многополюсном мире. Идея американского века.

8. Концепция «Униполярности» А. Страус.

9.Параметры супердержавности в новых геополитических реальностях. 10.Основные характеристики современной модели многополярности.

 

План семинара

1. Конфликт как социальное явление.

2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения.

3. Этнополитические конфликты.

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. На основании приведенных определений охарактеризуйте структуру и функции социальных конфликтов:

· а) «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» (А. Гидденс);

· б) Под социальным конфликтом понимаются «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп» (Р. Дарендорф);

· в) К. Боулдинг описывает социальный конфликт как «форму противоборства, в которой конфликтующие партии признают, что они преследуют несовместимые цели»;

· г) Л. Козер определяет социальный конфликт как «идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.».

2 Используя учебный материал и историческую литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие конкретных политических конфликтов в мировой истории.

3. На основании теории конфликта Р. Дарендорфа охарактеризуйте конфликт как фактор стабильности общества.

4. Современная политическая жизнь чрезвычайно богата на конфликты и кризисы. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов, религиозно-этнических, межнациональных, политических конфликтов на бывшего СССР за последние годы. Выделите смешанные и переходные формы известных вам конфликтов и кризисов. Обозначьте возможную иерархию кризисов (по степени важности, интенсивности, силе последствий).

5. Есть ли способы ослабления конфликта? Если да, то какие? Что такое «компромисс» и «консенсус»?

6. Приведите примеры конфликтов ценностей и интересов из мировой истории. Чем первые отличаются от вторых?

7. Прокомментируйте следующее высказывание: «Защита территориальной целостности государства не может быть предлогом отрицания права народов на самоопределение».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям по дисциплине «Теория международных отношений»

для студентов специальности 050202-«Международные отношения»

 

Форма обучения: дневная

 

 

Шымкент – 2008 г

 

 

УДК ________________

 

Составитель: Камалдинов Р.А. Ж.Е.Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине Теория международных отношений. - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова,

2008.- кол-во с. 16

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации к изучению для студентов I курсов. Специальность 050202 «Международные отношения»

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины Теория система международных отношений и включает все необходимые сведения по выполнению тем семинарских занятий курса.

Методические указания предназначены для студентов специальности

050202-«Международные отношения»

 

Рецензент: Фамилия И.О. – Тулебекова С.К.к.и.н.,доцент ЮКГУ им. М. Ауезова

Сугирбаева Г.К.–к.и.н. МКТУ

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Международные отношения» (протокол №1 от «28 08 2008__ г.) и

 

методической комиссией института «Юриспруденция и международные отношения»(протокол № 1 от «29» 08 2008 г.)

 

 

Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им. М.Ауезова, протокол № 4 от «16» 02 2009 г.

 

© Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, 200_г.

 

Ответственный за выпуск Фамилия И.О.

Пояснительная записка

В рамках семинарских занятий курса «Теория международных отношений» решаются задачи определения предмета и основной проблематики изучаемой дисциплины, рассматриваются содержание и основные понятия современных теорий международных отношений, особенности отдельных традиций и связанных с ними школ теории международных отношений.

Студентам дается возможность оценить основные этапы развития изучаемого предмета, превалирующие на каждом из исторических этапов теоретические подходы и концепции международных отношений. Также в рамках семинаров студенты могут оценить основные элементы современного мироустройства с теоретической перспективы, овладеть терминологией международных отношений как отрасли знания. Важное прикладное значение имеет направленность курса на усвоение основных элементов применения теоретических инструментов для построения прогноза дальнейшего развития международных процессов.

Студенты должны научиться анализировать текущие политические события в широком международно-политическом и историческом контексте.

Цель занятий:

-дать систематизированное представление об основных теориях и концепциях международных отношений, их исторической эволюции и влиянии;

- сформировать у студентов целостное представление о современных международных отношениях как исторически сложившейся и развивающейся реальности.

Задачи занятий:

· рассмотреть содержание и основные понятия современных теорий международных отношений, особенности отдельных школ ТМО,

· оценить основные этапы развития ТМО, превалирующие на каждом из этапов теоретические подходы и концепции,

· оценить основные элементы современного мироустройства с теоретической перспективы,

· овладеть терминологией международных отношений как отрасли знания, уметь работать как с теоретической, так и с прикладной литературой и анализировать текущие события.

· овладеть основными элементами построения прогноза дальнейшего развития международных процессов.

 

Тема 1.Понятие международных отношений. Объект и предмет МО

Цель занятий: знать, что такое международные отношения как объект исследования и как учебная дисциплина. План 1.Соотношение категорий «международные отношения», «международная политика» и «мировая политика».2.Международные отношения как объект исследования.3.Основные подходы к толкованию термина «международные отношения».4.Международная политика и мировая политика. Внешняя и международная политика государства..

 

Введение в предмет курса. Основная проблематика, истоки и этапы развития теории международных отношений, возникновение и содержание понятийного аппарата

· Вводная беседа со студентами. Краткий обзор курса и его структура. Значение изучения теорий в объяснении современных процессов и прогнозировании будущего.

· Краткая история развития международных отношений как отрасли знания. Основная проблематика международных отношений. Основные традиции в науке о международных отношениях: реализм, рационализм и идеализм. Особенности терминологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.008 с.)