Усть-илимский филиал гоу впо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усть-илимский филиал гоу впо



Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Е.Б. Ларионова

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Усть-Илимск


Печатается по решению редакционно-издательского совета

 

УДК 37.0

ББК 74.00

Л25

 

Рецензенты:

- Г.В. Никитина, кандидат педагогических наук, доцент Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО»

- кафедра педагогики и психологии Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО»

 

Ларионова Е.Б.

Л25 Курсовая работа по педагогике: Методические рекомендации по выполнению и оформлению / Е.Б. Ларионова. – Усть-Илимск: Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009 г. - 46 с.

В методических рекомендациях обобщен опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов по выполнению курсовых работ по педагогике на кафедре педагогики и психологии Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», представлены рекомендации по выбору тематики, построению структуры и методологического аппарата, отбору диагностического компонента и оформлению курсовых исследований.

Пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» и профилю «Практическая психология в образовании» по очной и заочной формам обучения, аспирантов, соискателей.

 

УДК 37.0

ББК 74.00

 

 

© Е.Б. Ларионова, 2009

© Восточно-Сибирская государственная

академия образования

© Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «ВСГАО»


ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специалист умеет отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений.


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050706.05 Педагогика и психология (п. 6.1.1) курсовые работы (проекты) рассматриваются как отдельный вид учебной работы студентов.

Курсовые исследования в образовательном процессе высшего учебного заведения являются неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности студентов, способствующей формированию ключевых компетентностей будущего специалиста.

В рамках Профессионального стандарта педагогической деятельности
(под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова, 2006 г.) компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Выполнение курсовых работ способствует формированию следующего ряда ключевых компетентностей обучающихся.

Инструментальные:

- способность к анализу и синтезу;

- способность к организации и планированию деятельности;

- элементарные компьютерные навыки;

- навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);

- способность видеть и решать проблемы;

- способность принимать решения.

Системные:

- способность применять знания на практике;

- исследовательские способности;

- способность к адаптации к новым ситуациям;

- способность к генерации новых идей (творчеству);

- способность работать автономно;

- способность к разработке проектов и их управлению;

- способность к инициативе.

В соответствии с учебным планом высшего профессионального образования специальности 050706.05 Педагогика и психология в образовательном процессе очной и заочной форм обучения предусмотрено выполнение курсовых работ по педагогике (3 курс) и по психологии (4 курс).

Последовательность выполнения курсовых работ определяется логикой поэтапной подготовки студента к выполнению комплексной выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 050706.05 Педагогика и психология.

В данном учебно-методическом пособии обобщен опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов по выполнению курсовых работ по педагогике на кафедре педагогики, психологии и художественного образования Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», представлены рекомендации по выбору тематики, построению структуры и методологического аппарата, отбору диагностического компонента и оформлению курсовых исследований.

В качестве примеров (NB!) в данном пособии представлены выдержки из наиболее интересных и значимых исследований по педагогике студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706.05 Педагогика и психология, получивших достойное признание на конференциях международного, регионального и муниципального уровней.

Пособие рекомендовано для студентов и преподавателей очной и заочной форм обучения, аспирантов, соискателей.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

Проблемная группа № 1

Проблемная группа № 2

Проблемная группа № 3

Проблемная группа № 4

Проблемная группа № 5

Общее направление: самообразование педагога

1. Готовность педагога к самообразовательной деятельности.

2. Образование взрослых как ведущая сфера развития системы образования.

3. Система непрерывного педагогического образования.

4. Самообразование как условие жизненного успеха.

 

Проблемная группа № 6

Проблемная группа № 7

Общее направление: современная система образования

1. Конфликт субъектов образования: источники и пути решения.

2. Роль семьи при оказании ребенку помощи в обучении.

3. Дисциплина в обучении с позиций гуманистического подхода.

4. Рынок и образование в современной России.

5. Интерактивное обучение.

6. Современный школьный учебник: особенности, проблемы.

7. Образовательный стандарт как гарант социальной и правовой защищенности личности.

8. Дистантное (дистанционное) обучение.

9. Инновационные технологии обучения (по выбору студента).

 

Проблемная группа № 8

Проблемная группа № 9

Проблемная группа № 10

Проблемная группа № 11

Проблемная группа № 12

Проблемная группа № 13

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Проблемная группа № 1

Проблемная группа № 2

Проблемная группа № 3

Проблемная группа № 4

Проблемная группа № 5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Изучение документации.

Наблюдение.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ

Курсовая работа

ПРИЛОЖЕНИЕ II

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
  Глава 1. Теоретический анализ проблемы …  
1.1. Анализ понятий «…», «…», …  
1.2. Направления, формы, методы …  
1.3. Выводы по главе 1  
  Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы…  
2.1. Организация исследования  
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация  
2.3. Выводы по главе 2  
  Заключение  
  Литература  
  Приложение  

 

Примечания:

- при форматировании и редактировании компьютерного текста Содержание рекомендуется оформлять в виде таблицы с невидимыми границами;

- при оформлении «чистового» варианта работы необходимо провести обязательную сверку номеров страниц, указанных в Содержании, с номерами страниц самих частей курсовой работы!


ПРИЛОЖЕНИЕ III

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы роли отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях 6

1.1. Анализ понятий «семья», «неполная семья», «стиль родительского отношения» 6

1.2. Роль отца в системе родительских отношений в пол­ных и неполных семьях 11

1.3. Выводы по главе I 20

Глава II. Эмпирическое исследование проблемы роли отца в формиро­вании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях 23

2.1. Организация и методы исследования 23

2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация 27

2.3. Выводы по главе II 34

Заключение 36

Литература 38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Как известно, 2008 год был объявлен Го­дом семьи, что, безусловно, не случайно. На сегодняшний день поддержка семьи является одним из приоритетных направлений государственной поли­тики, в подтверждение этому можно привести пример введения материнского капи­тала, выплат так называемых «подъемных», помощь и льготы многодетным и неполным семьям и др. Вопрос о роли семьи в формировании человека при­влекал внимание ученых во все времена. Бесспорным является то, что семья – один из важнейших институтов социализации. Это неодно­кратно подтвер­ждено исследованиями философов, педагогов, психологов, социологов. Не­даром говорят, семья – ячейка общества, то есть общество в миниатюре, сво­его рода модель, в которой отражается иерархия подчинения, распределение обязанностей, принятие на себя той или иной социальной роли, социальные связи и взаимоотношения, общественно одобряемое и не­одобряемое поведе­ние, и многое другое.

Ребенок приходит в этот взрослый мир совершенно беспомощным, он нуждается в уходе, заботе и защите, связь с внешним миром осуществляется через самых близких людей – его родителей, мама и папа являются провод­никами для своего ребенка. Именно через призму семейных взаимоотноше­ний ребенок получает представления о жиз­ненных целях и ценностях, пер­вые практические навыки применения этих представлений во взаимоотноше­ниях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного обще­ния. В процессе семейного воспи­тания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, справедливости и несправедливо­сти, допустимого и порицаемого. Се­мья – единственный социальный инсти­тут, нравственное воздействие кото­рого человек испытывает на протяжении всей жизни. Актуальность заявленной темы, на наш взгляд, обусловлена недостаточной разработанностью проблемы роли отца в воспита­нии ребенка.

Проблема. Исторически так сложилось, что значительное внимание ученых было сосредото­чено на роли матери в воспитании детей. Существует боль­шое количество исследований роли матери, влияния феномена материнства на развитие лич­ности женщины и ребенка, в то время как роль отца в разви­тии ребенка, его воспитании и социализации изучена мало. К сожалению, в настоящее время наблюдается стремительный рост числа неполных семей. Чаще это семьи, в которых воспитанием ребенка (детей) занимается жен­щина-мать. Поэтому, на наш взгляд, интересным является вопрос о роли отца в воспитании ребенка, в установлении в семье того или иного стиля роди­тельского отношения.

Объект исследования – стиль родительского отношения.

Предмет – роль отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях.

Цель: изучить роль отца в формировании стиля родительского отно­шения в полных и неполных семьях.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить содержание понятий «семья», «неполная се­мья», «стиль роди­тельского отношения».

2. Выявить роль отца в системе родительского отноше­ния в полных и неполных семьях.

3. Организовать эмпирическое исследование по изучению роли отца в фор­мировании стиля родительского отношения в полных и не­полных семьях и сделать выводы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий набор методов:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Тестирование.

3. Беседа.

4. Количественно-качественный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его ре­зультаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социаль­ного педагога для диагностики стиля родительского отношения в полных и неполных семьях, прогнозирования развития ребенка, составления индиви­дуальных рекомендаций по воспитательной работе для родителей. Также данные материалы могут быть полезны преподавателям и студентам педаго­гических учебных заведений в курсах «Психология родительства», «Соци­альная педагогика», «Теория и методика воспитания» и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе изучалась проблема урегулирования конфликтов между учителем и учащимися подросткового возраста.

Теоретический анализ научной литературы показал следующее:

1. В научной литературе по проблеме причин и способов урегулирования конфликтов между учителем и учащимися подросткового возраста большое внимание уделяется, прежде всего, определению самого понятия конфликт, особенностям педагогического конфликта.

2. Конфликт - это противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов.

3. По результатам анализа педагогических ситуаций были выделены следующие виды конфликтов: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков) и конфликты отношений. Конфликт проходит определенные стадии развития: предполагающую стадию, стадию зарождения, стадию созревания, стадию осознания, «взрыв», стадию угасания, стадию разрешения. Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из психологических причин.

Эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. На основе анализа диагностических данных (по данным методики Л. Москвиной) 70 % учителей являются конфликтными людьми;

2. На основе анализа диагностических данных (по данным методики К. Томаса) самые предпочитаемые стратегии поведения - избегание – 80 %, приспособление – 50 % и компромисс – 40 %.

3. Как свидетельствуют наблюдения и анализ педагогических ситуаций в школе, неправильное поведение учителей демонстрирует недостаточную сформированность их конфликтологической культуры. Это приводит к деструктивным конфликтам, которые отбивают у подростков желание учиться, а главное - дезадаптируют их личность. Но и сами учителя испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение и неудовлетворенность работой.

На наш взгляд, современным педагогам, имеющим желание работать в образовательной среде, а именно в школе, важно «вооружиться» конфликтологической готовностью и конфликтологической компетентностью, что поможет им построить доверительные отношения не только с подростками, но и со всем педагогическим персоналом и администрацией и будет приносить удовлетворение от своей педагогической деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ V

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Образец

Образец

Образец

«Агрессия – открытая неприязнь, вызывающая враждебность» (Ожегов, Шведова, 1999, с. 18)

15. Ссылки на авторов оформляются в квадратных скобках, если в тексте нет цитаты, а автор и его работа упоминаются

Образец

[45] – номер источника по списку в конце работы

16. Все рисунки, схемы подписываются снизу по центру: Рис. 1. Название

Образец

РИСУНОК РИСУНОК РИСУНОК

Рис. 1. Модель взаимодействия школы с родителями

17. Таблицы подписываются сверху по центру: Таблица 1. Название

Образец

Таблица 1

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Образец

1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 139 с.

2. Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования [Текст] / Г.В. Акопов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – СПб., 1995. – 45 с.

3. Амагзаева, А.С. Коммуникативно-ориентированный подход как условие повышения мотивации и качества изучения иностранных языков [Текст] / А.С. Амагзаева // Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития. Материалы межвузовской конференции. – Иркутск: Издательство ИГПУ, 1999. – С. 152 – 157.

4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19 – 27.

5. Иванова, Л.Н. Тренинг коммуникативной компетенции [Электронный документ] / Л.Н. Иванова // www.aprgect.ru


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из ГОС ВПО специальности 050706.05 Педагогика и психология  
Введение  
Специфика курсовых исследований по педагогике  
Примерная тематика курсовых работ по педагогике  
Примерная тематика курсовых исследований по социальной педагогике  
Типология курсовых работ по педагогике  
Структура курсовой работы по педагогике  
Методологический аппарат курсовой работы по педагогике  
Технология выполнения курсовой работы по педагогике  
Рекомендуемая литература и ресурсы по выполнению курсовых работ по педагогике  
Приложение I  
Приложение II  
Приложение III  
Приложение IV  
Приложение V  

Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Е.Б. Ларионова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.058 с.)