Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы успешного проведения родительского собрания↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Подготовила: Руководитель ШМО учителей начальных классов Сигарева И. В.
Август 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3 ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………………………………………………..4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………….5 ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………5 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ………………………………………6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………………………….6 ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ......7 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ……………………..8 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ………………………………………………………………………………………...8 ТЕМЫ БЕСЕД И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:…………………………………………….9 - 1- 4 классы………………………………………………………………………..........................9 - 5 – 6 классы……………………………………………………………………............................9 - 7 – 9 классы ……………………………………………………………………..........................10 -10 – 11 классы……………………………………………………………………………………10 СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ……………………………………..........................10 ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ………………………...........................11 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ……………………………………………12 ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ…………………………………………………………………...14 ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса……………………………...........................14 Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ………………….........................15 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ………………………………………15 ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ..16 ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………….17 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………19 ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..20
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей. Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные. Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды. Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется. Родительские собрания нужны:
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 1.Организационные: -составление и утверждение планов работы; -избрание родительского комитета; -распределение общественных поручений; -разработка мероприятий с участием родителей 2.Собрания по плану классного всеобуча родителей. 3.Тематические. 4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему). 5.Собрания-практикумы. 6.Итоговые и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. 2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 1.Выбор темы собрания. 2.Определение целей родительского собрания. 3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. 4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование). 5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников. 6.Приглашение родителей и других участников собрания. 7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. 8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа. 1. Вступительное слово классного руководителя (5 мин). 2. Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин). 3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин). 4. Обсуждение проблемы (20 мин). 5. Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.
Классы. 1.Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию). 3.Младший школьный возраст и его особенности. 4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений). 5.Как выявлять и развивать способности детей. 6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8.Воспитание характера ребенка в семье. 9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12.Новое в системе национального воспитания. 13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.
Классы. 1.Новое в системе национального воспитания. 2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда. 3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье. 4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье. 5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа. 6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся 7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании. 8.Вред алкоголя и курения. Классы. 1.Пример родителей в воспитании детей. 2.Особенности воспитания подростков в семье. 3.Половое развитие и методы полового воспитания. 4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов. 5.Активные формы отдыха в вашей семье. 6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье. 7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании. 8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье. 9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду. 10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье. 11.Изучения корней семейного рода. 12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали. Классы. 1.Основные направления воспитания в семье. 2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции. 3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Анкета «Мой ребёнок» 1.Когда он родился, то ________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ____________________ ____________________________________________________________________ 3.О здоровье можно сказать следующее _________________________________ ____________________________________________________________________ 4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _______________________ ____________________________________________________________________ 5.Его отношение к школе было _________________________________________ ____________________________________________________________________ 6.Трудности воспитания связаны с _____________________________________ ____________________________________________________________________ 7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ____________________ ___________________________________________________________________ Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). Ищи истину вместе с ребенком, Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя. ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса - Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. -Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. -Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. -Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. -Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. -Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. -Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. -Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. -Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. -Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему. Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ 1.Ребёнок не хочет учиться. 2.Как развить плохую память ребёнка. 3.Единственный ребёнок в семье. 4.К чему может привести тревожность детей. 5.Талантливый ребёнок в семье. Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ в начальной школе
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Основные направления деятельности классного руководителя: -обеспечение нормального физического здоровья школьников; -решение проблемы общения; -расширение познавательной сферы ребёнка; -повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности классного руководителя:
1.Рефлексивно-аналитические способности: -способность анализировать свою деятельность; -способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности; -умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива; -умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
2.Организаторские способности: -ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат; -планировать работу с теми, кто будет её осуществлять; -разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса; -создать положительную установку на предстоящую деятельность; -использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей; -координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
3.Коммуникативные способности.
ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой. Задачи собрания: 1.Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом. 2.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе. Вопросы для обсуждения*: 1.Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка? 2.По каким законам должно идти воспитание в семье? 3.Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)? План проведения собрания (примерный) 1.Знакомство с директором школы и школьной администрацией. 2.Представление педагога, который будет работать с классом. 3.Экскурсия по школьному зданию. 4.Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?». 5.Анкетирование родителей по теме собрания. 6.Самопредставление – визитная карточка семьи. 7.Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей». Ход собрания-встречи Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс. I. Вступительное слово директора школы (вариант). II.Выступление заместителя директора по начальной школе. III. Самопредставление учителя. Учитель проводит самопредставление: 1.Рассказ о себе, о выборе профессии педагога. 2.Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом. IV. Самопредставление семей. 1.Фамилия, имя, отчество родителей. 2.Возраст родителей, день рождения семьи. 3.Интересы, увлечения семьи. 4.Традиции и обычаи семьи. 5.Девиз семьи. V.Экскурсия по школьному зданию. VI.Советы родителям. VII. Анкетирование родителей. Второе собрание Задачи собрания: 1.Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. 2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником. Вопросы для обсуждения: 1.Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. 2Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. 3.Система взаимоотношений детей в классе. Ход собрания I.Обсуждение первого школьного дня ребенка. Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так. Психологические трудности адаптации ребенка к школе. При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника: 1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. 2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься. 3.Не дерись без причины. 4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. 5.Играй честно, не подводи своих товарищей. 6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. 7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. 8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. 9.Старайся быть аккуратным. 10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. 11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Третье собрание Задачи собрания: 1.Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка. 2.Определить наименования и количество передач для просмотра детьми. Вопросы для обсуждения: 1.Роль телевидения в жизни ребенка. 2.Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка. Вопросы для дискуссии: 1.Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? 2.Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка? 3.Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты. Ход собрания I. Вступительное слово учителя (вариант). 1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор? 2.Ты смотришь телевизор один или со своей семьей? 3.Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи? 4.Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной? II.Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы. III. Дискуссия. Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м: 1.Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами? 2.Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное? Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями. IV.Рекомендации родителям: V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы: 1.Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? 2.Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу? 3.Какие передачи предпочитает? 4.В какой передаче хотел бы сам принять участие? 5.Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д. Родителям на заметку: Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Четвертое собрание Задачи собрания: 1.Ознакомиться с самооценкой учеников класса. 2.Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся. Ход собрания I.Вступительное слово педагога (вариант).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.012 с.) |