Применение. Медицинская техника. Разъединение и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение. Медицинская техника. Разъединение и



САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И

ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

КИРОВ – 2008

 

УДК 617.089: 611.9 (378.14)

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.

 

 

Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.

Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.

 

Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин;

Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.

 

 

© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е.

© КГМА, Киров - 2008.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений.

Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность.

Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.

Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:

 

А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела

человека:

1. Границы области.

2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.).

3. Послойное расположение тканей в данной области.

4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное

значение этих особенностей в норме и патологии.

5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых

слоев, их взаимоотношения.

6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных

образований.

7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области.

8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.

 

Б) При изучении хирургической анатомии органов:

1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.

2. Скелетотопия.

3. Отношение к фасциям и серозным покровам.

4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом.

5. Синтопия органа.

6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.

 

В) При изучении клетчаточных пространств:

1. Голотопия.

2. Границы клетчаточных пространств.

3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.

4. Связи с другими клетчаточными пространствами.

5. Основные пути инфицирования.

6. Оперативные доступы, методы дренирования.

 

Г) При изучении техники оперативных вмешательств:

1. Название, цель операции.

2. Показания к операции.

3. Положение больного на операционном столе.

4. Способы обезболивания.

5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.

6. Оперативный доступ и его обоснование.

7. Оперативный прием, способы операции, этапы.

8. Ошибки и возможные осложнения.

9. Виды и техника швов, применяемых при операции.

10. Выход из операции, ушивание раны.

 

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.

 

- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей.

- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть.

- Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа.

- Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях.

- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице.

- Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.

- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр

 

- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода.

- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.

- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение.

- Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.

- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.

- Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства.

- Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза.

- Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)

 

Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,

Соединение тканей.

Цель занятия:

1. Изучить классификацию хирургического инструментария.

2. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.

3. Изучить способы разъединения и соединения тканей.

4. Усвоить основные способы вязания узлов и соединения тканей.

Продолжительность занятия – 4 часа.

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.

3. Шовный материал

4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Группы хирургических инструментов.

2. Общие правила и принципы разъединения тканей.

3. Как правильно рассекаются: кожа с подкожной клетчаткой, фасция, апоневроз, мышца.

4. Общие правила и принципы соединения тканей.

5. Что понимается под первичным, первично-отсроченным и вторичным швами.

6. Какие швы накладываются на кожу, апоневроз, фасции, мышцы.

7. Что относится к хирургическому шовному материалу.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Назовите и покажите схемой виды узлов.

1. Назовите и покажите схемой виды хирургических швов.

2. Опишите требования, предъявляемые к хирургическому инструментарию.

3. Назовите современные хирургические разъединяющие аппараты.

4. Назовите современные хирургические соединяющие аппараты.

 

Практические навыки:

1. Отработать технику вязания узлов.

2. Отработать технику владения основными хирургическими инструментами.

3. Отработать технику разъединения тканей.

4. Отработать технику наложения швов на кожу с подкожной клетчаткой, фасции, апоневроз, мышцы.

 

Методические советы:

1. Проработать соответствующие разделы учебных пособий.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить инструментарий на кафедре.

4. Отработать технику вязания узлов и наложения швов на биологическом материале и муляжах.

5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавт. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 2006.

2. Золотко Ю.Л. «Атлас топографической анатомии человека». Части 1, 2, 3. – М., 1964-1976.

3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». Том 1 и 2. – М., 2001.

4. Николаев А.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., 2007.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема занятия: Топографическая анатомия верхней конечности.

Доступы. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях конечностей.

 

Цель занятия:

1. Изучить основные принципы хирургического лечения гнойных процессов на верхней и нижней конечностях.

2. Отработать технику различных способов обезболивания и вскрытия гнойных процессов различной локализации.

3. Изучить основные принципы оперативных доступов к сосудам конечностей и периферическим нервам.

4. Усвоить принципы выполнения операций: шва сосудов, нервов, сухожилий, венепункции и венесекции, пластики и шунтирования сосудов.

5. Освоить технику первичной хирургической обработки ран конечностей.

6. Изучить основные правила и принципы усечения конечностей, их способы.

7. Изучить принципы выполнения операций на костях конечностей.

8. Изучить основные способы оперативных вмешательств на суставах.

 

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов для гнойной хирургии.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Классификация гнойных процессов на верхней и нижней конечностях.

2. Топографо-анатомическая классификация панарициев.

3. Общие правила и требования при хирургическом лечении гнойных процессов.

4. Методы местного обезболивания при хирургическом лечении гнойных процессов.

5. Разрезы при различных видах панарициев и флегмон кисти.

6. Техника вскрытия гнойных процессов различной локализации.

7. Проекционная анатомия сосудисто-нервных образований конечностей.

8. Хирургические доступы для обнажения сосудисто-нервных образований конечностей.

9. Пути коллатерального артериального кровообращения на конечностях.

10. Способы временной и окончательной остановки кровотечения при повреждениях артериальных и венозных стволов.

11. Техника наложения сосудистого шва по Каррелю-Морозовой, аппаратного механического сосудистого шва.

12. Виды и техника шва нерва.

13. Виды и методы шва сухожилий.

14. Принципы первичной хирургической обработки ран конечностей.

15. Виды и техника пластики сосудов и нервов.

16. Показания (абсолютные и относительные) к ампутации.

17. Первичные, отсроченные и вторичные ампутации.

18. Основные способы ампутаций.

19. Техника обработки сосудов, нервов, надкостницы и кости при ампутации.

20. Принципы образования «порочной культи», реампутации.

21. Техника костно-пластических ампутаций голени по Пирогову и бедра по Гритти-Шимановскому.

22. Основные принципы экзартикуляций.

23. Виды оперативных вмешательств на костях конечностей.

24. Основные принципы экстрамедуллярного, интрамедуллярного и внеочегового остеосинтезов.

25. Основные правила пункции суставов, показания, осложнения.

26. Техника пункции отдельных суставов конечностей.

27. Артротомия, резекция суставов, артродез, артропластика.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте виды доступов при флегмонах кисти и стопы.

2. В каких случаях применяется дугообразный разрез типа «щучья пасть» на концевой фаланге пальца.

3. В каких случаях применяется П-образный разрез на концевой фаланге пальца.

В клинику поступил больной с варикозным расширением поверхностных вен левой нижней конечности. Какие методы хирургического лечения можно применить в данном случае, отчего они зависят? Опишите технику одного из этих методов.

5. В клинику поступил больной с травматическим повреждением голени до уровня верхней трети. Какая ампутация наиболее рациональна в данном случае, техника её выполнения?

6. В травматологическое отделение поступил больной с открытым переломом плечевой кости в средней трети. Какой из видов остеосинтеза наиболее приемлем в данном случае, техника его выполнения?

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

4. Отработать на биологическом материале практические навыки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Войно-Ясенецкий В.Ф. «Очерки гнойной хирургии». – Л., 1956.

4. Усольцева В.В., Машкара К.И. «Хирургия заболеваний и повреждений кисти». – Л., 1978.

5. Попов В.А., Воробьев В.В. «Панариций». – Л., 1986.

6. Ратнер Г.Л. «Хирургия сосудов». – Куйбышев, 1974.

7. Шалимов А.А., Сухарев И.И. «Хирургия вен». – Киев, 1984.

8. Матюшин И.Ф. «Руководство по оперативной хирургии». – Горький, 1982.

9. Бойчев Б., Конфорти Б., Чоканов К. «Оперативная ортопедия и травматология». – София, 1962.

10. Кирпатовский И.Д., Цветов Е.П. «Ампутации и экзартикуляции. Реплантация конечностей». – М., 1970.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Тема занятия: Топографическая анатомия мозгового отдела головы.

Топография пищевода.

Цель занятия:

1. Изучить послойное строение стенок грудной клетки, межреберные промежутки.

2. Изучить топографию молочной железы, клетчаточные пространства грудной клетки.

3. Изучить топографическую анатомию плевры и легких.

4. Изучить топографию органов переднего средостения.

5. Изучить топографию органов заднего средостения.

 

Продолжительность занятия – 5 часов.

 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 50 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час 15 мин.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп, изолированные органокомплексы).

2. Набор хирургического инструментария для препарирования.

3. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

4. Скелет.

 

Контрольные вопросы:

1. Границы и внешние ориентиры грудной клетки.

2. Послойное строение грудной стенки.

3. Топография межреберного промежутка и межреберного сосудисто-нервного пучка.

4. Топография и клетчаточные пространства молочной железы.

5. Особенности лимфооттока от молочной железы.

6. Топография плевры и плевральных синусов.

7. Современные представления о топографической анатомии легких.

8. Особенности топографии элементов корня легкого.

9. Понятие о средостении, его границы и деление на отделы.

10. Топографическая анатомия сердца и перикарда.

11. Топографическая анатомия вилочковой железы.

12. Топографическая анатомия грудного отдела аорты.

13. Топографическая анатомия верхней полой вены.

14. Топография диафрагмальных, блуждающих и возвратных нервов.

15. Топографическая анатомия пищевода.

16. Топографическая анатомия непарной и полунепарной вен.

17. Топография пограничного симпатического ствола и его ветвей.

18. Топографическая анатомия грудного лимфатического протока.

19. Клетчаточные пространства и лимфатические узлы средостения.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисовать схему лимфооттока от молочной железы.

2. Зарисовать проекцию междолевых борозд легкого на грудную стенку.

3. Зарисовать проекцию клапанов сердца на грудную стенку.

4. Перечислить топографо-анатомические сегменты пищевода.

5. Перечислить синусы перикарда.

 

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Назовите отделы париетального листка плевры: а) …, б) …, в) ….

2. Перечислите отделы грудной аорты: а) …, б) …, в) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В хирургическое отделение поступил больной с грыжевым выпячиванием в области мечевидного отростка грудины. Какая особенность строения грудины может привести к данной патологии?

2. У больного диагностирована коарктация аорты (врожденное сужение аорты) на уровне перехода дуги в нисходящую часть. Какие артерии принимают участие в развитии коллатерального кровообращения?

 

Покажите на препарате

1. Артериальную связку (Боталлов проток).

2. Бифуркацию трахеи.

3. Блуждающий нерв.

4. Большой внутриностный нерв.

5. Большую грудную мышцу.

6. Верхний межплевральный треугольник.

7. Верхнюю полую вену.

8. Вилочковую железу.

9. Висцеральную плевру.

10. Внутреннюю грудную артерию.

11. Восходящую часть дуги аорты.

12. Возвратный гортанный нерв.

13. Главный бронх левого легкого.

14. Главный бронх правого легкого.

15. Горизонтальную междолевую борозду правого легкого.

16. Грудинную, реберную и поясничную части диафрагмы.

17. Грудной лимфатический проток.

18. Диафрагмальный нерв.

19. Доли левого легкого.

20. Доли правого легкого.

21. Дугу аорты.

22. Корень легкого.

23. Косую междолевую борозду легкого.

24. Косую пазуху перикарда.

25. Левую венечную артерию.

26. Левую легочную артерию.

27. Левые легочные вены.

28. Легочный ствол.

29. Малую грудную мышцу.

30. Малый внутриностный нерв.

31. Межреберный сосудисто-нервный пучок.

32. Непарную вену.

33. Нижний межплевральный треугольник.

34. Нижнюю полую вену.

35. Нисходящую часть аорты.

36. Париетальную плевру.

37. Передненижнюю пазуху перикарда.

38. Перикард.

39. Пищевод.

40. Переднюю зубчатую мышцу.

41. Плечеголовные вены.

42. Плечеголовной артериальный ствол.

43. Поверхностное субпекторальное пространство.

44. Подключичную артерию.

45. Подключичную вену.

46. Полунепарную вену.

47. Поперечную пазуху перикарда.

48. Правую венечную артерию.

49. Правую легочную артерию.

50. Правые легочные вены.

51. Реберно-диафрагмальный синус.

52. Симпатический ствол.

53. Средостенно-диафрагмальный синус.

54. Ушко правого предсердия.

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы таблицы.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Гудимов В.С. с соавторами. «Практикум по топографической анатомии». – Минск, 1991.

4. Золотко Ю.Л. «Атлас топографической анатомии человека». – Ч-2, М., 1967.

5. Кованов В.В., Бомаш Ю.М. «Практическое руководство по топографической анатомии». – М., 1964.

6. «Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией». Под редакцией В.Н.Шевкуненко. – М., 1947.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема занятия: Оперативная хирургия грудной стенки и органов

Легких.

Цель занятия:

1. Изучить и отработать технику первичной хирургической обработки проникающих и непроникающих ран грудной стенки.

2. Изучить и отработать технику пункций плевральной полости и перикарда.

3. Изучить технику хирургического лечения маститов.

4. Изучить принципы оперативных вмешательств на органах грудной полости.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И

ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

КИРОВ – 2008

 

УДК 617.089: 611.9 (378.14)

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.

 

 

Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.

Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.

 

Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин;

Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.

 

 

© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е.

© КГМА, Киров - 2008.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений.

Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность.

Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.

Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:

 

А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела

человека:

1. Границы области.

2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.).

3. Послойное расположение тканей в данной области.

4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное

значение этих особенностей в норме и патологии.

5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых

слоев, их взаимоотношения.

6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных

образований.

7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области.

8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.

 

Б) При изучении хирургической анатомии органов:

1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.

2. Скелетотопия.

3. Отношение к фасциям и серозным покровам.

4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом.

5. Синтопия органа.

6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.

 

В) При изучении клетчаточных пространств:

1. Голотопия.

2. Границы клетчаточных пространств.

3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.

4. Связи с другими клетчаточными пространствами.

5. Основные пути инфицирования.

6. Оперативные доступы, методы дренирования.

 

Г) При изучении техники оперативных вмешательств:

1. Название, цель операции.

2. Показания к операции.

3. Положение больного на операционном столе.

4. Способы обезболивания.

5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.

6. Оперативный доступ и его обоснование.

7. Оперативный прием, способы операции, этапы.

8. Ошибки и возможные осложнения.

9. Виды и техника швов, применяемых при операции.

10. Выход из операции, ушивание раны.

 

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.

 

- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей.

- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть.

- Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа.

- Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях.

- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице.

- Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.

- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр

 

- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода.

- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.

- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение.

- Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.

- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.

- Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства.

- Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза.

- Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)

 

Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,

применение. Медицинская техника. Разъединение и

Соединение тканей.

Цель занятия:

1. Изучить классификацию хирургического инструментария.

2. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.

3. Изучить способы разъединения и соединения тканей.

4. Усвоить основные способы вязания узлов и соединения тканей.

Продолжительность занятия – 4 часа.

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.

3. Шовный материал

4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Группы хирургических инструментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.328 с.)