Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терапевтические опросники по выявлению уровня↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
фиксированной эмоциональной установки................. Скрининг.............................................................................. Основной вариант опросника............................................. Поглаживания.................................................................... Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств........... Пять правил поглаживаний................................................. Запреты на поглаживания.................................................... Сказка о теплых Поглаживаниях........................................ Банк поглаживаний.............................................................. ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ........................................... Понятие структуры личности..................................... Концепция психической энергии............................... Структурные аспекты эго-состояний........................ Родительское состояние................................................... Взрослое состояние.......................................................... Детское состояние............................................................. Функциональные характеристики эго-состояний.................................................................. Понятие о функциональных характеристиках эго-состояний.................................................................... Родитель: функциональная модель................................. Ребенок: функциональная модель................................... Опросники структуры личности................................. Измеряемые компоненты личности................................. Варианты опросников Р-Д*В........................................... Применение шкалы Р-Д-В............................................... Границы и патология эго-состояний.......................... Понятие о границах эго-состояний................................., Постоянный Родитель...................................................... Постоянный Взрослый..................................................... Постоянный Ребенок........................................................ Контаминация.................................................................... Активизация и укрепление Взрослого эго-состояния.................................................................■ Эго-состояния и структурирование времени............ Понятие о структурировании времени в транзактном анализе.............................................................................. Уход в себя....................................................................... Ритуал............................................................................... Времяпрепровождение, или развлечение...................... Деятельность.................................................................... Близость........................................................................... ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ.................................................... Транзакция — единица общения.............................. Четыре правила коммуникации................................ Виды транзакций.......................................................... Параллельные транзакции.............................................. Пересекающиеся транзакции.......................................... Скрытые транзакции................................................... ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ................................... Игры большого города.................................................. Значение игр.................................................................. Определение игр.......................................................... Антитезисы.................................................................... Степени игр................................................................... Классы игр..................................................................... Игры первого класса...................................................... Игры второго класса...........................„....................... Сравнение игр двух классов....................................... Группы игр..................................................................... Игры маленьких детей............................................... Игры нищих.................................................................... Семейные игры............................................................... Игры финансовых пирамид........................................... Административные игры............................................... Суицидные игры............................................................. Игры с самим собой........................................................ Человек открытый и человек-игрок....................... Награды за игры........................................................... Система вознаграждений за игру.................................. Психотерапия игр......................................................... ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.................................. Рэкетные чувства и система рэкета......................... Игнорирование и обесценивание /преувеличение Понятие о способах искажения реальности.................. Четыре типа пассивного поведения.............................. Другие признаки игнорирования................................. Игнорирование и игры.................................................. ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ........................... Введение в сценарии.................................................... Сценарный процесс....................................................., Формула сценария........................................................... Образцы сценарного процесса.................................... «Никогда»......................................................................... «Пока не»......................................................................... «Всегда»............................................................................ «После»............................................................................ «Снова и снова» (Почти)................................................. «Открытый конец».......................................................... Психотерапия сценарных паттернов........................ Родительские приказания, или предписания......... «Не будь» (Сгинь, Умри)................................................ «Не делай»........................................................................ «Не расти»........................................................................ «Не будь ребенком»........................................................ «Не будь самим собой»................................................... «Не будь значимым»....................................................... «Не принадлежи».............................................................. «Не будь близким»........................................................... «Не достигай успеха»....................................................... «Не думай»........................................................................ «Не чувствуй».................................................................. «Не будь здоровым»........................................................ Драйверы и сценарные паттерны............................... Понятие о драйверах........................................................ Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн «Пока не».......................................................................... Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После»... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда» Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда»....... Драйвер «Спеши»............................................................. Функции драйверов......................................................... Мини-сценарий и драйвфное поведение...................... Работа с мини-сценарием................................................. Сценарии семьи............................................................. Родовые сценарии......................................................... Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев Необходимые персонажи сценария........................... «Качели жизни»............................................................ Старые и новые сценарии жизни............................... Сценарный анализ в психотерапии.......................... Метафора дерева............................................................. Сказкотерапия.................................................................. Четыре сферы жизни.................................................... Понятие о сферах жизни................................................. Терапевтическая работа со сферами жизни.................. Сценарная история жизни постсоветского человека ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ.................... О существовании мужских и женских сценариев — Женский сценарий........................................................ Мужской сценарий........................................................ Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной....................................................................... ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ................................................................. Контракты в психотерапии и консультировании.. Определения контракта................................................... Деловой и лечебный контракты...................................... Виды лечебных контрактов............................................. Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями............................ Контракты в повседневной жизни............................ Контракты с самим собой............................................... Контрактные аспекты супружеских отношений........... СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА..................................... ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ».............................................................. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ....................................... ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА......................... ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ.......................................................................... ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................. Предисловие авторов Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова меняет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Великая Революция, потрясшая Россию в начале минувшего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание идеологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формирования новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совершила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, научная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система игнорировала или подавляла многие естественные потребности человека, что стало одной из главных причин деградации и развала СССР. Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лидеры не смогли разработать и предложить народу достойной и действенной замены советской идеоло- гической доктрины. И только тот, кто смог это сделать для себя сам, стал успешным и богатым. К сожалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан остались пассивными. Так из «передового отряда человечества» мы стали очень бедными жителями страны «третьего мира». И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом! Сейчас перед Россией два пути. Первый — разбазарить свой интеллектуальный потенциал и бесславно прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве главного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава! Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиняющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологическое консультирование и психотерапия в последние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каждым месяцем. Уже не хватает профессиональных специалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки. Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длительный. В странах Запада психотерапия — вторая профессия, которую можно приобрести, пройдя многолетнюю подготовку, состоящую из теории, практики, познания границ собственной личности и персональной терапии. После завершения образования прошедшие полный его курс получают престижные национальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный профессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становится все больше. Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультанта и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознательным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно получить в нашей стране. Итак, сегодня в России складывается целая система психологической и психотерапевтической консультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складывается интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя собой переход всей этой области знаний и практики на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самостоятельной профессией. Компетентность специалистов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Европейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии. Наша работа и данная книга оказалось бы невозможной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то время аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен известному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдоним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псевдоним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактному аналитику B.C. Гиплину, который в начале девяностых годов показал мне выдающиеся возможности и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и теории транзактного анализа, за ее терпимость и понимание. Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание условий для реализации моей мечты. Я благодарна своим родителям и детям за терпение и любовь. Я бла- годарна друзьям за бесценный опыт общения, который они подарили мне. Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдельную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и живое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа. Реализуемый нами подход сформировался из терапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии. И мы надеемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совершенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества. Москва, Россия август 2002 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.16 (0.015 с.) |