I. Исследование состояния словаря. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Исследование состояния словаря.



  1. Номинативный словарь.

Называние предметов, изображенных на предъявленных картинках

 

Уровень сложности – 1 (высокий). Называние малоупотребительных предметов (лексически сложных). Материалом исследования является картинка.

И.: Назови предметы на рисунке.

Картинки:клумба, букет, водопад, фонтан, памятник, стадион, калитка, сачок_________________________________________________________________________

Уровень сложности – 2 (средний). Называние часто встречаемых слов, т.н. обиходный словарь. Материалом исследования является картинка.

И.: Назови предметы на рисунке:

Предъявляются картинки: волк, собака, тигр, лев, щётка, метла, чашка, стакан________________________________________________________________________

И.: Покажи, где:

Клумба, букет, венок, водопад, фонтан, памятник, стадион, калитка, сачок_________________________________________________________________________

 

Уровень сложности – 3 (низкий). Показ предметов по предъявлению (импрессивная функция).

Материалом исследования является картинка.

И.: Покажи, где:

Волк, собака, тигр, лев, щётка, метла, чашка, стакан_________________________________

 

Рис. 1. Малоупотребительные слова.

 

 

 

 

Рис. 2. Часто встречающиеся слова.

 

 

 

 

Называние целого предмета и его частей.

 

Уровень сложности – 1 (высокий). Исследование предметной лексики (частей предметов) без опоры на наглядность.

И.: Назови части…

Чайника______________________________________________________________________

Куклы________________________________________________________________________

Стула________________________________________________________________________

Дерева_______________________________________________________________________

Самолета_____________________________________________________________________

Корабля______________________________________________________________________

Уровень сложности – 2 (средний). Исследование предметной лексики (частей предметов) с использованием наглядного материала (картинки).

 

Ребенку показывают картинку и просят назвать части предметов.

И.: Назови, что это у куклы? (названный ответ подчеркнуть)

носик, ушки, глазки, щечки, ножки, ручки, лоб, подбородок, брови, ресницы, локти.

Назови, что это у чайника? Носик, крышка, ручка.

Назови, что это у стула? Ножки, спинка, сиденье.

Назови, что это у дерева? Корни, ветки, ствол, кора.

Назови, что это у корабля? Мачта, парус, якорь.

 

Рекомендации: если ребенок затрудняется назвать показанную часть предмета, задание упрощается вопросом «Покажи, где?».

 

Уровень сложности – 3 (низкий). Исследование понимания предметной лексики.

И.: Покажи на рисунке,

где у куклы:

носик, ушки, глазки, щечки, ножки, ручки_________________________________________

где у чайника:

носик, крышка, ручка___________________________________________________________

где у стула:

ножки, спинка, сиденье_________________________________________________________

Рис. 3. Называние частей предметов.

 

 

 

 

 

    1. Понимание и называние предмета по его описанию.

 

Уровень сложности – 1 (высокий). Исследование предметной лексики без наглядной опоры.

Данное задание предъявляется в устной форме.

И.: Подумай, о каком предмете я говорю?:

Как называется предмет, которым расчёсывают волосы?_____________________________

Чем режут хлеб?_______________________________________________________________

Чем разливают суп? ____________________________________________________________

Чем пилят дрова, забивают гвозди, копают землю?__________________________________

Чем подметают пол, чистят одежду, шьют?________________________________________

 

Уровень сложности – 2 (средний). Исследование предметной лексики с использованием наглядного материала.

Перед ребенком раскладываются изображения бытовых предметов, ребенок должен их показать.

И.: Покажи тот предмет, о котором я говорю:

предмет, которым расчёсывают волосы____________________________________________

предмет, которым режут хлеб____________________________________________________

предмет, которым разливают суп_________________________________________________

предмет, которым пилят дрова, забивают гвозди, копают землю_______________________

предмет, которым подметают пол, чистят одежду, шьют_____________________________

 

Рис. 4. Называние предмета по его описанию.

 

 

 

    1. Нахождение общих названий для группы предметов (обобщающие понятия)

Уровень сложности – 1 (высокий).

1. Ребенку предлагается в устной форме назвать обобщающее слово для ряда предметов.

И.: Назови одним словом:

Платье, рубашка, майка, штаны_________________________________________________

Тарелка, ложка, чашка, кастрюля________________________________________________

Ботинки, кеды, туфли, сапоги___________________________________________________

Диван, стул, кровать, кресло____________________________________________________

Голубь, воробей, снегирь, ласточка______________________________________________

Ручка, пенал, тетрадь, ластик____________________________________________________

Корова, лошадь, слон, заяц______________________________________________________

Ромашка, роза, астра, колокольчик_______________________________________________

Помидор, огурец, лук, капуста___________________________________________________

Слива, яблоко, банан, груша____________________________________________________

Береза, дуб, осина_____________________________________________________________

Машина, автобус, трамвай______________________________________________________

  1. Ребенку предлагается назвать ряд определенной группы предметов.

И.: Перечисли, какие(х) ты знаешь?:

Деревья_____________________________________________________________________

Цветы_______________________________________________________________________

Мебель_______________________________________________________________________

Диких животных______________________________________________________________

Домашних животных__________________________________________________________

Диких птиц___________________________________________________________________

Домашних птиц_______________________________________________________________

Насекомых___________________________________________________________________

  1. Ребенку предлагается продолжить ряд слов и подобрать обобщающее слово.

И.: Продолжи ряд предметов, назови их одним словом (подберите обобщающее понятие)

Кепка,берет….______________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.015 с.)