Клетчаточным пространствам. Трахеостомия. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клетчаточным пространствам. Трахеостомия.



 

Цель занятия:

1. Овладеть техникой разрезов при гнойных процессах на шеи.

2. Отработать технику выполнения вагосимпатической блокады по А.В.Вишневскому.

3. Освоить технику выполнения различных способов трахеостомии.

4. Иметь представление о основных видах оперативных вмешательств на сосудисто-нервных образованиях и органах шеи.

 

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов для выполнения оперативных вмешательств на шеи.

3. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Особенности первичной хирургической обработки ран шеи.

2. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных доступов к органам шеи.

3. Техника вскрытия поверхностных флегмон шеи.

4. Техника вскрытия глубоких флегмон шеи.

5. Топографо-анатомическое обоснование и техника выполнения вагосимпатической блокады по А.В.Вишневскому.

6. Техника обнажения сонных артерий.

7. Канюлирование грудного лимфатического протока.

8. Верхняя и нижняя трахеостомия.

9. Топографо-анатомическое обоснование и техника выполнения струмэктомии по О.В.Николаеву.

10. Ошибки и осложнения при операциях на шеи.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисовать оперативные доступы к органам шеи.

2. Перечислить возможные ошибки и осложнения при выполнении трахеостомии.

 

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Набор для интубации трахеи состоит из: а) …, б) …, в) …, г) ….

2. Наружными ориентирами для проведения вагосимпатической блокады по А.В.Вишневскому служат: а) …, б)….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. После выполнения трахеостомии у больного возникла подкожная

эмфизема шеи, которая распространилась на грудную клетку.

Укажите, какую ошибку допустил хирург и на каком этапе

операции?

2. В хирургическое отделение поступил больной с аневризмой

подключичной артерии. Решено произвести её перевязку.

Укажите, какие оперативные доступы наиболее рационально

Использовать в данном случае, опишите этапы оперативного

приема?

 

Практические навыки:

1. Набрать комплект хирургических инструментов для трахеостомии.

2. Произвести верхнюю трахеостомию.

3. Произвести вагосимпатическую блокаду по А.В.Вишневскому.

4. Произвести первичную хирургическую обработку раны шеи.

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

4. Отработать технику операций на шеи на биологическом материале.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Матюшин И.Ф. «Руководство по оперативной хирургии». – Горький, 1982.

4. Лопухин Ю.М., Молоденков М.Н. «Практикум по оперативной хирургии». – М., 1968.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (7-й семестр)

 

Тема занятия: Топографическая анатомия грудной стенки и органов

Грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее

Средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце.

Топография пищевода.

Цель занятия:

1. Изучить послойное строение стенок грудной клетки, межреберные промежутки.

2. Изучить топографию молочной железы, клетчаточные пространства грудной клетки.

3. Изучить топографическую анатомию плевры и легких.

4. Изучить топографию органов переднего средостения.

5. Изучить топографию органов заднего средостения.

 

Продолжительность занятия – 5 часов.

 

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 50 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час 15 мин.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

 

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп, изолированные органокомплексы).

2. Набор хирургического инструментария для препарирования.

3. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

4. Скелет.

 

Контрольные вопросы:

1. Границы и внешние ориентиры грудной клетки.

2. Послойное строение грудной стенки.

3. Топография межреберного промежутка и межреберного сосудисто-нервного пучка.

4. Топография и клетчаточные пространства молочной железы.

5. Особенности лимфооттока от молочной железы.

6. Топография плевры и плевральных синусов.

7. Современные представления о топографической анатомии легких.

8. Особенности топографии элементов корня легкого.

9. Понятие о средостении, его границы и деление на отделы.

10. Топографическая анатомия сердца и перикарда.

11. Топографическая анатомия вилочковой железы.

12. Топографическая анатомия грудного отдела аорты.

13. Топографическая анатомия верхней полой вены.

14. Топография диафрагмальных, блуждающих и возвратных нервов.

15. Топографическая анатомия пищевода.

16. Топографическая анатомия непарной и полунепарной вен.

17. Топография пограничного симпатического ствола и его ветвей.

18. Топографическая анатомия грудного лимфатического протока.

19. Клетчаточные пространства и лимфатические узлы средостения.

 

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисовать схему лимфооттока от молочной железы.

2. Зарисовать проекцию междолевых борозд легкого на грудную стенку.

3. Зарисовать проекцию клапанов сердца на грудную стенку.

4. Перечислить топографо-анатомические сегменты пищевода.

5. Перечислить синусы перикарда.

 

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Назовите отделы париетального листка плевры: а) …, б) …, в) ….

2. Перечислите отделы грудной аорты: а) …, б) …, в) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В хирургическое отделение поступил больной с грыжевым выпячиванием в области мечевидного отростка грудины. Какая особенность строения грудины может привести к данной патологии?

2. У больного диагностирована коарктация аорты (врожденное сужение аорты) на уровне перехода дуги в нисходящую часть. Какие артерии принимают участие в развитии коллатерального кровообращения?

 

Покажите на препарате

1. Артериальную связку (Боталлов проток).

2. Бифуркацию трахеи.

3. Блуждающий нерв.

4. Большой внутриностный нерв.

5. Большую грудную мышцу.

6. Верхний межплевральный треугольник.

7. Верхнюю полую вену.

8. Вилочковую железу.

9. Висцеральную плевру.

10. Внутреннюю грудную артерию.

11. Восходящую часть дуги аорты.

12. Возвратный гортанный нерв.

13. Главный бронх левого легкого.

14. Главный бронх правого легкого.

15. Горизонтальную междолевую борозду правого легкого.

16. Грудинную, реберную и поясничную части диафрагмы.

17. Грудной лимфатический проток.

18. Диафрагмальный нерв.

19. Доли левого легкого.

20. Доли правого легкого.

21. Дугу аорты.

22. Корень легкого.

23. Косую междолевую борозду легкого.

24. Косую пазуху перикарда.

25. Левую венечную артерию.

26. Левую легочную артерию.

27. Левые легочные вены.

28. Легочный ствол.

29. Малую грудную мышцу.

30. Малый внутриностный нерв.

31. Межреберный сосудисто-нервный пучок.

32. Непарную вену.

33. Нижний межплевральный треугольник.

34. Нижнюю полую вену.

35. Нисходящую часть аорты.

36. Париетальную плевру.

37. Передненижнюю пазуху перикарда.

38. Перикард.

39. Пищевод.

40. Переднюю зубчатую мышцу.

41. Плечеголовные вены.

42. Плечеголовной артериальный ствол.

43. Поверхностное субпекторальное пространство.

44. Подключичную артерию.

45. Подключичную вену.

46. Полунепарную вену.

47. Поперечную пазуху перикарда.

48. Правую венечную артерию.

49. Правую легочную артерию.

50. Правые легочные вены.

51. Реберно-диафрагмальный синус.

52. Симпатический ствол.

53. Средостенно-диафрагмальный синус.

54. Ушко правого предсердия.

 

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы таблицы.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

 

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Гудимов В.С. с соавторами. «Практикум по топографической анатомии». – Минск, 1991.

4. Золотко Ю.Л. «Атлас топографической анатомии человека». – Ч-2, М., 1967.

5. Кованов В.В., Бомаш Ю.М. «Практическое руководство по топографической анатомии». – М., 1964.

6. «Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией». Под редакцией В.Н.Шевкуненко. – М., 1947.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема занятия: Оперативная хирургия грудной стенки и органов





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.24.9 (0.008 с.)