ТОП 10:

Жертвоприношение по поводу рождения ребенка



1356-1357. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принес в жертву одного барана по поводу рождения аль-Хасана и одного барана по поводу рождения аль-Хусейна. Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд и ‘Абд аль-Хакк назвали хадис достоверным. Тем не менее Абу Хатим предпочел назвать его отосланным. Похожий хадис также передал Ибн Хиббан со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им всевышний Аллах.

1358-1359. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел при рождении мальчика принести в жертву двух одинаковых баранов, а при рождении девочки – одного барана. Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его достоверным. Похожий хадис также передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа со слов Умм Курз аль-Ка‘бийа.

1360. Передают, что Самура, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый мальчик является заложником до принесения жертвы, и посему на седьмой день надлежит принести жертву, побрить его голову и дать ему имя». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

 

Книга 13

Клятвы и обеты

1361-1362. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, догнал группу всдаников, в которой находилось около десяти человек. Среди них находился ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который в это время поклялся своим отцом. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к ним и сказал: «Послушайте! Воистину, Аллах запретил вам клясться своими отцами. Кто хочет поклясться, пусть клянется Аллахом или молчит!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не клянитесь своими отцами или матерями и не клянитесь теми, кого приравнивают к Аллаху, а когда клянетесь Аллахом, говорите только правду». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи.

1363. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В клятву надлежит вкладывать тот смысл, который открывается твоему собеседнику». Этот хадис передал Муслим, причем в одной из версий хадиса говорится: «Клятву надлежит приносить в соответствии с намерением того, кто просит принести клятву».

1364. Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн Самура, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О ‘Абд ар-Рахман ибн Самура! Не проси назначить тебя эмиром, ибо если тебя назначат правителем в ответ на твою просьбу, то ты один будешь нести ответственность. Если же тебя назначат без этого, то тебе будет оказана помощь. Если ты поклялся сделать что-нибудь, а затем увидел, что лучше поступить иначе, то искупи клятвопреступление и сделай то, что лучше». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии Абу Давуда говорится: «…то искупи клятвопреступление, а затем поступи так, как лучше». Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверная.

Передают также, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он вместе с несколькими людьми из племени аль-Аш‘ар явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и попросил его выделить для них верховых животных. Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам вам верховых животных! У меня нет животных, на которых вы поехали бы верхом». Спустя некоторое время к нему привели трех верблюдов с белыми горбами, и он усадил нас верхом. Когда мы отправились в путь, один из нас сказал: «Клянусь Аллахом, это не принесет нам добра! Когда мы пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и попросили его выделить нам верховых животных, он поклялся, что не усадит нас верхом, а затем сделал это. Давайте вернемся к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и напомним ему об этом». Когда же они вернулись к нему, он сказал: «Не я усадил вас верхом, а Аллах усадил вас верхом. Клянусь Аллахом, если я клянусь сделать что-нибудь, а затем вижу, что лучше поступить иначе, и если на то есть воля Аллаха, то я искупаю клятвопреступление и совершаю то, что лучше, или совершаю то, что лучше, а затем искупаю клятвопреступление». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

1365. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поклялся сделать что-нибудь и сказал: “…если на то будет воля Аллаха”, – то он не совершит клятвопреступление, если нарушит клятву». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

1366. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, хотел поклясться, то говорил: «Нет, клянусь Тем, кто распоряжается человеческими душами!»

1367. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха! Какой из грехов является самым тяжким?» Он сказал: «Приобщение сотоварищей к Аллаху». Бедуин спросил: «А затем какой?» Он сказал: «Непослушание родителям». Бедуин спросил: «А затем какой?» Он сказал: «Вероломная клятва». В это время ‘Абдуллах спросил: «А что такое вероломная клятва?» Он сказал: «Это – ложная клятва, благодаря которой человек присваивает себе имущество другого мусульманина». Этот хадис передал аль-Бухари.

1368. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что высказывание Всевышнего “Аллах не взыскивает с вас за неумышленные клятвы…” (5:89) было ниспослано по поводу людей, которые часто говорят: «Клянусь Аллахом, нет! Клянусь Аллахом, да!» Этот хадис передал аль-Бухари, а Абу Давуд передал его со слов самого Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

1369. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах обладает девяносто девятью именами, и всякий, кто запомнит их, попадет в рай». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии ат-Тирмизи и Ибн Хиббана перечисляются девяносто девять имен всевышнего Аллаха, но тщательная выверка хадисов подтверждает, что все они являются интерполяцией одного из рассказчиков.

1370. Передают, что Усама ибн Зейд, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один человек сделал добро другому и тот отблагодарил его словами: “Да воздаст тебе Аллах добром!” (Джазаака-ллааху хейран) – то тем самым он выразил ему свою признательность сполна». Этот хадис передал ат-Тирмизи, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

1371. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил давать обеты и сказал: «Они не приносят добра, а всего лишь помогают добиться чего-либо от скаредного человека». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1372-1375. Передают, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Искупить нарушенный обет можно так, как искупают клятвопреступление». Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи, причем в версии последнего также говорится: «…если человек не определил суть своего обета». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

Передают также, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дал обет, но не определил суть своего обета, то искупить его можно так, как искупают клятвопреступление. Если человек дал обет совершить прегрешение, то искупить его можно так, как искупают клятвопреступление. Если человек дал обет, который он не в силах исполнить, то искупить его можно так, как искупают клятвопреступление». Этот хадис передал Абу Давуд с достоверной цепочкой рассказчиков, однако многие авторитетные богословы назвали хадис прерванным.

Передают также, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорен Ему, а кто дал обет ослушаться Аллаха, пусть не делает этого». Этот хадис передал аль-Бухари.

Передают также, что ‘Имран ибн аль-Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дал обет совершить прегрешение или распорядиться тем, чем он не владеет, то такой обет нельзя исполнять». Это – отрывок длинного хадиса, переданного Муслимом.

1376. Передают, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что его сестра дала обет отправиться в паломничество к дому Аллаха босиком, а затем попросила его посоветоваться с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он обратился за советом к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Пусть идет пешком и едет верхом». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

В версии, переданной Ахмадом, Абу Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой, говорится: «Аллах ничего не причинит той печали, которую твоя сестра возложила на себя. Вели ей прикрыть голову, сесть на верховое животное и поститься в течение трех дней».

1377. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что мать Са‘да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им всевышний Аллах, дала обет, но скончалась до того, как исполнила его. Когда же он рассказал об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Исполни его от ее имени». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1378-1379. Передают, что Сабит ибн ад-Даххак, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что некий человек дал обет принести в жертву верблюдов в Буване. Когда он явился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему об этом, тот спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь идол, которому поклонялись язычники?» Мужчина ответил: «Нет». Он спросил: «А проходили ли там какие-нибудь празднества язычников?» Он ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Исполняй свой обет, но если человек дал обет ослушаться Аллаха, разорвать родственные связи или распорядиться тем, чем не владеет потомок Адама, то такой обет нельзя исполнять». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Табарани с достоверной цепочкой рассказчиков, и текст хадиса принадлежит последнему. Похожий хадис также передал Ахмад со слов Кардама ибн Суфйана, да будет доволен им всевышний Аллах.

1380. Передают, что Джабир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в день покорения Мекки некий мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! Я дал обет совершить намаз в Иерусалиме в том случае, если Аллах поможет тебе покорить Мекку». Он сказал: «Помолись здесь». Мужчина повторил свой вопрос, и он опять сказал: «Помолись здесь». Мужчина вновь повторил свой вопрос, и тогда он сказал: «Тогда выполняй». Этот хадис передал Ахмад и Абу Давуд, и аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1381. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1382. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он сказал: «О Посланник Аллаха! Во времена невежества я дал обет уединиться в течение одной ночи в Заповедной мечети». Он сказал: «Исполни свой обет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в одной из версий аль-Бухари говорится: «…и проведи в мечети одну ночь».

 

Книга 14

Судебные приговоры

1383. Передают, что Бурейда, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть три типа судей: два из них будут ввергнуты в ад, а третий попадет в рай. Если человек знал истину и вынес справедливый приговор, то он попадет в рай. Если человек знал истину и вынес несправедливый приговор, то он будет ввергнут в ад. И если человек не знал истину и вынес невежественный приговор, то он также будет ввергнут в ад». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1384. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человека назначили судьей, то его зарезали без ножа». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным.

1385. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы стремитесь к власти, а ведь в день воскресения она обернется раскаянием. Приятно наслаждение, но тяжко расставание». Этот хадис передал аль-Бухари.

1386. Передают, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если судья принял решение на основании собственного суждения и оно оказалось правильным, то он получит двойное вознаграждение. Если же он принял решение на основании собственного суждения и ошибся, то он получит простое вознаграждение». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1387-1388. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто не имеет права судить двух тяжущихся людей, будучи разгневанным». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1389. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если двое людей попросили тебя рассудить между ними, то не принимай решения до тех пор, пока не выслушаешь их обоих. Только так ты сможешь понять, какое решение следует принять». ‘Али ибн Абу Талиб говорил: «С тех пор я принимаю решения только в соответствии с этим предписанием». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим. Ибн аль-Мадини назвал хадис сильным, а Ибн Хиббан – достоверным. Похожий хадис также передал аль-Хаким со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

1390. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы обращаетесь ко мне со своими тяжбами, и может случиться, что один из вас более выразительно изложит свои доводы и я приму решение в его пользу, опираясь на то, чтоуслышал. Если я незаслуженно присужу кому-нибудь то, что по праву должно достаться его брату, то тем самым я присужу ему часть адского пламени». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1391-1393. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как может обрести благословение народ, если слабые не могут взять у сильных то, что принадлежит им по праву». Этот хадис передал Ибн Хиббан. Похожий хадис также передали аль-Баззар со слов Бурейды, да будет доволен им всевышний Аллах, и Ибн Маджа со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах.

1394. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения призовут справедливого судью, и представленный ему счет будет таким суровым, что он скажет, что лучше бы он никогда не судил между тяжущимися людьми». Этот хадис передали Ибн Хиббан и аль-Бейхаки, причем в версии последнего также говорится: «…даже по поводу одного финика».

1395. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не добьется успеха народ, во главе которого стоит женщина». Этот хадис передал аль-Бухари.

1396. Передают, что Абу Марйам аль-Азди, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах поставил человека править мусульманами, а он отворачивается от их нужд и бедноты, то Аллах отвернется от его нужд». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи.

1397-1398. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто дает или берет взятку при вынесении судебного приговора. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а Ибн Хиббан – достоверным. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

1399. Передают, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы обе тяжущиеся стороны усаживались перед судьей. Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Хаким назвал хадис достоверным.

 

Глава 1

Свидетельства

1400. Передают, что Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поведать ли вам о самых лучших свидетелях? Это – те, кто свидетельствует до того, как его попросят об этом». Этот хадис передал Муслим.

1401. Передают, что ‘Имран ибн аль-Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самыми лучшими из моих последователей являются мои современники, затем – те, которые придут вслед за ними, затем – те, которые придут вслед за ними. А затем появятся люди, которые будут свидетельствовать, тогда как их не будут просить об этом. Они будут предавать доверие, и люди не будут доверять им. Они будут давать обеты и не будут исполнять их, и среди них будет много тучных людей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1402. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Свидетельства лживого мужчины или лживой женщины, человека, который питает ненависть к своему брату, а также зависимого человека, который свидетельствует в пользу членов семьи, от которой он зависит, не допускаются». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.

1403. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Свидетельство бедуина против горожанина не допускаются». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа.

1404. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, в одной из своих проповедей сказал: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, суждения зачастую опирались на божественное откровение, но сейчас божественное откровение прекратилось, и мы будем выносить суждения, опираясь на те из ваших деяний, которые мы видим». Этот хадис передал аль-Бухари.

1405. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поведать ли вам о самом тяжком грехе? Не поведать ли вам о самом тяжком грехе? Не поведать ли вам о самых тяжких грехах?» Люди сказали: «Поведай, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху и непослушание родителям». Все это время он лежал, но тут сел и сказал: «Воистину, это – ложь и лжесвидетельство! Воистину, это – ложь и лжесвидетельство!» Абу Бакра рассказывал: «Он повторял эти слова до тех пор, пока я не подумал: “Нет, он не умолкнет”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1406. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал одному из сподвижников: «Видишь ли ты солнце?» Мужчина ответил: «Да». Он сказал: «Свидетельствуй, если ты видишь истину так, как видишь это солнце, или не свидетельствуй вообще». Этот хадис передал Ибн ‘Адий со слабой цепочкой рассказчиков. Аль-Хаким назвал хадис достоверным, но ошибся.

1407-1408. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выносил приговор на основании клятвы и свидетельства одного человека. Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи, и последний назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Похожий хадис также передали Абу Давуд и ат-Тирмизи со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

 

Глава 2

Притязания и доказательства

1409. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы каждое притязание удовлетворялось, то некоторые люди стали бы притязать на жизнь и имущество других людей. Посему клятву должен приносить ответчик». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Бейхаки говорится: «Посему истец должен привести доказательства, а отвергающий обвинение ответчик должен принести клятву». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

1410. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил тяжущимся поклясться. Каждый из них хотел принести клятву, и тогда он велел им бросить жребий для того, чтобы определить, кому клясться. Этот хадис передал аль-Бухари.

1411. Передают, что Абу Умама аль-Хариси, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поклялся для того, чтобы присвоить себе то, что по праву должно принадлежать мусульманину, то Аллах непременно ввергнет его в ад и запретит впускать его в рай». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха! Даже если это будет нечто незначительное?» Он сказал: «Даже если это будет веточка дерева арак». Этот хадис передал Муслим.

1412. Передают, что аль-Аш‘ас ибн Кейс, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто приносит ложную клятву для того, чтобы присвоить себе имущество мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1413. Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что двое мужчин препирались по поводу животного, однако ни один из них не мог доказать свою правоту. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел разделить животное между ними. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, причем текст хадиса принадлежит последнему. Он же назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей.

1414. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек приносит ложную клятву на моей кафедре, то он уготавливает для себя место в аду». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

1415. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С тремя людьми Аллах не станет разговаривать в день воскресения. Он не взглянет на них, не очистит их от грехов, и постигнет их мучительное наказание. Это – человек, который находится в пустыне и отказывает в воде путникам, несмотря на то, что у него воды больше, чем достаточно; торговец, который на закате дня продает товар и лживо клянется Аллахом, что купил его по такой-то цене, а покупатель верит ему; и подданный, который присягает на верность правителю только ради мирской выгоды: если правитель одаряет его мирскими благами, то он выполняет свои обязанности, если же он не одаряет его, то он не выполняет своих обязанностей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1416. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что двое мужчин препирались по поводу верблюдицы. Каждый из них утверждал, что она родилась в его владениях, и каждый из них привел свои доказательства. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, присудил верблюдицу тому, в чьих руках она находилась. Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

1417. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал право принести клятву истцу. Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

1418. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к ней таким радостным, что его лицо сияло. Затем он сказал: «Не видела ли ты, как Муджаззиз аль-Мудлиджи взглянул на Зейда ибн аль-Харису и Усаму ибн Зейда и сказал, что их стопы связывают кровные узы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Книга 15

Освобождение рабов

1419-1421. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один мусульманин освобождает из рабства другого мусульманина, то за каждый освобожденный из рабства орган Аллах избавит от адского пламени один из его органов». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Абу Умама, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мусульманин освободит из рабства двух мусульманок, то сумеет избавиться от адского пламени». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал хадис достоверным.

Передают также, что Ка‘б ибн Мурра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мусульманка освободит из рабства другую мусульманку, то сумеет избавиться от адского пламени». Этот хадис передал Абу Давуд.

1422. Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Какое из деяний является самым лучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и сражение на Его пути». Затем он спросил: «А какие из рабов более всего заслуживают освобождения?» Он ответил: «Те, которые стоят дороже и дороги своим родным». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1423-1424. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, и при этом имеет возможность выкупить этого раба, то он должен оценить его по справедливости и раздать своим партнерам полагающуюся им долю. В этом случае раб сможет получить свободу. Если же у него не будет такой возможности, то свобода раба будет лишь частичной». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, то его полное освобождение зависит от его материального благосостояния. И если у него не окажется достаточно средств, то его необходимо оценить, после чего он должен отработать оставшуюся часть своей стоимости. При этом хозяева не должны обременять его непосильным трудом». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, однако некоторые богословы утверждали, что окончание хадиса, в котором говорится об отработке оставшейся стоимости, является интерполяцией.

1425. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сын сможет отблагодарить сполна своего родителя только в том случае, если он попадет в рабство, а сын выкупит его и дарует ему свободу». Этот хадис передал Муслим.

1426. Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб является близким родственником своего хозяина, то он свободен». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, однако многие богословы назвали хадис прерванным.

1427. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что один из сподвижников перед смертью подарил свободу шести рабам. При этом у него не было другого имущества. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел этим рабам собраться вместе, разделил их на три группы и бросил между ними жребий. Двоих из них он освободил, а остальные остались рабами. А самого мужчину он строго укорил за содеянное. Этот хадис передал Муслим.

1428. Передают, что Сафина, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Я была рабыней Умм Саламы, да будет доволен ею всевышний Аллах, и однажды она сказала мне: “Я дарую тебе свободу при условии, что ты до конца своей жизни будешь прислуживать Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким.

1429. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды к ней пришла Барира и сказала: «Я договорилась со своими господами, что они отпустят меня на свободу за девять окий. Теперь я должна каждый год выплачивать им по одной окии. Помоги же мне!» Она сказала: «Если твои господа согласятся, чтобы право на твое наследство перешло от них ко мне, то я выплачу им эту сумму». Барира отправилась к своим господам и поговорила с ними, но они отказались принять такое условие. Когда она вернулась к ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, около нее сидел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она сказала: «Я предложила им принять это условие, но они требуют, чтобы права на мое наследство оставались за ними». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал об этом, и тогда ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказала ему о случившемся. Он сказал: «Выкупи ее и закрепи за собой право на ее наследство, ибо право на наследство закрепляется за тем, кто освобождает раба». ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, выполнила волю Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после чего он обратился к людям с проповедью, возвеличил и восславил Аллаха, а затем сказал: «Итак… Почему некоторые люди ставят условия, которых нет в писании великого и могучего Аллаха? Любое условие, которого нет в писании Аллаха, является ложным и недействительным! Даже если таких условий будет сто, предписание Аллаха все равно будет более правильным, а условие Аллаха – более важным. Посему знайте, что права на наследство закрепляются за тем, кто освобождает раба». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Перекупи ее, а затем освободи и закрепи за собой право на ее наследство».

1430. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Право на наследство подобно кровному родству: его нельзя продать или подарить». Этот хадис передал аш-Шафи‘и, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Суть хадиса также передали аль-Бухари и Муслим.

 

Глава 1

Вопросы, касающиеся рабов, хозяева которых обещали даровать им свободу в случае собственной смерти либо за определенный выкуп, а также рабынь, у которых родились дети от их хозяев

1431. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что один из ансаров объявил своему молодому рабу, что после его смерти тот получит свободу. Когда весть об этом дошла до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Кто купит у меня этого раба?» Тогда Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах приобрел его за восемьсот дирхемов. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари сообщается, что впоследствии этот мужчина стал бедняком. А в версии ан-Насаи говорится: «У него был долг, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продал его раба за восемьсот дирхемов, отдал ему эти деньги и сказал: “Верни свой долг”».

1432. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который договорился со своими хозяевами о сумме выкупа, остается рабом, даже если ему осталось выплатить всего один дирхем». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков. Суть хадиса также передали Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1433. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у женщины есть раб, которому позволили выкупить свободу и который в состоянии сделать это, то ей следует прикрываться в его присутствии». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

1434. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за убитого раба, которому позволили выкупить свободу, выплачивается в размере выкупа за свободного человека, пропорционального выплаченной им части выкупа за собственную свободу, и в размере выкупа за невольника, пропорционального невыплаченной им части». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи.

1435. Передают, что ‘Амр ибн аль-Харис, брат матери правоверных Джувейрийи, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не оставил после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни рабыни. Он не оставил ничего, кроме белой мулицы, своего оружия и небольшого участка земли, который велел раздать в качестве пожертвования». Этот хадис передал аль-Бухари.

1436. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если невольница родила ребенка от своего господина, то после его смерти она становится свободной». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким со слабой цепочкой рассказчиков, но многие богословы считают, что эти слова принадлежат ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им всевышний Аллах.

1437. Передают, что Сахль ибн Хунейф, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поможет бойцу, который сражается на пути Аллаха, или должнику, который оказался в трудном положении, или невольнику, которому позволили выкупить свободу, то Аллах укроет его в тени в тот день, когда не будет тени, кроме Его сени». Этот хадис передал Ахмад, и аль-Хаким назвал его достоверным.

 

Книга 16

Общие предписания

Глава 1

Этикет







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.041 с.)