ТОП 10:

Корана и о том, как это полагается делать



ГЛАВА 1. О том, что сообщалось относительно совершения земных поклонов во время чтения Корана, и о том, как это полагается делать в соответствии с сунной.

538 (1067). Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) в Мекке пророк, & , читавший суру “Звезда”, совершил во время чтения земной поклон. Вместе с ним поклонились и все присутствовавшие, за исключением одного старца[839], который поднял с пола горсть мелких камешков или земли, поднёс их ко лбу и сказал: “Довольно с меня и этого”, а потом я видел, что его убили[840] как неверного».

ГЛАВА 2. Совершение земного поклона при чтении суры “Сад”.

539 (1069). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(При чтении суры) “Сад” совершать земной поклон необязательно, однако я видел, как пророк, & , делал это, читая её».

ГЛАВА 3. Мусульмане совершают земной поклон вместе с многобожниками, (несмотря на то что) многобожник является нечистым[841] /наджас/ и не совершает омовения /вуду/.

540 (1071). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, & , совершал земной поклон (во время чтения суры) “Звезда”, вместе с ним кланялись мусульмане и многобожники, джинны и люди.[842]

ГЛАВА 4. О том, кто прочитал айаты, требующие совершения земного поклона, но не поклонился.

541 (1073). Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) в присутствии пророка, & , он прочитал (суру, начинающуюся словами) “Клянусь звездой”,[843] однако (пророк, & ,) не совершил земного поклона.[844]

ГЛАВА 5. Совершение земного поклона при чтении “Когда небо расколется…”[845]

542 (1074). Сообщается, что Абу Салама, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды,) увидев, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, читавший “Когда небо расколется…”, совершил земной поклон, я спросил: “О Абу Хурайра, ты и в самом деле совершил земной поклон?” (В ответ) он сказал: “Я бы не поклонился, если бы не видел, что (в подобных обстоятельствах) так же поступил и пророк, & ”».

ГЛАВА 6. О том, кто не находил места для совершения земного поклона из-за большого скопления людей и совершал земной поклон вслед за читавшим Коран.

543 (1075). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда пророк, & , читал в нашем присутствии такую суру, в которой упоминалось о земном поклоне, он сам совершал поклон, а мы кланялись вместе с ним, (и иногда получалось так, что) некоторым из нас не удавалось найти (на полу) места, которого можно было бы коснуться лбом».

Главы о сокращении молитвы[846]

ГЛАВА 1. О сказанном относительно сокращения и о том, в течение какого периода пребывания на одном месте следует продолжать совершать сокращённые молитвы.

544 (1080). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророк, & , оставался на одном месте девятнадцать дней[847], (в течение которых) он сокращал свои молитвы».

545 (1081). Сообщается, что Йахйа бин Исхак, да помилует его Аллах, сказал: «Услышав слова Анаса, да будет доволен им Аллах: “Вместе с пророком, & , мы двинулись из Медины в Мекку[848], и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы[849] состояли из двух ракатов”, я спросил: “А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?” Он ответил: “Мы прожили там десять дней».

ГЛАВА 2. Молитвы в Мине.[850]

546 (1082). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В Мине я совершал молитвы в два раката вместе с пророком, & , Абу Бакром и ‘Умаром, а также с ‘Усманом в начале его правления, а затем он стал совершать их полностью[851]».

547 (1083). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, & , совершал с нами в Мине молитвы в два раката и в самое безопасное время[852]».

548 (1084). Сообщается, что, когда ‘Абдуллаху Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах, сказали: «‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, совершил с нами молитву в четыре раката», он воскликнул: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы вернёмся!»[853] − потом сказал: «Я совершил в Мине молитву в два раката с посланником Аллаха, & , и я совершил в Мине молитву в два раката с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и я совершил в Мине молитву в два раката с ‘Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах», (после чего добавил): «О, если бы выпало мне счастье совершить четыре таких раката, (хотя бы) два из которых будут приняты!»

ГЛАВА 3. Какое расстояние необходимо покрыть, чтобы молитву можно было сокращать?

549 (1088). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, & , сказал: “Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, которая займёт день и ночь, без сопровождения близкого родственника[854]”».

ГЛАВА 4. Совершение в пути закатной /магриб/ молитвы в три раката.

550 (1091). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, что, когда пророку, & , находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву, которую совершал в три раката, после чего произносил слова таслима. Спустя непродолжительное время объявляли о начале вечерней молитвы, и он совершал эту молитву в два раката, после чего (также) произносил слова таслима. А после вечерней молитвы он уже не совершал дополнительных молитв до тех пор, пока не вставал (для этого) посреди ночи».

551 (1094). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, & , нередко совершал дополнительные молитвы, сидя верхом и обратившись не в сторону киблы».

ГЛАВА 5. Добровольная молитва, совершаемая верхом на осле.

552 (1100). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды он совершил молитву, сидя верхом на осле и повернувшись лицом налево от киблы, а потом его спросили: «(Почему же) ты молишься, не обращаясь лицом к кибле?» Он сказал: «Я бы не сделал этого, если бы не видел, что так поступал посланник Аллаха, & ».

ГЛАВА 6. О том, кто не совершал дополнительных молитв после (обязательной) молитвы, находясь в пути.

553 (1101). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я (часто) сопровождал пророка, & , и не видел, чтобы он совершал в пути дополнительные молитвы, а Аллах, велика слава Его, сказал: “Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас… ”»[855]

ГЛАВА 7. О том, кто совершал в пути дополнительные молитвы, но не перед обязательными молитвами и не после них.

554 (1104). Передают со слов ‘Амира бин Раби‘а, да будет доволен им Аллах, что он видел, как пророк, & , который находился в пути и сидел верхом на своей верблюдице, совершал ночью дополнительную молитву, (продолжая молиться,) куда бы она ни поворачивалась вместе с ним.

ГЛАВА 8. Объединение закатной и вечерней молитв в пути.

555 (1107). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Находясь в пути, посланник Аллаха, & , всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную − с вечерней».

ГЛАВА 9. Если человек не в состоянии молиться сидя, он может совершать молитву лёжа на боку.

556 (1117). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня был геморрой, и я спросил пророка, & , о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку[856]”».

ГЛАВА 10. Если кто-нибудь (из-за недомогания начинает) молиться сидя, а (во время молитвы недомогание) проходит или же человек чувствует облегчение, ему следует закончить (молитву) стоя.

557 (1118). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что до тех пор, пока посланник Аллаха, & , не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны.

(1119). В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, (также) сказала: «Потом он делал то же самое во время совершения второго раката, а когда завершал свою молитву, смотрел (на меня), и, если я бодрствовала, разговаривал со мной, а если спала, то пророк, & , ложился (отдыхать)».

Главы о совершении дополнительных ночных молитв [857]

ГЛАВА 1. Дополнительная ночная молитва. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «И посвящай часть ночи своей дополнительной молитве…»(“Ночное путешествие”, 79).

558 (1120). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Обычно когда пророк, & , поднимался ночью для совершения молитвы, он говорил: “О Аллах, хвала Тебе, Ты − Управитель небес, земли и тех, кто там обитает, хвала Тебе, Тебе принадлежит власть над небесами, землёй и теми, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − свет небес, земли[858] и тех, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − Царь небес и земли, хвала Тебе; Ты − Истина, и обещание Твоё − истина, и встреча с Тобой − истина, и слово Твоё − истина, и рай − истина, и огонь − истина, и пророки − истина, и Мухаммад − истина, и Час этот − истина! О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры[859] и к Тебе на суд обращаюсь[860], так прости же мне мои прошлые и будущие[861] (грехи, прости) совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты − Выдвигающий вперёд, и Ты − Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя (или: помимо Тебя), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха![862] /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта Каййиму-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, ля-кя мульку-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта Малику-с-самаввати ва-ль-арди, ва лякя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва‘ду-кя-ль-хакку, ва ликау-кя хакк, ва-ль-джаннату хакк, ва-н-нару хакк, ва-н-набиййуна хакк, ва Мухаммадун хакк, ва-с-са‘ату хакк! Аллахумма, ля-кя аслямту, ва би-кя аманту, ва ‘аляй-кя таваккяльту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту ва иляй-кя хакямту, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а‘лянту! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыр, ля иляха илля Анта (или: ля иляха гайру-кя) ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»

ГЛАВА 2. Достоинство ночной молитвы.

559 (1121, 1122). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда при жизни пророка, & , кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, & , и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, & , я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе[863], Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, & , который сказал: “‘Абдуллах − прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного.

ГЛАВА 3. Больной не совершает ночных молитв.

560 (1124). Сообщается, что Джундаб бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, & , заболел и не молился одну или две ночи[864]».

ГЛАВА 4. Пророк, & , побуждает к совершению ночных и прочих дополнительных молитв, не вменяя это в обязанность.

561 (1127). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды ночью посланник Аллаха, & , пришёл ко мне и Фатиме, дочери пророка, мир ему, и спросил: “Разве вы не молитесь?” Я сказал: “О посланник Аллаха, души наши в руках Аллаха, и если Он пожелает разбудить нас, то разбудит”. После того как я сказал это, он ушёл, не промолвив в ответ ни слова, а потом я услышал, как, удаляясь и хлопая себя рукой по бедру, он говорил: “…но человек больше всего склонен спорить”[865]».

562 (1128). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Несмотря на то что посланник Аллаха, & , любил заниматься делами (поклонения), он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что так же начнут поступать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным. (Вот почему) посланник Аллаха, & , никогда не совершал дополнительных молитв по утрам[866], тогда как я всегда совершаю их».

ГЛАВА 5. Во время ночных молитв пророк, & , стоял так долго, что ступни его ног опухали.

563 (1130). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно во время ночных молитв пророк, & , стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом)[867], он говорил: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”»

ГЛАВА 6. О том, кто спал на исходе ночи.

564 (1131). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, & , сказал ему: «Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, мир ему, и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день».

565 (1132). Сообщается, что Масрук сказал: «(Однажды) я спросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: “Какие (дела поклонения) пророк, & , любил больше всего?” Она сказала: “(Те, которые совершались) постоянно[868]”. Я спросил: “А когда он вставал[869]?” Она ответила: “Обычно он вставал, услышав крик петуха”».

(1132). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Услышав крик петуха, он вставал и начинал молиться».

(1133). В третьей версии этого хадиса сообщается, что, имея в виду пророка, & , она сказала: «Заря заставала его у меня не иначе как спящим».

ГЛАВА 7. О том, кто подолгу стоял во время ночных молитв.

566 (1135). Передают, что (однажды) Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с пророком, & , он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное». Мы спросили: «Что же?» Он ответил: «Мне захотелось сесть, оставив пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, стоять (в одиночестве)».

ГЛАВА 8. О том, какой была молитва пророка, & , и сколько ракатов он обычно совершал по ночам.

567 (1138). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, имевший в виду добровольную ночную молитву, сказал: «Молитва пророка, & , состояла из тринадцати ракатов».

568 (1140). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, & , совершал по ночам тринадцать ракатов, а именно − (одиннадцать ракатов, совершавшихся им во время) витра, и два раката (перед обязательной) утренней молитвой».

ГЛАВА 9. О том, как пророк, & , вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись.

569 (1141). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бывало так, что посланник Аллаха, & , не постился в течение месяца[870] (так много), что мы начинали думать, что в (этом месяце) он не постится вовсе, а иногда постился столько, что нам казалось, будто он совсем не прерывает поста. И бывало так, что, когда ты хотел увидеть его ночью молящимся, то обязательно заставал его за молитвой, а когда хотел увидеть его спящим, обязательно видел его (спящим)».

ГЛАВА 10. Узлы, завязываемые шайтаном на затылке человека, (не развязываются,) если он не молится по ночам.

570 (1142). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, & , сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них[871] (и говоря): “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если (человек) проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, развяжется (и третий), и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он вcтанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым».

ГЛАВА 11. Если человек засыпает, не совершив молитвы, шайтан мочится ему в ухо.

571 (1144). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) в присутствии пророка, & , кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. (В ответ на это пророк, & ,) сказал: “Шайтан помочился ему в ухо”».

ГЛАВА 12. Обращение к Аллаху с мольбами /ду‘а/ и молитва, совершаемая в конце ночи.

572 (1145). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, & , сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”»

ГЛАВА 13. Сон в начале ночи и бодрствование в конце её.

573 (1146). Сообщается, что (однажды) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Каким образом пророк, & , совершал ночную молитву?» Она сказала: «Обычно в начале ночи он спал, а в конце её вставал, чтобы помолиться, после чего снова ложился в постель, когда же муаззин начинал произносить слова призыва на молитву, он (снова) вставал. В случае необходимости он совершал полное омовение, а в иных случаях − частичное, (после чего) выходил (на молитву)».

ГЛАВА 14. Ночные молитвы пророка, & , во время рамадана и в другие месяцы.

574 (1147). Сообщается, что однажды ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Как посланник Аллаха, & , молился во время рамадана?» Она ответила: «Ни во время рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, & , не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать ракатов. (Сначала) он совершал четыре раката, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (раката), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал ещё три».

(Далее) ‘Аиша сказала: «(Однажды) я спросила: “О посланник Аллаха, так разве ты спишь перед совершением витра?”[872] Он ответил: “О ‘Аиша, поистине, мои глаза спят, но не спит сердце моё!”»

ГЛАВА 15. О нежелательности проявления излишнего рвения в делах поклонения.

575 (1150). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, & , вошедший (в мечеть), увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)”. Тогда пророк, & , сказал: “Нет, отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и оставляет (молитву), когда станет уставать”».

ГЛАВА 16. О нежелательности прекращения ночных молитв тем, кто прежде обычно молился по ночам.

576 (1152). Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, & , сказал мне: “О ‘Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это!”»

ГЛАВА 17. О достоинстве того, кто просыпается ночью и совершает молитву.

577 (1154). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, & , сказал: «Если человек проснётся ночью и скажет: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он всё может; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха[873] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, ва субхана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/” − или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята».

578 (1155). Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передававший один из своих рассказов (людям), упомянул, что посланник Аллаха, & , сказал: «Поистине, брат ваш не говорит (ничего) непристойного», имея в виду ‘Абдуллаха бин Раваху[874] (и его стихи):

И среди нас - посланник Аллаха, читающий Книгу Его[875],

когда занимается яркая заря.

Он показал нам правильный путь после слепоты, и сердца

наши

убеждены, что сказанное им верно.

Он проводит ночи, не касаясь боками своими постели,

тогда как многобожники спят глубоким сном.

579 (1156, 1157). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) при жизни пророка, & , я увидел во сне, что держу в руках кусок плотного шёлка и что какого бы места в раю я ни пожелал, этот кусок летел туда (вместе со мной). И я увидел, как двое (ангелов) явились ко мне, желая привести меня к огню, но их повстречал (другой) ангел, который сказал: “Не бойся! Оставьте его!” А потом Хафса рассказала пророку, & , об одном из моих сновидений, на что он сказал: “‘Абдуллах − прекрасный человек, но было бы хорошо, если бы он молился по ночам”».

И (после этого) ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, всегда молился по ночам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.015 с.)