ТОП 10:

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН



Республика Татарстан, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская,

Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия

Площадь района — 536,4 тыс. км2 (3,1% территории России)

Численность населения — 16,2 млн человек (11,4% населения России)

Недра Поволжского экономического района (ПЭР) богаты углеводородами. Нефть добывается почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях. Самые значительные из них находятся в Среднем Поволжье — на юго-востоке Татарстана и в левобережной части Самарской области. Наиболее богатые месторождения в Республике Татарстан — Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское, в Самарской области — Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Для поволжской нефти характерны повышенная удельная плотность, сернистость, парафинистость и смолистость. Добываемая нефть до недавнего времени обеспечивала сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и многих других районом страны. В советский период развития страны был проложен нефтепровод «Дружба», по которому она поступала в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. В настоящее время в связи с истощением запасов доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 10%. В то же время открываются новые месторождения в районе: в республиках Татарстан и Калмыкия, в Волгоградской области и особенно на шельфе Каспийского моря.

В 1930-х гг. были открыты месторождения природного газа в Са­ратовской и Волгоградской областях, в 1976 г. — крупнейшее в европейской части России Астраханское газоконденсатное месторождениеПриродный газ Астраханского месторождения содержит большое количество сероводорода (25%) и двуокиси азота (14—15%), что создает дополнительные трудности в его добыче и переработке.

Район располагает значительными ресурсами химического сырья. В Самарской области имеется самородная сера, в Волгоградской и Астраханской областях — месторождения поваренной соли. Баскунчакское месторождение поваренной самосадочной соли — одно из основных в стране. Богат район и минеральными строительными материалами, особенно велики запасы стекольного песка и цементного сырья.

Население размещено по территории района крайне неравномерно. Самая большая плотность населения — в Самарской области и Татарстане — соответственно 61,5 и 55,0 человека на 1 км2, в Калмыкии — 4,0 человека на 1 км2. Городские жители составляют 73% населения.

Важнейшим фактором развития района является созданный предшествующими поколениями значительный производственный и научно-технический потенциал. Разветвленная и технически оснащенная транспортная сеть Поволжья создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с другими районами.

В хозяйственном комплексе экономического района ведущие позиции занимают машиностроение, химическая промышленность, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы.

На машиностроительный комплекс приходится треть производи­мой промышленной продукции. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, самолетов, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, судов.

Особое место занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов (Ульяновск, Казань, Самара, Саратов), грузовых и легковых автомобилей (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), троллейбусов (г. Энгельс), пассажирских и сухогрузных судов, танкеров (Астрахань, Волгоград и др.). В Самаре налажено производство космических ракет.

Ульяновский ЗАО «Авиастар-СП» собирает почти все российские транспортные самолеты. Основная продукция ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение» — гражданские самолеты и самолеты стратегической авиации.

Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим и автомобильной промышленности страны.

В Набережных Челнах находится крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности (КамАЗ).

Ульяновский автозавод (УАЗ) выпускает грузовые автомобили высокой проходимости грузоподъемностью 0,8 т. В г. Энгельсе производится 100% российских троллейбусов.

Крупнейшие центры судостроения и судоремонта — Астрахань и Волгоград. Суда производятся для отечественных и зарубежных потребителей. На Волгоградском судостроительном заводе для группы компаний «Палмали» (Стамбул) за 2004—2006 гг. построено семь сухогрузов (дедвейтом 7 тыс. т) и пять нефтеналивных барж (дедвейтом 4,4 тыс. т).

Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности машинами и оборудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение. Волгоградский тракторный завод — один из крупнейших в Российской Федерации.

В Поволжье также производятся подшипники (Самара, Волжский), станки (Самара, Ульяновск), электротехнические изделия (Самара, Казань), вычислительная техника (Казань), приборы (Пенза).

В Елабужском районе Республики Татарстан в конце 2007 г. об­разована первая в России особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа с льготным налоговым и таможенным режимом. Продукция машиностроения будет профилирующей в этой зоне. Серийное производство автомобилей Fiat Ducato начато в 2008 г.

Топливно-энергетический комплекс района представлен добычей углеводородов, переработкой их в разные виды топлива и производством электроэнергии. На него приходится почти треть продукции промышленности.

Добычу и переработку нефти в районе ведут несколько нефтяных компаний. Большую часть добычи (66%) осуществляет АО «Татнефть», ее объем — 25 млн т.

Основные нефтепромыслы Поволжья расположены в Республике Татарстан, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях. На промыслах производят очистку нефти от воды и солей. Здесь же утилизируют попутные нефтяные газы, из которых вырабатывают сжиженные газы и газовый бензин. Дальнейшей переработке нефть и газ подвергаются на нефтеперерабатывающих предприятиях, где из них получают топливо (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут), смазочные масла, сжиженные газы (пропан, бутан и др.) — ценное сырье для химических производств.

Крупнейшие предприятия нефтепереработки — Сызранский и Куйбышевский заводы, Новокуйбышевский нефтехимический комбинат. Волгоградский нефтеперерабатывающий завод — ведущий в стране по выработке смазочных масел. Нефтепереработка есть также В Саратове и в других городах. Для нефтеперерабатывающих заводов района характерно высокое качество выпускаемой продукции: большая доля неэтилированных бензинов, пониженное содержание серы и др.

Электроэнергетика Поволжья представлена тремя типами станций: гидроэлектростанциями (ГЭС), тепловыми и атомными. К гидроэлектростанциям Волго-Камского каскада относятся Волгоградская (2530 тыс. кВт), Волжская (2300 тыс. кВт), Саратовская (1290 тыс. кВт) и Нижнекамская (1080 тыс. кВт) ГЭС.

Теплоэнергетика района базируется на местном мазуте, энергетических углях Кузбасса и Оренбургском природном газе. Наиболее крупная тепловая электростанция — Заинская ГРЭС (2,4 млн кВт). Мощность Балаковской АЭС — 4 млн кВт.

Электроэнергии в Поволжье ежегодно вырабатывают свыше 100 млрд кВт-ч — 12% общероссийского производства. Избыточную электроэнергию передают в Центральный и Волго-Вятский экономические районы, а также на Урал.

На нефтехимических предприятиях Самары, Новокуйбышевска, Сызрани, Тольяти, Нижнекамска, Казани производят синтетический спирт, полиэтилен, синтетический каучук, стирол, минеральные удобрения. Нижнекамск является крупнейшим в России производителем синтетического каучука. В Саратове, Энгельсе и Балакове производят синтетический спирт и искусственное волокно.

На сырье Волгоградского нефтеперерабатывающего завода работают химические предприятия в Волгограде и Волжском. Волжский химический комбинат выпускает синтетический каучук, спирт, искусственное волокно. В городе организовано производство шин и резинотехнических изделий. На Волгоградском химическом комбинате на базе переработки соли и природного газа создано производство соды, каустика, хлора, ядохимикатов, ацетилена, удобрений, полихлорвиниловых и эпоксидных смол.

На базе Астраханского газоконденсатного месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газовые промыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализируется на выпуске технической газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропан-бутановой фракции.

Агропромышленный комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленностью. На район приходится 18,4% российского производства зерна (по этому показателю он уступает только Северо-Кавказскому району), 14,1% мяса и 13,7 — молока. По вывозу муки район занимает первое место.

В Волго-Ахтубинской пойме в больших количествах заготавливаются овощи и бахчевые культуры. Здесь выращивается около 1/3 помидоров и более 3/4 арбузов.

Особое место в ПЭР занимает рыбная промышленность. Она сосредоточена преимущественно в Астраханской области, которая дает большую часть улова осетровых в Российской Федерации и значительную долю леща, сазана и судака. Налажено в области и разведение рыб, в первую очередь осетровых.

Предприятия пищевой промышленности Волгограда и Волгоградской области в больших количествах перерабатывают поваренную соль.

Эффективно в Поволжье работают Волжский трубный завод, стекольная и цементная отрасли промышленности строительных материалов, производящие перодукцию межрайонного значения.

В перспективе в результате освоения месторождений углеводородов на шельфе Каспийского моря увеличится доля Поволжского района в добыче нефти. Рост производства нефтепродуктов и продукции органической химии произойдет за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых нефтеперерабатывающих комплексов[1]. Следует также ожидать увеличения объемов производства продукции транспортного машиностроения (авиакосмической техники, грузовых автомобилей, троллейбусов др.), станков, нефтедобывающего оборудования, а также продукции агропромышленного комплекса.

По ряду производств АПК Поволжье сможет в значительных объ емах поставлять продукцию на мировой рынок. В районе сформируются также еще один-два промышленных кластера, в том числе по производству продукции транспортного машиностроения. Одним из наиболее перспективных направлений в плане создания кластеров является производство автомобилей. В этом районе находится большое число университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов, консалтинговых компаний, занимающихся проблемами автомобильного транспорта. Высокая концентрация автомобильных компаний и связанных с ними организаций создает благоприятную среду для развития в районе конкурентных преимуществ, формирования кластеров по производству автомобилей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)