Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политики Российской Федерации↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ___________________________________________________________________ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Программа дисциплины федерального компонента для студентов по специализации 030301.65 «Спортивная психология»
Москва - 2010
Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ Протокол № ________ от «______» ________________ 2010 г.
Составитель: Непопалов Владимир Николаевич – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии
Рецензент: Сопов Владимир Федорович – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии
Программа относится к обще-профессиональным дисциплинам подготовки специалистов по спортивной психологии и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специализации 030301.65 «Спортивная психология» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Место курса в профессиональной подготовке Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования объектом профессиональной деятельности специалиста по специальности 030301.65 «Спортивная психология» являются психические процессы, свойства и состояния человека, а предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. Дисциплина «Социальная психология» относится к группе обще-профессиональных дисциплин и является обязательной для специалиста в области спортивной психологии Цель данного курса – сформировать представление о системе законов и закономерностей человеческого поведения в социокультурном и групповом пространстве. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач, возникающих в различных отраслях социальной жизнедеятельности – спорта и физической культуры, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и т.д., а соответственно сможет осуществлять следующие виды профессиональной деятельности - от диагностических до культурно-просветительских. . Задачи: 1) дать представление о содержании и характерных особенностях социально-психологических знаний; 2) научить студента ориентироваться в комплексе современных социально-психологических проблем, возникающих в спортивной команде в ходе тренировочной и соревновательной деятельности; 3) дать студенту навыки владения современными техническими средствами и компьютерными технологиями для диагностики внутриличностных и межличностных особенностей и состояний в спортивной команде; 4) способствовать выработке у студентов умений и навыков применения социально-психологических знаний в практике физического воспитания и спорта, а также приобретение опыта анализа профессиональных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в сфере социальной и спортивной жизнедеятельности; Требования к обязательному минимуму содержания включают следующие единицы: История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей; соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии. специалист должен:
Стандарт дисциплины Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине "Социальная психология" История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей; соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Социальная психология»
ВВЕДЕНИЕ Социальная психология как наука. Социальное взаимодействие людей как объект социальной психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Проблемы современной социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Формы социально-психологического знания: обыденное, художественное, философское, научное. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии. Соотношение психологического и социологического знания. Методология и методы социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии. Практическое значение социально-психологических исследований. Проблемы, связанные с проведением социально-психологических исследований: этичность, надежность полученных данных, целесообразность исследований. Основные направления социально-психологической работы в РФ. Литература.Обязательная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология М.:Аспект-пресс,1999.с.5—26. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1999, с. 6-28. 3. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. с. 6-75. Дополнительная: 1. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. 2. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. Спб, 1893. 3. Тард Г. Социальные этюды. Спб, 1902. 4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. с. 293-303.
Семинар (продолжение) • Типология больших социальных групп. • Содержание и структура психологии большой группы. • Стихийные группы и массовые социальные движения. • Направления этнопсихологических исследований. 2. Общая характеристика групповых процессов. • Формирование и развитие малых групп. • Стадии и уровни группового развития. • Двухфакторная модель развития группы. • Подход А.В.Петровского. • Групповая сплоченность. • Уровни сплоченности. • Социометрия. • Стратометрическая концепция групповой организации. • Групповое давление. • Экспериментальные исследования конформности. • Условия, определяющие конформность. • Принятие группового решения. • "Сдвиг риска" и групповая поляризация. • Феномен "сдвига к риску". • Эффективность групповой деятельности. Тема доклада: "Основные направления изучения малой группы". Литература. Обязательная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект-пресс,1999. С. 137-151. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1999. с.208-216. 3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. с.5-34, 72-83. 4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1992. с.16-26. Дополнительная: 1. Келли Г. Две функции референтных групп. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Андреевой Г.М. и др. М.: МГУ, 1984. С. 197-203. Формы текущего контроля знаний: письменный и устный опрос, оценка активности на занятии. Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка конспектов лекций, заданий для самостоятельной работы студента. Семинар 8. Вопросы для обсуждения. 1. В чем заключается специфика прикладного социально-психологического исследования? 2. С какими проблемами сталкивается социальный психолог при проведении социально-психологического исследования? 3. Назовите основные сферы практического приложения социально-психологического знания. 4. Приведите конкретные примеры того, как явления повседневной жизни, запросы практики стимулировали социально-психологические исследования, способствовали развитию социально-психологического знания.
По всем темам семинарских занятия предусмотрены следующие формы текущего контроля знаний: устный опрос, взаимооценка выступлений. Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка конспектов лекций, самостоятельной работы студента.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная психология» «Социальная психология в спорте» является одной из основных общепрофессиональных дисциплин, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения психолога. В ее содержание входят основные факты, закономерности и механизмы функционирования индивидуальной психики в условиях социального взаимодействия, феномены групповой психики. Данная учебная дисциплина дополняет систему психологических знаний о человеке не только как существе духовном, но и как существе социальном, жизнь которого во многом определяется психологическими закономерностями функционирования больших и малых групп. Содержание дисциплины "Социальная психология" предполагает знакомство студентов с основными проблемами, которые изучаются социальными психологами, основными направлениями и научными школами социальной психологии. Далее в содержании дисциплины раскрываются основные закономерности процесса общения, изученными в социальной психологии, а также их практическое применение. В ходе изучения закономерностей больших и малых групп, развития личности в группе, рассматриваются способы диагностики группы и управления группой. Такая последовательность изложения диктуется сложившимися традициями отечественной социальной психологии, государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по данной специальности, необходимостью методического обеспечения психолого-педагогической практики, а также традиционной структурой преподавания психологических дисциплин. Лекционные занятия предполагают знакомство студентов с основными понятиями курса, фактами и закономерностями, изученными социальными психологами. Кроме того, они содержат основной теоретический материал курса. Часть содержания рассматривается на групповых занятиях вместе с иллюстрацией некоторых феноменов межличностного общения и группового взаимодействия. Также на групповых занятиях апробируются основные методы социально-психологического исследования личности и группы. Изучение дисциплины предусматривает рассмотрение различных тем в ходе лекционных, семинарских занятий, коллоквиумов, круглого стола, которые сформированы по пяти основным разделам: 1. раздел: История социальной психологии. 2. раздел: Психология социальных групп. 3. раздел: Социальная психология общения. 4. раздел: Социальная психология личности. 5. Раздел. Основные направления прикладной социальной психологии. Содержание занятий по социальной психологии, а также методика их подготовки и проведения должны соответствовать основным задачам курса. Преподавание социальной психологии проводится в тесном взаимодействии со всем комплексом психолого-педагогических дисциплин и, в первую очередь, с психодиагностикой, психотерапией и групповым консультированием, которые призваны сформировать первичные навыки работы студентов с методическим инструментарием по изучению внутригрупповых явлений и процессов. 2. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы I раздел. Выполняется контрольная работа (по предложенным темам). II раздел. 1. В чем состоит связь общественных и межличностных отношений? 2. Раскройте сущность и компонентный состав межличностных отношений? 3. В чем заключается эмоциональная основа межличностных отношений? 4. Какие основные стороны общения? 5. Каковы виды межличностной коммуникации? 6. Что называется эффектом ореола? 7. Что понимается под социальным стереотипом? 8. К чему приводит стереотипизация в процессе познания людьми друг друга? 9. С помощью каких факторов определяется смещение восприятия в экспериментах по межличностной перцепции? 10. Что означает понятие "социально-перцептивный стиль личности"? 11. Что называется аффилиацией? 12. В чем проявляется аффилиация? 13. Что в социальной психологии называется идентификацией? 14. Какие виды информации являются источниками формирования социально-перцептивного эталона? 15. Назовите основные источники самовосприятия при формировании социально-перцептивного эталона. 16. Что в социально-психологической науке называется общением? 17. Назовите основные аспекты в понимании взаимосвязи деятельности и общения. 18. Какие аспекты следует учитывать при рассмотрении структуры общения? 19. Какие фазы можно выделить при рассмотрении динамики общения? 20. Дайте определение понятия "субъект общения". 21. Что отражает импрессивная сторона общения? 22. Назовите основные потребности общения. 23. Что такое содержание общения? 24. Дайте определение средств общения. 25. Что означает термин "интерактивная сторона общения"? 26. Что в социальной психологии называется взаимодействием? 27. Что в социальной психологии называется влиянием? 28. Назовите основные психологические теории, описывающие межличностное взаимодействие. 29. В чем сущность теории обмена? 30. Что представляет собой понятие "символический интеракционизм"? 31. В чем проявляется потребность быть индивидуальностью? III раздел. 1. Что называется группой в социологии? 2. Какой подход к понятию "группа" характерен для социальной психологии? 3. Назовите отличительные признаки группы, 4. Дайте определение социальной группы. 5. Как виды групп выделяются по наличию взаимоотношений между членами группы? 6. Что такое условные группы? 7. Что такое реальные группы? 8. Что такое лабораторные группы? 9. Что такое естественные группы? 10. Как подразделяются группы по количеству членов? 11. Что такое большие группы? 12. Назовите основные виды больших групп? 13. Что понимается под малой группой? 14. В чем отличие средних групп от малых и больших? 15. Как подразделяются группы по уровню своего развития? 16. Как подразделяются группы по форме организации? 17. Какая группа называется формальной? 18. Как возникают неформальные группы? 19. Назовите две основные функции референтный группы. 20. Какой бывает референтная группа? 21. Что такое группа членства? 22. Назовите общие признаки больших групп. 23. Какие виды больших групп существуют? 24. Какие стороны различают в психологии этнических общностей? 25. Что называется этническим стереотипом? 26. Какое явление называется этноцентризмом? 27. Что понимается под стихийными группами? 28. Назовите основные типы стихийных групп. 29. Какие виды толпы выделяют? 30. Что такое заражение? 31. Что представляет собой внушение? 32. Как называется явление сопротивления внушающему воздействию? 33. В чем состоит специфика подражания? 34. Сформулируйте основные закономерности подражания. 35. В чем заключается специфика прикладного социально-психологического исследования? 36. С какими проблемами сталкивается социальный психолог при проведении социально-психологического исследования? 37. Назовите основные сферы практического приложения социально-психологического знания. 3. Какие явления повседневной жизни и запросы практики стимулируют социально-психологические исследования и способствуют развитию социально-психологического знания. 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Социальная психология» 1. Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) 2. Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс) 3. Теория структурного баланса Ф. Хайдера 4. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома 5. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 6. Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда 7. Динамическая теория функционирования группы В. Байона 8. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда 9. Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца 10. Теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани) 11. Ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др. ) 12. Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон). 13. Личность и отношения человека. 14. Личность в социуме. III. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И РАЗДЕЛАМ
Форма контроля – экзамен. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Рекомендуемая литература по дисциплине Основная литература:
Дополнительная литература
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ___________________________________________________________________ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Программа дисциплины федерального компонента для студентов по специализации 030301.65 «Спортивная психология»
Москва - 2010
Программа утверждена и рекомендована
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.013 с.) |