ТОП 10:

Аудит операций с основными средствами



 

Проверка наличия основных средств. Состав и структуру основных средств аудитор изучает по данным регистров аналитического учета (инвентарных карточек учета основных средств, ведомостей, машинограмм). В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов основных средств. Основными средствами признается часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организаций в течение периода, превышающего 12 месяцев. Классификация основных средств по различным признакам играет большую роль для получения достоверной информации об объектах основных средств и их правильного учета. Состав и группировка основных средств регламентируется Общероссийским классификатором основных фондов. Правильность отнесения объектов основных средств к той или иной учетной группе определяется на основании паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации. В ходе аудита следует также определить правильность деления объектов основных средств в зависимости от степени их использования, от имеющихся прав на объекты основных средств, от целевого использования.

Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств. Соблюдение действующего порядка хранения и сохранности основных средств выявляется в ходе документальных проверок. В ходе проверки аудитор должен: установить материально-ответственных лиц и наличие заключенных с ними договоров о полной индивидуальной материальной ответственности; проверить организацию охраны объектов основных средств и порядок хранения; проверить организацию аналитического учета: ведется ли в бухгалтерии учет основных средств в инвентарных карточках формы № ОС-6 или машинограммах аналитического учета (если учет автоматизирован); хранятся ли карточки в разрезе классификационных групп, а внутри их - по местам эксплуатации.

Особенно тщательно следует проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или хотя бы осмотра отдельных объектов основных средств. Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. По результатам проверки составляется инвентаризационная опись. При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации. При выявлении излишков или недостач основных средств материально-ответственные лица должны дать соответствующие объяснения. Результаты инвентаризации отражаются в учете в общем порядке.

Проверка правильности оценки основных средств. Аудитору необходимо убедится в правильности оценки основных средств, так как необоснованное повышение стоимости основных средств ведет к повышению себестоимости продукции (через амортизацию) и искажению финансовых результатов. При проверке формирования первоначальной стоимости аудитор должен учитывать способы поступления основных средств в организацию. Аудитор должен выполнить арифметический контроль проверяемых показателей, а также подтвердить правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку основных средств (приказы, протоколы, соглашения).

Проверка правильности переоценки основных средств. Если в ходе проверки было установлено, что проверяемая организация проводитпереоценку основных средств, то аудитор должен проверить: методику переоценки текущей стоимости основных средств и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта; (Организация вправе использовать два метода переоценки: индексацию и прямой пересчет по документально подтвержденным рыночным ценам); регулярность проведения переоценки; (Переоценка основных средств проводится в ходе инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности); отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки. (Переоценка отражается в регистрах бухгалтерского учета записями за январь, а в отчетности отражается путем изменения остатков на начало года при сдаче баланса за I квартал отчетного года.)

Проверка операций поступления и выбытия основных средств.Особому контролю со стороны аудитора подлежат операции поступления и выбытияобъектов основных средств. Аудитор должен установить способы поступления и причины списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций. Аудитор проверяет документы (договора купли-продажи, договора дарения, акты приемки-передачи, акты списания, накладные, счета-фактуры, платежно-расчетные документы) и регистры синтетического и аналитического учета (инвентарных карточек, ведомостей и др.). В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция, ее целесообразность. Аудитору необходимо проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Проверка начисления амортизации основных средств.Аудитор устанавливает достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для осуществления проверки: формируется выборка объектов основных средств, в которую включаются объекты из различных классификационных групп, находящиеся в различных местах эксплуатации; по каждому объекту определяется норма амортизации и амортизируемая стоимость, правильность применяемой методики расчета; осуществляются арифметический контроль суммы амортизации, начисленной за отчетный месяц; (Суммы, участвующие в расчете, подтверждается путем их взаимной сверке с данными первичных документов, которыми оформляется движение основных средств); подтверждается достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации. В ходе проверки начисления амортизации для целей налогообложения определяется: соответствие применяемых на практике методов начисления амортизации по объектам основных средств методам, закрепленным в учетной политике и Налоговом кодексе РФ (линейного и нелинейного); обоснованность выбора организацией срока полезного использования в рамках классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; правильность формирования первоначальной стоимости объектов основных средств; обоснованность применения специальных (понижающих и ускоряющих) коэффициентов; выделение в отдельную группу объектов основных средств по остаточной стоимости (в случае, если срок их полезного использования для целей налогообложения истек) и правильность отнесения на расходы этой стоимости.

Проверка учета ремонта основных средств. В ходе проверки учета ремонта основных средств аудитор должен установить: способ проведения ремонтных работ (подрядный и хозяйственный); правильность и своевременность составления документов; правильность отнесения расходов на статьи затрат, соблюдения норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих; соблюдение на практике способа учета затрат на ремонт, зафиксированного в учетной политике; на счетах бухгалтерского учета сумм затрат на ремонт. При проверке следует использовать встречную сверку документов, прослеживание операций, устный опрос ответственных лиц, аналитические процедуры окупаемости затрат на ремонт. При необходимости аудитор может провести контрольную инвентаризацию выполненных работ по отдельным объектам, в том числе с привлечением эксперта.

Проверка учета арендных операций.Аренда – это получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Если у предприятия имеются арендуемые объекты основных средств, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы. Для этого изучаются договора аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76 и др. Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения и в том случае, когда объекты используются для нужд производства или управления. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения.

Проверка учета лизинговых операций. Лизинг – это получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Участники договора лизинга именуются как лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Аудитор, изучая договор лизинга, должен изучить состав имущества, полученного лизингополучателем, и определить, не выходит ли его перечень за рамки законодательства. Имущество, передаваемое по договору лизинга, должно быть только производственного назначения и использоваться только в предпринимательских целях. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. До начала проверки лизинговых операций аудитор по договору лизинга должен определить на балансе какой из сторон учитывается лизинговое имущество. В ходе аудита лизинговых операций у лизингодателя проверяется:поступление основных средств, приобретенных организацией для предоставления по договору лизинга;начисление затрат по осуществлению лизинговой деятельности;получение лизинговых платежей;списания лизингового имущества в случае его выкупа;оприходование лизингового имущества в составе основных средств при его возврате. В ходе аудита лизинговых операций у лизингополучателя проверяется:поступление лизингового имущества;причитающиеся лизингодателю лизинговых платежей;начисление амортизации (в случае если имущество учитывается на балансе лизингополучателя);возвращение лизингового имущества лизингодателю;выкуп лизингового имущества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.005 с.)