Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра производственной и экологической↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра производственной и экологической Безопасности И.Г. Шупейко ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Учебное пособие для студентов всех специальностей БГУИР Минск 2002 УДК 658.3 05(075.8) ББК 88.4 я 73 Ш 96 Рецензент: вед. науч. сотр. Института технической кибернетики Национальной академии наук Беларуси, канд. психол. наук, ст. науч. сотр. Г.В. Лосик.
Шупейко И.Г. Ш 96 Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов всех специальностей БГУИР/И.Г. Шупейко. – Мн.: БГУИР, 2002. – 68 с.,ил. ISBN 985-444-311-6
В учебном пособии рассмотрены важнейшие психологические факторы, определяющие поведение человека в организации, а также некоторые психологические проблемы, возникающие в процессе взаимодействия людей. Пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине “Основы психологии и педагогики”, а также самостоятельного изучения соответствующих разделов дисциплины.
УДК 658.3 05(075.8) ББК 88.4. я 73
ISBN 985-444-311-6 © И.Г. Шупейко, 2002 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 4 1.Психологические особенности личности, влияющие на ее поведение в организации 5 1.1.Темперамент и характер человека........................................................................................................ 5 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 11 Личностный опросник Г.Айзенка................................................................................................................. 11 1.2. Направленность личности........................................................................................................................ 16 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 20 Ориентировочная анкета (В.Смейкла и М.Кучера)......................................................................... 21 1.3.Профессиональная направленность личности...................................................................... 26 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 28 Дифференциально-диагностический опросник интересов............................................... 28 1.4. Потребности............................................................................................................................................................. 30 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 34 Тест “Потребности”, или “Парные сравнения”................................................................................. 34 1.5. Уровень личностной тревожности................................................................................................... 36 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 36 Тест “Оценка личностной тревожности”............................................................................................ 37 2. Психологические барьеры и трудности делового общения........................................ 40 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 46 Тест «Умение излагать свои мысли»........................................................................................................ 46 Тест "Умение слушать"......................................................................................................................................... 47 3. Конфликты в организациях и пути их разрешения................................................................ 51 Контрольные вопросы........................................................................................................................................... 64 Тест "Оценка уровня конфликтности личности"........................................................................ 64 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................ 67 ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях профессиональная деятельность практически каждого выпускника высшего учебного заведения – это в значительной степени работа с людьми, управление рабочими группами, коллективами подразделениями и даже целыми организациями. Для того чтобы такая работа была успешной и эффективной, каждый специалист должен обладать определенной психологической культурой, то есть знать основы психологии и педагогики. Важнейшим элементом такой культуры является понимание следующих проблем: какие психологические факторы определяют поведение человека в организации, какие психологические проблемы возникают при организации совместной деятельности людей, какие факторы влияют на эффективность деятельности руководителя, как обеспечить мотивацию деятельности людей в организации. Данное учебное пособие рассматривает отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к перечисленным актуальным для организаций проблемам. Психологические особенности личности, влияющие на ее поведение в организации Личностный опросник Г.Айзенка Предлагаемый тест английского психолога Г.Айзенка EPI (Eysench Personality Inventory) позволяет определить индивидуальные психологические свойства человека. Тест направлен на выявление двух основных характеристик личности: 1. Экстраверсия – интроверсия; 2. Эмоциональная неустойчивость – стабильность.
Первая характеристика подразделяет людей на экстравертов (“обращенных наружу”) и интровертов (“обращенных в себя”). Экстраверты требуют постоянной стимуляции от внешней среды, они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям; для них характерна раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностность в восприятии людей и явлений. Интроверты, наоборот, стимулы для жизненной активности черпаются изнутри, живут своим богатым внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержаны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, избегают шумных компаний, дружат преданно, но с немногими. В жизни “чистые” интро- или экстраверты встречаются очень редко, чаще всего мы занимаем в данном диапазоне позицию между этими полюсами. Вторая характеристика подразделяет людей на эмоционально-устойчивых (стабильных) и тревожных (нестабильных). Эмоциональная стабильность характеризуется уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать переживаниям других. Эмоциональная нестабильность характеризуется противоположными чертами - постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, самообвинениями, стремлением к самосовершенствованию. Крайние значения этого свойства у человека редки, чаще они представлены в той или иной пропорции.
Тест Ответьте, пожалуйста, “Да” или “Нет” на следующие вопросы:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, желание встряхнуться? 2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Вам очень трудно отвечать “Нет”? 5. Задумываетесь ли вы перед тем, как вам что-нибудь предпринять? 6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы выполняете свои обещания (независимо от того, удобно вам это или нет)? 7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Обычно вы говорите и действуете быстро, не раздумывая? 9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин? 10. Сделали ли бы вы почти все, что угодно, на спор? 11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда хотите заговорить с симпатичной (-ным) незнакомкой (-цем)? 12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь? 13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения? 14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало? 15. Предпочитаете ли вы обычно чтение книг встречам с друзьями? 16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все "горит" в руках, а иногда совсем инертны? 20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких и верных? 21. Часто ли вы мечтаете? 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? 23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 24. Все ли ваши привычки хороши? 25. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в компании? 26. Считаете ли вы себя возбудимым и чувствительным? 27. Считают ли вас человеком живым и веселым? 28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы выполнить его лучше? 29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 30. Вы иногда сплетничаете? 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут всякие мысли? 32. Если вы хотите узнать о чем-либо, то предпочитаете об этом прочитать в книге или спросить? (в первом случае “Да”, во втором – “Нет”) 33. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, которая требует постоянного внимания? 35. Бывают ли у вас приступы нервной дрожи? 36. Всегда ли вы платите за провоз багажа на транспорте, если уверены, что проверки не будет? 37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты движений? 40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти? 41. Вы ходите медленно и неторопливо? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми? 47. Считаете ли вы себя нервным человеком? 48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся? 49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек? 50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи? 51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других? 53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? 54. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли вы от бессонницы? Анализ результатов Подставив свой результат в “Круг Айзенка”, вы узнали индивидуальные свойства своего темперамента и характера. Если точка оказалась в секторе “ Сангвинический ”, то вам в той или иной степени свойственны следующие черты: легкая приспособляемость к изменчивым условиям среды, высокая сопротивляемость трудностям жизни, подвижность, общительность, широкий круг знакомств, частая смена привязанностей, активность и работоспособность, быстрая переключаемость на новые виды работы, легкость переучивания, оптимистичность, продуктивность деятельности. В то же время вы несколько поверхностны в восприятии людей и явлений, при отсутствии внешних стимулов становитесь скучными и вялыми. Если ваш результат оказался в секторе “ Холерический ”, то вам присущи следующие черты: повышенная возбудимость, большая жизненная энергия, недостаток самообладания, несдержанность, неуравновешенность, резкость, порывистость движений. Вы увлеченно беретесь за новые дела, но у вас сил хватает ненадолго, вам свойственны спады и подъемы настроения. В общении вы часто крикливы, вспыльчивы, нетерпеливы. Если точка оказалась в секторе “ Флегматический ”, то вам свойственны следующие характеристики: малая чувствительность и эмоциональность, спокойствие, медлительность, уравновешенность, упорство, терпеливость, выдержка и самообладание, выносливость и работоспособность. Вы надежный друг, не склонны к перемене своего окружения, круг вашего общения достаточно узок, вы хорошо сопротивляетесь сильным и продолжительным раздражителям. Если ваш результат обнаружил “ Меланхолический ” темперамент, то вам свойственны следующие черты: высокая чувствительность, эмоциональная решимость, пассивность и заторможенность из-за слабого сопротивления воздействию внешних стимулов, инертность, слезливость и обидчивость, боязливость, тревожность, неуверенность в себе, робость. Ваша мимика и движения невыразительны, а лицо не отражает бурю чувств, которые вы переживаете. Вас настораживает новая обстановка, новые люди, поэтому вы смущаетесь, уходите в себя, уединяетесь. Вы чувствительны к человеку и всему, что с ним связано, обладаете богатым ассоциативным внутренним миром. Анализируя результаты и размышляя над ними помните, что плохих и хороших темпераментов нет, что “всему дана двойная мера”, что наши недостатки – это всегда продолжение наших достоинств.
Направленность личности
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. В целом направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, т.е. составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность. Характеризуя направленность личности выделяют следующие её качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Уровень направленности – это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения). Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность – это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений. Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью. Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности. В основе направленности человека лежат потребности, т.е. состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т.п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, впечатления, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации! За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения. Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, т.е. естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена: лично на самого собеседника; на суть беседы; на обстоятельства разговора и т.д. Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) – образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую – готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся. Некоторые авторы к неосознанным массивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный “извне”, в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые – его значением для личности (содержанием). Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность. Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна. Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как: мечта – созданный фантазией образ желаемого; страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал – мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец. Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения. Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания о мире, определённое его понимание. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей. Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека – это совокупность устойчивых моти вов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС). Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности. Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь - минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность. Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию. Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег. Направленность личности может быть определена с помощью ориентировочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера, которая позволяет получить полезную информацию о человеке.
Контрольные вопросы
1. Что такое “мотивационная сфера” личности? 2. Виды осознаваемых мотивов.
3. Виды неосознаваемых мотивов. 4. Что такое “установка”? 5. Интересы человека и их характеристика. 6. Что такое направленность личности? 7. Какие три основные компонента включает в себя направленность личности? 8. Характеристика основных видов направленности личности. 9. При решении каких управленческих задач следует учитывать направленность личности людей? 10. Чем отличается направленность личности человека от его характера?
Ориентировочная анкета
Инструкция: Данная анкета рассчитана на получение ориентировочной информации о некоторых особенностях вашего характера. На каждый пункт анкеты возможны 3 варианта ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или кажется наиболее верным. Букву вашего ответа (А, В или С) напишите на бланке в скобках против номера вопроса в столбике "Больше всего". Затем из этих же ответов выберите тот, который менее других соответствует вашей точке зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствует действительности. Букву ответа напишите против номера вопроса в столбике "Меньше всего". Для каждого вопроса используют две буквы. Оставшийся ответ нигде не записывают. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы - в те ли столбцы, во всех ли столбцах проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четким.
Если вы хорошо поняли инструкцию, приступайте к работе.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: A - одобрения моей работы; B - сознания того, что работа сделана хорошо; C - сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: A - тренером, который разрабатывает тактику игры; B - известным игроком; C - выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: A - проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход; B - вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания о предмете; C - создает в коллективе такую обстановку, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди: A - радуются выполненной работе; B - с удовольствием работают в коллективе; C - стремятся выполнить свою работу.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: A - были отзывчивыми и помогали людям, когда для этого представляются возможности; B - были верны и преданы мне; C - были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех: A - с кем складываются хорошие отношения; B - кто может многого достичь в жизни; C - на кого всегда можно положиться.
7. Больше всего я не люблю: A - когда у меня что-то не получается; B - когда портятся отношения с товарищами; C - когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог: A - не скрывает, что некоторые обучающиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними; B - вызывает дух соперничества в коллективе; C - недостаточно хорошо знает предмет,который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось: A - проводить время с друзьями; B - ощущение выполненных дел; C - когда меня за что-то хвалили.
10. Я хотел быть похожим на тех, кто: A - добивался успеха в жизни; B - по-настоящему увлечен своим делом; C - отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь система образования должна: A - научить решать задачи, которые ставит жизнь; B - развивать прежде всего индивидуальные особенности обучающихся; C - воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: A - для общения с друзьями; B - для отдыха и развлечений; C - для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда: A - работаю с людьми, которые мне симпатичны; B - у меня интересная работа; C - мои усилия хорошо вознаграждены.
14. Я люблю, когда: A - другие меня ценят; B - испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; C - приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то мне бы хотелось, чтобы: A - рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с работой, учебой, спортом и т.д., в котором мне довелось принимать участие; B - написали о моей деятельности; C - обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель: A - имеет ко мне индивидуальный подход; B - сумеет вызвать у меня интерес к предмету; C - устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем: A - оскорбление личного достоинства; B - неудачи при выполнении важного дела; C - потеря друзей.
18. Больше всего я ценю: A - успех; B - возможность хорошей совместной работы; C - здравый, практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые: A - считают себя хуже других; B - часто ссорятся и конфликтуют; C - возражают против всего нового.
20. Приятно, когда: A - работаешь над важным для всех делом; B - имеешь много друзей; C - вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По моему мнению, руководитель прежде всего должен быть: A - доступным для всех; B - авторитетным; C - требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: A - о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми; B - о жизни знаменитых людей; C - о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: A - дирижером; B - композитором; C - солистом.
24. Мне бы хотелось: A - придумать интересный конкурс; B - победить в конкурсе; C - организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важно знать: A - что я хочу сделать; B - как достичь цели; C - как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: A - другие были им довольны; B - прежде всего выполнить свою задачу; C - его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: A - в общении с друзьями; B - просматривая развлекательные фильмы; C - занимаясь своим любимым делом.
Потребности
В течение всего времени существования поведение человека характеризуется проявлением активности. Источником активности являются потребности. Потребностью называют состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и служащих источником его активности. Потребности есть внутренние условия, предпосылки деятельности. Они выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Фактически человек находится в состоянии постоянной нужды в чём-либо, что в каждый момент наполняется конкретным содержанием (т.е. становится предметом потребности). Структура потребностей у каждого человека весьма индивидуальна, она зависит как от исторических (онтогенетических) факторов, так и от ситуативных и поэтому весьма изменчива. Каждая потребность по отношению к другим выступает как причина, следствие, средство, условие, помеха и т.д. Точно так же и объекты внешнего мира для человека периодически меняют свою важность (значимость). Потребности человеком могут осознаваться в большей или меньшей степени, осознавать потребность – это значит быть в состоянии выразить её словами. Следует иметь в виду, что не все осознаваемые потребности являются действительно важными, и что не все важные осознаются. Значение потребностей состоит в том, что именно они управляют человеком, определяют его поведение. При этом одна из неудовлетворённых потребностей как бы становится главной, актуализируется и именно она в данный момент определяет поведение человека. Удовлетворённая потребность больше не побуждает. Именно поэтому мотивы иногда называют неудовлетворёнными потребностями. Многочисленные потребности человека можно классифицировать по различным основаниям. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными, по характеру предмета – материальными и духовными, по отношению к требованиям общества – нравственно-оправданными и безнравственными. Все потребности характеризуются рядом общих свойств, а именно: · имеют общественно-личный характер; · не остаются постоянными, а непрерывно изменяются и развиваются; · имеют относительный характер, то есть формируются с «оглядкой» на определённый социальный слой, к которому человек себя причисляет. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания, приобщения к миру культуры представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности). Осознавая цель своей активности субъективно как потребность, человек удовлетворяет потребность через достижение цели. Потребности обнаруживаются в мотивах поведения (влечениях, желаниях, интересах и т.п.), побуждающих человека к деятельности. В настоящее время широко известна и практически общепринята структура личных потребностей человека, предложенная известным американским психологом А.Маслоу, отражающая количественное убывание потребностей от простых физиологических к сложным духовным. По мнению автора, проявление личных потребностей характеризуются следующими закономерностями: потребности личности образуют иерархическую структуру, которая определяет все поведение человека; потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней; высшие потребности генетически являются более поздними; чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дольше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время отказаться
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.019 с.) |