Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциально-диагностический опросник интересов

Поиск

 

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу.

Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли (см. табл. 3)?

Таблица 3

1а.Ухаживать за животными 1б.Обслуживать машины, приборы
2а.Помогать больным людям, лечить их 2б.Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
3а.Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, пластинок. 3б.Следить за состоянием, развитием растений
4а.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) 4б.Доводить материалы до потребителя (рекламировать, продавать)
5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б.Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты
6а.Выращивать молодняк или животных какой-либо породы 6б.Тренировать товарищей (младших) в выполнении каких-либо действий

Окончание табл. 3

7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б.Управлять каким-либо грузовым средством (подъемным или транспортным)
8а.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 8б.Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а.Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) 9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а.Лечить животных 10б.Выполнять вычисления, расчеты
11а.Выводить новые сорта растений 11б.Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, машин, дома
12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять 12б.Разбираться в чертежах, схемах (проверять, уточнять их)
13а.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а.Обслуживать, налаживать медприборы, аппараты 14б.Оказывать людям медпомощь при ранениях, ушибах, ожогах
15а.Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях 15б.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а.Делать лабораторные анализы в больнице. 16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б.Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18а.Организовывать культпоходы сверстников или учеников младших классов в театры, музеи, на экскурсии, в турпоходы 18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а.Изготовлять по чертежам детали изделия, машины, одежду, строить здания 19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а.Вести борьбу с возбудителями болезней растений, с вредителями леса, сада 20б.Работать на клавишных машинах (пишущей, телетайпе)

 

Бланк ответов

 

  П     Т   Ч   З   Х
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
Сумма "+"        

 

После получения ответов на все вопросы, подсчитывается количество проставленных плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов, которая и будет показателем осознанной склонности к определенному типу профессии (1 столбец - профессия типа “человек-природа", 2 - “человек-техника", 3 - “человек-человек”, 4 - “человек-знаковая система”, 5 - “человек-художественный образ”).

 

Потребности

 

В течение всего времени существования поведение человека характеризуется проявлением активности. Источником активности являются потребности.

Потребностью называют состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и служащих источником его активности. Потребности есть внутренние условия, предпосылки деятельности. Они выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.

Фактически человек находится в состоянии постоянной нужды в чём-либо, что в каждый момент наполняется конкретным содержанием (т.е. становится предметом потребности).

Структура потребностей у каждого человека весьма индивидуальна, она зависит как от исторических (онтогенетических) факторов, так и от ситуативных и поэтому весьма изменчива. Каждая потребность по отношению к другим выступает как причина, следствие, средство, условие, помеха и т.д. Точно так же и объекты внешнего мира для человека периодически меняют свою важность (значимость).

Потребности человеком могут осознаваться в большей или меньшей степени, осознавать потребность – это значит быть в состоянии выразить её словами.

Следует иметь в виду, что не все осознаваемые потребности являются действительно важными, и что не все важные осознаются.

Значение потребностей состоит в том, что именно они управляют человеком, определяют его поведение. При этом одна из неудовлетворённых потребностей как бы становится главной, актуализируется и именно она в данный момент определяет поведение человека. Удовлетворённая потребность больше не побуждает. Именно поэтому мотивы иногда называют неудовлетворёнными потребностями.

Многочисленные потребности человека можно классифицировать по различным основаниям. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными, по характеру предмета – материальными и духовными, по отношению к требованиям общества – нравственно-оправданными и безнравственными.

Все потребности характеризуются рядом общих свойств, а именно:

· имеют общественно-личный характер;

· не остаются постоянными, а непрерывно изменяются и развиваются;

· имеют относительный характер, то есть формируются с «оглядкой» на определённый социальный слой, к которому человек себя причисляет.

Потребности человека обусловлены процессом его воспитания, приобщения к миру культуры представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности). Осознавая цель своей активности субъективно как потребность, человек удовлетворяет потребность через достижение цели. Потребности обнаруживаются в мотивах поведения (влечениях, желаниях, интересах и т.п.), побуждающих человека к деятельности.

В настоящее время широко известна и практически общепринята структура личных потребностей человека, предложенная известным американским психологом А.Маслоу, отражающая количественное убывание потребностей от простых физиологических к сложным духовным.

По мнению автора, проявление личных потребностей характеризуются следующими закономерностями:

потребности личности образуют иерархическую структуру, которая определяет все поведение человека;

потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней;

высшие потребности генетически являются более поздними;

чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дольше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время отказаться;

высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;

удовлетворение высших потребностей способствует развитию личности, чаще приносит счастье и радость и обогащает внутренний мир;

жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую ее биологическую эффективность (большую продолжительность жизни, меньше болезней и т.д.).


 

 

 

Потребности

самоактуализации:

стремление к реализа-

ции своих способностей,

к развитию собственной

личности.

 

Эстетические потребности: стрем-

ление к гармонии, порядку, красоте.

 

Познавательные потребности: стремление

много знать, уметь, понимать, исследовать.

 

Потребности уважения (почитания): стремление к

компетентности, достижению успеха, одобрению,

признанию, авторитету.

 

Потребность в принадлежности и любви: стремление при-

надлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть

признанным и принятым ими.

 

Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

 

Физиологические (органические) потребности: голод, жажда,

сексуальность и др.

 

Рис. 2 Структура личных потребностей человека (по А.Маслоу)


 

Контрольные вопросы

1. Что такое “потребность”?

2. Как соотносятся между собой потребности и мотивы поведения?

3. Характеристики системы потребностей личности.

4. Общие свойства потребностей человека.

5. Виды потребностей.

6. Структура личных потребностей.

7. Закономерности проявления личных потребностей человека.

 

Тест “Потребности” или “Парные сравнения”

Тест оценивает степень удовлетворенности основных потребностей человека.

 

Инструкция:

 

Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со 2-м, 3-м, и т.д. и результат впишите в первую колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д. и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу “Я хочу….”

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

 

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

 

Обработка результатов:

 

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии.

Это ваши главные потребности.

б) Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов в пяти секциях (по следующим вопросам):

 

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12;

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

 

Посчитайте суммы баллов по каждой из пяти секций и отложите на вертикальной оси графика результат. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям

 

 

 
 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.139 (0.007 с.)