Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Создание матрицы здоровья»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вспомните то время, тот момент, тот эпизод вашей жизни, когда вы чувствовали себя очень хорошо, были бодры, полны сил, жизнерадостны, когда не было сегодняшних болезней и проблем. Вспомнили? Не спешите утверждать, что это было и прошло. Не прошло! И вы имеете возможность в этом убедиться. Сядьте или лягте в удобную позу, расслабьтесь, остановите мысли, дышите размеренно. Вспомните тот приятный и комфортный момент вашей жизни – момент здоровья, радости, счастья, бодрости, молодости, оптимизма. Лучше, если это будет момент вашей жизни, который вы провели на природе – у моря, озера, в лесу и т. д. Вспомните, что вы видели вокруг. Представьте себе, что эта картина опять перед вами, такая, как была тогда: краски столь же ярки, все такое объемное, живое, движущееся… Что вы чувствовали? Какие запахи? Цветов и травы? Дымка от костра? Речной воды, морских водорослей? Какие звуки? Пение птиц? Шум ветра? Или кто‑то тихо играет на гитаре? Какие ощущения были на теле? Тепло, прохлада, солнечные лучи, легкий ветерок… Вы с удивлением обнаружите, что помните это очень хорошо, помните на уровне ощущений, так, как будто вы снова в том месте и снова все это ощущаете. Память тела очень сильна. Телу стоит лишь намекнуть, и оно по первому зову вновь воспроизведет вам все, казалось бы, забытые ощущения. А теперь вспомните, что, собственно, чувствовало ваше тело. Состояние молодости – в чем оно? Легкость, подвижность, упругость, бодрость, свобода… Было? Было. И сейчас никуда не делось, просто забылось. А настроение? Разве трудно вспомнить ту радость, тот смех, то предощущение счастья? Кто вам запрещает это чувствовать сейчас? Вы сами и запрещаете. Вы говорите, возраст не тот? А кто вам сказал, что в вашем возрасте не может быть тех ощущений? У вас вдруг снова возникло ощущение, что придет строгий контролер и скажет: «Ни‑и‑з‑з‑з‑я‑я!!!»? Нет, никто не придет, и ничего не скажет, и ничего вам не запретит! Это зависит только от вас! Радость, легкость, бодрость, свобода, любовь к себе и ко всему миру все еще живут в вас! Просто выпустите все эти чувства из тюрьмы, в которую вы их загнали. Просто позвольте им быть. А теперь соедините все в единый образ. Солнце, птицы, музыка, шум волн, ваша радость жизни, молодость, свобода, легкость, вера в себя и в жизнь – вот что такое ваш идеальный внутренний источник здоровья. Вы открыли его в себе, вернули к жизни, и никто теперь его у вас не отнимет. Что с этим делать дальше? Почаще возвращать себя в то состояние. Точнее, почаще притягивать то состояние в вашу сегодняшнюю жизнь. Особенно тогда, когда вам трудно, самочувствие неважное, беспокоит что‑то. Ведь наше тело – это кладезь информации, и вполне доступной. Если вы настроитесь на одну волну со своим телом, то оно само подскажет вам, когда нуждается в отдыхе, а когда в любви и признательности. Оно может быть верным и преданным другом, если и вы будете поддерживать эту дружбу. Прислушайтесь к мудрости вашего тела, оно скажет вам, какие его потребности нужно удовлетворить, чтобы достичь желаемого физического состояния. Ваша матрица здоровья – ваш целитель. Поддерживайте эту связь. И здоровье не покинет вас. Теперь, научившись слушать и любить свое неповторимое тело, давайте посмотрим, что предлагает для нашего исцеления когнитивная терапия, или терапия размышлением.
Исцеление через размышление
Все, что происходит вокруг нас, оказывает на нас влияние. Также на нас влияют внутренние процессы в организме: все ощущения, изменения в работе наших внутренних органов отражаются на общем самочувствии. Кроме того, воспоминания, представления о будущем также вызывают значительные изменения в работе нашей эмоциональной сферы. Условно назовем все, что воспринимает наша психика, «событием». Итак, некое событие влияет на нас, и мы испытываем некие эмоциональные переживания. Но сами по себе события (за исключением тех, которые непосредственно воздействуют на организм) не влияют на наш эмоциональный мир. Прежде чем возникнет эмоция, событие воспринимается и анализируется нашей психикой. В ходе этого исследования случившееся оперативно оценивается по ряду параметров: в первую очередь, опасность или безопасность (инстинкт самосохранения не дремлет никогда!), а также определяется степень личностной значимости путем сопоставления со шкалой индивидуальных ценностей, которая есть у каждого человека (Каменюкин, Ковпак, 2004). Таким образом, между событием и переживанием располагается оценка происшедшего! Оценка – это совокупность мыслей, которые создают убеждения, определяющие положительную или отрицательную значимость того самого события, в момент восприятия которого они активируются и формируют наше эмоциональное отношение к нему. И если мы испытываем избыточные негативные эмоции, то это означает, что оценка ситуации неверна, что активированы неадекватные иррациональные установки, которые запускают эмоциональные переживания, по интенсивности значительно превосходящие истинную значимость происшедшего! Большинство людей убеждены в том, что их переживания порождаются внешними событиями. Сказанное грубое слово автоматически вызывает возмущение, хмурый взгляд начальника – тревогу, невнимание близких – обиду. Схематично можно представить такое суждение в виде формулы: С > Э. В этой формуле С – означает событие, создавшее Э – эмоцию. Но ведь ваша реакция определяется оценкой ситуации! И поэтому возникновение наших реакций (как эмоциональных, так и телесных) происходит несколько сложнее, чем представляется на первый взгляд. Реальность доказывает, что вышеописанная формула несправедлива. Формула, которая наиболее достоверно отражает процесс формирования эмоций и стресса, выглядит следующим образом: С > М > Э > Р, где С – событие; М – мысли или оценка данного события; Э – эмоция (например, радость, гнев, страх или печаль – кстати, здесь перечислены все базисные эмоции, а все остальные являются их производными); Р – поведенческая реакция, например отстаивание своей позиции или бегство. Наши предположения могут формировать отношение и к людям, и к событиям. И при этом реальность не всегда соответствует тому, что представляется в мыслях. Оценка события, т. е. мнение, и факт, т. е. действительность, могут существенно расходиться! «Все зависит от мнения», – как сказал античный философ. А сам процесс оценки и возникновение последующей эмоциональной реакции занимают мгновение, как уже говорилось, какие‑то доли секунды, поэтому мы не всегда способны контролировать свои эмоции. В свою очередь, возникшие эмоции приводят к серии изменений в работе внутренних органов и систем: волнение вызывает учащение сердцебиения, ускорение дыхания, повышение давления и т. п. Данные изменения в работе организма мы воспринимаем в виде ощущений своего тела.
... Самый главный вопрос, который нужно задать себе: насколько интенсивность переживаний соответствует действительности. То есть стоит ли то, из‑за чего вы расстраиваетесь, таких эмоциональных затрат?
Поскольку общей жизнеобеспечивающей способностью всех живых организмов является переработка поступающей информации, то особое значение для выживания обретает адекватность оценки воспринятого. И поэтому если вы испытываете негативные переживания, психологический дискомфорт, то вам следует критически изучить возникшее видение произошедшего. Это необходимо сделать потому, что в основе малоприятных переживаний и разрушительных эмоций лежат так называемые когнитивные ошибки в трактовании воспринимаемой информации, т. е. искажение истинного смысла воспринятого, приводящее к развитию стресса. Существует несколько типичных вариантов когнитивных ошибок, которые объединяет их иррациональность. Для обозначения когнитивных ошибок мы будем использовать термин установка. В нашем варианте установка – это тенденция к определенной интерпретации воспринятого события, приводящая к развитию состояния стресса и отрицательно отражающаяся на качестве жизни. Иными словами, истинная причина стресса, его корни и истоки. Это как «мина замедленного действия», заложенная в психике человека. В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Любую установку можно представить в виде континуума, в котором один полюс – рационален, а противоположный ему – нерационален. Соотношение рационального и иррационального в установках человека зависит и от биологических, генетически детерминированных данных, и от влияния условий социальной среды, в которой он рос и развивался. Но абсолютно рациональных людей не существует. Кто‑то более рационален, кто‑то менее, так же, как есть люди с более развитым музыкальным слухом и люди менее музыкально одаренные. Личность формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими (людьми, виртуальными образами). Люди формируют представления и концепции о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. Они являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами и обстоятельствами. Дисфункциональные схемы и установки отличаются от адаптивных наличием в их структуре когнитивных искажений. Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении. По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ориентирующая человека в происходящей действительности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей. Автоматические мысли – это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтвержденности фактами). Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!» Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило – «моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие». Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи в отсутствие навыка критического анализа и достаточно богатого опыта, как данность и как истину. Используя язык гештальт‑терапии, ребенок интроецирует («проглатывает») некий конструкт, диктующий особый тип поведения. Ниже мы приводим перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуем использовать так называемые слова‑маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки. Установка долженствования. Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова «должен» – только так и никак иначе. Поэтому слова «должен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического. Установка проявляет себя в трех сферах. Первая сфера – это установка долженствования в отношении себя – то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому‑то что‑то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что‑либо будет вам напоминать об этом долге и что‑либо одновременно будет мешать вам его исполнению. Вторая сфера установки долженствования – долженствование в отношении других – то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, которое всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Третья сфера установки долженствования – тре shy;бования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т. п. По мнению основателя учения о рациональной (а значит, обеспечивающей минимальное количество негативных стрессов) жизненной позиции Альберта Эллиса, установка долженствования является первопричиной душевных и многих телесных страданий человека. Слова‑маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.), обязательно, «во что бы то ни стало», «кровь из носу». Для трансформации данной иррациональной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих убеждениях понятие долженствования на понятие пожелания. В буквальном смысле следует заменять слова «должен» и его синонимы на слово «хочу». Установка катастрофизации. Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Например: «Ужасно остаться одному на старости лет». Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем некоторое неприятное для нас событие как нечто неотвратимое, чудовищное, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда. Происшедшее событие оценивается нами как «катастрофа вселенских масштабов», на которую никоим образом не можем повлиять. Слова‑маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света. Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах. Для выработки объективного взгляда на ситуацию мы создали упражнение «Шкала измерения событий». Установка предсказания негативного будущего. Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов. Становясь пророками, а вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, в итоге их же и получаем. Но на самом деле выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Нет. Ведь наше представление будущего не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем. Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение к позитивному результату. Слова‑маркеры: что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т. п. Установка максимализма. Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Показательно известное выражение: «Любить – так королеву, украсть – так миллион!» Мышление характеризуется позицией «все или ничего!» Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. perfectio – идеально, совершенно). Слова‑маркеры: по максимуму, только на отлично, на пятерку, на 100 % («на все сто»). Установка дихотомического мышления. В дословном переводе на русский язык дихотомия означает «рассечение на две части». Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник. Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как «черно‑белое», характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты. Высказывание «В этом мире ты либо победитель, либо проигравший» наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию. Слова‑маркеры: или… – или… («или да – или нет», «или пан, или пропал»), либо… – либо… («либо жив, либо мертв»). Установка персонализации. Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью: когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений. Слова‑маркеры: местоимения я, меня, мною, мне и т. п. Установка сверхобобщения. Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип – если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало‑мальски похожих случаях. Слова‑маркеры: все, никто, все, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно. Установка чтения мыслей. Данная установка фор shy;мирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: «Я не доставлю ему удовольствия уволить меня – уволюсь по собственному желанию». И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его «суровый» взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник решил уволиться. Слова‑маркеры: он(она/они) думает(ют). Установка оценочная. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью. Слова‑маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т. п. Установка антропоморфизма. Установка антропоморфизма – это приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы. Например, заядлые посетители залов игровых автоматов зачастую полагают, что автомат «набрал» достаточно жетонов и «справедливо было бы поделиться», и в надежде на то, что машина проявит такое человеческое качество, как справедливость, просаживают все свои деньги. Слова‑маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и т. п. высказывания, адресованные не к человеку. А теперь предлагаю вам провести анализ рациональности‑иррациональности собственного мышления, используя методику А. Эллиса. Методика А. Эллиса Методика А. Эллиса направлена на определение степени рациональности – иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок. Вам предлагаются утверждения (50), с которыми вы можете соглашаться либо не соглашаться, а также промежуточные формы ответов. В данной методике 6 шкал, из них 4 шкалы – основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным автором: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка». Шкала «катастрофизация» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном. Показатели шкал «долженствования в отношении себя» и «долженствования в отношении других» указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим. «Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. Другие две шкалы – оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т. е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления. Полученные данные сверяются с ключом, затем высчитываются средние показатели. Чем выше балл, полученный по каждой шкале, тем рациональнее человек, и наоборот. Тест Эллиса У людей бывают разные убеждения. Нас интересует ваше мнение относительно утверждений, приведенных ниже. Пожалуйста, зачеркните или обведите в кружок цифру справа от каждого утверждения, которая наиболее соответствует вашему отношению к данному утверждению. полностью согласен – 1 в основном согласен – 2 слегка согласен – 3 слегка не согласен – 4 в основном не согласен – 5 полностью не согласен ‑6
Проверьте, пожалуйста, ответили ли вы на все вопросы. Ключ По каждому типу установок подсчитывается суммарный балл соответственно ключу, если данный пункт отмечен буквой R, то шкала меняет значения на противоположные. Например, по шкале «катастрофизация» суммарный балл подсчитывается следующим образом: Пункт 1, 26, 46 значения по шкале 1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2 1 оценка Пункт 6, 11,16, 21,31, 36, 41 значения по шкале 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 оценка
УСТАНОВКИ
Обнаружили что‑нибудь любопытное? Если вы оказались человеком без единой иррациональной установки, то можете пропустить оставшуюся часть данного раздела книги и переходить сразу к следующей – развитию интуиции. Если же вы обнаружили у себя одну или несколько иррациональных установок, то давайте разбираться. Каких убеждений вы придерживаетесь относительно собственной личности и образа жизни, который ведете? Как они связаны с вашими иррациональными установками? Этот общий вопрос может поначалу вызвать у вас затруднения. Я бы хотела уточнить, что не имею в виду философские и религиозные взгляды. Я подразумеваю несколько десятков или, может быть, сотен обыденных убеждений, которые лежат в основе вашей повседневной жизни, – убеждений относительно себя, окружающих вас людей и устройства этого мира. Следующие примеры помогут вам уяснить, что я имею в виду: • Я удачливый/неудачливый человек (убеждение относительно собственной личности). • Если вы покажете окружающим, что доверяете им, их реакция, в основном, будет положительной (убеждения относительно других людей). • Бесплатным сыр бывает только в мышеловке (убеждения относительно мироустройства). Для прояснения ваших убеждений предлагаю следующее упражнение (Каунт, 2003).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.64 (0.009 с.) |