Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Московский институт экономики,↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА КАФЕДРА “МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА”
РАЗУМОВА ЕЛЕНА РОСТИСЛАВОВНА
“Безопасность жизнедеятельности” УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва 2011 Автор – составитель - Разумова Елена Ростиславовна, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры “Математика и информатика” Методическое пособие по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” / Московский институт экономики, менеджмента и права; Сост. Елена Ростиславовна Разумова.- Москва, 2011, страниц. Учебное пособие “Безопасность жизнедеятельности” предназначено для студентов всех форм обучения факультета управления, финансово-экономического и юридического факультетов Московского института экономики, менеджмента и права.
Курс “Безопасность жизнедеятельности” подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” ЕН 102 для всех специальностей на всех формах обучения Факультета управления, финансово- экономического и юридического факультетов Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). В плане данного курса предусмотрено изучение девяти основных тем. В курсе содержатся тексты лекций по этим темам, выводы к каждой теме, вопросы для самопроверки, общая библиография, список ключевых слов, глоссарий и заключение. Печатается по решению научно – методического совета Московского института экономики, менеджмента и прав а.
Московский институт экономики, менеджмента и права, 2011
Содержание Введение. П. Тематика курса. Тема 1. Человек и среда обитания. 1.1.Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы прошлого. 1.2. Глобальный экологический кризис конца ХХ века. 1.3. Взаимоотношения организма и окружающей среды. 1.4. Экологические аспекты здоровья человека Тема 2. Чрезвычайные ситуации (ЧС), их классификация. 2.1. Определение и классификация ЧС. 2.2. Стихийные бедствия. 2.3. Техногенные ЧС. 2.4. Экологические ЧС. 2.5. Классификация ЧС по масштабам воздействия 2.6. Спасательные работы; единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 2.7. Гражданская оборона, ее задачи и место в системе РСЧС. Тема 3. Понятие безопасности. Экологическая Безопасность. 3.1. Понятие и концепции безопасности. 3.2. Экологическая безопасность. 3.2.1. Суть проблемы 3.2.2. Вредные вещества и защита от них. 3.2.3. Вредные факторы воздействия. Тема 4. Основы пожарной безопасности. 4.1. Основные понятия и определения. 4.2. Профилактика пожаров. 4.3. Методы и средства тушения пожаров. 4.4. Организация пожарной охраны на предприятии. Тема 5. Производственная безопасность и охрана труда 5.1. Производственная безопасность и охрана труда. 5.2. Правовая база безопасности в РФ. Тема 6. Безопасность в быту. 6.1. Безопасность жилища. 6.2. Безопасность пищи и воды. 6.3. Опасные вещества в быту. 6.4. Безопасность наземного транспорта. 6.5. Безопасность в метро. 6.6. Безопасность на железной дороге. Тема 7. Экстремальные ситуации и социальная Безопасность. 7.1.Экстремальные ситуации криминогенного характера. 7.2. Защита населения при угрозе террористических актов. 7.3.Религиозная безопасность 7.4.Оказание первой помощи в различных экстремальных ситуациях. Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности Тема 9. Основы военной службы и обороны страны. Ш. Библиография. 1У. Список ключевых слов У. Глоссарий. У1 Заключение ВВЕДЕНИЕ Во-первых, определим суть нашего предмета.Что такое безопасность жизнедеятельности? Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, отсутствие недопустимого риска. Жизнедеятельность - это процесс создания человеком условий для своего существования. Отсюда следует, что безопасность жизнедеятельности - это создание таких условий существования личности, общества и государства, которые обеспечивают состояние защищенности и отсутствия недопустимого риска, это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и среды обитания. Исторически сложилось так, чтов начале ХХ1 века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения экстремальных (ЭС) и чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера, причем их тяжесть год от года растет. Основными задачами защиты от ЧС является подготовка и обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, приемам коллективной и индивидуальной защиты. Учебное пособие дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования ГОС-3. Пути выхода из него.
Главной особенностью экологического кризиса конца ХХ века является то, что антропогенное воздействие на природу приняло столь колоссальные размеры, что ассимиляционного потенциала биосферы уже не хватает для его преодоления. Иными словами, природа уже не в состоянии выдерживать и компенсировать антропогенный натиск. Нынешние экологические проблемы имеют не национальный, а планетарный масштаб. Во второй половине ХХ века человечество, которое во все предыдущие эпохи воспринимало природу только как источник ресурсов для своей хозяйственной деятельности, постепенно начало осознавать, что дальше так продолжаться не может, и надо что-то предпринимать для сохранения биосферы (биосфера - совокупность экосистем Земли). Из узкого раздела биологии экология, возникшая во 2-й половине Х1Х века, превратилась не только в самостоятельную комплексную науку, но и стала одной из главных общечеловеческих проблем - такой, как сохранение мира и международной безопасности, освоение космоса, борьба с международным терроризмом и т.п. Примерно тогда же незаметно произошла подмена понятий: под экологией стали понимать не только основанный Э. Геккелем раздел биологии, но и комплекс тесно взаимосвязанных фундаментальных и прикладных наук об охране природы, сохранении биосферы и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме чисто биологического научного аспекта, у экологии появились прикладная (охрана природы) и социально- экономическая функции (создание экономической и законодательной базы охраны природы). Термин “экология” стал модным и эксплуатируемым часто невпопад. Каковы же основные составляющие глобального экологического кризиса конца ХХ – начала ХХ1 в? 1. Загрязнение биосферы производственными и бытовыми отходами. О веществах, загрязняющих биосферу, будет сказано далее в разделе “Экологическая безопасность” 2. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов (невозобновляемые ресурсы: горючие –нефть газ уголь, руды металлов, благородные металлы, строительные материалы – глины, песок, известняк). Нефти и природного газа, при нынешних темпах добычи едва ли хватит до конца ХХ1 века, угля и руд металлов - на 2-3 столетия. 3. Природное воспроизводство возобновляемых ресурсов (лесов, животного мира) сильно отстает от их уничтожения в результате хозяйственной деятельности человека. В особенности это касается лесных массивов, которые являются легкими планеты, поставляя живым организмам кислород, и рыбных запасов, которые уже давно не воспроизводят себя т.е. постепенно вымирают. 4. Уменьшение биоразнообразия, т.е. быстрое, происходящее в течение одного- двух столетий вымирание многих видов растений и животных, заносимых в Красную книгу, тогда как в ходе естественной биологической эволюции вымирание одних видов и смена их на другие происходит за миллионы лет. Напомним экологический закон Эшби: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее. Значит, вымирание видов ведет сначала к неустойчивости биосферы, а затем к ее гибели. 5. Сокращение пахотных земель за счет урбанизации (роста городов), строительства транспортных сетей (железных, автомобильных и трубопроводных), роста количества свалок.Кроме того, на Земле идет интенсивная деградация почв, следствием чего является снижение их плодородия. 6. Демографический взрыв - сильный рост населения в ХХ веке в отдельных регионах планеты: Китай, Индия, африканский июжноамериканский континенты. В прошлом веке численность населения Земли увеличилась с 1 мрд в 1900 г. до 6 мрд в 2000 г., т.е. в 6 раз. Наряду с сокращением пахотных земель это грозит голодом части человечества (уже сейчас по различным данным до 10% населения Земли голодает). Выводы 1. В процессе своей эволюции человек, развивая производительные силы, негативно влиял на биосферу, ввергая ее в череду экологических кризисов. Предыдущие кризисы биосфера преодолела. 2. Глобальный экологический кризис конца ХХ - начала ХХ1 века биосфера не выдерживает, начинается ее деградация. 3. Загрязнение биосферы крайне негативно влияет на здоровье людей.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое кризис консументов? 2. В чем выражается кризис продуцентов? 3. Когда начался процесс обезлесения планеты? 4. Что такое ассимиляционный потенциал? 5. Что такое экология? 6. Каковы главные черты глобального экологического кризиса ХХ – ХХ1 в? 7. В чем основное отличие кризиса ХХ-ХХ1 в. от предыдущих экологических кризисов? 8. Чем загрязняется атмосфера? 9. Каковы главные факторы загрязнения гидросферы? 10. Что такое здоровье? 11. Как загрязнение биосферы влияет на здоровье людей?
Литература Учебная. 1. Разумова Е.Р. Экология. Курс лекций. М., МИЭМП, 2006. Нормативная. 1. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, 2002.
Условия формирования ЧС. Всякому чрезвычайному событию предшествуют те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующим фактором различного происхождения. Это может быть природное, техногенное, социальное или иное воздействие, нарушающее нормальное функционирование процесса. Различают пять фаз развития ЧС: 1) накопление отклонений; 2) инициирование ЧС; 3) процесс ЧС; 4) действие остаточных факторов; 5) ликвидация ЧС.
Все ЧС классифицируются по трем признакам: 1) сфера возникновения, определяющая характер происхождения ЧС. Этих сфер четыре: природная (стихийные бедствия), производственная (техногенные), экологическая (негативное изменение состояния окружающей среды (ОС) и социальная (народные волнения, массовые беспорядки, гуманитарные катастрофы). 2) ведомственная принадлежность, т.е. в какой отрасли хозяйства произошла ЧС: в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовой сфере, в сельском хозяйстве; 3) масштаб последствий, т.е. нанесенный ущерб и количество сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС.
Обратимся к первому признаку - сфере возникновения ЧС и их происхождению. Напомним, причины ЧС могут быть техногенными (аварии, катастрофы), природными (стихийные бедствия), экологическими (негативные изменения среды обитания) и социальными.
2.2. Стихийные бедствия (ЧС природного характера). Число стихийных бедствий на Земле за последние годы растет. Активизируются действия вулканов, возрастает количество землетрясений, почти регулярными стали наводнения. Относительно причин возрастания стихийных бедствий в научном мире в настоящее время нет единого мнения: одни считают главной причиной возрастание солнечной активности, другие акцентируют внимание на внутренних геотектонических процессах.
Стихийные бедствия в отличие от техногенных аварий почти невозможно предотвратить, но во многих случаях их можно предсказать и принять меры для минимизации их негативных последствий для жизни людей и окружающей среды. Весьма эффективным является создание оперативных служб по борьбе со стихийными бедствиями в городах. В Москве в 1995 г была создана оперативная группа по координации действий городских организаций и префектур во время сильных снегопадов, гололеда и других подобных экстремальных явлений.
Техногенные ЧС Авария - это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ. Авариями являются, например, разливы нефти и нефтепродуктов, повреждения сетей электропередач и безопасности. возникшие в связи с этим пожары. Предупреждение аварий в значительной мере обеспечивается соблюдением правил техники безопасности. Катастрофа - это событие с трагическими последствиями, повлекшее человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и материальные потери, а также нарушение условий жизнедеятельности людей.
Классификация ЧС техногенного характера. Техногенные ЧС разнообразны как по причинам возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений они подразделяются на 5 основных групп: аварии на химически опасных объектах, на радиационно опасных объектах, на пожаро- и взрывоопасных объектах, на гидродинамически опасных объектах, на транспорте.
Аварии на транспорте А) Железнодорожный транспорт. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения поездов, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. При перевозке взрывоопасных грузов (газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые, радиоактивные вещества) происходят взрывы и пожары. Ликвидировать такие катастрофы бывает очень сложно.
Б) Автомобильный транспорт. По данным ООН автокатастрофы ежегодно уносят 170 тыс. жизней. В России за последние 10 лет в автомобильных авариях пострадало 2,5 млн человек, из которых 380 тыс погибли. Около 75% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения, около 30% всех ДТП связаны с плохой подготовкой водителей (либо вообще не имеют прав, либо покупают их). Наиболее опасным видом нарушения являются превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Поэтому более чем своевременным является принятое в августе 2010 года постановление об абсолютной трезвости за рулем. Среди технических причин ДТП одно из первых мест занимает неисправность машины (тормоза, рулевое управление, колеса и шины). Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа от потери крови, даже блестящая операция оказывается бесполезной. Решающую роль при этом играет первая доврачебная помощь, однако уровень медицинской подготовки сотрудников ГИБДД крайне низок. Аптечки, без которых нельзя пройти ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке. В результате смертность от ДТП в России на порядок выше, чем в развитых странах Европы и Америки.
В) Воздушный транспорт Несмотря на принимаемые во всех странах меры, количество авиакатастроф в мире не уменьшается. Их причинами являются разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, связи, пилотирования, недостаток топлива. Катастрофы на самолетах показали два опасных типа поведения людей: паника и апатия. Как ни странно, второй тип поведения встречается чаще. Это следует помнить и не прекращать борьбу за свое спасение. При декомпрессии (разгерметизации самолета) следует немедленно надеть (а не просто прижать к себе) кислородную маску сначала себе, потом ребенку. Экипаж в этой ситуации немедленно начинает снижение, на высоте ниже трех тысяч метров содержание кислорода можно считать нормальным, надо сразу же пристегнуть ремни и приготовится к “жесткой” посадке. При пожаре необходимо пригнувшись пробираться к ближайшему выходу, накинув пальто, шапку, плед (защита от дыма). Не следует брать с собой вещи, это может стоить жизни.
Г) Водный транспорт Мировой морской флот за год теряет 200 - 250 судов, аварии терпят свыше 8000. Суда России ежегодно терпят 40 аварий на море и 30 - на реках. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под действием ураганов, штормов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов, членов экипажа. Значительное число аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов, а также вследствие неумелой эксплуатации. Частыми являются столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, неверное расположение грузов и их крепление, взрывы и пожары на борту. Главная проблема на терпящем бедствие корабле - паника на борту. Решение об оставлении судна принимает только капитан, посадка в шлюпки и плоты дается только с капитанского мостика. Среди предварительных мер защиты сразу же при посадке следует ногами проделать путь от своей каюты до верхней палубы к спасательным шлюпкам. Во время катастрофы выручит моторная память. С собой разрешается брать документы и деньги, личные лекарства, одеяла.
Экологические ЧС. Понятие чрезвычайной экологической ситуации было впервые введено в первом Законе РСФСР “Об охране окружающей природной среды” 1991 г. и означало состояние участков территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые негативные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем и генофондов растений и животных. Экологическое бедствие – это ситуация на участках территории (или акватории) РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимыеизменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение природных экосистем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должна быть прекращена любая хозяйственная деятельность, и по возможности осуществлена эвакуация населения, а также предприняты оперативные меры по оздоровлению окружающей среды. Как в случае чрезвычайной экологической ситуации, так и в случае экологического бедствия окружающая среда (ОС) испытывает состояние глубокой деградации и требует активных действий по ее реабилитации. Все большую остроту приобретает экологический аспект техногенных ЧС. Экологические ЧС весьма разнообразны и практически охватывают все стороны жизни человека. По характеру явлений они подразделяются на 4 группы: 1) изменения состояния суши (деградация и эрозия почв, опустынивание); 2) изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя); 3) изменение состояния гидросферы истощение и загрязнение водной среды); 4) изменение состояния биосферы. Изменения состояния суши Интенсивная деградация почв - это постепенное ухудшение их свойств под влиянием естественных причин или хозяйственно деятельности людей. Деградация происходит при неправильном применении удобрений и пестицидов. Повышение доз пестицидов, содержащих соли тяжелых металлов, снижает плодородие, а неверная обработка приводит к уничтожению червей и микроорганизмов. Безграмотное проведение мелиорации приводит к эрозии почв и возникновению торфяных пожаров. Под эрозией почвы понимают процесс ее разрушения различными природными и антропогенными факторами. В зависимости от причин различают водную, ветровую, ледниковую, оползневую, речную, биологическую. В результате эрозии за других причин последние 30 лет площадь продуктивных сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 24%, площадь пашни - на 18%. Конечным результатом эрозии является опустынивание - сокращение или уничтожение биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением его водных ресурсов, исчезновением сплошного растительного покрова, обеднением фауны. Опустынивание может быть также результатом чрезмерного выпаса скота, уничтожения растительного покрова при заготовке топлива, геологоразведочных работ.
2.4.2. Изменение свойств воздушнойсреды Атмосфера - газовая оболочка планеты, в ее состав (по объему) входят 79 % азота, 20 % кислорода, 1% приходится на все остальные компоненты, в число которых входят в основном инертные газы, пары воды и углекислый газ. Самый близкий к поверхности Земли слой атмосферы называется тропосферой (примерно до высоты 9 км над ландшафтом или зеркалом воды). Выше тропосферы (примерно до высот 50 км) находится стратосфера. Газовый состав ее примерно тот же, что и в тропосфере, но воздух здесь сильно разрежен. В верхнем слое стратосферы сконцентрирована основная часть атмосферного озона, поглощающего жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца и поэтому предохраняющего от его губительного воздействия все живые организмы Земли. Основными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: 1) угарный газ - высокотоксичное вещество, продукт неполного сгорания любого топлива; в городах основным его “поставщиком” является автотранспорт; угарный газ образуется также при неправильной эксплуатации каминов и печей; накопление его в жилых помещениях нередко приводит к гибели людей; 2) углекислый газ, образующийся в результате любого сжигания, при дыхании живых организмов; он нетоксичен, но его чрезмерное накопление в высоких слоях атмосферы обуславливает так называемый “парниковый эффект”: поднимаясь в стратосферу, на высотах примерно 25-30 км при низких температурах углекислый газ переходит в твердую фазу и формирует над поверхностью Земли своеобразную скорлупу, препятствующую теплообмену земной поверхности с окружающим Космосом. Результатом, как полагают многие ученые, является потепление климата планеты, что в свою очередь может привести к таянию льдов на полюсах и поднятию уровня Мирового океана. Впрочем, по поводу “парникового эффекта” есть и другая точка зрения: потепление климата может быть связано не с антропогенными факторами,, а с окончанием очередного “ледникового периода”; 3) оксиды серы и азота, содержащиеся в промышленных выбросах и являющиеся причиной “кислотных дождей”, поскольку вступают в химические реакции с водой, образуя кислоты. Подкисленные воды губительны для популяций рыб: уже незначительные отклонения от нейтральной кислотности вызывают замедление роста или гибель молоди. Чаще всего источник загрязнения находится в одном месте, а жертвы в другом, поскольку осадки выпадают не там, где образуются. Например, в течение многих десятилетий выбросы кислотообразующих оксидов осуществлялись в Великобритании, а кислотные дожди выпадали в Скандинавии 4) фреоны, широко используемые в холодильных установках и при производстве аэрозолей, как считает ряд ученых, разрушают атмосферный озон;, их чрезмерные выбросы являются причиной “озоновых дыр”, увеличивающих долю падающего на Землю жесткого УФ излучения. Это в свою очередь обуславливает, как доказывают медики, рост числа онкологических заболеваний. Пагубное воздействие на климат оказывают испытания ядерного оружия, способствующие накапливанию в атмосфере аэрозолей, оксидов азота, радиоактивного углерода. Недостаток кислорода и загрязнение воздушной среды способствуют росту заболеваемости населения легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Ликвидации ЧС (РСЧС). Цели функционирования РСЧС были определены в Федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 11.11.1994 г. (№ 68-ФЗ). РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращения действия опасных для них факторов. Безопасность в ЧС - это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и природной среды от опасностей ЧС. Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая) и по объектам (население, хозяйственный объект, природная среда) и по основным источникам ЧС. Жизнеобеспечение населения в ЧС - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС по созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения по нормативам, разработанным для условий ЧС в установленном порядке. Защита населения в ЧС - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС. Защита территории в ЧС - комплекс организационных, экономических, инженерно-технических, природоохранных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, преодолению их опасностей и ликвидацию их последствий. Выводы 1.Дано определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). 2. Приведена классификация стихийных бедствий на геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания. 3. Стихийные бедствия невозможно предотвратить, но можно сократить ущерб от них. 4. Обсуждены особо опасные заболевания людей, животных и растений. 5. Приведена классификация ЧС техногенного характера, обсуждены их типы. 6. Химические аварии по масштабу делятся на 5 категорий. 7. Радиационные аварии по масштабу подразделяются на 3 типа. 8. Приведена классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. 9. Даны понятия об экологических ЧС и экологических бедствиях. 10. Приведена классификация экологических ЧС. 11. Дана информация об единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. 12. Охарактеризована система гражданской обороны (ГО) РФ.
Вопросы для самопроверки. 1. Что такое чрезвычайная ситуация (ЧС)? 2. По каким признакам классифицируются ЧС? 3. Что такое стихийное бедствие? 4. Что такое землетрясение? 5. На какие группы подразделяются вулканы? 6. Сколько на Земле действующих вулканов? 7. Чем различаются паводок и половодье? 8. Что такое цунами и как от нее уберечься? 9. Каковы причины природных пожаров? 10. Что такое эпидемия и пандемия? 11. Дайте определения смертности и летальности. 12. На какие группы делятся инфекционные заболевания людей? 13. Что такое трансмиссивные заболевания? 14. Сравните понятия “авария” и “катастрофа”. 15. Что такое токсидоза и СДЯВ? 16. Дайте определение ПДК 17. Какие объекты относятся к РОО? 18. Какие объекты считаются самыми пожароопасными? 19. Что такое экологическая ЧС и экологическое бедствие? 20. Дайте расшифровку аббревиатуры РСЧС.
Экологическая безопасность. Суть проблемы. Впервые понятие экологической безопасности было введено в первом экологическом законе РСФСР “Об охране окружающей природной среды” 1991 г. Социальное и правовое значение это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и с обнародованием информации о других авариях (например, на п/о “Маяк” и т.п.). Экологическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз антропогенного или естественного характера. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения и ликвидации реальных и потенциальных угроз. Угроза экологической безопасности означает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов или целых экосистем, загрязнения, отравления или заражения окружающей среды (ОС), негативного воздействия на здоровье людей. Угроза экологической безопасности может рассматриваться как угроза национальной безопасности страны. Вся жизнь человека направлена на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей, включая обеспечение экологической безопасности. Министерство природныхресурсовРФ в 1993 г. разработало программу “Экологическая безопасность России”, Совет безопасности РФ в том же году обсудил вопрос о состоянии здоровья населения России (в том числе и в связи с экологическим состоянием страны). О губительном воздействии на здоровье людей техногенных загрязнений неоднократно предупреждали ученые еще в 70-тых годах прошлого века. В начале нынешнего столетия предостережения о возможности техногенных катастроф уже стали исходить от политиков. Возможность таких катастроф возникает в связи с износом оборудования, непрерывно работающего на некоторых промышленных объектах более 60 лет (аварии на шахтах, падающие самолеты и вертолеты и т.д.). Одновременно каждый день происходят “тихие” катастрофы, поскольку сбросы и выбросы загрязняющих веществ обладают коварным свойством накапливаться, аккумулироваться в биосфере, и катастрофа надвигается без взрывов и пальбы, незаметно, но неотвратимо. В РФ экологическая опасность несет угрозу генофонду страны и мешает выходу России из социально-экономического кризиса. В. Лазерное излучение. Источником лазерного излучения является генератор электромагнитного излучения оптического диапазона. Лазерное излучение характеризуется высокой когерентностью, направленностью и плотностью энергии. Оно опасно для организма человека. Прямое лазерное излучение приводит к болезням глаз и кожи. Нормируемыми параметрами при лазерном облучении являются предельно допустимые уровни (ПДУ) и облученность. Согласно современным стандартам все лазерные устройства классифицируются по четырем основным классам опасности. Лазеры класса 1 не опасны для здоровья. Лазеры 2-го класса опасны для глаз и кожи при прямом облучении. Лазеры 3-го класса представляют опасность не только при прямом облучении, но и диффузно отраженным действием. Наиболее опасные лазеры 4-го класса должны иметь дистанционное управление и помещение с блокировкой входа. Коллективная защита: защитные экраны и кожухи, системы блокировки и дистанционного наблюдения. В качестве индивидуальной защиты от лазерного излучения используют специальные защитные очки. Д. Ионизирующие излучения. Ионизирующими являются высокоэнергетические радиоактивные и рентгеновское излучения. Они негативно отражаются на здоровье человека: вызывают распад эритроцитов крови (лейкемию), онкологические заболевания и гибель гамет (бесплодие). Радиоактивные излучения подразделяются на три вида: альфа, бета и гамма. Альфа-излучение обладает большой ионизирующей способностью и малой проникающей силой. Гамма - наоборот, большой проникающей силой и малой ионизирующей способностью. Поглощенной дозой радиоактивного облучения называется отношение величины поглощенной организмом энергии к массе этого организма. В системе СИ единицей измерения дозы является грей (Гр): отношение поглощенной энергии в 1 Дж к массе 1 кг.. Используют также единицу измерения дозы рад: 1рад=0,01 Гр. Доза, отнесенная к единице времени, называется уровнем радиации. Он измеряется в рентгенах. Для оценки повреждающего воздействия на биологические объекты (человека) используют единицу бэр -биологический эквивалент рентгена. Эквивалентная доза - это доза, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для каждого вида излучения. Самый большой взвешивающий коэффициент имеют высокоэнергетические нейтроны и альфа- частицы. Единицей измерения эквивалентной дозы является зиверт (Зв). При равной дозе альфа-излучение дает больший повреждающий эффект, чем гамма. Допустимые дозы облучения людей регламентируются ФЗ “О радиационной безопасности населения”. В этом ФЗ установлены нормативы для двух категорий облученных лиц. К персоналу группы А относятся люди, непосредственно работающие с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (работники АЭС, специализированных лабораторий, в которых ведут работы с радиоактивными изотопами). Для этой группы персонала эффективная доза облучения не должна превышать 20 мЗв в год за любые последовательные 5 лет, а за период трудовой деятельности - не более 1000 мЗв. К персоналу группы Б относятся лица, которые в процессе труда непосредственно не работают с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, но по размещению рабочих мест могут подвергаться радиационному воздействию (врачи-рентгенологи). Для этой группы эффективная доза не должна превышать 1 мЗв в год за любые последовательные 5 лет, а за период трудовой деятельности - не более 700 мЗв. Выводы 1.Приведены определения опасности и безопасности, перечислены виды опасностей. 2.Дано и прокомментировано понятие экологической безопасности. 3. По степени воздействия на человека выделяют 4 класса опасности вредных веществ. 4. Приведены факторы поражения человека электрическим током и технические меры защиты от них. 5. Перечислены виды электромагнитных полей и способы защиты от них. 6. Лазерные установки классифицируются по 4-м классам опасности. 7. Даны различные единицы измерения дозы радиоактивности. 8. Приведены виды ионизирующих излучений, их воздействие на человека и методы защиты от них. 9. Диапазон воздействия шума на человека укладывается в диапазон от 0 до 140 децибел. Предельно допустимым уровнем является шум в 80 децибел. 10. Дан перечень ср
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.012 с.) |