Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 о единстве души и тела, или что такое психосоматика

Поиск

Простудные заболевания

 

 

Ирина Малкина‑Пых

Простудные заболевания

 

 

Введение

 

Острые респираторные ( лат. respirare – дышать ) заболевания (ОРЗ) – заболевания с преимущественным поражением дыхательной системы – вызываются чаще всего особыми вирусами (лат. virus – яд), но «провокаторами» могут оказаться также бактерии, простейшие и грибы (Сорокина, Смирнихина, 2004).

Заболевания вирусной природы обычно называют острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). В настоящее время установлено, что в подавляющем большинстве (почти в 90 %) случаев причиной т. н. простудных заболеваний являются вирусы респираторной группы. В нее входят вирусы гриппа и парагриппа, риновирусы, аденовирусы, респираторно‑синцитиальные вирусы, микоплазма, которые, соответственно, вызывают такие заболевания как грипп, парагрипп, риновирусную инфекцию и т. д.

Существуют также ОРЗ, возбудителями которых являются не вирусы, а бактерии. Бактериальные ОРЗ могут развиваться и как самостоятельные заболевания без предварительного вирусного поражения, хотя чаще им предшествует «вирусная подготовка». Группа бактериальных возбудителей ОРЗ также чрезвычайно многочисленна. Многие из них давно известны – стрептококки, пневмококки, стафилококки и др. В последние годы выявлены и другие – хламидии, моракселла и др. Наиболее распространенное в этой группе заболевание – острый тонзиллит (лат. tonsilla – миндалина), или ангина.

ОРЗ, проявляющиеся чиханием, заложенным носом, насморком, воспалением носоглотки и миндалин, кашлем, чрезвычайно распространены и встречаются во всех частях света. При ОРЗ больше всего страдает дыхательная система – сложный комплекс органов, без которых невозможна жизнь. Началом этой системы является нос, а концом – альвеолярный (лат. alveolus – маленькая полость, ячейка) аппарат в легких. Нарушение в любом отделе влечет за собой кратковременные или длительные, более или менее тяжелые последствия.

Нет популяций, рас или возрастных групп, которые были бы невосприимчивы к острым респираторным заболеваниям. У детей они возникают в среднем 4–8 раз в год, у взрослых – реже; возможны в течение всего года, но в зонах умеренного климата – чаще в холодные месяцы, а в тропиках – в сезон дождей.

Издавна считалось, что вирусы передаются от человека к человеку воздушно‑капельным путем, т. е. с инфицированными капельками слизи, выделяющимися при чихании или кашле. Однако недавно было показано, что заражение возможно и при прямом контакте с инфицированными выделениями; этот путь распространения инфекции может иметь даже большее значение, чем воздушный.

Острые респираторные заболевания остаются до настоящего времени неуправляемыми инфекциями, наносящими существенный ущерб здоровью населения и экономике стран во всем мире (Дерягин, 2006).

В неосложненной форме данные заболевания не представляют большой опасности, однако являются важной проблемой здравоохранения, принося обществу значительный экономический ущерб в виде миллионов дней нетрудоспособности ежегодно и миллиардов рублей, расходуемых на врачей и лекарства. Кроме того, возможны и различные серьезные осложнения (Дерягин, 2006).

В благополучной Америке ежегодно от «банального» гриппа и его последствий умирают от 10 до 40 тысяч человек. Экономический ущерб, причиняемый этой инфекцией, составляет около 4 млрд долларов.

По данным Министерства здравоохранения РФ, в последнее десятилетие в России ежегодно заболевают гриппом около 7 % населения, из которых умирают примерно 2,5 тысячи человек. Экономический ущерб составляет более 10 триллионов рублей (примерно 33 млрд долларов). Часто грипп выступает в роли «замаскированного убийцы», наносящего удар не в период кратковременного заболевания, а в ближайшие месяцы после него. Наибольшие жертвы грипп вызывает среди больных, страдающих хроническими болезнями сердечно‑сосудистой и нервной систем.

По данным ВОЗ, каждый взрослый человек 1–2 раза в год переболевает гриппом или ОРЗ, дети гораздо чаще. Удельный вес среди всех инфекционных болезней гриппа и ОРВИ составляет 90–95 %.

В свое время директор Всесоюзного научно‑исследовательского института гриппа МЗ СССР Г. И. Карпухин сказал: «Если бы мне предложили расставить основные проблемы здравоохранения в порядке их значимости, то я сделал бы так: кардиология, онкология, грипп и ОРЗ, медицинские аспекты воздействия окружающей среды. Но все идет к тому, что многие проблемы кардиологии и онкологии, вероятно, будут решены в конце нашего – начале следующего столетия. А вот грипп и ОРЗ – это работа на весь XXI век (газета „Неделя“, 1985).

Инфекционная природа гриппа известна более 2000 лет. Первые упоминания о болезни были отмечены много веков назад – еще в 412 году до н. э. описание гриппоподобного заболевания было сделано Гиппократом.

Более 800 лет, т. е. со времен первой, исторически зафиксированной эпидемии (гр. epidemia – повальная болезнь) гриппа (1173 г.), до второй половины XIX века, ученые не относили его к контагиозным (лат. contagium – зараза, возбудитель инфекционной болезни) болезням. И тому были веские основания. Поскольку грипп молниеносно охватывает крупные населенные пункты и страны, считалось, что эта болезнь вызывается миазмами – вредоносными природе человека началами, распространяющимися на большие расстояния с потоками воздуха (Супотницкий, 2005).

В течение многих столетий грипп и гриппоподобные заболевания фигурировали под разными названиями: «заразная горячка», «катаральная лихорадка», «молниеносный катар». Со второй половины XIX века их стали называть «инфлюэнцей» и «гриппом», болезнь приписывали дурному состоянию атмосферы и использовали в политических целях (страны «кивали» друг на друга, что оттуда передается эта зараза по воздуху), а сами эпидемии называли по месту их возникновения: «русская болезнь», «испанка», «азиатский грипп» и т. п.

XV век. Европейцам посчастливилось открыть Америку, но при этом не посчастливилось местным племенам: они во множестве стали умирать. В короткое время континент буквально опустел. Легенды рассказывают о свирепом нраве конкистадоров, которые мечом и огнем завоевывали новые территории, не щадя никого на своем пути. Но, как предполагают многие современные исследователи, дело не только в этом или, скорее, вовсе не в этом. Основной причиной опустошения явились вирусы, которые испанцы завезли с собой. Очень вероятно, что среди них был и вирус гриппа. С этим паразитом организм аборигенов не умел бороться, потому что никогда с ним не сталкивался. Грипп (по мнению многих наших современников «безобидный»!) собрал на новом континенте большую жатву.

Первая опустошительная пандемия (гр. pandemia – весь народ, распространение какой‑либо инфекционной болезни на целые страны и материки) испанского гриппа («испанка») произошла в 1918 г. и унесла жизни более 20 млн человек.

От «испанки» серьезно пострадало 20–40 % населения земного шара. Смерть наступала крайне быстро. Человек, абсолютно здоровый утром, к полудню вдруг заболевал и умирал к ночи. Те же, кто не умер в первые дни, часто умирали от осложнений, вызванных гриппом, например, пневмонии. Необычной особенностью «испанки» было то, что она часто поражала молодых людей (обычно от гриппа в первую очередь страдают дети и пожилые люди).

Проблему этиологии (греч. aitia – причина) гриппа посчитали разрешенной, когда в 1931–1933 гг. английские ученые Шоуп, Смит, Эндрюс и Лейдлоу выделили тот вирус, который мы сегодня считаем возбудителем гриппа (вирус гриппа А). Они доказали вирусную природу заболевания, положив начало новому этапу научного изучения структуры гриппа.

В 1940 году было сделано важное открытие – вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах. Благодаря этому появились новые возможности для изучения гриппа.

В том же году Мэджилл выделил вирус гриппа В, а 1947 г. Тэйлор – вирус гриппа С.

С обнаружением вируса гриппа в эпидемиологии болезни вроде стало «все понятно». Но в 1947 г., во время эпидемии в США, массовая вакцинация населения не дала эффекта. Причина этой неудачи была вскоре установлена – распространение еще до начала эпидемии новых штаммов (разновидностей) вируса.

Пандемии же возникают в результате появления штаммов вируса с сильно измененными свойствами, против которых человек не имеет иммунитета. Эти представления блестяще подтвердились во время пандемии Азиатского гриппа (1957, 1959) и уже более 50 лет считаются не менее очевидными, чем когда‑то учение о миазмах.

Пандемия Азиатского гриппа началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70 000 человек.

В 1968–1969 гг. произошел средний по тяжести Гонконгский грипп. Пандемия стартовала в Гонконге в начале 1968 года. Наиболее часто от вируса страдали пожилые люди (старше 65 лет). Всего число погибших составило 33 800 человек.

В 1977–1978 гг. произошла относительно легкая по степени тяжести пандемия, названная «русским» гриппом. Вирус гриппа, вызвавший эту пандемию, уже вызывал эпидемию в 50‑х гг. Поэтому в первую очередь пострадали лица, родившиеся после 1950 г.

Острые респираторные заболевания продолжают подробно и тщательно изучать в специализированных научных центрах, им посвящаются медицинские конференции и научные труды. Ученые открывают все новых и новых возбудителей, вызывающих практически у всех одни и те же симптомы: общее недомогание, подъем температуры, кашель и насморк (Сорокина, Смирнихина, 2004). Выясняют мельчайшие подробности воздействия вирусов и микробов как на человеческий организм в целом, так и на ничтожные по размеру фрагменты живой клетки. Усердно ищут новые лечебные и профилактические средства.

 

 

...

Однако заболевания дыхательных путей как были, так и остаются неизбежными и неприятными недугами детей и взрослых на протяжении всей жизни. Иногда при этом человек почти не страдает, но в не shy;которых случаях болезнь представляет смертельную опасность. К сожалению, человечество до сих пор не располагает достаточно надежным и универсальным средством борьбы с вирусами. В настоящее время нет антивирусных препаратов, которые можно было бы сравнить с эффективностью антибиотиков при лечении микробных инфекций.

 

Английские ученые пришли к неутешительному выводу о бесперспективности профилактики и лечения гриппа и ОРЗ. Они советуют изменить стиль жизни, место обитания (выбрать более благоприятный климат), соблюдать диету (Дерягин, 2006).

Американские эпидемиологи подсчитали, что если бы не было ежегодных гриппозных нашествий, удалось бы продлить человеческую жизнь не менее чем на пять лет.

Другое простудное заболевание, ангина, или заболевание глотки, также известна с древнейших времен. Само слово «ангина» обязано своим происхождением древнегреческим врачам (лат. ango – душить, сжимать) (Плужников и др., 2005).

Описание клиники и лечения заболевания можно встретить в дошедших до нас трудах Гиппократа, Корнелия Цельса, Авиценны. Древние греки не имели понятия про вирусы и бактерии, под словом «ангина» они понимали все болезни, сопровождающиеся воспалением тканей глотки и нарушением глотания и дыхания. Термин «ангина» в те годы использовался для обозначения типичных симптомов удушья, и Корнелий Цельс предложил его использовать для воспалительных состояний небных миндалин – angina tonsillaris.

Следует сразу отметить, что воспалительные заболевания небных миндалин очень редко сопровождаются симптомом удушья, и сам по себе термин «ангина» не отражает природу болезни, более правильно употреблять название острый тонзиллит. Однако термин ангина, как острое воспалительное заболевание небных миндалин, стал общепринятым в течение уже нескольких веков.

В трудах ученых‑медиков древности и средневековья можно найти упоминания о связи ангины с заболеваниями суставов, с появлением отеков, с развитием абсцессов глотки. Их представления о природе заболевания и методах лечения базировались в основном на клиническом опыте.

Только развитие микробиологии в конце XIX и начале XX века стало научным базисом для последующих исследований в этой области. В это время была подтверждена инфекционная природа заболевания, были открыты патогенные (греч. pathos – страдание + genesis – происхождение) штаммы стрептококков, стафилококков, пневмококков, вызывающие ангину.

С тех пор существует два взгляда на небные миндалины: как на входные ворота инфекции и как на защитный орган иммунной системы.

 

 

...

В настоящее время, благодаря многочисленным исследованиям, изучаются механизмы патогенеза, этиология, эпидемиология и профилактика хронического тон зиллита и ангин. Проблемой остается п рич ина хронического воспаления небных м индалин, которое возникает на фоне снижения общей и местной реактивности организма. Часто при хроническом тонзиллите ангины носят повторяющийся характер.

Иммунитет, возникающий после перенесенной ангины, носит типоспецифический характер. Иными словами, в организме появляются антитела, которые защищают только от одного типа стрептококка, а при инфицировании другим заболевание мо жет развиться снова. К сожалению, ср едств прививочной профилактики стрептококковой инфекции пока нет.

 

Современная медицина преуспела в лечении таких тяжелых состояний, как переломы, раны, аппендицит, серьезные инфекционные заболевания, подобные пневмонии, которые хорошо поддаются лечению антибиотиками. Она действительно может спасти жизнь. Кроме того, у нее есть эффективные средства лечения опасных заболеваний, которые требуют хирургического вмешательства. Но с такими современными болезнями, как аллергия, гипертония, артрит, астма, рак, остеопороз, вирусные инфекции, и в том числе острые респираторные заболевания и ангина, медицина управляется значительно менее уверенно. О большинстве таких болезней в медицинских книгах честно написано: «Этиология неизвестна». Как это ни удивительно, но даже по мере развития медицинских знаний, особенно бурного в XIX и XX веках, вопрос о причинах болезней становился не намного яснее.

Недаром великий физиолог И.П. Павлов говорил: «Этиология – самый слабый отдел медицины. И в самом деле, разве обыкновенно причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания?»

А если неизвестна причина возникновения болезни, то как же ее лечить?

Обнадеживает, что многие направления медицинских исследований сейчас все больше и больше склоняются в сторону той области, которая до сих пор считалась сферой деятельности психологов, получает признание тот факт, что заболевания имеют не только физиологические, но и психологические причины. То есть начинает признаваться реальность существования связи между душой и телом, которая может оказывать непосредственное воздействие как на состояние нашего здоровья, так и на нашу способность исцеляться (Шапиро, 2004).

Чтобы понять эту связь между душой и телом, нужно, в первую очередь, признать, что они составляют единое целое человеческого существа. И хотя существует множество разных компонентов, составляющих единую личность, их не следует рассматривать отдельно друг от друга, так как они всегда тесно взаимосвязаны между собой. В устройстве человека отражаются психологическая и телесная гармонии. Тело – это просто самое очевидное свидетельство тонкости и развитости нашего разума (Шапиро, 2004).

Общеизвестно, что любая болезнь существует в форме ее симптомов; вместе с тем следует обратить особое внимание на то, что симптом – это защитное поведение организма, который хочет исцелиться, то есть восстановить свою целостность. Отсюда и происходит слово «исцеление». Такие негативные эмоции, как страх, застойная тревога, обида, гнев, чувство вины, а также критика себя и других, могут вызвать повышение артериального давления, язвенную реакцию и соответствующую боль в желудке, дискенезию желчных путей, способствуют развитию вегето‑сосудистой дистонии, головной и сердечной боли, бронхоспазму, одышке, слабости, понижению иммунитета и т. д. Это принято называть «болезнями цивилизации», которые невозможно вылечить традиционными способами.

Одним из недостатков медицинского вмешательства является создание зависимости. Мы склонны не доверять мысли, что можем исцелить себя сами, начинаем беспокоиться, если не получаем достаточно лекарств, верим в улучшение, как только получим рецепт. Однако большинство докторов согласится с тем, что не они, и даже не рецепты, выполняют основную работу. Они могут лишь обеспечить нам среду, благоприятную для лечения.

Несомненно, что силой для выздоровления и исцеления обладает каждый из нас. Мы должны захотеть стать лучше, быть готовыми к работе с различными вопросами в нашей жизни, изменить свое привычное поведение или образ мыслей. Только тогда мы сможем взаимодействовать с любыми видами медицинского или дополнительного лечения, которые нам понадобятся.

Ослепленные необыкновенным действием новых препаратов или методов лечения, мы забываем, что все это лишь героические меры борьбы с болезнью, которая уже зашла слишком далеко. Ведь болезнь – это последний сигнал о неполадках, которые требуют вмешательства.

Не существует универсального «рецепта здоровья». В наших телах таится огромный запас внутренних способностей поддерживать здоровье, который мы часто игнорируем. Разум и тело постоянно подталкивают друг друга к здоровью или болезни. Не организм заболевает – человек делает это.

 

 

...

Мы создаем наше здоровье каждый день своей жизни. Его не найти в лекарствах, и его не раздают доктора, какими бы ни были их философия и методы лечения – традиционными или нетрадиционными.

Основная идея, которую я хочу передать в этой книге, заключается в том, что вы можете сами оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем‑то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять себя.

 

Этими словами я не отрицаю важной роли медицины, а скорее предлагаю задействовать любые средства: как медицинские, так и дополнительные, для того, чтобы исцеление было полным. Очень часто бывает необходимо лекарственное или хирургическое вмешательство для спасения жизни или облегчения страданий. Однако устранение симптомов еще не означает исцеления. Исцелиться – значит стать целым, воссоединиться с тем, что было отделено от нас, достичь единства тела, разума, эмоций и духа, в то время как вылечить – значит просто устранить сиюминутную проблему. Лечение направлено не на все тело, а лишь на больную его часть. Если мы работаем только на поверхности, борясь с симптомами, это не приводит к изменениям на более глубоком уровне, и тогда эти или подобные симптомы могут появиться вновь.

 

 

...

Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

 

 

Начинаем самоисследование

 

Итак, давайте посмотрим, какие именно механизмы психологической защиты используете вы. Для этого вам предлагается тест‑опросник «Индекс жизненного стиля», разработанный американскими психологами Р. Плутчиком и Г. Келлерманом.

Методика позволяет оценить восемь видов механизмов защиты: отрицание, вытеснение, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация, регрессия.

Опросник позволяет исследовать уровень напряженности восьми основных психологических защит, изучить иерархию в системе психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), то есть среднее арифметическое всех измерений восьми защитных механизмов.

Упражнение «Я и мое тело»

Лягте или сядьте в удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза, остановите мысли. Представьте себе, что перед вами – экран, как в кинотеатре, а вы удобно устроились в зрительном зале. Сейчас вам покажут самый увлекательный и самый интересный фильм на свете – это фильм о вас, о вашей единственной и неповторимой жизни.

Экран загорается, и вы видите себя новорожденным младенцем. Этот очаровательный младенец вызывает у всех окружающих умиление и восхищение. Вы видите крошечные ручки и ножки и понимаете, что этот чудесный ребенок прекрасен. Вы видите себя годовалым ребенком. Вы смеетесь. Вы радуетесь жизни, вы точно знаете, что вы прекрасны, что вы совершенны, что вы рождены для счастья. Мысленно признайтесь в любви тому замечательному малышу, которым вы были.

Кадр сменяется – теперь вы видите себя в возрасте пяти лет. Вы сосредоточены на своей любимой игре. Мысленно похвалите себя за то, что вы так подросли, так радуете глаз своей детской непосредственностью и прелестью, так замечательно играете.

Теперь вам десять лет. Посмотрите, как вы выглядите. Это замечательный мальчик или девочка. Увидьте, что ваше тело достойно любви, достойно хорошего отношения. Были ли вы тогда довольны собой и своим телом? Если нет – что бы вы изменили сейчас по отношению к своему телу, как бы заботились о нем, если бы могли вернуться в то время, как бы отстаивали свое право быть красивым, здоровым, счастливым ребенком? Мысленно признайтесь в любви этому ребенку и скажите, что он достоин всего самого лучшего в жизни.

Теперь кадр снова сменился – и вы видите себя пятнадцатилетним. Если у вас тогда были какие‑то комплексы по поводу своей внешности – сейчас вы можете увидеть, что они были напрасны, у вас не было никаких оснований относиться плохо к своему телу. Ваш пятнадцатилетний организм в стадии развития и становления, вы словно бабочка, вылупляющаяся из кокона, и эта стадия вашего развития прекрасна, даже если вам она тогда казалась мучительной. Вы взрослеете. Поблагодарите ваше тело за то, что оно мужественно перенесло этот трудный период жизни. Оно все выдержало и достойно подготовилось ко взрослой жизни.

И вот вы повзрослели, вам двадцать с небольшим. Теперь вы видите, как вы молоды и прекрасны? Вся жизнь впереди, и ничто не мешает сделать ее счастливой! Ваше тело развивалось по естественным законам природы. Вы прошли все стадии его роста и развития. Поймите, что все это было естественно, а потому прекрасно.

Теперь вы видите себя на экране в настоящем времени, в настоящем вашем возрасте. Но кадр на экране – черно‑белый и плоский. Вы видите себя таким, каким представляете себя сейчас. Отметьте, что вам нравится, а что нет. Как вы относитесь к себе?

Вдруг кадр неожиданно меняется – он становится цветным и объемным. И вы понимаете, что то, черно‑белое представление о себе – неправда. Так вы видите себя, когда смотрите на себя без любви, но это необъективное и неполное представление. И только объемное и цветное изображение помогает увидеть себя истинного – себя в свете любви.

Представьте, что ваше тело наполняется изнутри сиянием – это сияние любви. Вы‑видите, что ваше прекрасное, чудесное тело служит вам по‑прежнему. Оно дано вам во благо, и оно по‑прежнему прекрасно, достойно любви. Поймите, что все недостатки, которые вы видели в себе, не важны, незначительны, по сравнению с тем фактом, что у вас есть такое замечательное тело. Главное – что оно есть! Признайтесь в любви своему телу – поблагодарите его за то, что оно сделало возможным для вас это чудесное путешествие под названием жизнь. Пообещайте своему телу, что будете любить и уважать его и впредь. Фильм закончился. Откройте глаза. Дайте себе слово отныне хорошо относиться к своему телу, прислушиваться к его потребностям и никогда больше не ругать его.

Даже если мы больны, внутри у нас всегда есть здоровая наша часть. Источник внутри нас – своеобразная матрица здоровья, заложенная в нашем подсознании. Эта матрица записана на генетическом уровне и остается с нами на всю жизнь, как шаблон, как образец того, какими мы должны быть (Вершинина, 2004).

Главная наша задача, если мы хотим поддерживать свое здоровье в хорошем состоянии, состоит именно в налаживании этой интуитивной связи с нашим внутренним источником здоровья. Чтобы выйти на контакт с ним, нам потребуется воображение и способность к образному мышлению.

Наше подсознание прекрасно понимает язык образов, чувств, ощущений. И если мы сами сформируем этот образ здоровья, наполним его жизнью, красками, чувствами – наше подсознание прекрасно поймет, что это такое и чего мы от него хотим. Тот спящий в подсознании и забытый нами внутренний источник здоровья мгновенно откликнется на наш призыв, проснется и сам установит связь с созданным нами образом. Для этого нужно детально воссоздать в своей душе и в своем теле ощущения настолько идеального здоровья, какое вам только доступно. Не просто вспомнить или вообразить – реально почувствовать себя в таком состоянии хотя бы на короткое время!

Запомните, каким бы вы ни были больным человеком в настоящий момент – зона здоровья все равно присутствует в вас, пока вы живы. Вы можете эту зону никак не ощущать, можете о ней не догадываться и в нее не верить. Она существует, потому что память об идеальном здоровье живет и в вашей душе, и в вашем теле. Эту память можно пробудить, вернуть к жизни, а вместе с ней вернется к жизни и то забытое ощущение здоровья.

Исцеление через размышление

 

Все, что происходит вокруг нас, оказывает на нас влияние. Также на нас влияют внутренние процессы в организме: все ощущения, изменения в работе наших внутренних органов отражаются на общем самочувствии. Кроме того, воспоминания, представления о будущем также вызывают значительные изменения в работе нашей эмоциональной сферы. Условно назовем все, что воспринимает наша психика, «событием». Итак, некое событие влияет на нас, и мы испытываем некие эмоциональные переживания.

Но сами по себе события (за исключением тех, которые непосредственно воздействуют на организм) не влияют на наш эмоциональный мир. Прежде чем возникнет эмоция, событие воспринимается и анализируется нашей психикой. В ходе этого исследования случившееся оперативно оценивается по ряду параметров: в первую очередь, опасность или безопасность (инстинкт самосохранения не дремлет никогда!), а также определяется степень личностной значимости путем сопоставления со шкалой индивидуальных ценностей, которая есть у каждого человека (Каменюкин, Ковпак, 2004).

Таким образом, между событием и переживанием располагается оценка происшедшего! Оценка – это совокупность мыслей, которые создают убеждения, определяющие положительную или отрицательную значимость того самого события, в момент восприятия которого они активируются и формируют наше эмоциональное отношение к нему. И если мы испытываем избыточные негативные эмоции, то это означает, что оценка ситуации неверна, что активированы неадекватные иррациональные установки, которые запускают эмоциональные переживания, по интенсивности значительно превосходящие истинную значимость происшедшего!

Большинство людей убеждены в том, что их переживания порождаются внешними событиями. Сказанное грубое слово автоматически вызывает возмущение, хмурый взгляд начальника – тревогу, невнимание близких – обиду. Схематично можно представить такое суждение в виде формулы:

С > Э.

В этой формуле С – означает событие, создавшее Э – эмоцию.

Но ведь ваша реакция определяется оценкой ситуации! И поэтому возникновение наших реакций (как эмоциональных, так и телесных) происходит несколько сложнее, чем представляется на первый взгляд. Реальность доказывает, что вышеописанная формула несправедлива. Формула, которая наиболее достоверно отражает процесс формирования эмоций и стресса, выглядит следующим образом:

С > М > Э > Р,

где С – событие; М – мысли или оценка данного события; Э – эмоция (например, радость, гнев, страх или печаль – кстати, здесь перечислены все базисные эмоции, а все остальные являются их производными); Р – поведенческая реакция, например отстаивание своей позиции или бегство.

Наши предположения могут формировать отношение и к людям, и к событиям. И при этом реальность не всегда соответствует тому, что представляется в мыслях. Оценка события, т. е. мнение, и факт, т. е. действительность, могут существенно расходиться! «Все зависит от мнения», – как сказал античный философ. А сам процесс оценки и возникновение последующей эмоциональной реакции занимают мгновение, как уже говорилось, какие‑то доли секунды, поэтому мы не всегда способны контролировать свои эмоции. В свою очередь, возникшие эмоции приводят к серии изменений в работе внутренних органов и систем: волнение вызывает учащение сердцебиения, ускорение дыхания, повышение давления и т. п. Данные изменения в работе организма мы воспринимаем в виде ощущений своего тела.

 

 

...

Самый главный вопрос, который нужно задать себе: насколько интенсивность переживаний соответствует действительности. То есть стоит ли то, из‑за чего вы расстраиваетесь, таких эмоциональных затрат?

 

Поскольку общей жизнеобеспечивающей способностью всех живых организмов является переработка поступающей информации, то особое значение для выживания обретает адекватность оценки воспринятого. И поэтому если вы испытываете негативные переживания, психологический дискомфорт, то вам следует критически изучить возникшее видение произошедшего. Это необходимо сделать потому, что в основе малоприятных переживаний и разрушительных эмоций лежат так называемые когнитивные ошибки в трактовании воспринимаемой информации, т. е. искажение истинного смысла воспринятого, приводящее к развитию стресса.

Существует несколько типичных вариантов когнитивных ошибок, которые объединяет их иррациональность.

Для обозначения когнитивных ошибок мы будем использовать термин установка. В нашем варианте установка – это тенденция к определенной интерпретации воспринятого события, приводящая к развитию состояния стресса и отрицательно отражающаяся на качестве жизни. Иными словами, истинная причина стресса, его корни и истоки. Это как «мина замедленного действия», заложенная в психике человека.

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Любую установку можно представить в виде континуума, в котором один полюс – рационален, а противоположный ему – нерационален. Соотношение рационального и иррационального в установках человека зависит и от биологических, генетически детерминированных данных, и от влияния условий социальной среды, в которой он рос и развивался. Но абсолютно рациональных людей не существует. Кто‑то более рационален, кто‑то менее, так же, как есть люди с более развитым музыкальным слухом и люди менее музыкально одаренные.

Личность формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими (людьми, виртуальными образами). Люди формируют представления и концепции о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. Они являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами и обстоятельствами. Дисфункциональные схемы и установки отличаются от адаптивных наличием в их структуре когнитивных искажений. Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ориентирующая человека в происходящей действительности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей.

Автоматические мысли – это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтвержденности фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!» Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило – «моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие».

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи в отсутствие навыка критического анализа и достаточно богатого опыта, как данность и как истину. Используя язык гештальт‑терапии, ребенок интроецирует («проглатывает») некий конструкт, диктующий особый тип поведения.

Ниже мы приводим перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуем использовать так называемые слова‑маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования. Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова «должен» – только так и никак иначе. Поэтому слова «должен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического.

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера – это установка долженствования в отношении себя – то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому‑то что‑то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что‑либо будет вам напоминать об этом долге и что‑либо одновременно будет мешать вам его исполнению.

Вторая сфера установки долженствования – долженствование в отношении других – то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, которое всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Третья сфера установки долженствования – тре shy;бования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т. п.

По мнению основателя учения о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.021 с.)