ТОП 10:

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН



Нижегородская и Кировская области, Чувашская, Марий-Эл и Мордовская республики

Площадь района - 265 тыс. км2 (1,6% территории России)

Численность населения — 7,6 млн человек (5,4% населения России)

В природном отношении Волга делит Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) на лесное Заволжье и лесостепное Правобережье.

Почвенно-климатические условия — в целом благоприятные для ведения сельского хозяйства.

Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Верхне-Камского месторождения (Кировская область; балансовые запасы по категории А + В + С1 — 2 млрд т; неглубокое (до 50 м) залегание, открытый способ добычи, низкая себестоимость), торфа, поваренной соли и минерально-строительного сырья. Все эти месторождения, кроме поваренной соли, в той или иной мере разрабатываются.

Значительны лесные ресурсы. Большая часть лесов (преимущественно елово-пихтовые) сосредоточена в Кировской области.

ВВЭР является старопромышленным хорошо освоенным районом страны. Средняя плотность населения — 28,7 человека на 1 км2. Наиболее высокая плотность населения — в низовьях р. Оки и в Чувашии (около 73 человек на 1 км2), самая низкая — в Кировской области (14 человек на 1 км2). Городское население составляет 70% от общей численности населения, сельское — 30%. Крупнейший город района — Нижний Новгород (1,5 млн человек). Вблизи него выросли промышленно развитые города-спутники — Дзержинск, Бор, Кстово — поселки городского типа, сформировалась одна из самых больших в России городских агломераций. Трудовые ресурсы ВВЭР являются одной из важнейших предпосылок его развития. Особенно высока квалификация трудовых ресурсов в металлургии, машиностроении, химической промышленности и деревообработке. Широко развита научно-производственная база.

Важную функцию в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали в широтном и одна в меридианальном направлениях. Значительное участие в развитии района принимает водный (речной) транспорт. В пределах района находится крупнейший порт Волги — Нижний Новгород. Большую работу выполняют трубопроводы, проходящие через ВВЭР. Район имеет относительно густую сеть автодорог с твердым покрытием (123 км на 1000 км2 - четвертое место в Российской Федерации).

Ведущая отрасль хозяйства ВВЭР — промышленность. В ее составе резко выделяется машиностроительный комплекс. Межрайонные функции выполняют также лесопромышленный и химический комплексы. Топливно-энергетический, строительный и агропромышленный комплексы имеют внутрирайонное значение.

На продукцию машиностроения и металлообработки приходится свыше 40% промышленного производства. Машиностроительный комплекс отличается сложной структурой, высокой концентрацией производства, развитыми связями по кооперированию. Ведущие отрасли — транспортное машиностроение (в первую очередь авто- и судостроение), электротехника и приборостроение.

Судостроение - одна из старейших и традиционных отраслей в районе. Его крупнейшее предприятие (в масштабе не только района, но и страны) - «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, основанное в середине XIX в. В настоящее время - это флагман отечественного судостроения, способный выпускать суда различного класса — от теплоходов типа «река-море», пассажирских лайнеров, судов на подводных крыльях до речных ледоколов и мощных морских железнодорожных паромов. Судостроительный завод «Красное Сормово» производит продукцию как для отечественных, так и для иностранных потребителей. Для Турции в 2004—2006 гг. построено пять сухогрузов дедвейтом 6,4 тыс. т каждый, а также подписан контракт на 10 танкеров-химовозов дедвейтом 7,0 тыс. т. Судостроение представлено также в Навашино, Городце и Боре. Развитое судостроение обслуживают смежные производства. В Нижнем Новгороде налажено производство мощных судовых дизелей, в Боре (завод «Теплоход») — судового оборудования, портовых кранов. Комплекс судостроительных, судоремонтных и обслуживающих их предприятий в районе — один из круп­нейших в нашей стране.

Автомобилестроение возглавляет автозавод в Нижнем Новгороде (АО «АвтоГАЗ»), построенный в 1932 г. Он выпускает грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности, легковые автомобили среднего класса и микроавтобусы. На базе этого индустриального ги­ганта создано несколько дочерних автомобильных заводов: в Павлово (автобусы для сельской местности), Заволжье (гусеничные тягачи), Саранске (автосамосвалы) и др. Автозаводы широко кооперированы с местными предприятиями-смежниками: Заволжским моторным, Арзамасским заводом автозапчастей, Лысковским электротехническим, Павловским инструментальным, Кировским шинным заводом, заводом тормозных узлов в Канаше и др. На крупном авиационном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде создаются военные и легкие пассажирские самолеты. Комплектующие детали для различных типов самолетов производят на предприятиях авиационной промышленности в Нижнем Новгороде, Павловске, Кирове и Кирово-Чепецке.

Машиностроительный комплекс района включает также электротехническую промышленность и приборостроение. Эти отрасли особенно масштабно представлены в Нижнем Новгороде и республиках (Чебоксарский электроаппаратный завод, Саранский завод «Электровыпрямитель», Саранский приборостроительный завод, завод «Электроавтоматика» в Йошкар-Оле и др.). Среди предприятий машиностроения выделяется также Чебоксарский тракторный завод.

Высокого уровня развития достигли станкостроение и инструментальное производство, представленное здесь во всех крупных городах. Более половины всех фрезерных станков в стране выпускает завод «Зевс» в Нижнем Новгороде, в Кирове работает завод деревообрабатывающих станков «Красный инструментальщик».

Технологическое оборудование для химической и пищевой промышленности выпускается соответственно в Дзержинске, Нижнем Новгороде и Волжске.

Машиностроение ориентируется в основном на привозной металл из Западной Сибири и Урала. Региональный металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных заводов (например, АО «Красное Сормово» и др.). На Выксенском метзаводе налажено производство труб.

Химический комплекс включает совокупность производств нефте-энергохимического и горно-химического энергопроизводственных циклов. Нефть сюда поступает из Западной Сибири и Поволжья. Нефтепереработка размещена в Кстово (АО «НОРСИ»). Конечная стадия цикла — выпуск полимерных изделий — сосредоточена в Дзержинске (четыре крупных завода). Резинотехническое производство тесно связано с автостроением и представлено Кировским шинным заводом и предприятиями в Саранске и Чебоксарах. Саранск стал также центром химико-фармацевтической отрасли (АООТ «Биохимик»).

Горно-химический цикл «разорван» технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) представляет начальную стадию цикла. Заключительная часть цикла — производство продуктов основной химии (минеральных удобрений, неорганичных кислот, каустической соды и др.) получила развитие в Дзержинске.

Лесопромышленный комплекс — один из ведущих в районе — базируется на собственных лесных ресурсах и квалифицированных кадрах. Заготовка древесины достигла пика своего развития и в последние годы сокращается, что обусловлено не только перерубом расчетной лесосеки, но и необходимостью сохранения части сосновых массивов для сбора живицы. Заготовки леса ведутся главным образом в Кировской (3/5) и

Нижегородской (1/5) областях. Предприятия по механической переработке древесины (производство пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит) тяготеют к районам лесозаготовок. Производство мебели сосредоточено на 50% в Нижегородской области. По производству бумаги район — третий в стране уступает лишь Северному району и Уралу. Основные центры производства целлюлозы, бумаги и картона — Балахна (крупнейший), Волжск и Правдинск. Кировский биохимический завод, работающий па отходах лесной и деревообрабатывающей промышленности, выпускает кормовые дрожжи.

Топливно-энергетический комплекс района представлен Кстовским НПЗ, тепловыми и гидравлическими электростанциями. В топливно-энергетическом балансе велика доля дорогостоящих Углей Печоры и Кузбасса. Основная часть электроэнергии региона вырабатывается на небольших тепловых электростанциях. Гидроэнергетика представлена Чебоксарской ГЭС (1,4 млн кВт) и Нижегородской (0,5 млн кВт).

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района специализируется на мясомолочном животноводстве. В растениеводстве на долю зерновых в посевной площади приходится около 60%, кормовых культур — 30%, овощей и технических культур — 10%. Сельское хозяйство получило наибольшее развитие в лесостепном правобере­жье и в пригородных зонах.

Перспективы развития ВВЭР связаны в первую очередь с разви­тием машиностроения и углублением переработки древесного сырья.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.008 с.)