Продолжительность занятия – 4 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжительность занятия – 4 часа.



 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный труп).

2. Набор хирургического инструментария для трепанации.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Способы остановки кровотечения из мягких тканей свода черепа.

2. Способы остановки кровотечения из диплоэтических вен и синусов твердой мозговой оболочки.

3. Техника обработки непроникающих и проникающих ран свода черепа.

4. Декомпрессионная и костнопластическая трепанации черепа.

5. Техника трепанации сосцевидного отростка и возможные осложнения.

6. Основные правила проведения разрезов на лицевой части головы.

7. Блокада конечных ветвей тройничного нерва на лице.

8. Понятие о пластических и косметических операциях на лицевом отделе головы.

9. Техника вскрытия гнойных процессов на лицевом и мозговом отделах головы.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Перечислить специальный хирургический инструментарий, используемый при трепанации черепа.

2. В чем отличие костнопластической трепанации черепа по Вагнер-Вольфу от костнопластической трепанации по Зуттер-Оливекрону.

3. Зарисуйте схему границ треугольника Шипо.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите возможные осложнения при трепанации сосцевидного отростка: а) …, б) …, в) ….

2. Виды черепно-мозговой травмы: а) …, б) …. Что лежит в основе классификации ран черепа.

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного при трепанации черепа был поврежден верхний сагиттальный синус. Укажите, какие способы временной и окончательной остановки кровотечения можно применить в данном случае?

2. В хирургическое отделение поступил больной с флегмоной боковой области лица. Хирург принял решение вскрыть гнойный процесс. Какими разрезами хирург будет вскрывать флегмону боковой области лица, дайте их топографо-анатомическое обоснование?

 

Практические навыки:

1. Набрать специальные хирургические инструменты для трепанации черепа и сосцевидного отростка.

2. Произвести трепанацию сосцевидного отростка.

3. Осуществить первичную хирургическую обработку раны свода черепа.

4. Выполнить блокаду конечных ветвей тройничного нерва на лице.

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

4. Отработать на биологическом материале практические навыки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Матюшин И.Ф. «Руководство по оперативной хирургии». – Горький, 1982.

4. Лопухин Ю.М., Молоденков М.Н. «Практикум по оперативной хирургии». – М., 1968.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

Тема занятия: Топографическая анатомия шеи. Границы областей,

фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.

Цель занятия:

1. Изучить границы и внешние ориентиры шеи.

2. Изучить ориентировочные треугольники шеи.

3. Изучить топографию фасций и клетчаточных пространств шеи.

4. Изучить места локализации и пути распространения гнойных процессов на шее.

5. Изучить топографическую анатомию сосудисто-нервных образований шеи.

6. Изучить топографическую анатомию органов шеи.

 

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов для препарирования.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Границы и внешние ориентиры шеи.

2. Границы ориентировочных треугольников шеи.

3. Фасции шеи, их классификация по В.Н.Шевкуненко.

4. Послойное строение надподъязычной области.

5. Послойное строение подчелюстного треугольника.

6. Границы треугольника Н.И.Пирогова, его практическое значение.

7. Послойное строение сонного треугольника.

8. Послойное строение грудино-ключично-сосцевидной области.

9. Послойное строение лопаточно-ключичного треугольника.

10. Послойное строение лопаточно-трапециевидного треугольника.

11. Основные клетчаточные пространства шеи, их связь между собой и с другими областями тела человека.

12. Пути возможного распространения гнойных процессов на шеи.

13. Топографическая анатомия общей, внутренней и наружной сонных артерий.

14. Синтопия элементов основного сосудисто-нервного пучка шеи.

15. Ветви наружной сонной артерии и зоны их кровоснабжения.

16. Топография подъязычного, блуждающего и диафрагмального нервов.

17. Топография шейного отдела симпатического нервного ствола.

18. Топография щитовидной и паращитовидных желез.

19. Топография гортани и трахеи.

20. Топография глотки и пищевода.

21. Топография шейного нервного сплетения.

22. Топография подключичной артерии и вены.

23. Топография плечевого нервного сплетения.

24. Топография грудного лимфатического протока.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисовать фасции шеи по В.Н.Шевкуненко (поперечный распил).

2. Зарисовать деление шеи на треугольники.

3. Зарисовать треугольник Н.И.Пирогова.

4. Зарисовать схему кровоснабжения щитовидной железы.

5. Зарисовать схему ветвей наружной сонной артерии, деление их на группы.

6. Зарисовать схему ветвей подключичной артерии по отделам.

 

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Вторая фасция шеи (по В.Н.Шевкуненко) образует футляры для следующих анатомических образований: а) …, б) …, в) ….

2. Надгрудинное межапоневротическое клетчаточное пространство ограничено следующими анатомическими образованьями: а) …, б) …, в) ….

3. Перечислите группу передних ветвей наружной сонной артерии: а) …, б) …, в) ….

4. Паращитовидные железы расположены на уровне следующих анатомических образований: а) верхняя пара …, б) нижняя пара ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. К хирургу обратился больной с «бецольдовской» формой развития мастоидита. Где локализуется гнойный процесс при данной патологии?

2. В клинику доставлен больной с ножевым ранением в области бокового треугольника шеи. Определите, какие фасциальные листки шеи могут быть повреждены в данном случае?

3. Во время обнажения передней поверхности трахеи их претрахеальной клетчатки началось артериальное кровотечение. Укажите возможные источники кровотечения?

4. Какие осложнения могут возникнуть, если осуществить перевязку щитовидных артерий, при струмэктомии, в местах их отхождения от основных артериальных стволов?

 

Покажите на препарате:

1. Грудино-ключичное сочленение.

2. Грудино-ключично-сосцевидную мышцу.

3. Грудино-подъязычную мышцу.

4. Грудино-щитовидную мышцу.

5. Двубрюшную мышцу.

6. Заглоточное клетчаточное пространство.

7. Капсулу подчелюстной слюнной железы.

8. Клетчаточное пространство основного сосудисто-нервного пучка шеи.

9. Лестнично-позвоночный треугольник.

10. Лопаточно-подъязычную мышцу.

11. Межлестничный промежуток.

12. Межапоневротическое надгрудинное клетчаточное пространство.

13. Окологлоточное клетчаточное пространство.

14. Переднюю лестничную мышцу.

15. Подбородочный треугольник.

16. Подчелюстной треугольник.

17. Подъязычную кость.

18. Позадивисцеральное клетчаточное пространство.

19. Превисцеральное (претрахеальное) клетчаточное пространство.

20. Предлестничный промежуток.

21. Среднюю лестничную мышцу.

22. Трапециевидную мышцу.

23. Челюстно-подъязычную мышцу (диафрагму рта).

24. Блуждающий нерв.

25. Венозное щитовидное сплетение.

26. Верхний узел шейного отдела симпатического ствола.

27. Верхнюю щитовидную артерию.

28. Внутреннюю сонную артерию.

29. Внутреннюю яремную вену.

30. Возвратный гортанный нерв.

31. Глотку.

32. Гортань.

33. Диафрагмальный нерв.

34. Добавочный нерв.

35. Место выхода в подкожную клетчатку ветвей шейного сплетения.

36. Надлопаточную артерию.

37. Наружную сонную артерию.

38. Нижнюю щитовидную артерию.

39. Общую лицевую вену.

40. Общую сонную артерию, её бифуркацию.

41. Перешеек щитовидной железы.

42. Перстневидно-щитовидную связку.

43. Перстневидный хрящ.

44. Пищевод.

45. Подключичную артерию в межлестничном промежутке.

46. Подключичную артерию в лестнично-позвоночном треугольнике.

47. Подключичную вену.

48. Позвоночную артерию.

49. Поперечную артерию шеи.

50. Плечевое сплетение.

51. Трахею.

52. Шейную ветвь лицевого нерва.

53. Шейный отдел симпатического ствола.

54. Шейное сплетение в лопаточно-трапециевидном треугольнике.

55. Шейно-грудной (звездчатый) узел.

56. Щитовидную железу.

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. «Краткий курс оперативной хирургии и топографической анатомией». Под редакцией В.Н.Шевкуненко. – М., 1947.

4. Гудимов В.С. с соавторами. «Практикум то топографической анатомии». – Минск, 1991.

5. Золотко Ю.Л. «Атлас топографической анатомии человека». – Ч-1, М., 1964

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

Тема занятия: Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-

нервным образованиям и органам шеи. Доступы к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.119 (0.027 с.)