Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Vi к пониманию терапии, выводимой из патологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для понимания возникновения болезни и действий лечебных средств существенен следующий методический аспект: болезнь обусловлена тем, что деятельность членов существа перемещается из органа своего физиологического функционирования в орган другой физиологической деятельности членов существа. "Болезнь не является чем-то совсем чужеродным здоровой жизни, противоестественным, она всего лишь "жизнь в ненормальных условиях", жизненные проявления не в том месте, или не в то время, или не в той интенсивности"[30]. Мы принципиально различаем два полярных расположения членов существа, по тому, как они в одном случае типичны для органа чувств, а в другом –– для органа обмена веществ. На приведенном ниже схематическом изображении показано, что астральная и Я-организация погружены в "нижнем" человеке и действуют созидающе в эфирно-физическом органе. Субстанция образуется в сульфурическом полюсе организма. Динамика обменных процессов направлена изнутри наружу. В противоположность 'тому, астральное тело и Я-организация могут в значительной степени "оттягиваться" из "верхнего" человека. Тем, что образовательные процессы там по мере созревания завершаются, часть сил членов существа освобождается для функционирования сознания. Физический орган обнаруживается в Sal-области организма. Астральная и Я-организация действуют относительно свободно. Их динамика направлена извне вовнутрь, они действуют снаружи, как бы отпечатывая, и создают таким образом форму и облик органов. Субстанциональные процессы носят здесь характер распада, вещество исчезает и сознание возникает в нервно-чувственном полюсе человека. В основе этого жизненного процесса, который развертывается между полюсом обмена веществ и построения вещества "нижнего" человека и "верхним" человеком - формирующим полюсом, базирующимся на физиологическом распаде, лежит общий физиологический принцип, который в учении о ткани и в патологии[31] понимается как анаболизм и катаболизм. В здоровом живом организме анаболизм (на нашем языке сульфурическое построение субстанции под знаком физиологического "воспаления") и катаболизм (распад субстанции, физиологическая "дегенерация") находятся в функциональном равновесии. Построение и распад субстанции подлежат ритмическому чередованию, которое ведет к постоянному выравниванию этого двойного процесса. Схема физиологического расположения членов существа в нервно-чувственной системе и в системе обмена веществ и конечностей Этот физиологический двойной процесс может усиливаться до Патологического, когда созидающий полюс (анаболизм) усиливается до воспаления, или когда противополюс (катаболизм) вступает в органический распад (некробиоз) и, как бы линейно, в дегенерацию. Физиологический, биологический процесс развития регрессии или облитерации тканей является следствием, в первую очередь, локально усиленного физиологического процесса воспаления, который вступает в дегенерацию. Примерами являются облитерация Arteria centralis retinae глаза, Ductus Botalli, а также превращение фолликула в Corpus albicans. На пути к дегенерации уже находятся в физиологическом смысле такие органы, как роговица, хрящ, сухожилия, связки, так называемые брадитрофные ткани. Здесь равновесие между "верхним" (распад) и "нижним" (построение) сдвинуто в направлении "дегенерации". Несмотря на это, и эти органы в течение всей жизни связаны с жизненным процессом. Таким образом, взаимодействие членов существа является для каждого органа здорового человека чем-то определенным, дифференцированным. Следствием сдвига этого соотношения является болезнь. Это пояснено Рудольфом Штайнером при характеристике карциномы, согласно которой карцинома является образованием органа чувств не в том месте. Конкретно это означает, что члены существа в этом случае ведут себя в одном из органов обмена веществ таким образом, в какой мере это является физиологичным для органа чувств. Задачей терапии является тогда побудить члены существа Я-организацию и душевную организацию вновь в полную силу пронизать физический и эфирный орган, прогреть его (Я-организация) и "продышать" (астральная организация). Этот методический принцип в общих чертах служит для понимания болезни. Если, к примеру, члены существа ведут себя в сердце так, как в нервной области, то это может привести к некрозу сердечной мышцы. Если нервно-формирующий процесс чрезмерно разыгрывается в артериальной сосудистой системе, это приводит к липоидной дегенерации стенок артериальных сосудов, а при перемещении в почечную область - к нефротическому синдрому с гиперлипидемией. С этой точки зрения будут вновь и вновь объясняться многие отдельные заболевания. Для распознания болезни и рациональной терапии необходимо с точки зрения перемещения типичной деятельности членов существа выводить характерное образование и физиологию органов из того, каким образомчлены существа Я-организация и астральное тело ведут себя в каждом случае по отношению к эфирной и физической организации. Изучение взаимодействия в каждом отдельном органе является познавательной задачей антропософского врача. В каждом органе центр тяжести членов существа иной. При сравнении различных органов направление их действия многократно меняется: так, например, в венозной области и в печени наиболее деятелен химический эфир; тепловой и световой эфир деятельны здесь, будучи включенными в процесс образования субстанции (эндотермический обмен веществ). В почке, напротив, доминантно деятелен световой эфир; силы тепла и света становятся относительно свободными (экзотермический обмен веществ). Задачей медицины, расширенной благодаря антропософии, является развитие лекарственных средств, которые соответствуют вышеприведенному аспекту патологического перемещения членов существа с учетом точки зрения, что при болезни физиологические процессы внутри человека становятся изолированными "природными процессами", частично утрачивающими взаимосвязь с Целым. Рудольф Штайнер следующими словами описал взаимосвязь патологического процесса с природными субстанциями, которые в состоянии вызвать в человеке соответствующий терапевтический противо-процесс. "Познание действия лекарственного средства основывается на распознании развития сил, существующих во внешнем по отношению к человеку мире. Ибо, чтобы побудить лечебный процесс, в организм необходимо ввести субстанции, которые в нем распространяются так, что процесс болезни постепенно перейдет в нормальный процесс. Итак, суть болезненного процесса состоит как раз в том, что в пределах организма разыгрывается нечто, что не включается в его общую деятельность. Здесь имеется процесс, общий с таковым процессом во внешней природе. Можно сказать: если внутри организма возникает процесс, сходный с таковым же процессом во внешней природе, то возникает болезнь"[32]. На фоне этой связи между человеком и природой, что должно проходить красной нитью через все прежние рассмотрения, становится ясным и принцип поиска лекарственных средств, введенный в новую медицину Самуэлем Ханеманном (1755-1843): "Similia similibus curentur". Испытание лекарственного средства живо показывает на человеке характерные проявления болезни, спровоцированные в результате приема определенного лекарственного средства. Возникает общая картина симптомов как в отношении телесных, так и психических изменений, которая обозначается как картина лекарственного средства. Тот факт, что определенная, взятая из природы минеральная, растительная или животная субстанция может воспроизводимо вызвать в человеке определенные болезненные симптомы, осознается лишь тогда, когда в качестве идейной основы имеют представленные Рудольфом Штайнером мысли о родстве человека и природы. Гомеопатический принцип, следовательно, принимает в расчет при выборе лекарственного средства "сходство" процесса, протекающего внутри человека, с процессом, представленным лекарственным средством. Если в человеке спонтанно возникают явления, которые, исходя из испытания лекарственного средства, признаны типичными для определенной природной субстанции, то она в потенцированной форме служит лекарственным средством для соответствующего комплекса симптомов. В фармацевтической практике восходит к С. Хане-манну также и введение процесса гомеопатизации (потенцирования), который вновь присоединяет субстанцию, пришедшую к завершению в вещественном проявлении, к миру сил, лежащему в основе ее образования, и который сегодня представляет основу для лекарственных средств антропософского терапевтического направления. В медицинских произведениях Рудольфа Штайнера мы находим признание и дальнейшее развитие богатства мыслей Ханеманна: "...; следовать, исходя из отчетливого чутья, по пути, на который вступил после того, как обмелел путь древних (учение о четырех соках, гуморальная патология и др.), можно только потому, что человек в действительности является не просто ретортой, а чем-то большим. И это путь, на котором просто пытаешься через принятие того, что есть, сделать полезными силы, лежащие в основе уже имеющихся субстанций. Это есть путь, который по существу живет внутри ханеманновского направления и который, я бы сказал, представляет вид нового подъема из общего человеческого медицинского поиска, после того как старый путь уже обмелел в том смысле, что уже более ничего не знали о каких-либо внетеллуртеских или прочих взаимосвязях. " (Выделено автором)[33]. "... нельзя сказать, что исключительно всегда поэтому - я прошу мне это простить - получаешь удовлетворение, когда испытующе обозреваешь гомеопатическую медицину, ибо она действительно имеет то достоинство, что направлена в известной степени, конечно, к Целому человека; ибо всегда берет во внимание картину общего действия; ибо также стремится перекинуть мост к лекарственным средствам. Однако, тут в гомеопатической медицинской литературе выступает нечто иное. Когда берешь эту литературу, можно было бы усомниться, в первую очередь, в том, что, например, именно в терапевтической литературе находишь одно за другим перечисленные средства и каждое всегда помогает от множества болезней. Никогда не случается, что к Специфическому можно легко прийти, исходя из литературы. Все помогает от столь многого. Конечно, я знаю, что в начале это не может быть иначе. Однако это есть нечто, что является и заблуждением. Это заблуждение может быть преодолено, когда действуешь таким способом, как это здесь мы пытались сделать, хотя бы и элементарно, в наметках (...). Это можно улучшить только, если через такое внутреннее рассмотрение человеческой и внечеловеческой природы восходят, я бы сказал, к сужению сферы лекарственного средства, к установлению его границы. Но это может произойти лишь тогда, когда будет действительно изучаться не только то, что возникает через лекарство в здоровом или больном человеке, но и когда мало-помалу будут стараться рассматривать всю вселенную как единство..."[34] Познание человека и природы, развитое благодаря антропософии, исходит из углубленного изучения феноменологии проявлений болезней и природных субстанций и имеет целью включить многообразие внутри- и внечеловеческих явлений во всеобъемлющий новый порядок. Итак, для каждого лекарственного средства важно найти центр тяжести его действенности в структуре членов существа человека, из которого может быть выведена логическим путем соответствующая картина заболевания. Эта методическая точка зрения была ведущей в концепции последующих монографий по лекарственным средствам. VII КОМПОЗИЦИИ "ОРГАН-МЕТАЛЛ" И ЛЕЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ИЗ КОМБИНАЦИИ МЕТАЛЛОВ С ЖЕЛЕЗАМИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ Переходя к специальной части книги, следует теперь дать общие соображения к ряду специальных лекарственных композиций 7 планетных металлов с внутренними органами, а именно с железами внутренней секреции. Человек принимает участие в общих эволюционных процессах, которые привели к Минеральному, Растительному и Животному. Мы находим в нем также характерные для царства природы феномены, однако он не впадает в окончательное своеобразие и односторонность. Он возвышает и интегрирует ведущие к дифференциации тройственные образовательные тенденции в вышестоящее единство благодаря тому, что универсальный принцип целостности так пронизывает подлежащие дифференциации органы, что они остаются связанными с первоначальным, пра-феноменальным миром образовательных сил, лежащим в основе всех органных процессов. Силовой организацией, несущей все органы и соотносящей их с целостным существом человека, является тепло. Оно является сущностным выражением и органической действенностью Я-организации человека. Металлы стимулируют в принципе деятельность тепловой Я-организации. Металлы в их месторождениях, будь то в чистом виде, или в виде солей, выступают как "органные включения" в пра-камне, чаще всего их окружающем. Они модифицируют, варьируют и окрашивают матрикс земной коры, как это становится видимым, например, при образовании драгоценного камня. Тем самым они обуславливают также качественную множественность гранита, состоящего из трех составных частей (кварц, полевой шпат и слюда). Так, если сравнивать, внутренние органы тоже являются модификацией матричной ткани мезенхимальной органобластемы (Organblasteme) в человеке. Дифференциация больших внутренних органов в селезенку, печень, почку, легкое, сердце вызвана собственными силовыми принципами, которые в парацельсовской и в новой, расширенной благодаря антропософии, медицине обозначены как космически-планетарные образовательные силы (Entitaten). "Сущности" планет подчинены основные металлы, и они же, в свою очередь, приданы "сущности" внутренних органов: Если, исходя из этой идеальной основы, донести соответствующие металлы в потенцированной форме через фармацевтический процесс до "их" органов, то могут возникнуть типичные лекарственные средства, которые действенны, когда подлежащий лечению орган относительно обособляется в своей собственной функции и выпадает из здоровой взаимосвязи с целостным организмом. "Принадлежащая" ему природная субстанция - металл, "соответствующий" органу, подражает далее извне патологической деятельности органа. Соответствующие феномены, выражающие сходство металла с определенным органом, обстоятельно описаны в упомянутых монографиях по лекарственным средствам. Общим правилом, однако, является то, что металлы как лечебные средства постоянно призывают Я-организацию к более высокой активности. Следующая точка зрения имеет значение для понимания терапевтической эффективности комбинаций орган-металл: все металлы имеют –– наряду с их собственными силовыми конфигурациями - "меркуриальное" качество. Это означает, что они в потенцированной форме являются посредниками между их собственной специфичной силовой деятельностью и всеобъемлющей, организующей всю деятельность органов, общей тепло- и Я-организацией. Через свое собственное имманентное потенциальное тепло органы в таком случае в состоянии подключать свою одностороннюю органную деятельность к всеобъемлющему и целостному тепловому организму. На этом основывается терапевтическое значение комбинаций орган-металл.
Идея перерабатывать связанные с кровью железы внутренней секреции с определенными металлами в лекарственные средства получила толчок благодаря уже упомянутому сочинению д-ра медицины Карла Кенига (König) по проблеме "внутренней" секреции. Карл Кениг видит в семи железах внутренней секреции органически-функциональное выражение эфирного организма, семичленного по Рудольфу Штайнеру. Также и здесь можно опять протянуть мост между железами внутренней секреции и семью планетными металлами, объемлющими всего человека: Эта взаимосвязь является основой для концепции лекарственных композиций (подробно описаны в специальной части). Происходит усиление специфической деятельности желез через соответствующий каждой железе металлопроцесс.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.013 с.) |