Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционные проблемы возникновения системного кризиса в науке и социально-экономической деятельности

Поиск

Основы теории систем и

Системного анализа

 

Учебное пособие

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

 

Рецензенты: д.э.н., проф. Соколов Р.В. (СПбГИЭУ),

д.э.н., проф. Спицнадель В.Н. (БГТУ «ВОЕНМЕХ»

им Д. Ф. Устинова СПб)

 

 

М. Б. Алексеева, С.Н. Балан

 

В учебном пособии представлены основы системологии (наука о системах) как фундаментальной теоретической и методологической базы развития системного экономического мировоззрения. Рассмотрены вопросы решения системных проблем при исследовании и проектировании организационно-управляемых систем социально-экономического назначения в условиях динамического развития окружающей среды.

Учебное пособие разработано на основе рабочей программы и требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике»

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях динамичного развития социально-экономической среды возникла объективная потребность в развитии системных представлений и знаний у специалистов в области экономики и управления. Фундаментальные изменения, происходящие в теории и практике экономики, а особенно в управлении общественным производством, связаны с расширением интеграционных процессов социально-экономического развития. Такая интеграция усиливает вероятность возникновения проблемных ситуаций, которые все больше имеют системный характер. Это объясняется, прежде всего, тем, что результаты принимаемых экономических решений часто не согласованные с состоянием других систем все больше вызывают дестабилизирующей эффект, как для самого мирового сообщества, так и всей окружающей среды Земли. Поэтому изучение фундаментальных основ теории систем и системного анализа становится объективной необходимостью в рамках высшего профессионального образования с учетом синергетических свойств сложных открытых систем. Современные представления о системном подходе в процессах взаимодействия элементов, относящихся к разным организационным образованьям социально-экономического назначения вызвали потребность в формировании и развитии новой науке о системах – системологии. Системология должна быть ориентирована на изучение законов и закономерностей формирования организационно-управляемых оптимальных систем социально-экономического назначения, в которых «человеческий фактор» и «человеческий капитал знаний» играют определяющие роли, в формировании инновационной деятельности не нарушая целостность экологического окружения естественных экономических ресурсов.

Образование всегда первично к профессиональной деятельности. Процесс образования сопутствует эволюции развития общества, так как в нем осуществляется передача обобщенного опыта знаний и методов его получения. Обобщенный опыт формируется в процессе научной и практической деятельности, которая протекает в определенной социально-экономической среде. Качество такого опыта обуславливает соответствующее качество жизни, которое взаимосвязано с характеристиками хозяйственных систем, технологий производства, культуры труда и социального устройства. Как следует из вышесказанного, в общественном мире все проблемы взаимосвязаны, т.е. всегда имеют многоаспектный, системный характер.

Изменения в социально-экономической среде можно осуществить лишь за счет качественного преобразования образовательной среды, являющейся главным фактором изменения всех сфер жизнедеятельности ЭКОСИСТЕМЫ.

Под экосистемой понимается целостная система факторов, обеспечивающая качественные изменения в жизнедеятельности каждого человека. Системообразующим фактором является сам человек, его образовательный и культурный уровень, проявляющийся в современном системном мышлении. ЭКОлогия и ЭКОномика имеют один корень - ЭКО (oikos -обиталище). Экология (logos - учение) - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Немецкий ученый Геккель в 1866 году ввел термин «экология» для исследования взаимодействия общества и природы. Экономика (nomos- правило, закон) - наука о ведении хозяйства. Информационная связь корневой сущности терминологии имеет на сегодняшний момент фундаментальный характер, который раскрывается в единстве научных областей социально-экономических знаний. Дифференциация предметных знаний не позволяет исследовать достаточно объективно процессы производства и их результаты как единую природную систему обмена. Результатом этого разделения является потеря нравственно-этических ориентиров ресурсного обеспечения экономики, которая проявляется в экологических кризисах.

Развивающейся процесс интеграции, происходящий в экономической деятельности человека должен проходить с учетом тех системных взглядов, которые господствуют в современной научной среде в качестве научного мировоззрения.

В пособие авторами, даны основные, фундаментальные понятия и положения теории систем и системного анализа. Учебный материал позволяет сформировать новое представление о методах принятия социальных и экономических решений, с учетом неоднозначности вариантов последующих внутренних и внешних эффектов в разных системах. Содержание учебного материала рассматривается с позиций современного развития научной и прикладной информатики, в соответствии с требованием информатизации общества. Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, обучающихся по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» для изучения теоретических вопросов и получение практических навыков использования системных принципов, методов системного анализа. Такие знания и навыки необходимы специалистам в области прикладной информатике для проектирования информационных систем в экономике и управления.

 


Рис. 1. Эволюция взглядов на оценочный «механизм» качества систем

 

Под негармоничными связями в системе понимается нарушение развития одних элементов за счет разрушения других, что приводит к деформации целостного образования. Причем, если нарушаются связи между целыми системами (подсистемами), то система (подсистема) низшего уровня рассматриваться лишь как элемент системы (подсистемы) высшего уровня. Систему высшего уровня принято называть внешней средой. Соотношение между понятиями «система» и «среда» должно устанавливаться с учетом принципа иерархического построения систем в природе. Информационно-логическая связь между этими понятиями определяет тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействия элементов отдельных уровней по вертикали и горизонтали. Структурные связи по вертикали имеют системные свойства, т.е. отражают связи между системами разного уровня. Структурные связи по горизонтали имеют тоже системный характер и отражают прямые, обратные и циклические отношения между элементами целого образования.

Под системными свойствами понимается наличие многообразия функциональных взаимосвязей (положительных, отрицательных, гармонизированных) и взаимоотношений между элементами систем, относящихся к разно уровневым, целостным структурным образованием. Если системные свойства структурных образований нарушаются, то возникают кризисные ситуации на всех уровнях иерархической структуры. Накопление таких ситуаций в среде проводит к системному кризису в том случае, если отсутствует оперативное их разрешение. Это объясняется тем, что все социально-экономические системы имеют иерархическую организацию, а связи между уровнями имеет нелинейный характер. Следовательно, кризис в общественных системах нужно рассматривать как специфическую «точку в их развитии», которая определяет необходимость проведения радикальных изменений качества системных связей и отношений между структурными образованьями во времени и в пространстве.

Под новыми системными связями между структурными общественными образованьями понимается связи и отношения, организованные с учетом эволюционно-нелинейного характера развития «интеллектуального капитала знаний».

Кризис в системе наступает тогда, когда ее качество уже не соответствует заданным количественным параметрам. Системный кризис в обществе характерен наличием многообразия проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к переплетению, сочетанию и соединению.

В книге российских ученых экономистов «Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», написанной под руководством академика РАН Львова Д.С., раскрывается содержание системных проблем России, характерных для периода смены научной и политической идеологии. В этой работе представлен системный анализ состояния экономики России на рубеже веков и осуществляется научный поиск решения системных проблем на основе развития интеллектуального потенциала в качестве главного источника инноваций экономической деятельности.

Системный кризис возникает в процессе накопления проблемных ситуаций в разных системах. Возникновение проблемных ситуаций, как правило, обусловлено отсутствием гармоничных информационных связей между самим человеком и природными, технико-технологическими и социально-экономическими характеристиками систем.

Гармонизацию информационных связей в социально-экономической системе нужно рассматривать как метод динамичного «уравновешивания» положительных и отрицательных результатов взаимодействия множества связей и отношений в социально-экономических элементах при сохранении целостности структурного образования в природной среде.

Природная среда является той глобальной и универсальной надсистемой (средой) общества, которая ограничивает условия жизнедеятельности человека на Земле. Поэтому исследование причин возникновения глобального экологического кризиса, определяющего на рубеже XXI века весь путь развития мировой экономики, нужно искать в несовершенстве социальных и экономических теорий. Речь идет об изменении принципов организации систем и управления ими. Следствием такого несовершенства являются привычные стереотипы экономического мышления.

Под экономическим мышлением следует понимать процесс отражения совокупных общественных отношений, складывающихся в производственной деятельности, в понятиях и категориях экономических теорий. Экономическое мышление является частью социального мировоззрения, которое определяет систему ценностей, принципов, идеалов и убеждений каждого члена общества к восприятию реальной действительности. Синтез такого восприятия осуществляется в культуре общества, отражающей научные, социальные, экономические и другие взгляды на взаимосвязь «миров» природы, человека, общества и техники в категории «отношения».

Понятие «мир» в сочетании с общесистемными категориями «природа», «человек», «общество» и «техника», используемое в теории биогенеза, теории социогенеза, новой теории синергетической экономики и системологии (наука о системах), дает наиболее фундаментальное представление о содержании эволюционных процессов, происходящих в общественной жизни как сложных, взаимообусловленных, динамичных.

Термин «генезис» означает появление или возникновение нового знания на основе развития старого. Генезис является методом познания эволюционной теории развития научного знания, в котором экономическая категория «отношение к собственности» изменяет свое содержание.

Человек, познавая мир природы, создал систему общественных и экономических отношений. В этих отношениях отражаются ценностные ориентиры развития технических, социальных и экономических систем. В точки зрения экономических теорий, производственные отношения формируются в процессе развития средств труда. Но производственные отношения складываются в определенной общественной системе, отражая ее идеологию. Политика и идеология определяют социальное отношение к собственности на предмет, средства и продукт труда. Эти три универсальных понятия экономики синтезируют в себе природные, социальные и экономические условия, при которых осуществляется деятельность человека. Природные условия деятельности нужно рассматривать в триединстве: физических способностей человека (труд), интеллектуальных способностей (новации) и природа ресурсы. Социальные условия деятельности определяются научной, культурной и образовательной потребностью в жизнеобеспечении. Экономические условия деятельности определяются количественно-качественными характеристиками продуктов, товаров и услуг.

В социалистических системах главенствует приоритет политики над экономикой. Этот приоритет выражен в теоретическом принципе организации экономической системы на основе понятий «общественное сознание» и «общественная собственность».

В капиталистических системах – приоритет экономики над политикой определяется понятиями «частная собственность» и «капитал». Такие положение вещей характерно для классической экономической теории, но в условиях развития процесса информатизации общества происходит существенное изменение в понятийном аппарате экономических теорий. В современных условиях формируется новая нелинейная экономическая теория, которая называется синергетической экономикой, которая изучает нелинейные аспекты эволюционного развития экономики.

Синергетическая экономика изучает нелинейное развитие экономики и состояния ее неустойчивости как источник многообразия и сложности экономической динамики в развитии.

Технические средства определяют содержание и формы проявлений общественных отношений на всем протяжении развития цивилизации. В техническом развитии мировая идея покорения природы человеком с помощью техники требует переосмысления и возврата к сущности категории «техника» (techne - мастерство). Выдающийся мыслитель XX века Мартин Хайдеггер, размышляя о роли техники в обществе, определяет «ее миссию в раскрытии потаенного знания».

Известно, что техника создавалась всегда на основе учета антропного (человеко-образного) принципа и является лишь механическим или электронным подобием тех или иных «механизмов», изучаемых в явлениях природы и организме человека. С помощью технических средств можно моделировать много функций и процессов реальных явлений. Техника всегда отражает виртуальные (возможные) условия деятельности человека, но не может моделировать эмоции, чувства и интуицию, которые создают живое, реальное восприятие жизни. Поэтому техника нужна как искусство овладения новыми знаниями. Современное развитие компьютерной техники и инструментальных средств информатики позволяют моделировать элементы «виртуальной реальности».

 

Классификации систем

В основе любой классификации систем лежит определение наиболее существенного признака или их сочетание, который (которые) описывают некоторую общность свойств систем. К таким признакам можно отнести классификацию систем по:

- происхождению (естественные и искусственные);

- степени объективности существования (материальные и абстрактные);

- содержанию (социальные, физические, экономические, технические и т.п.);

- степени взаимосвязи с окружением (открытые, закрытые, относительно обособленные);

- состоянию во времени (статические и динамичные);

- обусловленности функционального действия (детерминированные и вероятностные);

- обусловленности процессов управления (управляемые и самоуправляемые);

- уровню сложности структуры (суперсложные, большие и сложные, подсистемы, элементы);

- степени внутренней организации (хорошо организованные, диффузные и самоорганизованные);

- методам формализованного описания объекта в качестве системы (адекватное, теоретико-множественное представление, информационное описание, имитационно-динамическое, структурно-лингвистическое представление и т.п.);

- методам моделированию процесса развития (управляемые, адаптивные, самообучаемые, самовосстанавливающие, самовоспроизводящие и т.п.).

Более подробно о содержании разных классификаций систем, представленных нами в качестве систематизации основных признаков можно познакомится в учебных пособиях и учебниках по теории систем и системному анализу [1,3,4,7,8,11,13]. В данной работе даются лишь базовые положения и раскрываются те основные понятия, которые выступают в теории систем как основополагающие.

В теории систем принято все исследуемые системы делить на три основных класса: абстрактные, естественные и искусственные. Такое деление имеет важное методологическое значение для исследования систем. Первые системы являются основой для эволюции научных теорий познания. Вторые - основой для выявления закономерностей и формулирования законов природы всех явлений. Третьи – для развития отраслевых научных знаний.

Абстрактные системы – это системы теоретико-методологического характера, позволяющие описывать общие и специфическое свойства организационной структуры элементов, связей и отношений в целостном образовании для познания, изучения и проектирования состояния, поведения и развития исследуемого сложного объекта в качестве системы. Абстрактные системы необходимы для разработки логических моделей представления о материальных системах. Абстрактные системы классифицируются по способу познания и методам формального описания (рис.11).

Логически-описательные модели или вербальные (словесные) модели создаются на основе использования дедуктивного (теоретического построения гипотез, рассуждения, умозаключения от общего к частному) и индуктивного (способ научного познания от частного к общему) методов описания исследуемого объекта-системы в качестве системы научных понятий и определений об основных закономерностях структуры, организации, состояния и поведения материальных систем.

Символические модели – это модели, которые в графическом или математическом виде позволяют описать структурно-функциональные особенности исследуемого объекта-системы в формализованном виде. Представление объекта-системы в графическом виде позволяет выделить основные элементы системы (количество элементов и их основные параметры), описать характер связей (прямые, обратные, цикличные) и отношений (уровни иерархического соподчинения). Графические модели могут создаваться как промежуточный этап для разработки математической модели. Часто создание математической модели затруднено из-за того, что отсутствует образное представление системы как целого объекта исследования. Графические модели могут быть представлены в виде плоскостных моделей (алгоритмы линейного, разветвленного и циклического построения) или объемных, в которых хорошо просматриваются варианты возможных связей между элементами при взаимодействие разных факторов внутренней и внешней среды.

 

 


Рис.11. Классификация способов представления абстрактных систем

Математические модели могут быть представлены тремя основными классами:

- статические модели, описывающие статическое состояние системы в качестве системы уравнений;

- динамические модели, которые описывают формально процессы функционирования элементов или всей системы;

- квазистатические модели, которые описывают переходные процессы состояний от статики к динамике или, наоборот, в элементах или системе в целом.

Абстрактные модели позволяют на теоретико-логическом уровне представить обоснование научной гипотезы исследования объекта-системы, которую в дальнейшем необходимо довести до практической реализации, т.е. использовать ее для выявления определенных параметрических закономерностей состояния или процессов в виде математических моделей материальных систем.

Материальными системами принято называть все объективно существующие системы в пространстве и времени. Материальные системы принято разделять по происхождению на естественные и искусственные.

К естественным системам принято относить те системы, которые имеют естественно-природное происхождение. Например, природные ресурсы экономики, человек, как системный объект исследования в социальных и образовательных системах, природные явления, как системный объект в исследовании физических, химических, биологических и других науках.

Естественные системы изучаются на основе законов и закономерностей естественных отраслевых наук физики, химии, биологии и т.п. Их формальное описание осуществляется на базе естественно-математических методов моделирования. Естественные системы – это системы, в которых компонентами являются те или иные природные элементы явлений, структур или процессов природного окружения. Любая естественная система всегда является достаточно сложной для ее изучению с точки зрения системного подхода. Это объясняется тем, что в рамках предметного исследования очень сложно выделить число дискретных элементов и описать достаточно адекватно связи между ними. Например, математик Г.Н. Поваров делит все системы в зависимости от числа элементов, в нее входящих, на четыре класса;

- малые (10 - 10 элементов);

- сложные ( элементов);

- ультрасложные ( - элементов);

- суперсложные ( элементов).

К искусственным системам относятся все остальные, которые были созданы самим человеком для обеспечения всех потребностей своего существования на Земле. Все существующие общественно-организационные системы можно считать искусственными. Например, такие системы как социально-культурная, образовательная, экономическая, техническая, технологическая и т.д. можно определить в качестве искусственных. Каждая из них имеет специальное целевое назначение для организации общественной жизни человека на Земле.

 
 

 

 


Рис. 12. Необходимые элементы исследования материальных систем

Социально-экономические системы представляют собой достаточно сложные многоуровневые, многофакторные и многокритериальные открытые системы. Причем, эти системы имеют комплексную организацию, т.к. взаимодействие между социальными и экономическими параметрами элементов такой системы всегда носит, нелинейный, динамичный и резонансный характер. Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании информационных систем в экономике.

На рис.12 показаны основные элементы реализации системного подхода в исследовании материальных систем с учетом принципов теории систем.

Представленная на рис. 12 схема показывает основные способы, принципы и методы описания материальных систем в качестве объекта-системы. Выше мы уже приводили пример классификации систем по способу представления на простые (малые) и большие и сложные. В специальной литературе существует много понятий по поводу определений больших и сложных систем [3,7,13].

 

Большие и сложные системы

Большая часть авторов склонна считать, что сложная система может быть и не большой, а большая не всегда сложной. Поэтому следует дать определение понятиям «большая» и «сложная».

Большие системы – это такие системы, в которых число состояний, определяемых состоянием элементов или взаимосвязями между элементами, комбинаторно велико или несчетно. Это обстоятельство существенно характеризует специфику свойств большой системы и накладывает ряд ограничений в процессе ее исследования.

Понятие «комбинаторно» следует определять как наличие в системе многообразия комбинаций связей и вариантов отношений между элементами, которые могут динамично изменять их состояние.

Сравнение таких вариантов на основе перебора часто оказывается принципиально невозможным. Поэтому для исследования больших систем требуются специфические методы исследования на основе синтеза. Одним из таких методов является метод декомпозиции системы, разбиение ее на достаточно определенные подсистемы и установление тех элементов, которые определяют взаимосвязь посредством хотя бы одного общего ресурса (средства) обмена информацией или веществом.

Сложные системы – это такие системы, в которых все функциональные процессы имеют динамичный характер и не могут быть описаны на языке классической математике, использую формулы и аналитические структуры. Они могут быть лишь представлены имитационными моделями в той или иной степени адекватности. Исследование сложных систем и динамичных процессов, протекающих в них, сталкиваются с двумя видами сложности, как «внутренняя сложность», так и «внешняя сложность». Внутренняя сложность связана с необходимостью учета синергетических свойств, как в элементах, так и в самой системе. Внешняя сложность заключается в том, что необходимо учитывать влияние всех факторов внешней среды на систему, которые могут вызывать случайные отклонения от заданной цели развития или существования. Результат взаимодействия внешних и внутренних факторов может иметь не только детерминированный, но и вероятностный или стохастический характер.

Понятие «детерминированный» определяет предсказуемый характер процесса, который можно описать в виде четкого алгоритма поведения системы в зависимости от управляющих воздействий.

Понятие «стохастичность» определяет вероятностный (непредсказуемый) характер поведение системы в зависимости от случайных факторов, которые могут вызывать нестабильность отдельных параметров системы в целом.

В современных системных исследованиях появился новый класс сложных систем, которые определяются в качестве адаптивных, самоорганизующихся и самоуправляемых систем.

Термин «адаптация» (от лат. Adaptatio – приспособление) означает что объект-система обладает рядом свойств приспособления, которые позволяют ей изменять свое состояние, структуру и поведение в процессе взаимодействия с внешней средой.

Например, для социально-экономических систем часто используется новое понятие «адаптивная организационная структура», которое следует понимать, как организационную структуру способную гибко изменять свои цели, задачи, функции, свойства и поведение в зависимости от динамично изменяющихся условий внешнего окружения.

Средства адаптации в сложных системах могут быть различными. Это и система самообучения, которая использует закономерности биологических, физических и психологических «механизмов» обучения человека. Методологической основой развития теории адаптивных социально-экономических систем становится принципы и закономерности адаптации живого организма в окружающей среде. Исследование адаптивных систем развивается на основе синергетических идей, о которых уже говорилось в первых параграфах, и использования методов теории бифуркации, теории особенностей, теории катастроф. В основе этих теорий лежит изучение закономерностей качественных изменений, которые происходят в структуре элементов на параметрическом уровне.

 

Основные понятия о теории целеполагания систем

 

Все виды связей между элементами в системе имеют функционально-целевой характер. Это объясняется тем, что каждый элемент системы имеет свое предназначение, т.е. целеполагание и целесуществование.

Понятие «цель» объясняется как «точка», к которой направлены устремления системы (или ее элементов) в процессе движения или развития. Термины «цель» и «целое» имеют единый корень, который объясняет основу мироздания как стремление любой системы к идеальному, наилучшему, оптимальному результату. Понятие «цель» и понятие «результат» взаимосвязаны между собой функционально.

Понятие «функция» произошло от латинского слова functio (выполнение, осуществление, исполнение), объясняя явление жизнедеятельности живого организма при взаимодействии его с внешней средой. Понятие «функция» связано с понятием «процесс» жизнедеятельности, движения, управления, взаимодействия, коммуникации и т.п. Функцию можно представить как вектор направления движения к цели (идеалу, результату), который представляет закономерность взаимосвязи внешних и внутренних параметров элемента (тов) в структуре системы или системы в целом. Функция в математике – это переменная величина, которая зависит от значения другой величины.

Для больших и сложных систем, какими являются социально-экономические системы, формулирование целей существования и определения условий, при которых такие цели могут быть реализованы в полной мере, являются основополагающими положениями теории экономики и теории управления социально-экономическими системами.

Процесс создания, развития или движения любой системы связан с такими понятиями как: целеобразование, целесуществование, целенаправленность и целесообразность.

Понятие « целеобразование » определяет наличие целей существования системы при организации целого образования в окружающей среде (или выделение исследователем целой системы из окружающей среды).

Понятие «целесуществование » определяет сущность, целевое предназначение объекта-системы в природной, культурной или социально-экономической среде. Это понятие раскрывает содержание атрибутных свойств информации о системе.

Понятие «целенаправленность» определяет закономерности формирования направления функций движения или самодвижения объекта - системы к определенной конечной цели существования. В рамках этого понятия описываются функционально-пространственные свойства элементов системы и целого образования. Понятие «целенаправленность» используется в теории управления как основа формирования структуры целей управления или самоуправления.

Понятие «целесообразность » определяет свойства коммуникации в процессе целевого движения к результату при сохранении целостности образования. В этом понятие раскрываются особенности структурной организации объекта-системы, формирования связей и отношений с окружением.

Все эти понятия взаимосвязаны между собой и описывают объективные свойства любого объекта в качестве модели информационной системы как: атрибуты (параметры формы и цели организации), функции (параметры и характеристики связей и отношений внутри системы) и коммуникации (характеристики и параметры взаимосвязей и взаимоотношений с окружающей средой).

Поэтому определение целей, положенных в основе организации системы, связано с выявлением существенных качеств и характеристик системы - ее целевое предназначение. В таком случае целеполагание системы определяется как совокупность целей существования каждого ее элемента, т.е. создание системы целей. Следовательно, создание структуры целей системы позволяет описать структурно-функциональную зависимость элементов в целом образовании (системы). Определение такой зависимости является основой для выявления закономерностей структурного образования конкретной системы и описания их формальными методами системного анализа. Результатом выявления закономерностей целеполагания системы становиться формулирование основных принципов, с учетом которых система может сохранять свою целостность. Именно принцип целостности является основой реализации системного подхода при исследовании и создании системы.

Описание системы в виде структуры целей их связей и отношений лежит в основе системного исследования любого сложного объекта для изучения его состояния, поведения и управления процессом его движения к идеальной цели, т.е. получения определенного результата.

Для социально-экономических систем формулирование целей, создание определенных условий для их реализации, т.е. получение результатов в процессе реализации целевых программ является основой для развития теорий экономики и управления на междисциплинарном уровне.

 

Проблема принятия решения

На рубеже третьего тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась с проблемой опасного предела в использовании природных ресурсов для жизни человека. Эту проблему принято называть проявлением экологического фактора. Между тем, необходимые природные ресурсы являются важным фактором, обеспечивающим нормальное развитие экономики (экономический фактор) и необходимый уровень социальных гарантий (социальный фактор). Сочетание этих факторов или их взаимосвязь являются основой возникновения причинно-следственных связей между различными системами. Несогласованность отношений и нарушение информационных связей между системами разной природы вызывают возникновение проблемных ситуаций, которые принято называть системными. Системные проблемы не могут решаться методами только предметных наук, а требуют всего научного инструментария теории систем и системного анализа на междисциплинарном уровне. Поэтому приобретение системных знаний и главное умение их использовать в профессиональной деятельности становится определяющим образовательным фактором в современном обществе.

Исследование любой сложной и большой системы требует выявления проблемной ситуации, т.е. постановки проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. Например, проблема возникает тогда, когда состояние системы уже не соответствует реалиям условий существования ее в прежнем виде. Разрешение проблемы может осуществляться в процессе принятия решений по ее изменению на основе выявления причинно-следственных связей между ее прежними параметрами и требованиями к ее изменению в новых условиях.

Выявление проблемных ситуаций – это и есть проблема принятия решений. Процесс принятия решений должен завершаться конкретными результатами. Такими результатами становятся решение конкретных задач. Поэтому проблема принятия решений разбивается на ряд обязательных этапов: определение цели исследования или системы подцелей, определение критериев их достижения, формулировка конкретных задач, выбор способов, приемов, методов и средств при решении поставленных задач. Например, процесс стратегического планирования деятельности предприятия имеет тот же состав элементов, что и процесс рационального решения проблем, рис.14.

 
 

 

 


Рис.14. Этапы поиска рационального решения проблем

Российским предприятиям в целях выживания необходимо осваивать и применять на практике «тезаурус» рационального экономического поведения, теорию систем и опыт рыночного предпринимательства, методы учета внешних переменных и управления внутренними переменными. Состав и содержание элементов системы внутрифирменного планирования не является чем-то постоянным, их изменения являются реакцией предприятия на изменения внешней среды. Но в то же время, структура системы планирования подчиняется определенной логике, соответствующей организационно-функциональному потенциалу структуры самого предприятия.

<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.014 с.)