Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи разведывательного анализа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ текста. Я вычитал у Тита Ливия сотни таких вещей, которых иной не приметил, Плутарх же – сотни таких, которых не сумел вычитать я, и местами даже такое, чего не имел в виду и сам автор.М. Монтень. "Опыты" (кн. I, гл. XXVI). Возможные цели анализа текста: сделать заимствования из него; выяснить обстоятельства его появления; оценить характер его влияния на читателей; дискредитировать его. Могут выделяться следующие характеристики текста: состояние текста (черновой, законченный); функция текста (личные заметки, газетная статья и пр.); грамматические ошибки; стилистические небрежности; ошибки в фактах; ошибки в выводах; нарушения правил оформления; тактические ошибки (т. е. особенности, затрудняющие достижение цели, ради которой текст создавался). Ошибки вспоминания, намеренная ложь, демагогия, видения больного рассудка, некорректное использование слов, проставление неверных дат, подделка подписей - все это обычные обстоятельства появления текстов на свет. Поэтому все или почти все выводы, основывающиеся на документах, должны начинаться со слов "возможно", "предположительно", в крайнем случае - "скорее всего". Если же исследователь выводит "никаких сомнений", то он занимается демагогией или самообманом.О. Пинто ("Друг или враг?", 6.VI):"Известно, что даже очень опытные наблюдатели редко представляют объективные донесения. Любое донесение в той или иной степени отражает личные взгляды человека, составившего его. Поэтому, знакомясь с каким-нибудь делом по документам, составленным кем-то, вы рискуете попасть под влияние выраженных в них взглядов..."Восприятие текста существенно зависит от сопутствующих этому тексту обстоятельств: от того, что известно об авторе; от оценок этого текста, сделанных другими людьми и т. п.Разные специалисты по-разному воспримут и прокомментируют один и тот же текст. Чем больше эти специалисты расходятся в своих воззрениях, тем больше совокупной информации удастся из него извлечь. Поэтому всякое существенное сообщение должно изучаться несколькими сотрудниками, и кто-то должен сводить вместе их комментарии. Иногда показательным является не текст, а его отсутствие. Классический случай описан, к примеру, в книге Ильи Старинова "Заместитель по диверсиям":"...в западной научной печати внезапно прекратились публикации по ядертам исследованиям. На последнее обстоятельство обратил внимание ГКО [Государственного Комитета Обороны] служивший в авиации лейтенант Флеров, в прошлом - научный сотрудник физико-химического института, открывший вместе с Птржаком спонтанное деление ядер урана. По справедливому мнению Флерова, прекращение в западной научной печати публикаций по ядерным исследованиям означало, что эти исследования отнесены к строго секретным и, следовательно, Запад приступил к разработке атомного оружия." (стр. 255) При работе с книгами надо иметь в воду следующее.Некоторые авторы пишут свои книги путем некритичного заимствования материалов у других авторов (возможно, тоже, в свою очередь, работавших не вполне корректно).Некоторые авторы страдают малозаметными психическими нарушениями и добросовестно выдают желаемое за действительное. Читателям представляется, что отдельные утверждения этих авторов даются без обоснования и без ссылок единственно ради краткости, между тем эти утверждения являются всего лишь продуктом тенденциозно работающей фантазии.Некоторые авторы сознательно идут на ложь - ради занимательности или в политических целях. Их подкупающий обличительный тон и цитирование ими солидных источников не должны вводить в заблуждение. Приводимые ими цитаты могут быть урезанными или вырванными из контекста таким образом, чтобы менялся в нужную сторону их смысл. По этой причине в серьезных случаях следует проверять все ссылки по первоисточникам.Кроме того, в книгах случаются неявные ошибки и опечатки, которые бывает трудно обнаружить и которые из-за спешки авторов и редакторов проходят мимо их внимания.Таким образом, в совокупности книг постепенно накапливается все больше псевдознания: правдоподобных представлений, которые иногда сильно подводят вооружившихся ими людей. Причем, будучи перегруженными работой и личными проблемами, эти люди обычно не имеют времени на серьезный анализ положения своих дел и поэтому чаще всего даже не относят свои потери насчет своих псевдознаний, а находят им другие объяснения. В результате общество все больше погружается в абсурд, но это оказывается понятно лишь немногим, причем даже эти немногие не в состоянии полностью защититься от навязываемого им псевдознания.Существуют целые "интеллектуальные традиции", в которых из поколения в поколение, из книги в книгу переписываются какие-то псевдофакты и обобщения, так что очень трудно или даже невозможно выявить первоисточники. Все эти "традиции" претендуют на объяснение каких-то важных для человечества вещей, поэтому люди, ищущие ответы на разные сложные вопросы, обращаются к ним и увязают в них, теряя способность воспринимать сведения, более соответствующие реальности. К подобным "интеллектуальным традициям" можно отнести европейскую философию, христианское богословие, демоноведение, спиритизм, теософию, "чудесоведение" ("исследование" ясновидения, телекинеза, левитации, психотронного воздействия и пр.), каббалу, уфологию, конспирологию ("масоноведение"), "научный антисемитизм", геополитику, евразийство, русофильство, "традиционизм" и т. п Могут выделяться авторы следующих типов: компиляторы: занимаются довольно добросовестным копированием идей и фактов у других авторов; не отличаются новизной, но способны указать ценные первоисточники или предложить небесполезную систематизацию; имитаторы: выстраивают словесные конструкции из фраз, модных в их интеллектуальной среде, не будучи озабоченными стремлением к истине; всегда "современные", "в струе"; полезны тем, что являются индикаторами состояния умов; фантазёры: верят в то, что необоснованно пишут; творят собственные миры и потом достраивают их и перестраивают; заслуживают внимания не только потому, что их миры имеют некоторое сходство с реальностью, но и потому, что способны увлекать других своими иллюзиями; мистики: увлечены "паранормальностями", "высшими силами" и "традицией"; это дурно сказывается даже на их рассуждениях на темы, не имеющие непосредственной связи с указанными "феноменами"; идеологи: выстраивают идеологии и программы действий; отличаются размахом; формалисты: корректно рассуждают в рамках своих систем формальных понятий, но оказываются правы только в рамках этих систем; ценны настолько, насколько их системы формальных понятий похожи на действительность; аналитики: стремятся к истине, но обычно не склонны мыслить конструктивно; хороши при выяснении сути сложных феноменов, но слабы в своих ответах на вопрос "что делать?"; фальсификаторы: пишут правдоподобные и привлекательные вещи, представляющие собой заведомую ложь; в лучшем случае выдают возможное за достоверное; демагоги: стремятся через воздействие на чувства привить некоторые представления - как правило, ошибочные или слишком упрощённые. Всякий автор, которому удалось (или который в принципе способен) привлечь к себе значительное внимание, породить общественное движение или хотя бы интеллектуальную моду, должен анализироваться не только как источник сведений, но и как воздействующий на общество фактор.Поверхностные, недобросовестные, малоспособные авторы бывают полезны хотя бы тем, что являются индикаторами общественного спроса, интересов заказчиков, качества "интеллектуальной верхушки" общества. При таком подходе к ним следует учитывать не только содержание их текстов, но также тиражи, спрос, типографское качество, вид обложки, каналы распространения.Анализ языка. Анализ события. Анализ субъекта. Характеристики субъекта:
14.5. Анализ учреждения. Анализ пропаганды. "Прекращение нападок на церковь может свидетельствовать о том, что в стране обострилась проблема религии. Прекращение нападок на коммунизм может означать, что правительство стремится к дипломатической сделке с коммунистическим государством. Разговоры о детях могут указывать на то, что родители жалуются на холод в школах, плохое питание, отсутствие медицинского обслуживания. Высокий моральный дух проявляется в спокойном тоне пропаганды; плохое моральное состояние проявляется в крайностях - полном молчании или чрезмерной страстности (...) Слишком пренебрежительный тон, военные угрозы и т. п. могут часто объясняться стремлениями отвлечь голодное и недовольное население своей страны от его действительных внутренних забот и заставить его проявлять беспокойство о мнимых внешних заботах". (П. Лайнбарджер "Психологическая война", стр. 165). "Страна, готовящаяся нарушить мир, часто ведет крикливую пропаганду мира, стремясь убедить население своей страны (а также всего мира) в том, что ответственность за оразвязывание войны ляжет на плечи жертвы, которую она собирается атаковать". (Там же, стр. 168)Также у П. Лайнбарджера:"Следует помнить, что в мирное время противники могут прятать своих ученых, свои стартовые площадки или свои ракеты, но они не могут скрыть повода к войне или своих мер по подготовке к войне. Ни одно правительство не выставит себя в роли отъявленного агрессора. Анализ пропаганды может быть наиболее разумным, доступным для нас способом предсказания войны в эпоху сверхразрушительного оружия. Психологическую мобилизацию можно замаскировать, но нельзя спрятать". (там же, стр. 170) На это, правда, необходимо заметить следующее. Государство, обладающее сверхразрушительным оружием, вполне может решиться применить его внезапно - если оно считает, что справится с пропагандистскими и дипломатическими трудностями, которые у него вследствие этого возникнут. Оценивать возможность внезапного применения сверхразрушительного оружия надо по тому, насколько обстоятельства благоприятствуют преодолению последующих пропагандистских и дипломатических трудностей."Можно фиксировать, сколько слов было употреблено по каждой из важнейших тем, сколько газетных колонок было посвящено особым новостям и т. д. Можно также подсчитать, как часто противник обращается к тем или иным слоям населения - к рабочим, пацифистам, матерям, национальным меньшинствам и т. д. и установить, какой группой населения он интересуется больше всего". (там же, стр. 169-170) Далее можно по этим данным составлять графики и делать выводы из характера этих графиков и из сопоставления их с другими сведениями.Анализ настроений. Следует различать массовые настроения и настроения влиятельных людей. Они взаимосвязаны сложным образом.Влиятельные люди могут реализовывать свои настроения через принятие должностных решений, через выступления в СМИ, через определенные личные поступки, становящиеся широко известными.Массовые настроения должны исследоваться в их распределении по социальным группам.Преобладание тех или иных настроений в стране само по себе не имеет большого значения: большое значение имеет то, какие категории людей являются носителями тех или иных настроений. Даже если рассматривать какое-нибудь ключевое государственное учреждение, то не все распространенные в нем настроения представляют интерес, а только те, которые имеют отношение к области его компетенции. В отношении других областей его представители могут иметь и проявлять любые настроения, но решения будут приниматься не ими.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.01 с.) |