Vi к пониманию терапии, выводимой из патологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vi к пониманию терапии, выводимой из патологии



Для понимания возникновения болезни и действий лечебных средств существенен следующий методический аспект: болезнь обусловлена тем, что деятельность членов существа перемещается из органа своего физиологического функционирования в орган другой физиологической деятельности членов существа.

"Болезнь не является чем-то совсем чужеродным здоровой жизни, противоестественным, она всего лишь "жизнь в ненормальных условиях", жизненные проявления не в том месте, или не в то время, или не в той интенсивности"[30].

Мы принципиально различаем два полярных расположения членов существа, по тому, как они в одном случае типичны для органа чувств, а в другом –– для органа обмена веществ. На приведенном ниже схематическом изображении показано, что астральная и Я-организация погружены в "нижнем" человеке и действуют созидающе в эфирно-физическом органе. Субстанция образуется в сульфурическом полюсе организма. Динамика обменных процессов направлена изнутри наружу. В противоположность 'тому, астральное тело и Я-организация могут в значительной степени "оттягиваться" из "верхнего" человека. Тем, что образовательные процессы там по мере созревания завершаются, часть сил членов существа освобождается для функционирования сознания. Физический орган обнаруживается в Sal-области организма. Астральная и Я-организация действуют относительно свободно. Их динамика направлена извне вовнутрь, они действуют снаружи, как бы отпечатывая, и создают таким образом форму и облик органов. Субстанциональные процессы носят здесь характер распада, вещество исчезает и сознание возникает в нервно-чувственном полюсе человека.

В основе этого жизненного процесса, который развертывается между полюсом обмена веществ и построения вещества "нижнего" человека и "верхним" человеком - формирующим полюсом, базирующимся на физиологическом распаде, лежит общий физиологический принцип, который в учении о ткани и в патологии[31] понимается как анаболизм и катаболизм. В здоровом живом организме анаболизм (на нашем языке сульфурическое построение субстанции под знаком физиологического "воспаления") и катаболизм (распад субстанции, физиологическая "дегенерация") находятся в функциональном равновесии. Построение и распад субстанции подлежат ритмическому чередованию, которое ведет к постоянному выравниванию этого двойного процесса.

Схема физиологического расположения членов существа в нервно-чувственной системе и в системе обмена веществ и конечностей

Этот физиологический двойной процесс может усиливаться до Патологического, когда созидающий полюс (анаболизм) усиливается до воспаления, или когда противополюс (катаболизм) вступает в органический распад (некробиоз) и, как бы линейно, в дегенерацию. Физиологический, биологический процесс развития регрессии или облитерации тканей является следствием, в первую очередь, локально усиленного физиологического процесса воспаления, который вступает в дегенерацию. Примерами являются облитерация Arteria centralis retinae глаза, Ductus Botalli, а также превращение фолликула в Corpus albicans. На пути к дегенерации уже находятся в физиологическом смысле такие органы, как роговица, хрящ, сухожилия, связки, так называемые брадитрофные ткани. Здесь равновесие между "верхним" (распад) и "нижним" (построение) сдвинуто в направлении "дегенерации". Несмотря на это, и эти органы в течение всей жизни связаны с жизненным процессом.

Таким образом, взаимодействие членов существа является для каждого органа здорового человека чем-то определенным, дифференцированным. Следствием сдвига этого соотношения является болезнь. Это пояснено Рудольфом Штайнером при характеристике карциномы, согласно которой карцинома является образованием органа чувств не в том месте. Конкретно это означает, что члены существа в этом случае ведут себя в одном из органов обмена веществ таким образом, в какой мере это является физиологичным для органа чувств. Задачей терапии является тогда побудить члены существа Я-организацию и душевную организацию вновь в полную силу пронизать физический и эфирный орган, прогреть его (Я-организация) и "продышать" (астральная организация).

Этот методический принцип в общих чертах служит для понимания болезни. Если, к примеру, члены существа ведут себя в сердце так, как в нервной области, то это может привести к некрозу сердечной мышцы.

Если нервно-формирующий процесс чрезмерно разыгрывается в артериальной сосудистой системе, это приводит к липоидной дегенерации стенок артериальных сосудов, а при перемещении в почечную область - к нефротическому синдрому с гиперлипидемией. С этой точки зрения будут вновь и вновь объясняться многие отдельные заболевания.

Для распознания болезни и рациональной терапии необходимо с точки зрения перемещения типичной деятельности членов существа выводить характерное образование и физиологию органов из того, каким образомчлены существа Я-организация и астральное тело ведут себя в каждом случае по отношению к эфирной и физической организации. Изучение взаимодействия в каждом отдельном органе является познавательной задачей антропософского врача. В каждом органе центр тяжести членов существа иной. При сравнении различных органов направление их действия многократно меняется: так, например, в венозной области и в печени наиболее деятелен химический эфир; тепловой и световой эфир деятельны здесь, будучи включенными в процесс образования субстанции (эндотермический обмен веществ). В почке, напротив, доминантно деятелен световой эфир; силы тепла и света становятся относительно свободными (экзотермический обмен веществ).

Задачей медицины, расширенной благодаря антропософии, является развитие лекарственных средств, которые соответствуют вышеприведенному аспекту патологического перемещения членов существа с учетом точки зрения, что при болезни физиологические процессы внутри человека становятся изолированными "природными процессами", частично утрачивающими взаимосвязь с Целым.

Рудольф Штайнер следующими словами описал взаимосвязь патологического процесса с природными субстанциями, которые в состоянии вызвать в человеке соответствующий терапевтический противо-процесс.

"Познание действия лекарственного средства основывается на распознании развития сил, существующих во внешнем по отношению к человеку мире. Ибо, чтобы побудить лечебный процесс, в организм необходимо ввести субстанции, которые в нем распространяются так, что процесс болезни постепенно перейдет в нормальный процесс. Итак, суть болезненного процесса состоит как раз в том, что в пределах организма разыгрывается нечто, что не включается в его общую деятельность. Здесь имеется процесс, общий с таковым процессом во внешней природе. Можно сказать: если внутри организма возникает процесс, сходный с таковым же процессом во внешней природе, то возникает болезнь"[32].

На фоне этой связи между человеком и природой, что должно проходить красной нитью через все прежние рассмотрения, становится ясным и принцип поиска лекарственных средств, введенный в новую медицину Самуэлем Ханеманном (1755-1843): "Similia similibus curentur".

Испытание лекарственного средства живо показывает на человеке характерные проявления болезни, спровоцированные в результате приема определенного лекарственного средства. Возникает общая картина симптомов как в отношении телесных, так и психических изменений, которая обозначается как картина лекарственного средства. Тот факт, что определенная, взятая из природы минеральная, растительная или животная субстанция может воспроизводимо вызвать в человеке определенные болезненные симптомы, осознается лишь тогда, когда в качестве идейной основы имеют представленные Рудольфом Штайнером мысли о родстве человека и природы. Гомеопатический принцип, следовательно, принимает в расчет при выборе лекарственного средства "сходство" процесса, протекающего внутри человека, с процессом, представленным лекарственным средством. Если в человеке спонтанно возникают явления, которые, исходя из испытания лекарственного средства, признаны типичными для определенной природной субстанции, то она в потенцированной форме служит лекарственным средством для соответствующего комплекса симптомов. В фармацевтической практике восходит к С. Хане-манну также и введение процесса гомеопатизации (потенцирования), который вновь присоединяет субстанцию, пришедшую к завершению в вещественном проявлении, к миру сил, лежащему в основе ее образования, и который сегодня представляет основу для лекарственных средств антропософского терапевтического направления.

В медицинских произведениях Рудольфа Штайнера мы находим признание и дальнейшее развитие богатства мыслей Ханеманна:

"...; следовать, исходя из отчетливого чутья, по пути, на который вступил после того, как обмелел путь древних (учение о четырех соках, гуморальная патология и др.), можно только потому, что человек в действительности является не просто ретортой, а чем-то большим. И это путь, на котором просто пытаешься через принятие того, что есть, сделать полезными силы, лежащие в основе уже имеющихся субстанций. Это есть путь, который по существу живет внутри ханеманновского направления и который, я бы сказал, представляет вид нового подъема из общего человеческого медицинского поиска, после того как старый путь уже обмелел в том смысле, что уже более ничего не знали о каких-либо внетеллуртеских или прочих взаимосвязях. " (Выделено автором)[33].

"... нельзя сказать, что исключительно всегда поэтому - я прошу мне это простить - получаешь удовлетворение, когда испытующе обозреваешь гомеопатическую медицину, ибо она действительно имеет то достоинство, что направлена в известной степени, конечно, к Целому человека; ибо всегда берет во внимание картину общего действия; ибо также стремится перекинуть мост к лекарственным средствам. Однако, тут в гомеопатической медицинской литературе выступает нечто иное. Когда берешь эту литературу, можно было бы усомниться, в первую очередь, в том, что, например, именно в терапевтической литературе находишь одно за другим перечисленные средства и каждое всегда помогает от множества болезней. Никогда не случается, что к Специфическому можно легко прийти, исходя из литературы. Все помогает от столь многого. Конечно, я знаю, что в начале это не может быть иначе. Однако это есть нечто, что является и заблуждением. Это заблуждение может быть преодолено, когда действуешь таким способом, как это здесь мы пытались сделать, хотя бы и элементарно, в наметках (...). Это можно улучшить только, если через такое внутреннее рассмотрение человеческой и внечеловеческой природы восходят, я бы сказал, к сужению сферы лекарственного средства, к установлению его границы. Но это может произойти лишь тогда, когда будет действительно изучаться не только то, что возникает через лекарство в здоровом или больном человеке, но и когда мало-помалу будут стараться рассматривать всю вселенную как единство..."[34]

Познание человека и природы, развитое благодаря антропософии, исходит из углубленного изучения феноменологии проявлений болезней и природных субстанций и имеет целью включить многообразие внутри- и внечеловеческих явлений во всеобъемлющий новый порядок. Итак, для каждого лекарственного средства важно найти центр тяжести его действенности в структуре членов существа человека, из которого может быть выведена логическим путем соответствующая картина заболевания. Эта методическая точка зрения была ведущей в концепции последующих монографий по лекарственным средствам.


VII КОМПОЗИЦИИ "ОРГАН-МЕТАЛЛ" И ЛЕЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ИЗ КОМБИНАЦИИ МЕТАЛЛОВ С ЖЕЛЕЗАМИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Переходя к специальной части книги, следует теперь дать общие соображения к ряду специальных лекарственных композиций 7 планетных металлов с внутренними органами, а именно с железами внутренней секреции.

Человек принимает участие в общих эволюционных процессах, которые привели к Минеральному, Растительному и Животному. Мы находим в нем также характерные для царства природы феномены, однако он не впадает в окончательное своеобразие и односторонность. Он возвышает и интегрирует ведущие к дифференциации тройственные образовательные тенденции в вышестоящее единство благодаря тому, что универсальный принцип целостности так пронизывает подлежащие дифференциации органы, что они остаются связанными с первоначальным, пра-феноменальным миром образовательных сил, лежащим в основе всех органных процессов. Силовой организацией, несущей все органы и соотносящей их с целостным существом человека, является тепло. Оно является сущностным выражением и органической действенностью Я-организации человека. Металлы стимулируют в принципе деятельность тепловой Я-организации.

Металлы в их месторождениях, будь то в чистом виде, или в виде солей, выступают как "органные включения" в пра-камне, чаще всего их окружающем. Они модифицируют, варьируют и окрашивают матрикс земной коры, как это становится видимым, например, при образовании драгоценного камня. Тем самым они обуславливают также качественную множественность гранита, состоящего из трех составных частей (кварц, полевой шпат и слюда).

Так, если сравнивать, внутренние органы тоже являются модификацией матричной ткани мезенхимальной органобластемы (Organblasteme) в человеке. Дифференциация больших внутренних органов в селезенку, печень, почку, легкое, сердце вызвана собственными силовыми принципами, которые в парацельсовской и в новой, расширенной благодаря антропософии, медицине обозначены как космически-планетарные образовательные силы (Entitaten). "Сущности" планет подчинены основные металлы, и они же, в свою очередь, приданы "сущности" внутренних органов:

Если, исходя из этой идеальной основы, донести соответствующие металлы в потенцированной форме через фармацевтический процесс до "их" органов, то могут возникнуть типичные лекарственные средства, которые действенны, когда подлежащий лечению орган относительно обособляется в своей собственной функции и выпадает из здоровой взаимосвязи с целостным организмом. "Принадлежащая" ему природная субстанция - металл, "соответствующий" органу, подражает далее извне патологической деятельности органа. Соответствующие феномены, выражающие сходство металла с определенным органом, обстоятельно описаны в упомянутых монографиях по лекарственным средствам. Общим правилом, однако, является то, что металлы как лечебные средства постоянно призывают Я-организацию к более высокой активности.

Следующая точка зрения имеет значение для понимания терапевтической эффективности комбинаций орган-металл: все металлы имеют –– наряду с их собственными силовыми конфигурациями - "меркуриальное" качество. Это означает, что они в потенцированной форме являются посредниками между их собственной специфичной силовой деятельностью и всеобъемлющей, организующей всю деятельность органов, общей тепло- и Я-организацией. Через свое собственное имманентное потенциальное тепло органы в таком случае в состоянии подключать свою одностороннюю органную деятельность к всеобъемлющему и целостному тепловому организму. На этом основывается терапевтическое значение комбинаций орган-металл.

Сатурн - селезенка - свинец (Рb)
Юпитер - печень - олово (Sn)
Марс - желчный пузырь - железо (Fe)
Солнце - сердце - золото (Au)
Венера - почка - медь (Сu)
Меркурий - легкое - ртуть (Hg)
Луна - матка/яичник/яичко - серебро (Ag)

Идея перерабатывать связанные с кровью железы внутренней секреции с определенными металлами в лекарственные средства получила толчок благодаря уже упомянутому сочинению д-ра медицины Карла Кенига (König) по проблеме "внутренней" секреции. Карл Кениг видит в семи железах внутренней секреции органически-функциональное выражение эфирного организма, семичленного по Рудольфу Штайнеру. Также и здесь можно опять протянуть мост между железами внутренней секреции и семью планетными металлами, объемлющими всего человека:

Эта взаимосвязь является основой для концепции лекарственных композиций (подробно описаны в специальной части). Происходит усиление специфической деятельности желез через соответствующий каждой железе металлопроцесс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.058 с.)