Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Усть-илимский филиал гоу впоСтр 1 из 5Следующая ⇒
Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» Е.Б. Ларионова КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ Усть-Илимск Печатается по решению редакционно-издательского совета
УДК 37.0 ББК 74.00 Л25
Рецензенты: - Г.В. Никитина, кандидат педагогических наук, доцент Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО» - кафедра педагогики и психологии Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО»
Ларионова Е.Б. Л25 Курсовая работа по педагогике: Методические рекомендации по выполнению и оформлению / Е.Б. Ларионова. – Усть-Илимск: Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009 г. - 46 с. В методических рекомендациях обобщен опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов по выполнению курсовых работ по педагогике на кафедре педагогики и психологии Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», представлены рекомендации по выбору тематики, построению структуры и методологического аппарата, отбору диагностического компонента и оформлению курсовых исследований. Пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» и профилю «Практическая психология в образовании» по очной и заочной формам обучения, аспирантов, соискателей.
УДК 37.0 ББК 74.00
© Е.Б. Ларионова, 2009 © Восточно-Сибирская государственная академия образования © Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «ВСГАО» ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специалист умеет отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений. ВВЕДЕНИЕ В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050706.05 Педагогика и психология (п. 6.1.1) курсовые работы (проекты) рассматриваются как отдельный вид учебной работы студентов. Курсовые исследования в образовательном процессе высшего учебного заведения являются неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности студентов, способствующей формированию ключевых компетентностей будущего специалиста.
В рамках Профессионального стандарта педагогической деятельности Выполнение курсовых работ способствует формированию следующего ряда ключевых компетентностей обучающихся. Инструментальные: - способность к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию деятельности; - элементарные компьютерные навыки; - навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); - способность видеть и решать проблемы; - способность принимать решения. Системные: - способность применять знания на практике; - исследовательские способности; - способность к адаптации к новым ситуациям; - способность к генерации новых идей (творчеству); - способность работать автономно; - способность к разработке проектов и их управлению; - способность к инициативе. В соответствии с учебным планом высшего профессионального образования специальности 050706.05 Педагогика и психология в образовательном процессе очной и заочной форм обучения предусмотрено выполнение курсовых работ по педагогике (3 курс) и по психологии (4 курс). Последовательность выполнения курсовых работ определяется логикой поэтапной подготовки студента к выполнению комплексной выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 050706.05 Педагогика и психология. В данном учебно-методическом пособии обобщен опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов по выполнению курсовых работ по педагогике на кафедре педагогики, психологии и художественного образования Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», представлены рекомендации по выбору тематики, построению структуры и методологического аппарата, отбору диагностического компонента и оформлению курсовых исследований.
В качестве примеров (NB!) в данном пособии представлены выдержки из наиболее интересных и значимых исследований по педагогике студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706.05 Педагогика и психология, получивших достойное признание на конференциях международного, регионального и муниципального уровней. Пособие рекомендовано для студентов и преподавателей очной и заочной форм обучения, аспирантов, соискателей. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Проблемная группа № 1 Проблемная группа № 2 Проблемная группа № 3 Проблемная группа № 4 Проблемная группа № 5 Общее направление: самообразование педагога 1. Готовность педагога к самообразовательной деятельности. 2. Образование взрослых как ведущая сфера развития системы образования. 3. Система непрерывного педагогического образования. 4. Самообразование как условие жизненного успеха.
Проблемная группа № 6 Проблемная группа № 7 Общее направление: современная система образования 1. Конфликт субъектов образования: источники и пути решения. 2. Роль семьи при оказании ребенку помощи в обучении. 3. Дисциплина в обучении с позиций гуманистического подхода. 4. Рынок и образование в современной России. 5. Интерактивное обучение. 6. Современный школьный учебник: особенности, проблемы. 7. Образовательный стандарт как гарант социальной и правовой защищенности личности. 8. Дистантное (дистанционное) обучение. 9. Инновационные технологии обучения (по выбору студента).
Проблемная группа № 8 Проблемная группа № 9 Проблемная группа № 10 Проблемная группа № 11 Проблемная группа № 12 Проблемная группа № 13 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Проблемная группа № 1 Проблемная группа № 2 Проблемная группа № 3 Проблемная группа № 4 Проблемная группа № 5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ Изучение документации. Наблюдение. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ Курсовая работа ПРИЛОЖЕНИЕ II СОДЕРЖАНИЕ
Примечания: - при форматировании и редактировании компьютерного текста Содержание рекомендуется оформлять в виде таблицы с невидимыми границами; - при оформлении «чистового» варианта работы необходимо провести обязательную сверку номеров страниц, указанных в Содержании, с номерами страниц самих частей курсовой работы! ПРИЛОЖЕНИЕ III СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретический анализ проблемы роли отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях 6
1.1. Анализ понятий «семья», «неполная семья», «стиль родительского отношения» 6 1.2. Роль отца в системе родительских отношений в полных и неполных семьях 11 1.3. Выводы по главе I 20 Глава II. Эмпирическое исследование проблемы роли отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях 23 2.1. Организация и методы исследования 23 2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация 27 2.3. Выводы по главе II 34 Заключение 36 Литература 38 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Как известно, 2008 год был объявлен Годом семьи, что, безусловно, не случайно. На сегодняшний день поддержка семьи является одним из приоритетных направлений государственной политики, в подтверждение этому можно привести пример введения материнского капитала, выплат так называемых «подъемных», помощь и льготы многодетным и неполным семьям и др. Вопрос о роли семьи в формировании человека привлекал внимание ученых во все времена. Бесспорным является то, что семья – один из важнейших институтов социализации. Это неоднократно подтверждено исследованиями философов, педагогов, психологов, социологов. Недаром говорят, семья – ячейка общества, то есть общество в миниатюре, своего рода модель, в которой отражается иерархия подчинения, распределение обязанностей, принятие на себя той или иной социальной роли, социальные связи и взаимоотношения, общественно одобряемое и неодобряемое поведение, и многое другое. Ребенок приходит в этот взрослый мир совершенно беспомощным, он нуждается в уходе, заботе и защите, связь с внешним миром осуществляется через самых близких людей – его родителей, мама и папа являются проводниками для своего ребенка. Именно через призму семейных взаимоотношений ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, справедливости и несправедливости, допустимого и порицаемого. Семья – единственный социальный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. Актуальность заявленной темы, на наш взгляд, обусловлена недостаточной разработанностью проблемы роли отца в воспитании ребенка.
Проблема. Исторически так сложилось, что значительное внимание ученых было сосредоточено на роли матери в воспитании детей. Существует большое количество исследований роли матери, влияния феномена материнства на развитие личности женщины и ребенка, в то время как роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации изучена мало. К сожалению, в настоящее время наблюдается стремительный рост числа неполных семей. Чаще это семьи, в которых воспитанием ребенка (детей) занимается женщина-мать. Поэтому, на наш взгляд, интересным является вопрос о роли отца в воспитании ребенка, в установлении в семье того или иного стиля родительского отношения. Объект исследования – стиль родительского отношения. Предмет – роль отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях. Цель: изучить роль отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Уточнить содержание понятий «семья», «неполная семья», «стиль родительского отношения». 2. Выявить роль отца в системе родительского отношения в полных и неполных семьях. 3. Организовать эмпирическое исследование по изучению роли отца в формировании стиля родительского отношения в полных и неполных семьях и сделать выводы. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий набор методов: 1. Теоретический анализ литературы. 2. Тестирование. 3. Беседа. 4. Количественно-качественный анализ. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны в работе педагога-психолога и социального педагога для диагностики стиля родительского отношения в полных и неполных семьях, прогнозирования развития ребенка, составления индивидуальных рекомендаций по воспитательной работе для родителей. Также данные материалы могут быть полезны преподавателям и студентам педагогических учебных заведений в курсах «Психология родительства», «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания» и др. ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной исследовательской работе изучалась проблема урегулирования конфликтов между учителем и учащимися подросткового возраста. Теоретический анализ научной литературы показал следующее: 1. В научной литературе по проблеме причин и способов урегулирования конфликтов между учителем и учащимися подросткового возраста большое внимание уделяется, прежде всего, определению самого понятия конфликт, особенностям педагогического конфликта. 2. Конфликт - это противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов. 3. По результатам анализа педагогических ситуаций были выделены следующие виды конфликтов: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков) и конфликты отношений. Конфликт проходит определенные стадии развития: предполагающую стадию, стадию зарождения, стадию созревания, стадию осознания, «взрыв», стадию угасания, стадию разрешения. Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из психологических причин.
Эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы: 1. На основе анализа диагностических данных (по данным методики Л. Москвиной) 70 % учителей являются конфликтными людьми; 2. На основе анализа диагностических данных (по данным методики К. Томаса) самые предпочитаемые стратегии поведения - избегание – 80 %, приспособление – 50 % и компромисс – 40 %. 3. Как свидетельствуют наблюдения и анализ педагогических ситуаций в школе, неправильное поведение учителей демонстрирует недостаточную сформированность их конфликтологической культуры. Это приводит к деструктивным конфликтам, которые отбивают у подростков желание учиться, а главное - дезадаптируют их личность. Но и сами учителя испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение и неудовлетворенность работой. На наш взгляд, современным педагогам, имеющим желание работать в образовательной среде, а именно в школе, важно «вооружиться» конфликтологической готовностью и конфликтологической компетентностью, что поможет им построить доверительные отношения не только с подростками, но и со всем педагогическим персоналом и администрацией и будет приносить удовлетворение от своей педагогической деятельности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ Образец Образец Образец «Агрессия – открытая неприязнь, вызывающая враждебность» (Ожегов, Шведова, 1999, с. 18) 15. Ссылки на авторов оформляются в квадратных скобках, если в тексте нет цитаты, а автор и его работа упоминаются Образец [45] – номер источника по списку в конце работы 16. Все рисунки, схемы подписываются снизу по центру: Рис. 1. Название Образец РИСУНОК РИСУНОК РИСУНОК Рис. 1. Модель взаимодействия школы с родителями 17. Таблицы подписываются сверху по центру: Таблица 1. Название Образец Таблица 1 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Образец 1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 139 с. 2. Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования [Текст] / Г.В. Акопов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – СПб., 1995. – 45 с. 3. Амагзаева, А.С. Коммуникативно-ориентированный подход как условие повышения мотивации и качества изучения иностранных языков [Текст] / А.С. Амагзаева // Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития. Материалы межвузовской конференции. – Иркутск: Издательство ИГПУ, 1999. – С. 152 – 157. 4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19 – 27. 5. Иванова, Л.Н. Тренинг коммуникативной компетенции [Электронный документ] / Л.Н. Иванова // www.aprgect.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» Е.Б. Ларионова
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.058 с.) |