Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтические опросники по выявлению уровня

Поиск

фиксированной эмоциональной установки.................

Скрининг..............................................................................

Основной вариант опросника.............................................

Поглаживания....................................................................

Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств...........

Пять правил поглаживаний.................................................

Запреты на поглаживания....................................................

Сказка о теплых Поглаживаниях........................................

Банк поглаживаний..............................................................

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ...........................................

Понятие структуры личности.....................................

Концепция психической энергии...............................

Структурные аспекты эго-состояний........................

Родительское состояние...................................................

Взрослое состояние..........................................................

Детское состояние.............................................................

Функциональные характеристики

эго-состояний..................................................................

Понятие о функциональных характеристиках

эго-состояний....................................................................

Родитель: функциональная модель.................................

Ребенок: функциональная модель...................................

Опросники структуры личности.................................

Измеряемые компоненты личности.................................

Варианты опросников Р-Д*В...........................................

Применение шкалы Р-Д-В...............................................

Границы и патология эго-состояний..........................

Понятие о границах эго-состояний.................................,

Постоянный Родитель......................................................

Постоянный Взрослый.....................................................

Постоянный Ребенок........................................................

Контаминация....................................................................

Активизация и укрепление Взрослого

эго-состояния.................................................................■

Эго-состояния и структурирование времени............

Понятие о структурировании времени в транзактном

анализе..............................................................................

Уход в себя.......................................................................

Ритуал...............................................................................

Времяпрепровождение, или развлечение......................

Деятельность....................................................................

Близость...........................................................................

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ....................................................

Транзакция — единица общения..............................

Четыре правила коммуникации................................

Виды транзакций..........................................................

Параллельные транзакции..............................................

Пересекающиеся транзакции..........................................

Скрытые транзакции...................................................

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ...................................

Игры большого города..................................................

Значение игр..................................................................

Определение игр..........................................................

Антитезисы....................................................................

Степени игр...................................................................

Классы игр.....................................................................

Игры первого класса......................................................

Игры второго класса...........................„.......................

Сравнение игр двух классов.......................................

Группы игр.....................................................................

Игры маленьких детей...............................................

Игры нищих....................................................................

Семейные игры...............................................................

Игры финансовых пирамид...........................................

Административные игры...............................................

Суицидные игры.............................................................

Игры с самим собой........................................................

Человек открытый и человек-игрок.......................

Награды за игры...........................................................

Система вознаграждений за игру..................................

Психотерапия игр.........................................................

ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ..................................

Рэкетные чувства и система рэкета.........................

Игнорирование и обесценивание /преувеличение

Понятие о способах искажения реальности..................

Четыре типа пассивного поведения..............................

Другие признаки игнорирования.................................

Игнорирование и игры..................................................

ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ...........................

Введение в сценарии....................................................

Сценарный процесс.....................................................,

Формула сценария...........................................................

Образцы сценарного процесса....................................

«Никогда».........................................................................

«Пока не».........................................................................

«Всегда»............................................................................

«После»............................................................................

«Снова и снова» (Почти).................................................

«Открытый конец»..........................................................

Психотерапия сценарных паттернов........................

Родительские приказания, или предписания.........

«Не будь» (Сгинь, Умри)................................................

«Не делай»........................................................................

«Не расти»........................................................................

«Не будь ребенком»........................................................

«Не будь самим собой»...................................................

«Не будь значимым».......................................................

«Не принадлежи»..............................................................

«Не будь близким»...........................................................

«Не достигай успеха».......................................................

«Не думай»........................................................................

«Не чувствуй»..................................................................

«Не будь здоровым»........................................................

Драйверы и сценарные паттерны...............................

Понятие о драйверах........................................................

Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн

«Пока не»..........................................................................

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После»... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда».......

Драйвер «Спеши».............................................................

Функции драйверов.........................................................

Мини-сценарий и драйвфное поведение......................

Работа с мини-сценарием.................................................

Сценарии семьи.............................................................

Родовые сценарии.........................................................

Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев

Необходимые персонажи сценария...........................

«Качели жизни»............................................................

Старые и новые сценарии жизни...............................

Сценарный анализ в психотерапии..........................

Метафора дерева.............................................................

Сказкотерапия..................................................................

Четыре сферы жизни....................................................

Понятие о сферах жизни.................................................

Терапевтическая работа со сферами жизни..................

Сценарная история жизни постсоветского человека

ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ....................

О существовании мужских и женских сценариев —

Женский сценарий........................................................

Мужской сценарий........................................................

Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.......................................................................

ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ.................................................................

Контракты в психотерапии и консультировании..

Определения контракта...................................................

Деловой и лечебный контракты......................................

Виды лечебных контрактов.............................................

Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями............................

Контракты в повседневной жизни............................

Контракты с самим собой...............................................

Контрактные аспекты супружеских отношений...........

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА.....................................

ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ

ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ»..............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.......................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА.........................

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ..........................................................................

ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................

Предисловие авторов

Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова ме­няет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Вели­кая Революция, потрясшая Россию в начале минув­шего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание иде­ологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формиро­вания новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совер­шила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, на­учная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система иг­норировала или подавляла многие естественные по­требности человека, что стало одной из главных при­чин деградации и развала СССР.

Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лиде­ры не смогли разработать и предложить народу до­стойной и действенной замены советской идеоло-

гической доктрины. И только тот, кто смог это сде­лать для себя сам, стал успешным и богатым. К со­жалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан ос­тались пассивными. Так из «передового отряда чело­вечества» мы стали очень бедными жителями стра­ны «третьего мира».

И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом!

Сейчас перед Россией два пути. Первый — разба­зарить свой интеллектуальный потенциал и бесслав­но прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве глав­ного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава!

Наша страна сегодня — огромное учебное заведе­ние. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиня­ющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологи­ческое консультирование и психотерапия в после­дние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каж­дым месяцем. Уже не хватает профессиональных спе­циалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки.

Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длитель­ный. В странах Запада психотерапия — вторая про­фессия, которую можно приобрести, пройдя много­летнюю подготовку, состоящую из теории, практики,

познания границ собственной личности и персональ­ной терапии. После завершения образования прошед­шие полный его курс получают престижные нацио­нальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный про­фессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становит­ся все больше.

Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультан­та и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознатель­ным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно по­лучить в нашей стране.

Итак, сегодня в России складывается целая сис­тема психологической и психотерапевтической кон­сультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складыва­ется интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя

собой переход всей этой области знаний и практи­ки на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самосто­ятельной профессией. Компетентность специалис­тов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Евро­пейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии.

Наша работа и данная книга оказалось бы невоз­можной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то вре­мя аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен изве­стному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдо­ним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псев­доним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактно­му аналитику B.C. Гиплину, который в начале девя­ностых годов показал мне выдающиеся возможнос­ти и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и тео­рии транзактного анализа, за ее терпимость и пони­мание.

Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание усло­вий для реализации моей мечты. Я благодарна сво­им родителям и детям за терпение и любовь. Я бла-

годарна друзьям за бесценный опыт общения, кото­рый они подарили мне.

Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдель­ную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и жи­вое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа.

Реализуемый нами подход сформировался из те­рапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гума­нистической психологии и психотерапии. И мы на­деемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совер­шенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества.

Москва, Россия август 2002 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.16 (0.015 с.)