Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исцеление через работу с теломСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело – это изначальная данность в бытии родившегося младенца. Развиваясь, ребенок прежде всего вычленяет из реальности именно свое тело. Позже тело становится основой личности и сознания и воспринимается как «Я». Именно телесно‑чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Однако, несмотря на то, какую роль играет тело в нашей жизни, мы придаем чрезмерно большое значение разуму, как будто тело это не более чем таскаемый повсюду неприятный багаж или же пьедестал, существующий исключительно для поддержания и демонстрации головы. Собственно, когда мы говорим «тело», не имеем ли мы в виду то, что находится ниже шеи, забывая про голову? Выражение «сознание прежде материи» – это, пожалуй, лучший пример того, как мы помещаем разум на первое место. Действительно, наука доказала правильность этого афоризма – психические переживания могут преодолеть боль и остановить болезнь. Мы также знаем, что длительная депрессия и подавление гнева могут, в конце концов, привести к физической болезни и даже смерти. Однако столь же верно и выражение «материя прежде сознания». То, как мы чувствуем себя в теле – боремся с болью, подавленностью или испытываем удовольствие – сильно влияет на наши мысли и чувства, и наоборот. Все наши мысли и чувства – это в то же время физические ощущения. Мышление неотделимо от электрической и химической деятельности мозга и нервной системы и от соответствующих мышечных напряжений и движений. В свете западного философского развития легко понять, отчего возник недостаток внимания к телесным проявлениям души. Хотя дуализм ума и тела явно присутствует уже в философии Платона (427–327 до н. э.), только Р. Декарт (1596–1650) впервые разделил «мыслительную субстанцию» и «телесную субстанцию». Рационалисты XVII века во главе с Декартом считали, что разум важнее тела, и создали философский Век Разума, так называемое Просвещение. Многие поколения смотрели на человека именно так. В девятнадцатом столетии в качестве компенсирующей реакции на обесценивание тела появились романтики (например, Шеллинг и Руссо), которые превозносили природу и презирали мыслителя, пожертвовавшего инстинктивной жизнью ради умственных процессов. Несмотря на это, психофизический дуализм пережил романтическую реакцию и до сих пор доминирует в нашем обществе. Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения – другим людям (Малкина‑Пых, 2007). Но у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности). Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. К потере контакта с телом приводят: • Любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое. • Ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства. • Плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным. • Неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи. • Критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом. Эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем. • Ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют. Ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю. • Религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний. • Травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.
... Развивая способность осознавать свою телесно‑чувственную природу, выстраивая таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, вы запускаете процесс их осознания и трансформации, соединения в единое целое, что позволяет вам найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно‑чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации.
Что можно почувствовать, погружаясь в свое тело? Например, давно подавляемые желания или негативные эмоции, которые вы блокируете, а они в ответ разрушают вашу внутреннюю гармонию. Можно услышать детские психологические травмы, разочарования. Болезни обусловлены длительно действующими и непреодолимыми психологическими травмами, такими событиями в жизни человека, которые оставили в его душе незаживающие раны (Кнастер, 2002). Наше тело всегда готово отдать нам любовь и мудрость, которыми оно обладает. Но мы часто не замечаем этого сокровища, у нас не хватает терпения и любви, чтобы понять свое тело. Отрыв от своей внутренней основы неизбежно приводит к конфликту между сознательным и бессознательным, духом и природой, знанием и верой. Все, в чем мы отказываем своему телу, мы будем требовать от других. Но если мы не заполним свой собственный вакуум, ничто не сможет нас удовлетворить. Даже капля любви и внимания, отданная телу, может быть достаточной, чтобы исцелить очень серьезные заболевания и разрешить наши внутренние и внешние конфликты. Сегодня все больше людей понимают, что недостаточно рассмотреть, проанализировать и обсудить эмоциональные и духовные проблемы; предпочтительнее обращаться к ним напрямую, в собственном теле. Дисциплинированная телесная практика может привести к доверию себе и некоторому знанию себя, что утверждает единство, а не дуальность. То, как мы воспринимаем свое тело, влияет на восприятие жизни в целом. Называете ли вы это внутреннее знание мудростью тела, разумом тела или восприятием тела – это неважно. Точно так же вы можете сказать «я чувствую нутром» или «печенкой». Важно, чтобы вы понимали, что обладаете знанием и можете научиться пользоваться им. Работа с телом – это также путь достижения интеграции. Благодаря всем диетическим и фитнесовым безумствам, в западной культуре «расколотый» способ существования является нормой. Именно дезинтеграция позволяет людям переносить утомление, стресс и жестокость общепринятого, неизменного стиля жизни. Мы также становимся разобщенными с самими собой, когда другие берут на себя функцию определения нашего телесного состояния и оценки силы, слабости, нужд и желаний. Как часто вы продолжали принимать лекарство несмотря на то, что оно уже переставало действовать, но доктор продолжал его выписывать, вопреки тому, что чувствовало тело? Благодаря работе с телом можно восстановить с ним контакт, чтобы именно вы, а не кто‑то другой, знали, когда и сколько вам есть, спать, пить, упражняться, работать, играть и так далее. И чем больше вы чувствуете себя в теле как дома, тем увереннее вы становитесь. Знание личных границ, уважение к телу и контакт с его мудростью и силой освободят от чувства подчиненности другим – от ощущения жертвы или потенциальной жертвы. Когда мы живем полностью телом, это дает нам ощущение существования, которое наделяет нас силой. В этом отношении мудрость тела действует как детектор дыма. Мы можем «спать» – как это часто бывает во время бодрствования – и не чувствовать пожара, то есть проблему. Но незначительный знак – чувство дискомфорта или беспокойство, затекшая шея, обострение старой раны, внезапная головная боль – служит сигналом тревоги, будит нас и побуждает делать то, что надо. Мудрость тела всегда старается обеспечить выживание. Нос определяет плохие запахи, чтобы мы не съели испорченную пищу; в пищеварительной системе повышается кислотность, когда мы едим вредную пищу; язва служит сигналом, что что‑то глубоко неправильно и требует внимания; при первом признаке возможного вторжения иммунная система посылает белые кровяные клетки, чтобы вредные бактерии и вирусы не вызвали болезни и инфекции. Инстинкт самосохранения заложен также в примитивные бессознательные структуры нервной системы, что позволяет воспринимать определенные события как потенциально опасные для жизни и мобилизует нас к эффективному ответу – бежать или сражаться. Но если мы не реагируем или не можем реагировать инстинктивно, это может привести к какому‑нибудь расстройству и даже подвергнуть опасности жизнь. Соматическое восприятие жизненно важно не только для моряков и охотников первобытных племен, но и для нас, «современных» людей. Если мы не чувствуем, как воздействуют на нас взаимоотношения с другими, если не видим, как физические привычки влияют на здоровье, мы обречены страдать от травм, физических и психологических, ибо они – результат неизменности образа жизни. Если мы действуем «тупо», на автопилоте, мы перестаем чувствовать, как влияет на нас то, что мы едим, где живем, как работаем, что делаем, думаем и чувствуем. Не осознавая этих связей, мы не знаем, отчего же мы утомлены, напряжены, хронически больны или все время пребываем в депрессии. Телесные восприятия дают каждому из нас личный доступ к информации о своем теле. Такой информации о нас нет ни у кого другого, и у нас нет информации ни о ком другом. Давайте попоробуем получить доступ к этой информации (Вершинина, 2004).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.012 с.) |